Принципы восстановительного лечения и социально-трудовой реабилитации
Лечение психически больных с психотическими и непсихотнческими психопатологическими состояниями направлено на восстановление, насколько это возможно, приобретенных на протяжении жизни социальных форм поведения, отношений и связей, профессиональных и бытовых навыков, а также на сохранение способности и возможности к их формированию для приспособления к окружающей природной и социальной среде. С. С. Корсаков, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин указывали на исключительную важность единства биологического лечения болезни и восстановительных социально-психологических мероприятий.
Лечение больного состоит из трех основных этапов: 1) собственно терапевтического; 2) восстановительного лечения; 3) социально-трудовой реабилитации. К восстановительному лечению можно отнести все терапевтические мероприятия, осуществляемые в период реконвале-сценции и долечивания остаточных явлений заболевания: подбор оптимальных доз препаратов для поддерживающей терапии, общеукрепляющую терапию, корригирующую психотерапию, восстановление социальных контактов, приобщение больного к труду и культурно-массовой работе, подготовку к профессиональной деятельности. Это как бы промежуточное звено, переход от собственно терапевтического этапа («интенсивной» терапии) к этапу социально-трудовой реадаптации и реабилитации.
М. М. Кабанов (1978) рассматривает социально-трудовую реабилитацию как систему медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-правовых и других мероприятий,
5 8-2360
направленных на ресоциализацию психически больных; как лечебно-
восстановительный процесс, опирающийся на принципы партнерства (взаимодействия пациентов с медицинским и другим обслуживающим персоналом), разносторонности (способы воздействия на пациента и активность его в трудовом и социально-психологическом смысле), единства психосоциальных и биологических методов (комплексности воздействия). В схеме реабилитации автор выделяет три этапа: I) восстановительной терапии (биологическое, в том числе и медикаментозное лечение, психотерапия, лечение занятостью); 2) реадаптации (биологическое лечение, трудовая терапия) и 3) реабилитации в прямом смысле (поддерживающая терапия, рациональное бытовое и трудовое устройство). На всех этапах социально-трудовой реадаптации и реабилитации находит отражение единство терапевтического и реабилитационного процессов.
Нельзя четко выделить терапевтический и реадаптационный процессы, точно указать конец первого и начало второго, можно лишь говорить об акценте, преобладании тех или иных мероприятий в зависимости от особенностей клинической картины и стадии болезни, Здесь может быть много вариантов, зависящих от социального положения, профессии и направленности интересов пациента, а также от психопатологического его состояния. Большое значение приобретают психотерапевтическая работа с больным и его близкими, посильная занятость, начиная с самообслуживания и кончая поддержкой про-фессиенилъных интересов; вовлечение больного в активные контакты с другими пациентами и в различные культурно-массовые мероприятия, проводимые в стационаре. Необходима активная поддержка надежды больного на возвращение к труду даже в случаях затяжного течения психоза, при резидуальной психопатологической симптоматике и недостаточности критики. Во многих случаях больным необходима периодическая курсовая противорецидивиая терапия остаточных явлений перенесенного психоза, органического поражения головного мозга и соматического заболевания, приведших к возникновению расстройства психической деятельности.
Чтобы обеспечить положительное отношение больного к пребыванию в стационаре и лечебно-восстановительным рекомендациям, необходима четко продуманная система внутрибольничных мероприятий. К ним следует отнести такие факторы, как рациональное размещение больных в отделении, уют и чистота, деонтологическая подготовка обслуживающего персонала, организация занятости больных в свободное время, встречи их с родными и близкими, привлечение к обслуживанию других больных и т. д.
Большое значение имеет психотерапевтическая и организационная подготовка больных к выписке и необходимости их диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере или у районного психиатра. Круг проблем, возникающих у больного перед выпиской, бывает нередко довольно большим. Как его встретят дома и на рабо-
130
те, будут ли расспрашивать, говорить о пребывании в психиатрической больнице родные, знакомые и сослуживцы, как будут относиться к нему? Эти вопросы требуют обсуждения и разрешения еще до выписки. Целесообразно еще в стационаре познакомить больных с их будущим амбулаторным врачом-психиатром.
Больные нуждаются в активном амбулаторном наблюдении, контроле за поддерживающей терапией. Однако иногда они прерывают лечение. Наиболее часто причинами его прерывания являются: несерьезное отношение больного к перенесенной болезни, отсутствие контроля за приемом лекарств больным, нежелание его обращаться в диспансер или психиатрический кабинет поликлиники за рецептами на лекарства, легкомысленное отношение к своему здоровью, неудовлетворительная организация психиатрического приема в поликлинике, недоброжелательное отношение на работе к больному в связи с его обращениями к психиатру, афиширование диагноза болезни посредством листков нетрудоспособности (указание ее названия по имени автора или в виде шифра не решает вопроса, так как различная справочная литература широко доступна населению).
Предупредить социально опасные поступки больных можно путем дальнейшего совершенствования организации и качества восстановительного лечения и социально-реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях. Медикаментозная коррекция, постоянная и периодическая, при этом имеет важное значение. Однако основную роль играет психотерапевтическая поддержка больного.
При пограничных непсихотических заболеваниях и состояниях лечебно-восстановительные мероприятия, проводимые в стационаре и в амбулаторных условиях, существенно не отличаются. В стационаре имеется больше возможностей для применения углубленной индивидуальной и групповой психотерапии, для осуществлении больными коллективных социально-реабилитационных мероприятий. После выписки из стационара многим больным необходима медикаментозная и психотерапевтическая коррекция состояния здоровья. Кроме того, врачи часто проводят профилактическую работу в семье и в производственном коллективе, где трудится больной. Основная ее цель — устранение конфликтных ситуаций между больными и лицами из ближайшего окружения, необоснованных опасений (В. К. Мягер, 1978; С. Б. Сеиичов, 1978; R. Werner, l»80).
При дефектно-органических состояниях больных по мере возможности привлекают к самообслуживанию, внутрибольничным трудовым и другим процессам. Целью последующих лечебно-реадаптационных мероприятий и восстановительного лечения является возобновление в максимально возможной степени прежних социальных связей, а также психологическая подготовка к труду с использованием остаточной работоспособности (более низкой квалификации). Этот процесс особенно сложно протекает у больных, утративших возможность к прежней профессиональной деятельности и осознающих свое состояние.
Учитывая особенности психопатологической симптоматики, наибольшее значение в таких случаях следует придавать медикаментозной и пси-хотерапевтической коррекции аффективных реакций, взаимоотношений между больными и лицами ближайшего окружения.
Таким образом, при разработке проблем социально-трудовой pea-билитации больных, практическом осуществлении соответствующих мероприятий необходимо учитывать взаимодействие биологического и социального в этиологии и патогенезе болезни, не противопоставлять эти факторы друг другу и не выделять самостоятельной «биологиче-ской» и «социальной» психиатрии. Этапы активной терапии, восстано-вительного лечения, социально-трудовой реадаптации и реабилитации тесно взаимосвязаны именно по биологическим и социальным показа-телям патогенеза.