Глава 9. ароматерапия в борьбе с инфекцией
Микрофлора организма и место растительных ароматических веществ в ее коррекции. Микробная флора человека — совокупность микроорганизмов, обнаруживаемых в открытых полостях человека. К постоянной микрофлоре относят микроорганизмы, приспособившиеся к жизни в соответствующих полостях организма. Макроорганизм и его микрофлора являются взаимозависимыми и взаиморегулирующими системами, составляющими единое целое.
Взаимодействие между хозяином и микроорганизмом развивается на уровне молекулярных структур. При этом взаимодействие между молекулами в данной системе возможно только при наличии химической комплементарности, т.е. при условии, когда стереохимическая конфигурация одной макромолекулы соответствует строению другой, взаимодействующей с ней. Комплементарность между ними обеспечивается большим количеством стереохимических факторов. Микроорганизмы, не обладающие необходимой комплементарностью с молекулярными центрами хозяина, в процессе мутации порой приобретают такую молекулярную структуру, которая позволяет им преодолевать неуязвимость хозяина.
Нормальная микрофлора, вегетирующая в открытых полостях организма, играет большую роль в его жизнедеятельности. Так, для полноценного развития защитных свойств организма важно разнообразие антигенных стимулов [Петровская В.Г. и др., 1976].
Обеднение микрофлоры существенно влияет на уровень иммунологической резистентное™ организма: снижение иммуноглобулинов G, М, А, показателей неспецифической резистентности организма, снижение количества нейтрофилов и их фагоцитарной активности, лизоцима, бактерицидных свойств сыворотки крови, нарушение функциональной активности макрофагов и т.д. Эти данные подтверждены в опытах на животных.
У животных (гнотобионтов), выращенных в стерильных условиях и поэтому лишенных нормальной микрофлоры, возникают нарушения: недоразвитие лимфоидной ткани, низкий уровень антител в сыворотке крови, снижение бактерицидных свойств сыворотки и лизоцима, IgA.
Антагонистические свойства нормальной флоры рассматриваются не только как факторы защиты макроорганизма от инфекции, но и как факторы, регулирующие состав самой нормальной флоры.
Качественный состав нормальной флоры связан с возрастом, климатом, сезоном года. Наши исследования практически здоровых детей в пионерском лагере «Артек» (Ялта), прибывших из различных стран и континентов планеты, показали значительные отклонения в составе их микрофлоры. Так, у детей, прибывших из центрально-европейской части России и Сибири, довольно часто (33,3— 38,1%) выделялись грамотрицательные палочки, этиологическая роль которых в патологии человека существенно возросла в последние десятилетия.
Гемолитические стрептококки в половине случаев выделялись у жителей центрально-европейской части России и Средней Азии. Реже они обнаруживались у жителей Сибири, Ближнего, Среднего Востока, Африки.
Дрожжеподобные грибы рода Кандида в 81,3% случаев обнаруживались у детей с Дальнего Востока и в 56,5% случаев — у приезжих из Западной Европы. В других группах обследованных эти микроорганизмы встречались реже.
В верхних дыхательных путях здорового человека обитают негемолитические стрептококки, нейссерии, стафилококки, палочки Фридлендера, грибы рода Кандида, грамотрицательные бактерии и энтерококки, пневмококки, дифтероиды и др. Основным критерием отнесения различных видов микроорганизмов к представителям нормальной флоры является частота их встречаемости у здоровых индивидов. Однако не существует строгих и четких критериев, с помощью которых можно было бы определить понятия «нормальной» и «ненормальной» аутофлоры.
