Высокая степень адаптации программы (3 этап).
Характеризуется:
1. Выполнением базовых упражнений на месте без ошибок и с высокой скоростью исполнения.
2. Возможностью проявления максимальных мышечных усилий в каждом упражнении («обезьянка» в стойку на руках, «длинный» кувырок).
3. Выполнением базовых упражнений с заданным темпом и максимальном количеством повторений, то есть столько, сколько определяет тренер.
4. Умением выполнять весь базовый комплекс самостоятельно без тренера-преподавателя и с высоким темпом выполнения.
5. Овладением техникой специализированных гимнастических элементов (ходьба на руках, шпагат, перекаты, мостики).
Характерной особенностью адаптации на данном этапе является наглядное проявление ее на морфофизиологическом уровне и определяется термином «хорошая тренированность» (явное преобладание строения мышечного типа, с хорошей осанкой, увеличением подвижности, «непоседливости», появление зависимости от тренировочных занятий, то есть проявлением желания каждодневно выполнять физические упражнения).
Еще одной характерной особенностью адаптации на 3 этапе является повышенная сопротивляемость к заболеваниям и приближения уровня развития основных физических качеств к результату "Супер".
Продолжительность данного этапа 2-3 месяца.
На 3 этапе освоения программы проводится тестирование занимающихся ,как участие в Спартакиаде.
Обязательной составной частью программы является Спартакиада дошкольников и младших школьников. Спартакиада дошкольников и младших школьников – это соревнования, включающие в себя контрольные упражнения и элементы, усвоенные занимающимися на тренировках, и позволяющие сделать наиболее качественную оценку физического развития ребенка.
Спартакиада проходит в виде тестирования на определение "количества здоровья" по методике профессора Ю.Н. Вавилова "Проверь себя", и подразумевает попадание каждого занимающегося в группу оценки: "Супер" (физическая кондиция), "Отлично", "Хорошо", "Удовлетворительно", "Неудовлетворительно", "Опасная зона".
Участие в Спартакиаде можно рассматривать как последний этап подготовки дошкольником и младших школьников к сдачи норм комплекса ГТО,так как в программу Спартакиады входят отдельные нормативы комплекса ГТО (отжимание ,прыжок в длину с места, упражнения на гибкость), а сами соревнования способствуют мобилизации, концентрации усилий при выполнении упражнений, накоплению соревновательного опыта ,учат правилам поведения на соревнованиях.
Формы и режим занятий.
Дошкольные образовательные учреждения формируют учебно - тренировочные группы, предоставляют место и время проведения занятий, обеспечивают медицинский контроль и допуск к занятиям, организуют явку детей на Спартакиаду.
Учебно - тренировочные группы формируются из числа детей посещающих дошкольные учреждения; возрастные критерия: 4 - 5 и 6 -7 лет, количество детей в каждой группе 10 - 14 человек,т.е. обычная группа детского сада делится на 2 учебно - тренировочные с которыми тренер - преподаватель проводит занятия 2 раза в неделю по 30 минут.
В общеобразовательной школеучебно -тренировочные группы формируются из учащихся начальной школы с 1 по 4 классы. Каждый класс образует 2 учебно - тренировочные группы с количеством занимающихся 12 - 14 человек. с каждой учебно - -тренировочной группой занимается 1 тренер - преподаватель, таким образом в общеобразовательной школе работают 2 тренера - преподавателя одновременно.
Тренер - преподаватель является специалистом в области физической культуре и спорта, прошедшим специальный курс в школе -тренеров по программе "Маугли" и имеющим навыки работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, специальную физическую и техническую подготовку. Специально подготовленный тренер - преподаватель является центральной фигурой программы "Маугли".
Обучение для тренера является непрерывным, обязательным и регулярным на все время действия программы, то есть при реализации программы на постоянной основе действует Школа тренеров.
Основные задачи Школы тренеров:
· Обучение стандартной технологии проведения занятий.
