Празднование мистерии путешествия
Человек, прошедший невероятные испытания второй и третьей матриц и радующийся переживанию возрождения, связанному с четвертой матрицей, обычно испытывает чувство ликования. Это может воплощаться в героических персонажах из мифологии, таких, как святой Георгий, поражающий Змея, Тезей, побеждающий Минотавра, или младенец-Геракл, разделывающийся с удавами, напавшими на него при рождении. Одни люди рассказывают о видении ослепительного света со сверхъестественным излучением божественного разума, или о переживании Бога как чистой духовной энергии, пронизывающей все вокруг. Другие описывают полупрозрачную небесно-голубую дымку, красивые радуги или захватывающее видение замысловатых узоров, напоминающих павлиньи перья. Там могут быть величественные образы явлений божественных сущностей с чертами ангелов и других небесных существ. Это время также весьма подходит для появления Великой Богини-матери из различных культур, излучающей любовь и защиту, - Девы Марии, Исиды, Кибелы или Лакшми.
В некоторых случаях духовное возрождение может быть связано с особыми переживаниями - союз Атмана-Брахма-на, описанный в древних индуистских текстах. Здесь человек ощущает глубокую связь со своей самой сокровенной духовной сущностью. Иллюзия индивидуального «я» (джи-ва) увядает, и человек радуется воссоединению со своим божественным «Я» (Атман), которое является также Вселен-
ским «Я» (Брахман), космическим источником всего бытия. Это прямой и непосредственный контакт с Вездесущим, с Богом, или с тем, о чем в Упанишадах говорится как о Тат твам аса («Ты есть То»). Это осознавание фундаментальной тождественности сознания индивидуума с творческим принципом Вселенной является одним из наиболее глубоких переживаний, какие только может иметь человек. Духовное возрождение, как оно переживается через БПМ-IV, может вновь привести к океаническому блаженству БПМ-1, и посредством этого мы ощутим космическое единство.
Этот символический союз с матерью, который, как правило, следует за переживанием возрождения («хорошая» грудь), очень близок к переживанию безмятежного существования внутри матки («хорошая» матка); они часто чередуются или даже сосуществуют. Переживание БПМ-IV может сопровождаться чувствами слияния со всем остальным миром, напоминая таким образом переживание единства, которое мы обсуждали в контексте БПМ-1. В этом состоянии окружающая нас реальность обладает качеством божественного. Когда мы чувствуем единение со всем существующим, то над всеми остальными интересами одерживает верх понимание ценности естественной красоты и простой, естественной жизни. Мудрость учителей и философских учений, подчеркивающая эти ценности (философские труды Жан-Жака Руссо, Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо, а также учения даосизма и дзен-буддизма), кажется, говорит сама за себя и является неоспоримой.
При самых идеальных обстоятельствах смерть эго и возрождение могут иметь далеко идущие и часто продолжительные последствия. Это освобождает нас от параноидальной, самооборонительной позиции по отношению к миру, которую мы можем иметь в результате определенных аспектов нашего рождения и последующих болезненных переживаний. Нам кажется, будто с нас срывают фильтры и искажающие линзы, ограничивающие наше восприятие себя и мира. Вместе с переживанием возрождения все наши сенсорные проходы внезапно раскрываются. Виды, звуки, запахи, вкусы и тактильнью ощущения - все это предстает намного более сильным, живым и приятным. Мы можем вдруг почувствовать, что как бы видим мир впервые. Все вокруг нас, даже самые обычные и знакомые сцены, кажутся нам
необычайно будоражащими и вдохновляющими. Люди рассказывают при этом о совершенно новых путях к тому, как научиться ценить своих возлюбленных, наслаждаться звуками музыки, красотой природы и прочими удовольствиями, которые дарит нам мир.
Высшие побуждающие силы, такие, как стремление к справедливости, правильное понимание гармонии и красоты и желание творить ее, терпимость и уважение, возникшие по отношению к другим людям, а также чувство любви, становятся в нашей жизни все более важными. И более того, мы воспринимаем их как непосредственное, естественное и логичное выражение нашей истинной природы и вселенского порядка. Их невозможно объяснить в терминах психологических защит, таких, как фрейдистское «формирование реакции» (казаться быть любящим, когда на самом деле испытываешь агрессию и ненависть) или «сублимация» примитивных инстинктивных побуждений (затрата длительного времени на помощь другим как способ справиться с сексуальным напряжением). Интересно, что между этим новым осозмазанием и тем, что Абрахам Мэслоу называет «мета-ценностями» и «метамотивациями», существуют поразительные параллели. Он регулярно наблюдал подобные перемены в людях, имевших спонтанные мистические или «пиковые переживания». Такого рода положительные последствия больше всего ощущаются в течение нескольких дней или даже недель после духовного прорыва и имеют тенденцию со временем угасать; однако, на более тонком уровне они навсегда преображают человека.
Человек, удачно завершивший процесс смерть-возрождение, испытывает чувство глубокого расслабления, тихого наслаждения, безмятежности и внутреннего покоя. Правда, в некоторых случаях этот процесс не следует своим полным курсом, и результаты во временном состоянии напоминают манию. Подразумеваемый человек может ощущать чрезмерное возбуждение, гиперактивность и эйфорию, доходящие до абсурда. Например, после незавершенного прорыва в БПМ-IV и первого натиска космических прозрений некоторые люди начинают носиться туда-сюда и кричать о своих открытиях, пытаясь поделиться ими со всеми подряд. А кое-кто может считать их прозелитическими, тре-
бовать особых почестей, пытаться устраивать празднования и строить грандиозные планы по изменению мира.
Это часто случается в спонтанных психодуховных кризисах, где понимание, поддержка и руководство, как правило, недоступны. Когда открытие своей божественности остается привязанным к эго тела, то оно вместо искреннего мистического прозрения может принять форму психотической мании величия. Этот вид поведения указывает на то, что человек не соединился полностью с БПМ-IV и должен прорабатывать и интегрировать некоторые проблематичные элементы из БПМ-111. После того как эти остаточные негативные аспекты БПМ-ill полностью разрешены, возрождение переживается в своей чистой форме, как тихий восторг с безмятежностью и покоем. Это состояние является вполне удовлетворительным и самодостаточным и не требует никаких немедленных действий.