В последние годы растет число заболеваний, вызываемых представителями нормальной флоры. Это связано с нарушением баланса между организмом и его микрофлорой и нарушениями внутри микробных сообществ, что связано с влиянием на организм экологических факторов, антибиотиков и других воздействий. Прием лекарств, поступление в организм с пищей, воздухом, водой химических веществ способствуют развитию дисбактериоза, появлению мутантных микроорганизмов, не приспособленных к сосуществованию с человеком. Поэтому их место занимают микроорганизмы, не адаптировавшиеся к условиям симбиоза, что сказывается на различных физиологических процессах, в том числе и на иммунной системе. Дисбактериоз способствует контакту сапрофитов из окружающей среды с человеком. При этом они могут приобретать патологические свойства и вызывать инфекции [Лисичкин В.А. и др., 1997].
Активация представителей нормальной флоры может быть связана с ослаблением защитных механизмов хозяина, ибо состав флоры и размножение ее представителей контролируется прежде всего самим организмом. Обычно все эти изменения являются вторичными — как следствие снижения общей резистентности организма, подавления функции иммунной системы, в том числе местного иммунитета под влиянием различных факторов: переохлаждения, облучения, хронического воздействия ксенобиотиков. Резкие изменения микрофлоры человека наступают при различных заболеваниях и при нерациональном использовании антибиотиков. Так, длительное применение антибиотиков приводит к глубоким изменениям в составе микрофлоры и нарушению баланса между микрофлорой и организмом хозяина, поскольку при таком лечении в организме человека погибают микробы, составляющие нормальную микрофлору, что нарушает его устойчивость к болезнетворным микроорганизмам. В то же время начинают размножаться микробы, которые в норме находились в сбалансированном состоянии с другими представителями нормальной микрофлоры. Продукты жизнедеятельности этих микробов могут вызывать аллергию. Примером служат данные, полученные при антибиотикотерапии. Показано, что из полости рта при пенициллинотерапии исчезала нормальная для нее грамположительная флора и быстро начинали размножаться более патогенные и устойчивые к антибиотикам кишечные палочки, грибы рода Кандида и др. на фоне одновременного снижения резистентности организма.
Изменение микрофлоры в подавляющем большинстве случаев является следствием снижения общей и местной устойчивости макроорганизма. Поэтому встречающиеся в литературе рекомендации по выбору эфирных масел для ароматерапии в зависимости от качественных особенностей микрофлоры дыхательных путей, мягко говоря, неправильные. Надо четко понимать, что состав флоры и размножение ее представителей контролируются прежде всего организмом. Поэтому АТ должна быть направлена на повышение общих и местных иммунологических механизмов защиты, а не на микрофлору, на «стерилизацию» слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
Таким образом, макроорганизм и его микрофлора являются взаимозависимыми и взаиморегулирующими биологическими системами, составляющими единое целое. К этому следует добавить, что характеристика микрофлоры является весьма чувствительным индикатором иммунологической реактивности и может служить в определенной мере прогностическим показателем и критерием оценки эффективности терапевтических воздействий.
Микоплазменная инфекция
Размеры некоторых микоплазм близки к размерам вирусов. У микоплазм отсутствует клеточная стенка. Полиморфизм (разнообразие) микоплазм делает их сходным с некоторыми вирусоподобными частицами и L-формами бактерий. В отличие от L-форм бактерий они не способны к реверсии (переходу) в бактериальные формы и не возникают из них. Все виды микоплазм резистентны к пенициллину. Микоплазмы подразделяются на патогенные и непатогенные. Патогенные микоплазмы являются возбудителями соответствующих заболеваний, протекающих по типу острой, подострой и хронической инфекции. Такие заболевания — микоплазмозы весьма распространены у человека. Микоплазмы обладают способностью ускользать от иммунологического надзора организма, длительно в нем находятся и могут вызвать хронически текущие инфекции [Гимаков В.Д. и др., 1973].
Одним из ключевых механизмов, определяющих механизм данной инфекции, является воздействие микоплазм на систему лимфоцитов [Прозоровский СВ. и др., 1985].
Микоплазмозы протекают с преимущественным поражением органов дыхания и мочеполовой системы. Удельный вес микоплазм в возникновении пневмонии составляет около 30%.
