Техника проведения гигиенической ванны новорожденным и грудным детям
Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.
Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.
Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.
В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, в более старшем возрасте – 2 раза в неделю. В стационаре
детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.
Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных –
37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году – 8-10 мин, для детей старше 2 лет – 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.
Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.
Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.
Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.
Материальное оснащение:
- две емкости с холодной и горячей водой;
- емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);
- кувшин с теплой водой для ополаскивания;
- ванночка эмалированная (пластмассовая);
- подставка для ребенка;
- водный термометр;
- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);
- детское мыло в мыльнице (детский шампунь);
- большое махровое полотенце (простыня);
- емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);
- пеленки, распашонки (одежда);
- пеленальный стол с матрацем;
- дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;
- кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляций:
Подготовительный этап
1) Вымыть и просушить руки.
2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).
3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.
4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с
мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1 : 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.
5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.
6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.
Основной этап
7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.
8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.
9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛЕЧЕБНОЙ ВАННЫ
Оснащение:
· ванночка,
· непромокаемый фартук,
· ковш,
· термометр для измерения температуры воздуха,
· перчатки,
· водный термометр,
· дехлорированная вода (35-370С),
· лекарственное средство 1 столовую ложку на ведро воды крахмала для крахмальной ванны,
· настой трав череды, ромашки и т.д.),
· чистая пеленка, полотенце,
· чистое белье,
· смягчающее или питательное средство (крем детский),
· маркированная ветошь, емкость с дезинфицирующим средством.
Подготовка к процедуре:
· Объяснить пациенту (матери) ход процедуры
· Получить согласие, одеть перчатки
· Заполнить ванну, t помещения 220С
· Измерить t воды
· Добавить лекарственное средство
Выполнение процедуры
1. Вымыть руки, осушить, надеть одноразовые перчатки
2. Помочь пациенту стать в ванну, придерживая его под локти.
3. Помочь ребенку удобно расположиться. Продолжительность 5-15 минут.
4. Помочь пациенту встать на ноги
5. Обливают из кувшина чистой водой (t =340С)
6. Плечи накрыть полотенцем
7. Помочь выйти из ванны
8. Промокательными движениями пеленкой осушить тело. На сухие участки кожи нанести питательное средство.
9. Пациентка обуть, одеть, причесать.
10. Снять фартук, сбросить в непромокаемый мешок
11. Снять перчатки, вымыть руки, осушить
12. Сделать запись в «Медицинской карте» о выполненной процедуре и реакции на нее пациента.
13. Произвести дезинфекцию ванны, помещения.
Определение частоты дыхательных движений (ЧДД)
Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.
В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14-16 в минуту), в вертикальном положении - увеличивается (18-20 в минуту). У новорожденного ЧДД составляет 40-50 раз в 1 минуту, к 5 годам снижается до 24, а к 15-20 годам составляет 16-20 в 1 минуту. У спортсменов ЧДД может быть 6-8 в минуту.
Определение частоты дыхательных движений проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного - лёжа или сидя, при этом берут его за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательные движения в течение 1 минуты. Результат ЧДД записывают в соответствующую документацию.
Техника подачи пузыря со льдом ребенку с внутричерепной родовой травмой.
I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:
Действие пузыря со льдом обусловливает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижает t тела, снимает отек и боль, останавливает кровотечение.
II. ПОКАЗАНИЯ:
Высокая температура, внутричерепная родовая травма, кровотечение.