Глава 10 Толкование отдельных терминов фэншуй
Тайцзи (Тайцзи ту)
Согласно даосской философии из Предела Небытия {Дао) – безличного праначала всего сущего, находящегося в полном покое, выделилось нечто, названное Великий Предел (Тайцзи) – энергетическая монада. В состоянии движения Великий Предел порождает силу Ян, в покое – силу Инь, соотносимые с мужским и женским началами. Из их союза появляются пять материальных сил (ци), или стихий, обладающих своей особой природой : вода (шу), огонь (ли), дерево (му), металл (цзин) и земля (ту ). Стихии, в свою очередь, сочетаются с четырьмя основными направлениями (ба гуа): юг, запад, север, восток – и порождают Небо (Тянь) и Землю (Кунь), а также всеобщий круговорот жизни (сюньхуань), включающий и человека.
Юй чжоу
Понятие юй чжоу переводится с китайского языка как «Вселенная, космос», где буквально иероглиф юй означает «пространство», а чжоу — «время». Согласно Чжуанцзы: «Имеющее реальность, но не имеющее местоположения – это пространство (юй); имеющее длительность, но не имеющее ни начала, ни конца – это время (чжоу)»1. Согласно Хуайнанцзы: «Уходящее и древнее, наступающее и нынешнее называются временем (чжоу). Четыре стороны и верх и низ называются пространством (/ой)»2. По А.Е. Лукьянову (1993), юй чжоу – космос, представляемый как объем, замкнутый между полусферами неба и земли, с пластическим единством пространства и времени, которые и есть дао3.
Тянь ди
Тянь ди (синоним юй-чжоу) обычно переводят как«космос,природа,мир». Иероглиф тянь буквально означает «небо» в соответствии «время», а ди
— «земля» – «пространство».По А.Е.Лукьянову(1993), тянь ди — космос,представляемый как противостояние небесного и земного пределов, между которыми ритмично, вниз и вверх текут перемены4.
В комментарии к Книге перемен Сици чжуань (середина 1-го тыс. до н. э.) на сей счет содержится ряд афоризмов5:
Небо вверху (почтенно), Земля внизу (презренна) — Это дублируется (позициями) Тянь (Неба) и Кунь (Земли)6.
В Небе творятся образы,
В Земле творятся формы,
Это проявляется метаморфозами и изменениями. Дао Тянь (Неба) вершит мужское, Дао Кунь (Земли) вершит женское.
Тянь (Небо) знает великое начало, Кунь (Земля) творит и завершает вещи.
Тянь (Небо) посредством Перемен знает (великое начало), Кунь (Земля) посредством Текста может (творить вещи). Перемены с Небом и Землей совпадают , Поэтому могут полностью сплести Дао Неба и Земли. Смотрю вверх – созерцаю в Небе узоры, Смотрю вниз – рассматриваю на Земле порядки. Поэтому знаю основы мрака и света.
То инь, то ян – (это) называется Дао.
Рождение и размножение (поколениями) называется Переменами, Вершащее образы называется Тянь ( Небом), Подражающее образцам называется Кунь (Землей),
Познание грядущего по счислению предела Называется оракулом (предсказанием), Проникновение в метаморфозы называется службой (делом),
Безмерность глубины инь-ян называется духом.
Тянь (Небо): его покой – фокусировать (понятийные образы), Его движение – испускать их по вертикали, Поэтому великое (высокое) рождается в нем.
Кунь (Земля): ее покой – складывать вещи вместе, Ее движение – распахивать (им пространство) Вширь (по горизонтали).
Поэтому обширное (широкое) рождается в ней (Земле). Обширное и великое копируют Небо и Землю, Циклы метаморфоз копируют четыре времени года,
Долг (правда, справедливость) инь-ян копирует Солнце и Луну, Доброта (искусство, упорядоченность) Перемен и Текста Копирует совершенную Дэ7.