· Получение специальных знаний в области физической культуры и спорта.
· Обмен опыта, совершенствование приемов и навыков проведения занятий.
· Поддержание личной спортивной формы.
· Воспитание нравственных и морально - волевых качеств тренера.
· Контроль качества проведения занятий на местах.
Контингент Школы тренеров:
Спортсмены -разрядники, учителя физвоспитания, педагогические работники дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Отличительные особенности программы " Маугли" :
· Эффективность - сравнительное тестирование показало, что только 9 % из приступивших к занятиям детей соответствует нормам хорошего здоровья, а после года занятий по программе "Маугли" эти нормам соответствовало 85% детей.
· Стандартная технология проведения занятийгарантирующая качество проводимых занятий, позволяющая легко осуществлять контроль проведения занятий обеспечивающая взаимозаменяемость тренеров- преподавателей.
· Уникальность- заключается в использовании принципов спортивных тренировок при занятиях с детьми стартового периода жизни.
· Простота реализации для занятий не требуется строительство сооружений, специального оборудования. Достаточно обычного зала в детском саду и школе.
· Экономичность-программа позволяет при минимальных вложенных средств на каждого ребенка (380 рублей в месяц) получить максимальный оздоровительный эффект (указанная цена действовала до конца 2014 года)
· Доступность (социальная значимость)- программа позволяет каждому ребенку, не зависимо от уровня материального благосостояния родителей ,получить полноценное физическое развитие.
· Готовность детей к занятиям любыми видами спорта - работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста помогает наладить приток физически хорошо подготовленных новичков в различные виды спорта, легко осуществлять селекцию.
· Правовое регулирование-программа адаптирована к нормам федерального законодательства и позволяет легко отслеживать обьем и качество выполненной работы.
· Универсальность -практика реализации программы показала, что программа может быть распространена на любые территории (муниципальные образования, субъекты Федерации)
Критериями оценки эффективности данной программы будут являться:
- Результаты Спартакиады школьников и дошкольников (конец учебного года).
Увеличение количества школьников и дошкольников имеющих уровень физической кондиции «Супер», «Отлично»,"Хорошо" и успешно выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
- Отзывы родителей занимающихся по программе детей.
-Отзывы педагогов о результатах действия программы на учебный процесс.
- Данные медицинского обследования детей, занимающихся по программе, и сравнительный анализ с данными детей, не задействованных в программе.
Содержание учебной дисциплины
1. Разминочный (основной ) комплекс упражнений.
2. Комплекс упражнений на развитие мышц плечевого пояса и живота.
3. Комплекс упражнений на развитие прыгучести.
4. Комплекс упражнений на развитие гибкости.
5. Акробатические упражнения.
6. Подвижные игры.
I Разминочный (основной ) комплекс упражнений включает в себя:
1. Построение и элементы строевых упражнений
а)Обучение основной стойке, общих команд, приветствие.
б)Умение строиться по одной линии.
в)Построение в заключительной части урока.
2. Общеразвивающие упражнения в движении.
а)Спортивная ходьба
б)Бег и разновидности бега.
3. Общеразвивающие упражнения на месте.
а)Для мышц рук и плечевого пояса.
б)Для мышц спины и живота.
в)Для мышц ног и стопы.
г)Движения для координации.
Все упражнения разминочного комплекса, выполняются по единому плану - конспекту для всех занятий который закрепляет порядок выполнения упражнений, требования к технике выполнения упражнений, терминологии и командам.
Разминочный (основной) комплекс является постоянным, неизменным на все время действия программы и для всех возрастов.
Изменения вносимые в основной разминочный комплекс, а так же другие комплексы по развитию физических качеств, могут касаться только в категориях объема выполненных упражнений, темпа выполнения упражнений и в совершенствовании техники выполнения упражнений.
(План - конспект основного разминочного комплекса прилагается)
Приложение №1