В половине случаев заболевания, вызванные микоплазмами, протекают в виде острых респираторных заболеваний [Злыдников Д.М. и др., 1975]. При этом чаще встречаются ассоциации микоплазм с вирусами, реже — с бактериями. Есть основания считать, что в действительности при инфекционных поражениях респираторного тракта микоплазменной, вирусной или смешанной инфекцией ткань легкого вовлекается в патологический процесс гораздо чаще, чем это возможно установить с помощью рентгенологического обследования. Полагают, что воздействие микоплазм сопровождается активацией бактериальной аутофлоры и развитием местных воспалительных явлений и сенсибилизацией его различными микробными продуктами, т.е. приводит к неблагоприятным последствиям.
Многие черты микоплазменной инфекции по патогенезу, клиническим проявлениям и эпидемиологическим особенностям сближают ее, особенно у детей, с вирусными заболеваниями респираторного тракта. Поэтому вопросы профилактики микоплазменных заболеваний целесообразно рассматривать в общем плане профилактики острых респираторных заболеваний у детей и взрослых. Особенно актуально это для северных районов России, поскольку в этих областях микоплазменная инфекция протекает более тяжело и длительно, чем в центральных и южных районах.
Есть основания считать, что в действительности при инфекционных поражениях респираторного тракта микоплазменной, вирусной или смешанной инфекцией ткань легкого вовлекается в патологический процесс гораздо чаще, чем это возможно установить с помощью рентгенологического исследования. В части случаев эта инфекция протекает в бессимптомной форме. Следует помнить, что нередко ОРЗ, вызванные вирусами и микоплазменной инфекцией, заканчиваются устойчивыми изменениями реактивности организма ребенка.
Микоплазменные заболевания приобретают характер вспышек, главным образом в закрытых детских коллективах [Пискарев Н.И., 1978]. При заносе микоплазменной инфекции в такие коллективы заболевают, как правило, около 70% контактирующих, причем дети более восприимчивы к инфекции, чем взрослые. Следует заметить, что при заражении в части случаев инфекция протекает в бессимптомной форме. Формирование пневмоний при смешанной микоплазменно-вирусной инфекции наблюдается чаще, чем при мономикоплазменных заболеваниях. Микоплазмы, обычно сопровождающие вирусные ОРЗ у детей, снижают барьерную функцию эпителиального покрова дыхательного тракта, открывая путь бактериальной флоре. Они ответственны за бактериальные пневмонии, гнойные отиты, гнойные менингиты. Общепризнанно, что пневмонии у детей в большинстве случаев связаны с вирусно-микоплазменными, микоплазменными и вирусными инфекциями.
Широкое распространение микоплазмоза в организованных коллективах делает вопрос о профилактике этой инфекции весьма актуальным, поскольку она связана в первую очередь с воздушно-капельным путем передачи, нестойкостью приобретенного иммунитета, широким распространением микоплазмоза, наличием бессимптомной инфекции.
Наши исследования чувствительности Mycoplasma pneumoniae и L-форм стрептококка 406 к ЭМ показали, что монарда и базилик проявляли по отношению к ним наиболее высокую активность. Бактерицидная доза не превышала 100 мкг/мл. Другие ЭМ — эвкалипта, ажгона — ингибировали рост тест-культур в концентрации 200—250 мкг/мл; масла герани, укропа, гладыша, лаванды, шалфея, розы, розмарина, лавра — в дозе 400 мкг/мл. Остальные ЭМ — сосны, фенхеля, кориандра, эшольции, лофанат, полыни лимонной, мяты, бархатцев — были малоэффективны.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭМ монарды, базилика, ажгона и эвкалипта обладают высокоэффективным бактерицидным действием, не уступая известному противомикоплазменному антибиотику окситетрациклину.