Сюньхуань
Понятие сюньхуань — «темное и желтое», то есть «Небо и Земля» (всеобщий круговорот жизни, существующий в Природе и во Вселенной ), сближается с принятым в Европе термином continuum, означающим в переводе с латинского «непрерывное», понимаемое как «непрерывное единство» пространства и времени. Наблюдения древнекитайских ученых за взаимоотношениями Неба и Земли сформировали на редкость целостную картину мироздания, определявшую на языке науки своего времени связи между объектами и явлениями, временем и местом . Бесконечно длинные ряды взаимных соответствий «десяти тысяч вещей», то есть всего существующего (<ваньу), образующихся в промежутке между Небом и Землей (цзянь), рассматривались в череде постоянных циклических превращений.
В трактате Хуайнанцзы (II в. до н. э.) находим: «[В природе] все и без насилия согласно с дао, и без уговоров проникнуто благом, [каждая вещь] в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию. Вся тьма существующих неподобий находит для себя соответствующее своей природе. На разум опирается и кончик осенней паутинки, и целостность всего огромного космоса»8. Придворный историограф Сыма Цянь (145 – ок. 86 до н. э.) буквально воспевал жизненную субстанцию (ци), вершащую круговорот творения форм из небытия в бытие. При этом для постижения сути вещей он считал верными методы научного познания материального мира. «Жизненные силы [природы] начинают [свой путь] в день зимнего солнцестояния и, совершив кругооборот [года], вновь возрождаются. Таинственные силы [природы] рождаются в небытии, формируются и становятся законченными в бытии. Все, что приобрело форму, исчисляется и, будучи оформленным, образует звуки9. Поэтому говорится: таинственные силы [природы] проявляют себя в жизненной субстанции, а жизненная субстанция заключается в [определенную] форму. По законам формирования [вещей] появляются их типы, которые возможно классифицировать. Когда формирования еще не произошло, то нет и классификации [вещей]; когда же вещи имеют одинаковую форму, они относятся к общему классу. При классификации всего сущего можно его различать; классифицировав, можно познать» 10. Многовековой поиск соответствий между предметами и явлениями привел к распространению одних и тех же классификационных схем на все сферы культуры Китая: мифологию и религию, философию, хронографию и историю, космологию, космогонию , космографию и географию, астрономию и астрологию, мантику, математику, химию и алхимию , медицину, литературу, музыку, театр, архитектуру, изобразительные и боевые искусства, деньги, кулинарию, домоводство11.
Ци
Ци — «воздух,эфир,пар,туман,дыхание природы,жизненная сила»,важнейшее понятие китайской натурфилософии. Термин ци обозначает субстанцию, способствующую образованию и взаимодействию сил инь и ян. Эфир, или « воздух ци», представляет собой первичную основу всего существующего, поскольку наполняет Небо, Землю и человеческое тело, делая их живыми.
В отечественной и зарубежной литературе уже давно стало традицией переводить слово ци как пневма (гр. дуновение, ветер). Однако современное определение ци как энергия (гр. деятельность) в значении «деятельная сила», букв, «материальная сила», едва ли соответствует полному (метафизическому) значению термина.
Пять первичных элементов (стихий), чьи сочетания порождают «десять тысяч вещей», являются у ци — «пятью ци». Бесконечное количество сигнатур объектов и явлений материального мира, воспринимаемое людьми посредством пяти органов чувств, свидетельствует о разнообразных проявлениях ци, реакция на которые побуждает людей к каким-либо действиям. Следовательно, ци для человеческого сознания есть информация о состоянии вещного мира. Постоянно происходящие в нем циклические перемены (от космоса до атома) сопровождаются превращением веществ и постоянным выделением колоссального количества энергии. Отсюда ци — есть энергоинформационное поле – истинная природа всего сущего.
