Ii. физиология гортани. методы исследования гортани. введение в фониатрию
Дыхательная функция гортани.Расширение и сужение голосовой щели регулирует поступление воздуха в нижние дыхательные пути. При вдохе сокращается задняя перстнечерпаловидная мышца, расширяющая голосовую щель. Воздушный поток, поступающий в гортань, взаимодействует с многочисленными рецепторами блуждающего нерва в толще слизистой оболочки, обеспечивая нервно-рефлекторные связи гортани с другими органами верхних дыхательных путей и дыхательным центром организма. Таким образом, гортань участвует в сложном механизме транспорта вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, оказывает влияние на скорость и объем воздушных потоков нижних дыхательных путей.
Защитная функциявключает в себя рефлекторную защиту нижних дыхательных путей от попадания инородных тел, пищи, раздражающих веществ, а также барьерные функции слизистой оболочки гортани.
Во время продвижения пищевого комка из глотки в пищевод гортань совершает движение в направлении снизу вверх и сзади вперед, при этом чер-палонадгортанные мышцы сокращаются, суживая вход в гортань, а лепесток надгортанника закрывает вход в гортань сверху. Следующий рефлекторный защитный механизм — кашель. При раздражении слизистой оболочки гортани мокротой, раздражающими мелкодисперсными жидкими или газообразными веществами или инородным телом возникает форсированный прерывистый выдох, способствующий удалению твердых, жидких и газообразных частиц из гортани. При сильном раздражении слизистой гортани инородным телом, вредными примесями во вдыхаемом воздухе возникает рефлекторный спазм гортани — судорожное смыкание голосовой щели, препятствующее проникновению в нижние дыхательные пути как раздражающего агента, так и воздуха.
Барьерные функции слизистой оболочки связаны с мукоцилиарным клиренсом (первая линия защиты) и собственной пластинкой слизистой (вторая линия защиты).
Активность мукоцилиарного транспорта зависит от состояния покрывающего его секрета. При снижении (при аллергии) или повышении вязкости секрета (при курении), уменьшении или увеличении его количества синхронность колебания ресничек, подвижность поверхностного слоя секрета нарушается, и создаются условия для нарушения гомеостаза слизистой оболочки и колонизации в ней бактерий. Защитные свойства секрета слизистой оболочки связаны с растворенными в нем факторами естественной резистентности и специфического иммунитета: лизоцима, комплемента, лактоферрина, интерферонов, фагоцитирующих клеток, растворенных иммуноглобулинов.
Голосообразовательная функция.Строение гортани напоминает структуру язычкового духового музыкального инструмента. Причем длина, толщина, ширина голосовых складок и степень их натяжения могут произвольно изменяться. Звук образуется на выдохе при сомкнутых голосовых складках, причем не воздух колеблет складки, а голосовые складки колебательными движениями вызывают толчкообразное продвижение воздуха. Колебания голосовых складок издают звук. Однако, «связочный» звук значительно отличается от звука голоса, который мы слышим. В формировании окончательной окраски звука принимают участие все верхние дыхательные пути (резонаторная функция глотки, носа). Формирование речи также осуществляется в верхних дыхательных путях за счет артикуляционных движений губ, мягкого неба, нижней челюсти, гортани. Каждому звуку соответствует определенное положение органов верхних дыхательных путей и ротоглотки. Деятельность голосообразующего и артикуляционного аппарата находится под регулирующим влиянием подкорковых ядер и коры головного мозга. Формирование речи невозможно без функции слухового анализатора, что объединяет речевую и слуховую функцию в единую «вторую сигнальную систему» высшей нервной деятельности.
Методы исследования гортани
Исследование гортани начинается с осмотра и пальпации области гортани, передней и боковых поверхностей шеи, над- и подключичных ямок. Следует проверить симптом гортанной крепитации (симптом Мура), поскольку отсутствие ощущения крепитации при передвижении гортани в горизонтальном направлении является признаком опухоли.
Непрямая ларингоскопиядля исследования гортани взрослых используется наиболее широко. У детей старшего возраста проведение исследования технически не отличается от исследования взрослых. У детей младше 7-и лет не всегда удается провести непрямую ларингоскопию из-за страха ребенка перед врачом, обильного слюноотделения, отказа высунуть язык. В таких случаях шпателем оттягивают корень языка кпереди и книзу, после чего надгортанник поднимается и открывает вход в гортань. Зеркало устанавливают как можно ниже к задней стенке глотки. Если возникает спазм внутренних мышц гортани, зеркало не следует убирать, так как за спазмом последует глубокий вдох, что позволит осмотреть гортань.
