Трудности воспитания и ухода за детьми
О наличии потребности в детях можно судить на основе того факта, что человек стремится преодолеть трудности и препятствия, связанные с рождением и воспитанием каждого последующего ребенка. Характер преодолеваемых препятствий, их сложность, усилия, затрачиваемые на их преодоление, степень готовности жертвовать личными интересами, свободным временем и т. п. могут дать представление об интенсивности имеющейся у индивида потребности в детях.
Удовлетворение потребности в детях очень специфично по сравнению с другими потребностями. Дело в том, что удовлетворение существующих потребностей обычно служит основой для появления новых. Своеобразие потребности в детях в том, что с удовлетворением таковой приостанавливаются или в значительной мере «сворачиваются» другие потребности, развитию и появлению которых мешают дети. Удовлетворяя потребность в детях, родители сознательно идут на ограничение своих материальных и духовных запросов. Например, в определенные периоды беременности и в первые месяцы после рождения ребенка женщина почти полностью лишается возможности проводить досуг по своему усмотрению. Когда ребенок мал, ее деятельность подчинена режиму питания и уходу за ним. Материальные затраты, связанные с содержанием детей, механически ограничивают соответствующие материальные потребности родителей. Рождение ребенка означает также уменьшение размеров жилой площади, приходящейся на члена семьи, родители сокращают свое свободное время, посвящая его детям, и т. д.
Трудности, которые кажутся разумеющимися и на которые готов пойти человек ради первенца, могут стать непреодолимым препятствием при планировании второго ребенка. И дело здесь не только в объективных препятствиях, но и в желании иметь еще детей.
Респондентам вспомогательного опроса предложили указать трудности, на которые они готовы пойти ради рождения того или иного по счету ребенка. Здесь же давался список из 23 наиболее вероятных трудностей. Как показали итоги исследования, в связи с намерениями иметь то или иное число детей или не иметь их вовсе изменяется характер называемых респондентами препятствий.
По мнению опрошенных инженерно-технических работников, ради детей вообще не стоит идти на такие трудности, как оставление учебы совсем (10% из числа всех перечисленных трудностей указали мужчины и 14%-женщины), значительное ухудшение материальных условий (13 % указали мужчины и 6% - женщины), увольнение с работы (10 и 13% соответственно мужчин и женщин), конфликт с брачным партнером, если он не желает иметь детей (около 7% мужчин и женщин от общего числа трудностей), обращение к родителям за материальной помощью или за помощью в уходе за ребенком (свыше 5%), жертвование карьерой, остановка профессионального роста (около 7%).
Как видим, для определенной части респондентов важно, чтобы дети не мешали им укреплять свой социальный статус, не подрывали внутрисемейных отношений, не ставили бы в зависимость от других. Сохранение самостоятельности и независимости - вот та идея, ради которой многие однодетные и двухдетные мужчины и женщины могли бы отказаться от рождения детей. Несущественными при решении вопроса о рождении детей вообще им кажутся такие трудности, как хлопоты по улучшению жилищных условий, сокращение выходов в кино, театр, бессонные ночи в связи с уходом за малышом, жертвование второстепенными личными интересами, перерыв в работе на некоторое время, некоторые материальные затруднения и некоторое ухудшение жилищных условий.
Ради первенца опрошенные готовы пойти на многие трудности; на серьезные материальные затруднения, перерыв в учебе, сокращение выходов в кино и театр, сокращение встреч с друзьями и т. п. Реже проявляется готовность ради первого ребенка уволиться с работы (причем двухдетные респонденты готовы идти на эту меру чаще, чем однодетные), оставить учебу совсем, устроить длительные перерывы в работе, дополнительно работать с целью приработка. Важно отметить, что те, у кого двое детей (и мужчины, и женщины), чаще готовы идти на трудности, ущемляющие личные интересы, чем те, у кого один ребенок в семье
Стремление к активной профессиональной деятельности, творческому росту - вот что становится препятствием при решении о рождении второго ребенка. Ради его появления инженерно-технические работники редко соглашаются пойти на жертвы, связанные с профессиональным ростом, карьерой, оставлением учебы, потерей работы. Чаще они готовы преодолеть трудности материально-бытового плана, поступиться второстепенными и главными личными интересами, увлечениями, переносить неудобства, связанные с беременностью женщины. Причем респонденты, имеющие двоих детей, менее охотно идут на эти трудности, чем однодетные.