Согласно А.И. Кобзеву (1983), ци представляет собой динамическую духовно-материальную жизненно-энергетическую субстанцию, существующую на трех онтологических уровнях, являясь наполнителем тела космоса, тела человека и сердца человека12. Обосновывая это положение, А. И. Кобзев приводит ряд высказываний китайских философов разного времени : «Великий Предел, еще не обладающий ни образами , ни числами, – это только единое ци» (трактат Чжоу и ту); «Пронизывающее Поднебесную – единое ци \» (Чжуан-цзы); «Ци есть природа, а природа есть ци» (Ван Янмин); «Небо и человек едины, вовсе неразделимы и не обособляемы. Безбрежная пневма (хао жань чжи ци) –это моя пневма (ци)…» (Чэн Хао); «Ци — это то,что наполняет тело»(Мэн-цзы); «Ци — это дух, так же как и материя» (Чжу Си); «Присущие людям любовь и ненависть, веселье и гнев, печаль и радость рождаются от шести видов ци» (Чжао); «Во вкусах осуществляется ци, в ци воплощается воля» (Чжао) и т. д.
Множество понятий, связанных с ци, пронизывает китайскую натурфилософию. Тянь ци — « небесное дыхание», энергия ян, соотнесенная с Небом как вместилищем света и тепла. Шесть дыханий ци Неба – ветер, жар,
огонь, влажность, сухость и холод. Небесная ци течет по воздуху, проявляя себя в виде климатических изменений, метеорологических явлений и восьми ветров
(ба фэнь).
Ди-ци — «земное дыхание»,энергия инь,связываемая с тьмой и холодом,соотнесенная с Землей . Пять ци (у ци) Земли, стихии: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Земная ци течет в земле и проявляется в виде форм ландшафта, рек и ручьев, буйной и скудной растительности.
Ци мужского начала (ян-ци, нянь- ци) в природе–Синий Дракон(Восток), ци женского начала (инь-ци, нюй-ци) –Белый Тигр(Запад).Четыре дыхания цзе-ци,это четыре сезона года и инь-ян,которые являются«корнями десяти тысячвещей». Ци чжэн («семь руководящих») – Солнце, Луна и пять планет , семь звезд Большой Медведицы, Небо, Земля, Человек и четыре сезона года. Сущностная ци пяти стихий выражена цветами: Дерево – зеленый, Огонь – красный, Земля – желтый, Металл – белый, Вода – черный.
Янская шэн-ци — «крепкая ци» активна в весенние и летние месяцы года, в первую половину любого месяца, каждый день от полуночи до полудня. Иньская сы-ци — «неподвижная, застойная ци» активна в осенние и зимние месяцы года, во вторую половину любого месяца, каждый день от полудня до полуночи. На эти особенности указал Сяо Чжи (600 н. э.): «В каждом году двенадцать месяцев, и в каждом месяце живая и застывшая Ци имеют свое положение во времени и пространстве. Кто строит во время проявления живой Ци,тот увеличит свой достаток;кто нарушит спокойствие месячной ситуациизастывшей Ци, тот навлечет несчастье и беду»13.
Ци также специализирована по производящим действиям:различаются шэн-ци — «животворная»и агрессивная и болезнетворная ша- ци ,где ша — «пагубное влияние». Дыхания и пары определенных местностей и ландшафтов связывались с формированием у людей физических и духовных качеств. В трактате Хуайнанцзы утверждалось, что «каждая местность порождает [людей] в соответствии с родом этой местности. Поэтому где пары и «дыхание» гор, там много мужчин; где пары и «дыхание» болот, там много женщин; где зловредные испарения [гор и долин], там много немых; где дыхание ветров, там много глухих; где пары и «дыхание» лесов, там много сгорбленных людей; где «дыхание» деревьев, там много горбатых; где «дыхание» камней , там много сильных… где «дыхание» жары, там много хилых; где «дыхание» холода, там много долголетних; где «дыхание» долин , там много ревматичных; где «дыхание» холмов, там много безумных… Все на земле имитирует свое «дыхание», все отвечает своему роду»14.