Прямая ларингоскопияявляется единственным способом осмотра гортани у грудных детей и детей младшего возраста. Этот метод исследования применяется также для проведения биопсии, удаления доброкачественных новообразований гортани. Прямая ларингоскопия основана на механическом выпрямлении угла между осью ротовой полости и осью гортани. Для проведения исследования требуется специальный шпатель С. А. Тихомирова или универсальный директоскоп В. Ф. Ундрица.
Техника проведения: ребенок находится в положении лежа на спине, под его плечи подкладывается небольшой валик или рука ассистента. Голова ребенка запрокидывается у края стола таким образом, чтобы подбородок, передняя поверхность шеи и груди находились на одной прямой. Врач вводит шпатель в глотку левой рукой, скользя его концом по спинке языка. Лепесток надгортанника оттесняется кпереди, осматривается полость гортани.
Микроларингоскопия— исследование гортани с помощью хирургического микроскопа с фокусным расстоянием 300-400 мм, которое можно проводить как при прямой, так и при непрямой ларингоскопии. Прямая микроларингоскопия проводится под общей анестезией, непрямая — под местным обезболиванием. На основе микроларингоскопии развивается микрохирургия гортани.
Ларингостробоскопия.Наблюдать за быстрыми движениями голосовых складок с помощью обычных методик ларингоскопии невозможно, поскольку частота движений может достигать более 2000 двойных колебаний в 1 секунду. Воспринимать быстрые движения голосовых складок позволяет физико-оптический способ наблюдения — стробоскопия. Осмотр гортани в прерывистом свете (ларингостробоскопия) позволяет видеть отдельные колебания голосовых складок. Наиболее часто этот метод исследования используется в фониатрии. При стробоскопии обращают внимание на направление колебаний голосовых складок, амплитуду и скорость колебаний. Описаны стробоскопические картины, характерные для различных заболеваний гортани.
Электромиография гортани— исследование биоэлектрической активности наружных и внутренних мышц гортани. Этот метод исследования является наиболее удобным для основного исследования биоэлектрической активности системы иннервации гортани. Исследование позволяет диагностировать функциональные расстройства голосового аппарата у лиц речевых профессий, а также ранние стадии рака гортани.
Исследование функции внешнего дыханияпозволяет определить участок обструкции дыхательных путей, вызывающий дыхательную недостаточность.
Рентгенологические методы исследования— рентгенография и томография гортани в передне-задней и боковой проекциях — позволяют получить снимки гортани, при изучении которых можно определить состояние всех отделов гортани и шейного отдела трахеи.
Физиология органов голосообразования
Фониатрия— раздел оториноларингологии, областью интересов которой являются методы фонетического исследования и лечения расстройств речи и голоса. В область интересов фониатрии входит постановка певческого, командного голоса, лечение функциональных расстройств голоса, фонетическое лечение ларингэктомированных больных, лечение заикания речевыми упражнениями, лечение косноязычия и ринолалии.
Правильная речь образуется при координированной деятельности трех больших мышечных групп: дыхательной мускулатуры, голосовой и артикуляционной мускулатуры.
Дыхание при акте фонации.Дыхание лежит в основе жизни. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение», «духовный» были тесно взаимосвязаны. Общеизвестно, что амплитуда и ритм дыхания меняются в зависимости от душевного состояния (крик, смех, зевание и т. д.).
Основным материалом, создающим звуковую энергию в гортани, является воздух. При голосообразовании воздух доставляется легкими во время фазы выдоха в гортань, где и происходит его озвучивание. Дыхательная емкость легких зависит от возраста, телосложения и высоты тела, пола, общего физического развития, в среднем достигая своего максимального развития к 35-и годам. У усиленно упражняющихся певцов максимальная дыхательная емкость наблюдается в возрасте 50-55 лет. Дыхание регулируется дыхательным центром продолговатого мозга, который посылает двигательные импульсы ко всем дыхательным мышцам и мускулатуре бронхов. Главным раздражителем дыхательного центра является содержание двуокиси углерода в крови. Однако немаловажна и рефлекторная регуляция дыхания под воздействием самых разнообразных стимулов, включая также психические раздражители. От всех иных функций организма дыхание отличается широким функциональным диапазоном, регуляция которого осуществляется на подсознательном уровне и произвольно. Эта особенность ярко проявляется в произвольном дыхании, играющем важную роль в дифференцированном голосообразовании.