Отказ от третьих детей мотивируется прежде всего материально-бытовыми трудностями Мало кто готов пойти на серьезные материальные лишения или решиться рожать третьего ребенка в плохих жилищных условиях, хотя на некоторые трудности экономического и бытового характера определенная часть опрошенных решилась бы. Женщины пессимистичнее в этом плане, чем мужчины, и особенно двухдетные женщины по сравнению с двухдетными мужчинами Мужчины ради третьего ребенка готовы были бы пожертвовать как второстепенными, так и основными личными интересами и увлечениями, преодолеть трудности, связанные с устройством ребенка в ясли и детсад, сократить встречи с друзьями, хлопотать по поводу улучшения жилищных условий. Они готовы дополнительно работать, меньше бывать в кино и театрах. Женщины более сдержанно проявляют свое отношение к обстоятельствам, сопряженным с появлением третьего ребенка, но в большей степени, чем мужчины, готовы проводить бессонные ночи с малышом, уволиться с работы или прервать трудовой стаж на длительное время.
Опрос показал, что появление четвертого ребенка сдерживают трудности материально-бытового плана и нежелание жертвовать дорогими сердцу интересами, увлечениями. Зато чаще и мужчины, и особенно женщины считают уместным оставить работу, сократить различные варианты досуга, встречи с друзьями, не спать ночами, ухаживая за ребенком. Около 19% мужчин готовы работать дополнительно с целью заработка, но преимущественно это однодетные мужчины.
Таким образом, можно сделать вывод, что рождению каждого последующего ребенка предшествует решение вопроса о том, какие трудности при этом возникнут, и всякий раз препятствия видятся человеку по-новому. Если большинство трудностей он приемлет, решаясь иметь первенца, то при рождении второго ребенка ему уже не хочется сталкиваться с некоторыми из них, а в связи с появлением третьего он избегает трудности иного порядка, но больше всего ему не хочется сталкиваться с трудностями, когда речь заходит о четвертом по счёту ребенке.
Данные обследования позволяют сделать вывод о том, что более чадолюбивая личность отличается от менее чадолюбивой не тем, что она не видит трудностей или оптимистичнее относится к ним. Чадолюбивая личность все-таки идет на них, принимая решение иметь более одного ребенка. Именно этим можно объяснить тот, казалось бы, противоречивый факт, что двухдетные респонденты, особенно женщины, чаще, чем однодетные, указывают на различные трудности, возникающие при рождении детей. Но у более чадолюбивой личности появление ребенка чаще ассоциируется с чем-то светлым, радостным в жизни, расценивается как положительный фактор. В этом убеждают полученные нами данные (табл, 3).
В анкете вспомогательного опроса инженерно-технических работников спросили: «Что означает для Вас рождение в семье ребенка?» Было предложено 35 суждений, заключающих в себе положительный и отрицательный смысл. Те, у кого двое детей, чаще, чем однодетные мужчины и женщины, связывали рождение ребенка с положительными факторами: появление ребенка для них чаще означает радость в доме, детскую ласку, привязанность к отцу и матери, надежду и будущее родителей, радость материнства (отцовства).