Выявленная активность ЭМ в отношении микоплазм и L-форм бактерий существенно расширяет противомикробный спектр действия этих масел и может быть использована в практическом здравоохранении не только для подавления условно-патогенных микроорганизмов человека, но и как средство борьбы с микоплазменной и L-форменной инфекцией. Это очень важно, поскольку в половине случаев заболевания, вызванные этим возбудителем, протекают в виде острых респираторных инфекций. Кроме того, микоплазмы почти в 80—90% случаев наряду с возбудителями гриппа, аденовирусами, энтеровирусами и др. участвуют в формировании острых респираторных заболеваний. Поэтому вопросы профилактики микоплазменных заболеваний целесообразно рассматривать в общем плане профилактики острых респираторных заболеваний у детей и взрослых.
Аромапрофилактика гриппа
Грипп — инфекционная болезнь, протекающая с явлениями общей интоксикации и поражением слизистой оболочки дыхательных путей. Возбудители гриппа — вирусы А, В, С. При заражении вирус внедряется в эпителий наружного слоя слизистой оболочки дыхательных путей, вызывая их разрушение и слущивание. Путь передачи инфекции — воздушно-капельный. Восприимчивость к вирусу очень высокая. Инкубационный период — обычно 1—2 дня. Чаще болезнь возникает внезапно. Грипп может протекать в легкой и стертой форме; часто он дает осложнения — воспаление легких, поражение сердца, мозга и т.д.
Разразившаяся в VI в. н.э. пандемия чумы свирепствовала 50 лет. Только в странах Средиземноморья погибло свыше 100 млн человек. В XIV в. в Европе погибло 25 млн человек, четверть населения. Известны также примеры всемирных пандемий оспы, холеры и др.
В настоящее время научились бороться с этими страшными инфекциями. Предотвратить же эпидемии гриппа ученым до сих пор не удается. С 1510 г. на нашей планете пронеслось 35 всемирных пандемий гриппа. В 20-х годах нашего столетия на всех континентах бушевала гриппозная пандемия («испанка»), которая унесла 20 млн человек. После этого эпидемии гриппа стали периодически вспыхивать на планете.
Всего в XX в. было четыре пандемии гриппа: 1918—1920 гг. («испанка»); 1947 г. (слабая эпидемия); 1957 г. (тяжелая эпидемия); 1968 г. (вариант «Гонконг»), Эти пандемии были связаны с радикальными изменениями в вирусной антигенной структуре. Бароян считает, что тяжесть пандемий отражает масштабы антигенного изменения по сравнению с предшествующим вирусом.
Наблюдаемый среднегодовой рост заболеваемости (с 1958 по 1990 г. она выросла в 2 раза) объясняется ростом заболеваемости ОРЗ негриппозной этиологии. В последние 5 лет отмечена тенденция к росту смертности лиц старше 60 лет при гриппе, ОРЗ, острой пневмонии. Грипп и ОРЗ по-прежнему остаются неуправляемыми инфекциями.
В наше время грипп — самая массовая инфекция. От нее никто не застрахован, но особенно тяжело страдают дети и пожилые люди.
Под влиянием вирусной инфекции, в том числе и гриппозной, изменяется антигенная структура клеточных мембран тканей и органов, что сопровождается изменением энергетического обмена. Иммунодепрессивное действие вирусов по отношению к клеткам иммунной системы — результат не только вирусной инфекции, но и накопления в крови организма продуктов деградации (разрушения) вирусных белков.
Новые разновидности вируса гриппа формируются с периодичностью 11—18 лет, в связи с чем заболевание может охватывать значительную часть населения страны (эпидемия), а иногда распространяться по всему миру (пандемия). В наше время для распространения вируса гриппа по всей планете необходимо 3—6 мес. Восприимчивость к вирусу гриппа очень высокая. Болеют гриппом люди разных возрастов и в любое время года, но чаще всего осенью и зимой. Вирус гриппа подавляет защитные силы организма, он может вызвать вторичный иммунодефицит, провоцировать обострение хронических бронхолегочных заболеваний. Заболевание гриппом создает в организме условия, способствующие активизации стафилококка — возбудителя гнойных инфекций.