В книге Чжуанцзы (1-е тыс. до н. э.) передана беседа двух героев о дыхании Земли и Вселенной:
«…Вздохнет земля, и говорят, что [подул] ветер. Сейчас он стих. А
заиграет – яростно завоет сквозь тьму [земных] отверстий. Разве тебе не [случалось] слышать [подобные] голоса? Ущелья гор, массивы лесов, ямы от вывороченных с корнями деревьев-гигантов в сто обхватов подобны носу, рту, ушам; подобны перекладинам , оградам , ступкам, подобны то стремительному потоку, то стоячей воде. Одни – бурлят, как поток, другие – свистят, как стрела, у одних – шумный выдох, у других – тихий вдох, [ голоса] высокие, низкие [звуки] протяжные, отрывистые. Одни запевают, другие подхватывают. Прохладный ветерок – малый хор, а вихрь – хор огромный. Утихнет буйный ветер, и все отверстия опустеют. Разве не слышал последних вздохов затихающего ветра?
– Свирель земли создается всеми ее отверстиями, [как] свирель человека – дырочками в бамбуке. Осмелюсь ли спросить, что такое свирель Вселенной? – сказал Странник.
– [В ней] звучит тьма ладов, и каждый сам по себе, – ответил Владеющий Своими Чувствами. – Все [вещи] звучат сами по себе, разве кто-нибудь на них
воздействует?!»15
Ба фэн
Основополагающая функция космоэнергетических потоков жизненной субстанции (ци) проявлялась в виде Восьми ветров (ба фэн), дующих из каждого угла Вселенной, подробно освещена Сыма Цянем в «Трактате о музыкальных о музыкальных звуках и трубках»16. В древней китайской космогонии ветра были соотнесены с основными направлениями стран света (ба-чжэн), созвездиями, месяцами года, нотами звукоряда, издаваемыми музыкальными трубками, циклическими знаками 60-летнего цикла, состоящего из сочетания Земных Ветвей и Небесных Стволов. В трактате Хуайнанцзы смена ветров определена через каждые 45 дней, а полный цикл они проходят за 360 дней17.
Бу-чжоу -фэн (Северо-западный ветер)властвует над жизнью и смертью.Животворная сила ян в это время скрывается внизу и поэтому сдерживается. Ветер соотносится с десятой луной. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует циклическому знаку Хай (Свинья).
Гуан -мо-фэн (Северный ветер).Животворная сила ян находится внизу,сила инь превосходит силу ян на широких пространствах. Сила ян там, внизу, занята взращиванием великого множества сущностей. Ветер соотносится с одиннадцатой и двенадцатой луной. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знакам Цзы (Крыса) и Чоу ( Бык ). В десятеричном цикле Небесных Стволов соответствует знакам Жэнь и Туй (Вода).
Тяо-фэн (Северо-восточный ветер)властвует над появлением всего сущего.В это время приводится в порядок и устраивается вся масса существ и растений, после чего они появляются на земле. Ветер соотносится с первой луной. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знаку Инь (Тигр).
Мын-шу-фэн (Восточный ветер).В это время солнце освещает всю массусуществ и растений , и они полностью проявляют себя. Ветер соотносится со второй и третьей луной . В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знакам Мао (Заяц) и Чэнь (Дракон). В десятеричном цикле Небесных Стволов соответствует знакам Цзя и И (Дерево).
Цш-мын-фэн (Юго-восточный ветер),управляющий ветрами,овевающимивсе сущее. Существующая тьма вещей становится пышнее и обильнее. Ветер соотносится с четвертой луной. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знаку Сы (Змея).
Цзж-фэн (Южный ветер).Силы ян повернули к концу,все существующеена Земле находится в силе и крепости. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знаку У (Лошадь). Ветер соотносится с пятой луной. В десятеричном цикле Небесных Стволов соответствует знакам Бын ж Дин (Огонь).
Лян-фэн (Юго-западный ветер)управляет делами Земли.Всему
существующему и произрастающему приближается пора увядания. Ветер соотносится с шестой, седьмой и восьмой луной. В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знакам Вэй (Овца), Шэнь (Обезьяна) и Ю (Петух).