Таблица 3 Выбор факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка в семье (в % к числу опрошенных в группе)
Положительные | Мужчины | Женщины | Отрицательные | Мужчины | Женщины | ||||||||||||||
факторы | одно-детные | двух-детные | одно-детные | двух-детные | факторы | одно-детные | Двух-детные | одно-детные | двух-детные | ||||||||||
Рождение ребенка — это благотворная встряска, новые впечатления | Риск для здоровья | ||||||||||||||||||
Радость в доме | Большая физическая нагрузка | ||||||||||||||||||
Возможность проявить свою нежность, заботу | Трудности воспитания, обучения | ||||||||||||||||||
Ребенок — это детская паска, привязанность к отцу, матери | Разлад, напряжение в семье | ||||||||||||||||||
Ребенок — помощник в семье, опора в старости | Материальные затруднения | ||||||||||||||||||
Возможность вырастить образованного, интересного человека | Необходимость оставить работу, коллектив | ||||||||||||||||||
Ребенок— наследник всего хорошего во мне | Бессонные ночи | ||||||||||||||||||
Ребенок — надежда и будущее родителей | Возня с пеленками, кашками | ||||||||||||||||||
Ребенок — это возможность проявить свои воспитательские способности | г | Ребенок — преемник моих недостатков | |||||||||||||||||
Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами | Ребенок — проблема жилья | ||||||||||||||||||
Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека | Родить ребенка — значит столкнуться с трудностями устройства в ясли, сад | ||||||||||||||||||
Радость материнства (отцовства) | Завести ребенка — значит привязать себя к дому | ||||||||||||||||||
Дети — будущие граждане и защитники Родины | ТВ | Дети отнимают лучшую часть нашей жизни | С | ||||||||||||||||
Ребенок — самый благодарный обьект вложения наших сил | В | Это волнение за их судьбу, будущее | |||||||||||||||||
Ребенок придает смысл жизни | Сложно дать хорошее образование, профессию | ||||||||||||||||||
Это самый близкий человек в горе и радости | Зависимость от бабушек и дедушек | ||||||||||||||||||
Дети — это гордость родителей | ie | ||||||||||||||||||
Дети — это веселые игры, содержательный отдых | |||||||||||||||||||
В среднем | 17,8 | 25,9 | 21,0 | 26,6 | 9,5 | 7.5 | 9.5 | 7,5 | |||||||||||
Отрицательные факторы, ассоциирующиеся с рождением ребенка, указывают почти в одинаковой мере и мужчины, и женщины независимо от числа имеющихся детей. В единичных случаях опрошенные связывают появление детей с риском для здоровья, разладом н напряжением в семейных отношениях. Практически нет таких отцов и матерей, которые бы сочли, что дети отнимают у них лучшую часть жизни, или которые сослались бы на сложность дать им хорошее образование, профессию, не проявили бы беспокойство за их будущее. Это яркое свидетельство оптимизма, присущего материнству и отцовству в социалистическом обществе.
Однако относительно часто в связи с рождением ребенка упоминаются трудности воспитания и обучения, материальные и жилищные осложнения, недосыпание, решение проблем с устройством в ясли и детсад, нежелание обременять бабушек и дедушек. Причем среди отрицательных факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка, преобладают те, которые относятся к раннему детству, начальным периодам воспитания личности.
С другой стороны, среди положительных суждений реже встречаются такие, которые касались бы детей-подростков, юношеского возраста или взрослой личности. Например, суждение «ребёнок - наследник всего хорошего во мне» отметило лишь 6% однодетных мужчин и женщин и по 12% двух-детных респондентов в обеих группах. Единицы считают, что ребенок дает возможность проявить родителям воспитательские способности. «Ребенок самый благодарный объект вложения наших сил» - с этим согласна половина опрошенных мужчин с двумя детьми и лишь 6-8% женщин, имеющих одного-двоих детей.
Из сказанного можно сделать вывод, что как положительные, так и негативные ассоциации, связанные с рождением ребенка, ограничены в основном ранним периодом его жизни. Напротив, реже представления родителей касаются более поздних периодов развития личности ребенка, когда он становится помощником родителей, образованным, интересным человеком, гордостью отцов и матерей. «Упреждающая мотивация» материнства и отцовства как бы ограничена младенческим периодом развития ребенка, хотя он придает смысл всей жизни родителей, о чем заявляют как однодетные мужчины (42%) и женщины (64%), так и двух-детные респонденты (54 и 68% соответственно).
Итак, на примере инженерно-технических работников мы показали, как отношение к трудностям, возникающим при рождении детей, и ассоциации, связанные с появлением на свет ребенка, могут характеризовать потребность личности в детях. Очевидно, каждому социально-профессиональному слою присущи свои взгляды на эти вопросы. Но в чем-то их оценки, конечно, совпадают: например, как нам кажется, в восприятии трудностей при появлении первенца или негативных факторов, с которыми ассоциируется рождение ребенка. Однако это предположение ждет своих исследователей.