Двадцать пять шкал компаса сань юань
Центр: Небесный пруд
1. Триграммы Фу Си (прежденебесная последовательность).
2. Л о шу. Триграммы Вэнь Вана (посленебесная последовательность).
3. 24 горы.
4. Угрозы и преследования.
5. Правильная Игла 24 гор Земной пластины Сан Юань.
6. Благоприятное направление 9 периодов.
7. Метод воды Сан Юань (Ворота Дракона 8 границ).
8. Хон Фун у син – 5 движений (стихий).
9. Прежденебесное Ло шу в виде квадратной диаграммы.
10. 64 гуа.
11. Прежденебесные 64 гуа и Ло шу в виде круглой диаграммы.
12. Названия гексаграм.
13. 64 гексаграммы 9 Звезд Судьбы.
14. 64 гексаграммы совместно с 60 Джиа Зи, для выбора дня.
15. Прежденебесные 64 гуа круглой диаграммы Ло Шу.
16. Родители и 3 Юань (периода) гексаграмм.
17. Направления гексаграмм.
18. Последовательность 384 линий гексаграмм.
19. Прибытие солнца в гору и лицо.
20. 24 сезона.
21. Ци Мэн Дун Цзя.
22. Градусы лунных домов.
23. Благоприятные или зловещие направления.
24. 28 лунных домов.
25. 360°.
Другие школы фэншуй пользуются компасами с разным количеством шкал, содержащих информацию, соответствующую практикуемым методам. Поэтому существует множество разнообразных компасов, существенно различающихся по содержанию. Например, компас с тридцатью шестью шкалами, приведенный в книге Мань Хо Квока и Джоан О'Брайан10, включает: семь шкал с показаниями, применяемыми как для живых людей и их жилищ, так и для усопших и мест их захоронения; двадцать одна шкала с показаниями, применяемыми только для усопших и мест их захоронения; восемь шкал с уточнениями к показаниям других шкал. Нередко преподаватели фэншуй в зависимости от уровня подготовленности западных слушателей сами составляют структуру компаса, учитывая у них отсутствие интереса к обустройству захоронений.
Упрощенный лопань с девятью шкалами11
Центр: Небесный пруд
1. Триграммы Фу Си (прежденебесная последовательность).
2. 9 Звезд Северного Ковша.
3. 24 горы.
4. 8 звезд системы Цзы Вэй.
5. 64 гексаграммы для толкования настоящего.
6. 64 гексаграммы для толкования грядущего.
7. 24 сезона солнечного календаря.
8. 24 созвездий.
9. 360° окружности.
Упрощенный лопань с шестью шкалами12
Центр: Небесный пруд
1. Восемь направлений (Юг, Юго-запад, Запад и др.).
2. Триграммы Вэнь Вана (посленебесная последовательность).
3. Стихии и Небесные Стволы.
4. 12 Земных Ветвей.
5 и 6. 24 Горы.
Каждая шкала помогает рассмотреть с определенной позиции исследуемый объект (участок местности, строение, захоронение) и выявить наличие или отсутствие факторов, влияющих на его благополучие или неблагополучие. Глубокий смысл содержания каждой шкалы лопаня требует обширного комментария, включающего аспекты китайской истории, философии, астрологии, географии , нумерологии и духовной культуры. Без этого знания, развитой интуиции и накопленного практического опыта никто не может называться «мастером фэншуй».
Ссылки и примечания
1 Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения.Минск:ООО«Попурри»,
1997.
2 The Zangshu, or Book of Burial by Guo Pu (276–324) / Trans. S.L. Filds. May. 9, 2003. http://www.fengshuigate.com
3 Созвездие Северный Ковш идентично созвездию Большой Медведицы.
4 Field S.L. Qimancy. The Art and Science of Fengshui. Trinity Universite, 1998. http://www.fengshuigate.com
5 Choy H. The San He Luopan. http://www.feng-shui– architects.com 6 ChoyH. Op. cit.
7 Нидэм H. Геомантия (Фэншуй) // Китайская геомантия/ Пер. с англ. М.Е. Ермакова. СПб.: Китайское востоковедение, 1998. С. 188.