Чан-хэ фэн (Западный ветер).Сила ян хотя и направляет все сущее наЗемле, но прячется за Желтым потоком (под Землей). Ветер соотносится с девятой луной . В двенадцатеричном цикле Земных Ветвей соответствует знаку Сюй (Собака).В десятеричном цикле Небесных Стволов соответствует знакам
Гэн и Синь (Металл).
С точки зрения фэншуй благотворными воздушными потоками циш считаются Восточный (Детский ветер), Юго– восточный (Слабый ветер) и Южный (Очень слабый ветер), а вредоносными – Юго-западный (Злоумышленный ветер ), Западный (Сильный ветер), Северо-западный (Разрушительный ветер), Северный (Очень сильный ветер) и Северовосточный (Свирепый ветер).
Инь-ян
Базовые натурфилософские категории инь и ян представляют собой первоначала всех вещей и явлений мира. Их сущность определяется только сравнением, а взаимоотношения характеризуются «единством противоположностей», основанном на «взаимопитании» — хубу, «взаимопомощи» — хучжу, «взаимоопоре» — сяньи и «взаимосуществовании»
— гунцунь. Исходные значения понятий инь ж ян — пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны долины. В философском контексте термин начал применяться приблизительно в IV в. до н. э. Для удобства древние китайские ученые свели определения проявлений Инь и Ян до философских формул.
• Проявления инь-ян неотделимы друг от друга.
• Инь,увеличиваясь и достигая предела,превращается в ян.
• Ян, увеличиваясь и достигая предела, превращается в инь.
• Большое ян притягивает и поглощает Малое ян.
• Большое инь притягивает и поглощает Малое инь.
• Ян отталкивает ян, но притягивает инь.
• Инь отталкивает инь,но притягивает ян.
• Внешние проявления ян содержат внутренние проявления инь.
• Внешние проявления инь содержат внутренние проявления ян.
• Внутренние проявления ян отражаются на внешних проявлениях инь.
• Внутренние проявления инь отражаются на внешних проявлениях ян.
• Когда ян полностью поглощает (подавляет) инь, оно перестает существовать.
• Когда инь полностью поглощает (подавляет) ян, оно перестает существовать.
• Избыточное ян отрицательно.
• Избыточное инь отрицательно.
• Недостаточное ян отрицательно.
• Недостаточное инь отрицательно.
• Баланс инь и ян создает гармонию равновесия и порождает застой.
• Преобладание ян над инь порождает ян-ци и влечет перемены.
• Преобладание инь над ян порождает инь-ци и влечет перемены.
Инь и ян позволяют классифицировать и группировать предметы,объектыи явления природы («десять тысяч вещей») по принципу бинарной оппозиции.
Космогония — ян:Небо;инь:Земля.
Начало — ян:мужское начало;инь:женское начало.
Проявление — ян:сила;инь:слабость.
Сущность — ян:свет;инь:тьма.
Светила — ян:Солнце;инь:Луна.
Сторона света — ян:восток;инь:запад.
Символ стороны света — ян:Синий Дракон;инь:Белый Тигр. Период суток — ян:рассвет,день;инь:закат,ночь.
Планеты — ян:Юпитер,Марс,Сатурн;инь:Венера,Меркурий. Климат — ян:теплый,сухой;инь:холодный,сырой.
Состояния природы — ян:жар(тепло),сухость,оттаивание;инь:холод,влажность, замерзание.
Движение воздуха — ян:теплый ветер;инь:холодный ветер,сквозняк,спертый воздух.
Проявления в природе — ян:огонь(вулкан,молния,пожар);инь:лед,снег(ледник, лавина).
Рельеф местности — ян:гора,возвышенность,склоны долины,глинистая и песчаная почвы; инь: долина, каньон, степь, равнина, скалы, осыпи, завалы.
Гидрография — ян:море,водоем,озеро,отлив,мель,расширение реки,плавное течение; инь: водопад, ручей, быстрая река, стремнина, прямое течение, глубина, сужение реки, болото, стоячая вода.
Силы в природе — ян:центробежность,отталкивание,расширение,скольжение, динамика; инь: центростремительность, притяжение, сжатие, трение, статика.
