Гэнь-гуа и циклические изменения
Процесс перемен: первопредки(первопричины)превращаются в слово—
ян на Гэнь,то есть когда«ручка»Ковша Большой Медведицы указывает насеверо-восток, в это время процесс перемен завершен и начинается вновь. Цикл превращений десяти тысяч вещей начинается в Гэнь-гуа.
Ветер перемен: тяо-фэн(северо-восточный ветер)властвует надпоявлением всего сущего . Северо-восточный ветер , являясь хозяином сезонов Конец зимы (5–6 января – 4–5 февраля) и Начало весны (4–5 февраля – 5–6 марта), порождает процветающую шэн-ци. Будучи гостем в сезоны Конец лета (7–8 июля – 7–8 августа) и Начало осени (7–8 августа – 7–8 сентября), ветер порождает инертную ша-ци, создающую плохое здоровье.
Сезонная активность гуа: расцвет в периоды Цзи-дун(Конец зимы) 5–6января – 4–5 февраля и Мэн-чун (Начало весны) 4–5 февраля – 5–6 марта; упадок в периоды Цзи-ся ( Конец лета) 7–8 июля – 7–8 августа и Мэн-цю (Начало осени) 7–8 августа – 7–8 сентября.
Время суток гуа: ночь(1.00—5.00).
Гэнь-гуа в естественной среде
Космография: Северо-Восточный Дворец мироздания.
География: любое место(местность)к северо-востоку от выбранногоцентра.
Вид местности: холмы и горы,скалы и пещеры.
Метеорологические явления: облако,туман,туман в горах.
Гэнь-гуа в рукотворной среде
Населенные пункты: город,расположенный около горы.
Строения: обитель отшельника,буддийский монастырь,храм предков. Пути сообщения: дорога через горы,горная тропинка,улочка между стен.
Гэнь-гуа и жилье
Дома,ориентированные фасадом на северо-восток.
Элементы жилья: стена с воротами,ворота,ворота с вышками,двери,калитка.
Внутренние помещения — любые,расположенные в северо-восточнойчасти дома. Желательно, чтобы здесь находилась спальня младшего сына.
Квартиры,ориентированные окнами на северо-восток,откуда поступаетнаибольшее количество ци.
Северо-восточные участки внутренних помещений домов или квартир.
Проявления Гэнь-гуа в человеке
Возраст: младший сын и мальчики от1года до15лет. Анатомия: руки,кости,нос,спина.
Характерные качества: медлительность,сомнения,беспокойство. Нозология: артриты,болезни,связанные с пальцами рук,болезни костной
системы. Причины заболеваний : цух-шэнь северо-востока, отклонившийся в сторону от предписанного пути; нечисть из лесов или деревьев, из почвы, скал или камней.
У фан шэнь
Представления о пяти парах первопредков (первопричин) всего сущего сформировались в Древнем Китае на раннем этапе существования родового строя. Каждая пара отвечала за свою сферу мироздания на вертикальном (Небо
– Земля) и горизонтальном ( четыре стороны света и центр) иерархических уровнях. Их функциональные особенности исследовал российский философ А.Е. Лукьянов (1992): «…древнекитайские первопредки… это бесполые, двуполые и вообще всеполые существа, и только функционально, находясь в той или иной горизонтальной области или на том или ином вертикальном уровне, они выполняют роль мужского или женского первопредков. Мужская сущность располагается на Небе, женская на Земле, перемещаясь с Земли на Небо, первопредок из женского превращается в мужского, перемещаясь с Неба на Землю, он становится женским первопредком. А в центре космоса или на Куньлуне все они являются детьми»22. Поэтому земные ипостаси первопредков нередко именовали не помощниками, а помощницами.
Четыре пары первопредков группируются вокруг центральной оси мироздания, представленной одной парой первопредков, объединяющей всех в единого Первопредка, наделенного разными функциями. Каждая пара имеет ряд характерных антропоморфных, зооморфных и фитоморфных обликов. Им приписаны части света, стихии, планеты, звуки, дни календарного цикла, числа и пр. Представления о первопредках, выраженные не в образах, а в абстрактных символах, легли в основу всех космоэнергетических моделей мироздания У син,
Багуа, Хэ ту, Ло шу, Сян Тянь, Хоу Тянь и пр.
В Средневековье приписанные первопредкам классификационные ряды были соотнесены с мифическими управами, а их главы стали почитаться как у фан шэнь — «духи пяти сторон света»или«божества–повелители частейсвета». В качестве их помощников состояли у шэнь — «пять духов».
Восточное направление (стихия Дерево, управа Дерева)
Дух стихии на Небе: Му (Дерево).
Место нахождения на Небе: Дун-гун—Восточный Дворец(45°—135°),
представлен символической фигурой Синего Дракона (Цин- лун), в которую вписываются семь зодиакальных созвездий восточного сектора неба.
Место нахождения на Земле: восточная область Цин-чжоу.
Первопредок восточного племени,он же Владыка восточной управы:
Тай-хао, он же Фу Си (Пао-си, Бао-си) – «мясо, жаренное на очаге», сын Лэй-шэня – духа Грома. Фу Си научил людей пользоваться огнем и готовить на нем
пищу. Он изобрел силки для ловли животных, сети для ловли рыбы, создал багуа , музыку,иероглифическую письменность.Считается покровителемгадательных искусств и медицины. Как Владыку Востока Фу Си называют почетным титулом Цан-ди – Зеленый (Лазурный, Лазоревый) император и именем Лин-вэй-ян – Чудотворный, могущественный , глядящий вверх. В некоторых списках духа восточной стихии на Земле представляет Дику – «божество-император», правнук Хуан-ди, отец правителя Яо и дядя (по другой версии – брат) Чжуань-сюя23.
Помощник Первонредка или Дух – помощник Владыки: Гоуман–
«кривое дерево с острыми побегами» или «Зеленый дух Дерева». Дух держит в руке циркуль, управляет сезоном весны. В его ведении находятся деревья24.
Дыхание Первопредка: движениецистихии Дерево.
Дух Первопредка или Владыки: планетаСуйсин(Юпитер).
Зверь Первопредка или Воплощение Владыки: Цин-лун–Синий
(Зеленый) Дракон.
Зооморфный духвосточного направления:Бимуюй—«пара одноглазыхрыб со сросшимися хвостами».
Звук Первопредка: нотацзяо.
Дни Первопредка: цзя(Ян Дерево)и(Инь Дерево).