Удивительные сенсорные способности плода

Группа французских специалистов различного профиля опубликовала результаты исследования, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развива­ются уже к третьему месяцу. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в со­стоянии временного бездействия. Плод просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, функционирующее толь­ко при наличии воздуха, также бездействует до момента рож­дения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает оп­ределенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с «жадностью» проглатывать двойную порцию. При исполь­зовании горького раствора количество потребляемой жидко­сти крайне мало. Более того, удалось получить изображе­ние плода с гримасой недовольства, являющейся следстви­ем отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпи­вает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и кото­рая характерна для региона проживания родителей. Приве­дем пример, когда малютка-индианка была удочерена суп­ругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, при­готовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потребляемое в пищу ее матерью во время беременности.

На сегодняшний день наиболее широко изучены чувстви­тельность и слух. Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерыв­ному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца. Одна­ко Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные ре­акции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти меся­цев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой девочкой, страдавшей аутизмом (погружение в мир личных переживаний). Ему удалось снять развившиеся нарушение путем использования английского языка в проводимых бесе­дах. Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале бе­ременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками не­посредственно с момента зачатия, сохраняя всю информа­цию в памяти.

Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному вы­воду после наблюдения за семьями профессиональных вока­листов, постоянно упражняющихся дома. Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой ниж­ней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что

и впоследствии они оставались неутомимыми ходоками.

Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и боль­ниц Парижа, в которых приняли участие известные специали­сты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гам­му, и их соотнесенностью с определенными участками основ­ного энергетического меридиана, хорошо известного специа­листам в области акупунктуры.

Бесспорным фактом является существование вибрацион­ного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев. При стимуляции одной из энергетических точек, одного из не­рвных центров, данный процесс распространяется также и на области, которые они иннераируют. Это приводит к динамиза­ции всей ЦНС, включая мозг

На основании своих наблюдений Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если таковые уже имелись.

Аучер считает, что «хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая производит на свет здо­ровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях». Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут суще­ствовать.

Если отцы регулярно разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренаталь-ном периоде. Причем они действуют на малышей, как пре­красное успокоительное средство, и могут быть успешно ис­пользованы при сильном эмоциональном напряжении.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать им состояние равновесия про­стым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В данном случае пациенты воспринимают голос так,

как воспринимали его , находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возмож­ность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелатель­ные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на его про­грамму. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбужда­юще, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что ка­сается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что бу­дущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурно­го движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание может стать подлинным процес­сом обучения. В своем интервью телевидению американс­кий дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом. «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенны­ми произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упо­мянул об этом при матери, которая в прошлом была виолон­челисткой. Она посмотрела свои старые программы и обна­ружила, что сын знал наизусть именно те произведения, ко­торые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процесса непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене расска­зывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы могли спро­сить об этом Моцарта!

Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязатель­но произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно — он будет восприимчив к ней и к различным звукам. Кроме возможного формирования опре­деленных способностей, мать безусловно привьет ребенку

вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последую­щую жизнь.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведе­ния эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД .

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора: качества эмоциональной связи, су­ществующей между матерью и ребенком. Любовь, с кото­рой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появ­лением; богатство общения, которое мать делит с ним, ока­зывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Опрос 500 женщин показал, что почти 1/3 из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей, у них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плака­ли намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающем и к жизни, к сожалению, у ученых пока еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зре­лости. Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви воз­никает еще до рождения.

В июле 1983 г. доктор Верни, психиатр из Торонто, орга­низовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого уча­ствовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрос­лых, причиной страдания которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с ма­терью во время беременности. Рассмотрим в качестве при­мера случай с мужчиной, который испытывал внезапные при­ливы жара, сопровождающееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном

порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла оче­редь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внут­реннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотиче­ское воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, буду­чи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беремен­ность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только ощущение чрезмерного жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании мате­ри. Именно это и явилось причиной страдания уже взросло­го человека.

Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Леви­ным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.

Зубы - это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Ле­вин был первым специалистом, обратившим внимание на се­роватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мне­нию, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.

Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину уда­лось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же блокировало про­цесс формирования молочных зубов и, возможно, мягких тка­ней и органов на более или менее продолжительный период? Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение бесед с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о

существовании четкой взаимосвязи между вышеуказанны­ми аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.

При стрессе наш организм, в частности, наши надпочеч­ники начинают вырабатывать катехоламины, или так назы­ваемые стрессовые гормоны, которые помогают нам спра­виться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают че­рез плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состо­яние матери. Однако оно гораздо сильнее и имеет боль­шую значимость, поскольку у взрослого человека за вре­мя его жизни развиваются защитные реакции, отсутствую­щие у плода.

Однако если здесь, в этом зале, сегодня присутствуют беременные женщины, то им° не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень силь­ном стрессе. Мы не берем в расчет быстро проходящее чув­ство тревоги, например, из-за вмятины в крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний. К ним можно отнести, к примеру, плохие взаимоотношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохра­няющим ребенка любовью к нему. Она способна прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстре­мальных ситуациях.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости, сча­стья, процветания, наш мозг секретирует эндорфины, или гор­моны «счастья». Они способны сообщать ощущение покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти со­стояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего муж­чины или женщины.

На конгрессе в Торонто была также рассмотрена пробле­ма обратного действия, т.е.- плода на мать. Например, счита­ется, что беременность при диабете характеризуется опре­деленной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюда­лось улучшение самочувствия женщин, что было обуслов-

лено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние бере­менности на общее состояние здоровья матери. Наблюде­ния за ребенком после рождения свидетельствуют о нали­чии тесной взаимосвязи между этим фактором и состояни­ем плода. Это подтверждается восстановлением естествен­ных реакций у матери после родов.

Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердитель­ный ответ на этот вопрос. Мы здесь можем привести (как ради развлечения, так и в качестве информации к размыш­лению) случай с матерью Наполеона. Именно и только во время этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражений, разработке стратегических планов, которая прошла сразу же после рождения будущего императора. Я не рискну комментировать этот факт, а просто сообщаю вам о нем в том виде, как он описан историками.

Наши рекомендации