Между дыханием в спокойном состоянии и дыханием во время речи существует огромная разница. В состоянии покоя соотношение вдоха и выдоха составляет примерно 3 : 4. Во время речи вдох относительно короток, а выдох удлинен. При произнесении длинных фраз выдох может превосходить по длительности вдох в 8-12 раз. Один из секретов хорошего пения и ораторской речи кроется в умении экономно расходовать находящийся в легких воздух. Как правило, во время речи вдох происходит через рот. При нормальном вдохе во время речи язык плоско лежит во рту, голосовые складки широко расходятся. В этих условиях вдох интенсивный, короткий, но совершенно беззвучный. Если имеется препятствие току воздуха во время речи, на вдохе появляется шум, похожий на звук «х». Выдох во время речи удлинен, а характер выдоха — неравномерный, со многими перерывами в соответствии со смыслом речи. Например, схематически выдох во время произнесения фразы «Однажды, лебедь, рак да щука, везти с поклажей воз взялись» можно изобразить следующим образом:
Струя воздуха прерывается там, где запятыми указано прерывание мысли. При нормальной речи объем воздуха, накопленный в легких во время вдоха, расходуется экономно, то есть во время «прерывания мысли» воздух дополнительно не выдыхается, новые вдохи не производятся. Если при произношении фраз имеются частые промежуточные инспирации, ораторская речь наносит вред голосовым складкам (способствует сухости слизистой), возникает покашливание, а хорошее пение просто невозможно. Хороший оратор или певец должен путем упражнений научиться регулировать мускульную работу таким образом, чтобы выдох производился как можно медленнее и экономнее.
В покое физиологичным является дыхание через нос. Во время речи, пения струя воздуха на вдохе и выдохе проходит преимущественно через широко раскрытый рот (за исключением пауз во время речи и пения, когда оратор или певец отдыхает и молчит). Исходя из физиологии дыхания во время речи, ораторам и певцам можно дать рекомендацию: не разговаривать и не петь в слишком холодном, пыльном и слишком сухом помещении.
Физиология фонации.Процесс голосообразования вызывал интерес с древних времен. Еще во времена Гиппократа было известно, что голос возникает в гортани. Однако лишь 20 веков спустя в 1593 г. Андрей Ве-залий высказывает мнение, что голос продуцируется голосовыми складками. Начало более систематизированных исследований фонации относится к XVIII в. Поскольку в то время существовала тенденция объяснять функции человеческого организма физическими процессами, исследователи той эпохи представляли себе голосовые складки наподобие струн музыкального инструмента и дали им название «голосовые струны». Позднее, в результате накопленных наблюдений, возник ряд «периферических» теорий голосообразования, основными из которых были миоэластическая и противоположная ей нейрохронаксическая теории.
Согласно миоэластической теории, выдвинутой Ferrein в 1741 г., фонация — результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под воздействием воздушной струи во время выдоха. Для реализации вибрационных движений сближения и удаления голосовых складок необходимо наличие двух противоположных сил: силы давления выдыхаемого воздуха и силы приведения голосовых складок в фонаторное положение, обеспечиваемой всеми внутренними мышцами гортани. Давление воздушной струи обеспечивает расхождение голосовых складок и поддерживается всей дыхательной мускулатурой, участвующей в фазе выдоха. Внутренние мышцы гортани переводят голосовые складки в состояние аддукции, оказывая сопротивление воздушной струе. В осуществлении фонаторной функции человека принимают участие 40 отдельных мышц — дыхательных, ларингеальных и артикуляционных.
Нейрохронаксическая теория фонации выдвинута в 1950 г. французским исследователем — физиком, математиком, медиком и певцом — R. Husson. С момента своего появления теория имеет множество противников, однако ее вклад в развитие исследования физиологии голосообразования огромен. Согласно этой теории, вибрация голосовых складок представляет собой активные движения голосовых мышц, происходящие под действием возникающих в центральной нервной системе и поступающих по возвратным нервам импульсов. R. Husson считал, что открытие голосовой щели — не пассивное движение, а активный ответ на двигательный импульс. Закрытие голосовой щели, наоборот, — пассивная фаза, зависящая от эластичности голосовых складок. Воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, а веществом, из которого генерируется энергия — звук. Частота звука, генерируемого в гортани, зависит от возбудимости возвратных нервов, т. е. от их способности проводить нервный импульс. Согласно этой теории, зарождение фонаторных нервных импульсов происходит на трех уровнях центральной нервной системы: кортикальном, диэнцефальном и бульбарном, каждый из которых имеет собственную «частоту ритма» и рефлекторные связи. Так, пение или разговорный голос, установленный на желаемой высоте, обеспечивается генерацией нервных импульсов кортикальной двигательной зоны. Озвучивание обычной разговорной речи без сознательного определения тональности осуществляется импульсами диэнцефального уровня. На бульбарном уровне генерируются фонаторные импульсы в некоторых специфических условиях (рефлекторный крик, фонация в состоянии наркоза, монотонное чтение неинтересного текста).