В период вспышек гриппа и сопутствующих ОРЗ среди населения циркулируют одновременно несколько самостоятельных видов и типов возбудителей: за год количество случаев истинного гриппа составляет около 25% (в основном грипп А), негриппозных ОРЗ — до 70% всей заболеваемости.
Установлено, что в развитии гриппа, кроме его возбудителей, принимают участие и другие вирусы: парагриппозные, респираторно-синтициальные, аденовирусы, энтеровирусы и др. Участвуют плевро-пневмоподобные микроорганизмы и микоплазмы.
Есть еще один аспект проблемы: человек, переболевший гриппом, может стать носителем вирусной инфекции, его резервуаром, где он долго сохраняется. Развивается медленная вирусная инфекция, методов лечения которой нет. Не разработаны и подходы к профилактике внутриутробного заражения плода вирусом гриппа от матери.
Несмотря на большое число исследований по профилактике гриппа и ОРЗ, успехи в этой области незначительные. Между тем потребность в эффективных средствах профилактики этих заболеваний остается и даже возрастает. Таким образом, мир до сих пор подстерегают периодические эпидемии. Причина — малая эффективность коммерческих вакцин, частое изменение антигенной структуры вируса гриппа.
Результаты исследований свидетельствуют о целесообразности изыскания среди растительных веществ индукторов (стимуляторов) интерферона. Так, растительный препарат «1С» индуцирует выработку фибробластного интерферона, а также повышает синтез интерферонов бета и гамма, усиливая тем самым факторы клеточного иммунного ответа.
Не останавливаясь на существующих традиционных методах профилактики и лечения гриппа, мы хотим обратить внимание на использование с этой целью РАВ в виде АТ в комплексе с существующими профилактическими противогриппозными средствами. Эти мероприятия улучшают санитарно-гигиенические показатели воздушной среды и способствуют повышению резистентности организма, приводя в конечном итоге к снижению уровня заболеваемости, а у заболевших — к более легкому и быстрому клиническому течению болезни с последующим уменьшением числа повторных заболеваний.
Мы в течение 5 лет использовали в детских садах, школах, воинских частях и т.п. аромапрофилактику в комплексе с доступными для каждого коллектива традиционными методами профилактики этой инфекции.
Какие преимущества дает АП перед известными профилактическими средствами против ОРЗ и гриппа, передаваемых воздушно-капельным путем? РАВ обладают высоким санирующим и биогенизирующим действием на воздушную среду закрытых помещений и широким спектром действия на микроорганизмы. Известно, что в борьбе с вирусом достаточно эффективным оказался интерферон. Этот белок влияет на клеточный обмен вируса таким образом, что тормозит его размножение. АП обладает интерферониндуцирующим действием.
АП можно проводить массово во время работы, без отрыва от обычных занятий. Ее стоимость небольшая, а если рассчитать на каждого человека, — мизерная. Источники сырья для получения ЭМ богатейшие (это лапки хвойных деревьев на участках их вырубки). Ведь для АП не обязательно использовать экзотические и дорогостоящие ЭМ — жасминовое, бергамотовое и т.д. Преимущества АП при ОРЗ и гриппе состоят в том, что она не только эффективна, но и повышает резистентность организма к вирусной, бактериальной, микоплазменной инфекции, повышает продукцию интерферона, а сама процедура — приятна и необременительна.
Почему бы не испытать РАВ, ЭМ и при лечении медленной гриппозной инфекции в комплексе с применяемыми в настоящее время с этой целью другими лечебными средствами. Пути введения РАВ и ЭМ многообразны: АТ, ванны, массаж, аппликации ароматических восков, сочетанное использование РАВ и ЭМ с физиотерапевтическими процедурами, с различными препаратами, действие которых они могут потенцировать и т.д.
Нам представляется, что эти проблемы могут быть частично решены путем включения длительного и повторного аромалечения, которое повышает общую резистентность организма, иммунологические и неспецифические механизмы защиты, стимулирует образование интерферона, положительно влияет на все органы, системы и включает резервы организма, направленные на его защиту.