Активность — ян:активность,движение,расторможенность,подвижность, неудержимость, раскованность; инь: пассивность, застой, заторможенность, неподвижность, сдержанность, скованность.
Числа — ян:нечетные;инь:четные.
Предметы — ян:предметы твердые снаружи,но мягкие внутри,внутреннее пространство предмета, круглые предметы, полые предметы, внешняя часть предмета; инь: предметы мягкие снаружи и твердые внутри, предмет, имеющий отверстие или щель, ведущие внутрь, предметы, замкнутые снаружи, но пустые внутри, замкнутые предметы, внутренняя часть предметов.
Формы — ян:выпуклость,объем,круг,шар,округлость;инь:углубление,плоскость, треугольник, куб, острие, квадрат.
Проекции — ян:вертикаль,извилистая линия,наклонное,покатое,верх;инь: горизонталь,прямая линия,ровное,крутое,низ.
Размеры — ян:ширина,высокое,широкое,большое;инь:длина,низкое,узкое, маленькое.
Вес — ян:легкое;инь:тяжелое.
Состояние вещества — ян:рыхлое;инь:плотное.
Направление — ян:направленное наружу,направленное вверх,расположенное сверху; инь: направленное внутрь, направленное вниз, расположенное внизу.
Цвет — ян:яркое,светлое,теплые цвета,чистые цвета;инь:тусклое,темное, холодные цвета, мутные (нечистые) цвета.
Действие — ян:шэн-ци,жизненная сила,созидающее,мягкоедействующее, саногенное; инь: ша-ци, смертельная сила, разрушающее, резко действующее, патогенное.
Движение — ян:плавно текущее,неограниченное,свободное;инь:пронизывающее (кинжальное), ограниченное, несвободное.
Эмоциональные проявления — ян:миролюбие,доброжелательность,созидание, безопасность, положительность, спокойствие, умиротворенность; инь: агрессивность,злобность,разрушение,опасность,отрицательностьбеспокойство, тревожность.
У дэ
Наиболее ранние упоминания об у дэ — «пяти добродетелях-стихиях (первоэлементах)», обычно называемых у син – «пять движений», содержатся в древнейшем памятнике китайской литературы Хунфань — «Великий закон управления» (середина XII в. до н. э.), относящемся к категории произведений гао — «обращения,эдикты».
Происхождение произведения относят ко времени легендарного царя-мудреца Юя, которому Владыка Неба преподал Великий закон из девяти статей. Вначале говорится о пяти стихиях: «…первая ( статья): Пять стихий (пять элементов материальной природы»). …Первая… – вода; вторая – огонь; третья – дерево ; четвертая – металл; пятая – земля. …Вода – влага, она стремится вниз. Огонь – пламя, он стремится вверх. Дерево – прямизна и кривизна. Металл – податливость и изменяемость (то есть подверженность обработке) . Земля – злаки (то есть способность производить хлебные злаки) и ограды (то есть способность служить материалом для возведения оград, стен и т. п.)»19.
Весь мир выражен сочетаниями стихий Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Каждая из них открывает собой длинный ряд символических соответствий объектам и явлениям природы.
Эти стихии были соотнесены с триграммами Багуа, магическими квадратами Хэ ту и Лo шу, Небесными Стволами и Земными Ветвями китайского календаря, астрологией, человеком, животными, растениями и предметами материального мира.
Стихия Му (Дерево)
Физический элемент: Дерево. Категория: молодоеян.
Цвет : зеленый. Вкус: кислый.
Форма: прямоугольник,поставленный на узкую сторону;прямоугольнаяпризма.
Состояние вещества: газообразное.
Процесс: расширение.
Проявления стихии в природе
Сторона света : восток(45°—135°). Превращение в природе: прорастание.
Сезон года: весна(3–4февраля– 5–6мая).
Климат сезона года: тепло и влажность. Атмосферное явление: ветер.
Ветер: дующий с востока.
Время суток: рассвет.