Принципы восстановительного лечения и социально-трудовой реабилитации

Лечение психически больных с психотическими и непсихотнческими психопатологическими состояниями направлено на восстановление, на­сколько это возможно, приобретенных на протяжении жизни социаль­ных форм поведения, отношений и связей, профессиональных и быто­вых навыков, а также на сохранение способности и возможности к их формированию для приспособления к окружающей природной и социальной среде. С. С. Корсаков, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин указывали на исключительную важность единства биологического ле­чения болезни и восстановительных социально-психологических меро­приятий.

Лечение больного состоит из трех основных этапов: 1) собственно терапевтического; 2) восстановительного лечения; 3) социально-трудо­вой реабилитации. К восстановительному лечению можно отнести все терапевтические мероприятия, осуществляемые в период реконвале-сценции и долечивания остаточных явлений заболевания: подбор оп­тимальных доз препаратов для поддерживающей терапии, общеукреп­ляющую терапию, корригирующую психотерапию, восстановление социальных контактов, приобщение больного к труду и культурно-мас­совой работе, подготовку к профессиональной деятельности. Это как бы промежуточное звено, переход от собственно терапевтического этапа («интенсивной» терапии) к этапу социально-трудовой реадаптации и реабилитации.

М. М. Кабанов (1978) рассматривает социально-трудовую реаби­литацию как систему медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-правовых и других мероприятий,




5 8-2360



направленных на ресоциализацию психически больных; как лечебно-

восстановительный процесс, опирающийся на принципы партнерства (взаимодействия пациентов с медицинским и другим обслуживающим персоналом), разносторонности (способы воздействия на пациента и активность его в трудовом и социально-психологическом смысле), единства психосоциальных и биологических методов (комплексности воздействия). В схеме реабилитации автор выделяет три этапа: I) восстановительной терапии (биологическое, в том числе и медика­ментозное лечение, психотерапия, лечение занятостью); 2) реадаптации (биологическое лечение, трудовая терапия) и 3) реабилитации в пря­мом смысле (поддерживающая терапия, рациональное бытовое и тру­довое устройство). На всех этапах социально-трудовой реадаптации и реабилитации находит отражение единство терапевтического и реа­билитационного процессов.

Нельзя четко выделить терапевтический и реадаптационный про­цессы, точно указать конец первого и начало второго, можно лишь говорить об акценте, преобладании тех или иных мероприятий в за­висимости от особенностей клинической картины и стадии болезни, Здесь может быть много вариантов, зависящих от социального положе­ния, профессии и направленности интересов пациента, а также от психопатологического его состояния. Большое значение приобретают психотерапевтическая работа с больным и его близкими, посильная занятость, начиная с самообслуживания и кончая поддержкой про-фессиенилъных интересов; вовлечение больного в активные контакты с другими пациентами и в различные культурно-массовые мероприятия, проводимые в стационаре. Необходима активная поддержка надежды больного на возвращение к труду даже в случаях затяжного течения психоза, при резидуальной психопатологической симптоматике и недо­статочности критики. Во многих случаях больным необходима периоди­ческая курсовая противорецидивиая терапия остаточных явлений пере­несенного психоза, органического поражения головного мозга и сома­тического заболевания, приведших к возникновению расстройства психической деятельности.

Чтобы обеспечить положительное отношение больного к пребыва­нию в стационаре и лечебно-восстановительным рекомендациям, необ­ходима четко продуманная система внутрибольничных мероприятий. К ним следует отнести такие факторы, как рациональное размещение больных в отделении, уют и чистота, деонтологическая подготовка обслуживающего персонала, организация занятости больных в свобод­ное время, встречи их с родными и близкими, привлечение к обслу­живанию других больных и т. д.

Большое значение имеет психотерапевтическая и организационная подготовка больных к выписке и необходимости их диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере или у районного пси­хиатра. Круг проблем, возникающих у больного перед выпиской, бывает нередко довольно большим. Как его встретят дома и на рабо-

130
те, будут ли расспрашивать, говорить о пребывании в психиатриче­ской больнице родные, знакомые и сослуживцы, как будут относиться к нему? Эти вопросы требуют обсуждения и разрешения еще до выписки. Целесообразно еще в стационаре познакомить больных с их будущим амбулаторным врачом-психиатром.

Больные нуждаются в активном амбулаторном наблюдении, конт­роле за поддерживающей терапией. Однако иногда они прерывают лечение. Наиболее часто причинами его прерывания являются: не­серьезное отношение больного к перенесенной болезни, отсутствие контроля за приемом лекарств больным, нежелание его обращаться в диспансер или психиатрический кабинет поликлиники за рецептами на лекарства, легкомысленное отношение к своему здоровью, неудов­летворительная организация психиатрического приема в поликлинике, недоброжелательное отношение на работе к больному в связи с его обращениями к психиатру, афиширование диагноза болезни посред­ством листков нетрудоспособности (указание ее названия по имени автора или в виде шифра не решает вопроса, так как различная спра­вочная литература широко доступна населению).

Предупредить социально опасные поступки больных можно путем дальнейшего совершенствования организации и качества восстанови­тельного лечения и социально-реабилитационных мероприятий в амбу­латорных условиях. Медикаментозная коррекция, постоянная и перио­дическая, при этом имеет важное значение. Однако основную роль играет психотерапевтическая поддержка больного.

При пограничных непсихотических заболеваниях и состояниях ле­чебно-восстановительные мероприятия, проводимые в стационаре и в амбулаторных условиях, существенно не отличаются. В стационаре имеется больше возможностей для применения углубленной индиви­дуальной и групповой психотерапии, для осуществлении больными коллективных социально-реабилитационных мероприятий. После выпис­ки из стационара многим больным необходима медикаментозная и психотерапевтическая коррекция состояния здоровья. Кроме того, вра­чи часто проводят профилактическую работу в семье и в производ­ственном коллективе, где трудится больной. Основная ее цель — устранение конфликтных ситуаций между больными и лицами из ближайшего окружения, необоснованных опасений (В. К. Мягер, 1978; С. Б. Сеиичов, 1978; R. Werner, l»80).

При дефектно-органических состояниях больных по мере возмож­ности привлекают к самообслуживанию, внутрибольничным трудовым и другим процессам. Целью последующих лечебно-реадаптационных мероприятий и восстановительного лечения является возобновление в максимально возможной степени прежних социальных связей, а также психологическая подготовка к труду с использованием оста­точной работоспособности (более низкой квалификации). Этот процесс особенно сложно протекает у больных, утративших возможность к прежней профессиональной деятельности и осознающих свое состояние.




Учитывая особенности психопатологической симптоматики, наибольшее значение в таких случаях следует придавать медикаментозной и пси-хотерапевтической коррекции аффективных реакций, взаимоотношений между больными и лицами ближайшего окружения.

Таким образом, при разработке проблем социально-трудовой pea-билитации больных, практическом осуществлении соответствующих мероприятий необходимо учитывать взаимодействие биологического и социального в этиологии и патогенезе болезни, не противопоставлять эти факторы друг другу и не выделять самостоятельной «биологиче-ской» и «социальной» психиатрии. Этапы активной терапии, восстано-вительного лечения, социально-трудовой реадаптации и реабилитации тесно взаимосвязаны именно по биологическим и социальным показа-телям патогенеза.

Наши рекомендации