8 «1500 поколений». Вэнь-ван в XI в. до н. э. разработал концепцию И цзин. С тех пор до нашего времени прошло примерно3000лет.Если считать,что одно поколение равно 20 годам (согласно циклам календаря Цзя цзы сань юань),то за три тысячелетия прошло1500поколений.
9 ChoyH. Op.cit.
10 Мань Хо Квок, О'Брайан Дж. Фэн шуй / Пер. с англ. В. Самойловича. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. С. 46–50.
11 Там же. С. 40–46.
1 2 Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй / Пер. с англ. А. Костенко.
Киев: София, 1999. С. 22.
Глава 3 Фэншуй баоди
Фэншуй и ландшафты
Природные ландшафты
В мировоззрении древних и средневековых китайцев природная и социальная среда виделась неразделимым одушевленным организмом. Для описания этой целостности, «единства человека и вселенной » — тянь жэнь хэ и натурфилософы применяли термин сянху цзоюн — «взаимофункционирование». Части целого определялись понятиями: тунь и сын – «единая природа всего сущего», хэ сэ сын — «гармоничность», дуй чэн — «симметрия», цзюнь хэн сын — «уравновешенность», до ян сын — «многообразие» и фэн фу сын — «обилие»1. Всеми этими качествами должна обладать «драгоценная земля» – фэншуй баоди, земное отражение Пяти Небесных Дворцов, являющая собой идеальный участок природного ландшафта, естественный аккумулятор ци, пригодный для обустройства домов (янского – для жилья или иньского – для могилы).
Пространственная модель фэншуй баоди по форме напоминает «кресло» (рис. 1). Обычно это долина или лощина с узким входом, ориентированным на юг, окруженная горами (холмами), или участок равнинной местности, ограниченный с обеих сторон реками и имеющий с северной стороны возвышенность. Части иерархической структуры ландшафта обладают определенными функциями. Защиту людям от влияний внешнего мира обеспечивают восточный склон долины (Цин– лун — Сине-зеленый Дракон), западный склон (Бай- ху — Белый Тигр) и северный склон (Сюань-у — Темный Воин). Аналогичную охранную функцию выполняет южная часть долины (Чжу- цяо — Красная Птица),где расположен узкий проход– шуй коу («водныйрот»). Пологий центр долины — минтан («светлый зал») объединяет все части ландшафта в единое целое и осуществляет функцию медиации с Небом . Долину наполняет жизненной силой поток ци, распространяющийся по «венам дракона» — лун мэй. В местах его остановок находятся сюэ («логовища дракона») – убежища, где люди могут наслаждаться мирной жизнью или, похоронив умершего родственника, обеспечить себе и потомкам социальное благополучие.
Рис. 1. Фэншуй баоди
Модель «драгоценной земли» была соотнесена с ороги– дрографической структурой Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы, берущие начало на Тибетском нагорье, образуют естественные границы центральной части страны, где некогда располагалось Срединное царство (Чжунго). Находящиеся здесь крупные города можно рассматривать как точки сюэ, поддерживаемые «венами дракона» – реками. На региональном уровне аналогичная модель повторена неоднократно. Жизнь городам, расположенным в частных речных бассейнах, обеспечивают притоки главных рек. Водоразделы между ними играют роль естественных защитников населения. Аналогично вписаны в природные ландшафты деревни, храмы, дома и могилы. Бесконечное количество одинаковых по форме и содержанию, вложенных друг в друга пространственных моделей2 фэншуй баоди сформировало типичный китайский сельский пейзаж.
Но исключительные участки были большой редкостью. Ландшафтная дисгармония могла быть следствием естественных процессов или результатом
человеческой деятельности. Поэтому еще в древности были разработаны приемы привлечения, удержания или преобразования ци, поступающего извне на участок, в виде восьми космических ветров (ба фэн) . Например, для защиты от дыхания вредоносного ветра в направлении, откуда он дул, строили пагоду фэншуй (фэншуй баота). Человеческая деятельность могла легко разрушить естественный баланс баоди. Достаточно было срыть часть холма и проложить дорогу, начать разрабатывать месторождение полезных ископаемых или вырубить деревья, и благополучие места уходило навсегда.