Заслуживает внимания также мукоондуляторная теория J. Perello (1962 г.). Общеизвестно, что подслизистый слой голосовых складок имеет рыхлую структуру, что особенно ярко проявляется при патологических состояниях отечного характера — отек Рейнке, Квинке или острый ларингит. Известно также, что сухость слизистой оболочки голосовых складок сопровождается дисфонией. На основании стробоскопических исследований автор пришел к выводу, что наблюдаемая вибрация голосовой складки есть не что иное, как своеобразное волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей голосовые складки. Это волнообразное движение начинается в субхордальной области, распространяется кверху и спереди назад, проходит по краю голосовых складок, продолжается на верхней поверхности голосовых складок и гаснет у входа в гортанный желудочек. По этой теории ларингеальные мышцы также участвуют в изменении толщины и формы голосовых складок.
Физиология артикуляционных движений.Физиологическая роль артикуляционных движений — образование членораздельных звуков, как во время речи, так и при пении.
В членораздельной речи выделяют гласные и согласные звуки. При произношении гласного звука нет примеси каких-либо шумов, произношение «звучное». Изменение звучности гласных происходит при изменении формы дыхательной трубки над голосовыми складками: изменение положения губ, языка. К образующемуся в гортани звуку при этом примешиваются определенные обертоны. Например, при спокойном произношении звука «у» губы вытягиваются вперед, а гортань опускается книзу, таким образом, дыхательная трубка имеет наибольшую длину. При произношении «и», губы оттягиваются назад, а гортань несколько приподнимается, и дыхательная трубка укорачивается. Если во время произношения звука появляется шум трения или взрыва вследствие механического препятствия току воздуха через рот — звук согласный. Отдельные согласные звуки речи образуются в трех местах «артикуляционной» трубки:
— на краю губ (б, п, в, ф, м, детское р);
— на кончике языка (д, т, з, с, ж, ш, th — англ., 1 — нем., англ, и польск., н);
— на спинке языка (г, к, х, и, л — русское, г — англ., ng — англ.).
Артикуляционные движения мышц небной занавески, дна полости рта и языка, нижней челюсти при произнесении каждого звука трансформируют дыхательные пути выше голосовых складок в особую форму. При этом сила сокращения каждой из мышечных групп отличается при произношении разных звуков. Например, сила сокращения небной занавески (то есть сила ее прижимания к задней стенке глотки) при произношении звука «а» практически в два раза меньше, чем при произношении звука «с». При произношении «носовых звуков» поток воздуха упирается в затвор в полости рта и уходит через открытую небную занавеску в полость носа (звуки — м, н, ng).
Фониатрическое обследованиебольного с патологией голоса — процесс, требующий скрупулезного подхода и от врача, и от пациента. Помимо набора инструментов для оториноларингологического обследования современный кабинет фониатра оснащен аппаратурой для фониатрического исследования: стробоскопом, электроглоттографом, спирографом, фортепиано или фисгармонией с тремя октавами, сонаграфом, магнитофоном, тоночастотным анализатором, шумомером.
Объективное исследование начинается с оториноларингологического обследования. При фониатрическом исследовании оцениваются следующие показатели: тоновый диапазон певческого голоса; тембр и сила голоса; атака и продолжительность тона голоса; стробоскопия гортани, оценка дыхания, функции мягкого неба. Иногда требуется психоневрологическое, эндокринологическое, аллергологическое обследование, исследование слуха.
Вопросы для итогового контроля знаний по теме 6
1. Какие анатомические образования составляют вестибулярный
отдел гортани?
2. В каком отделе гортани наиболее развиты клетчаточные про
странства и выражена отводящая лимфатическая сеть?
3. Перечислите наружные мышцы гортани.
4. На какие группы делятся внутренние мышцы гортани?
5. Какой нерв поражен, если одна половина гортани неподвижна
при дыхании и фонации?
6. Перечислите рефлексогенные зоны гортани.
7. Какие артерии обеспечивают кровоснабжение гортани?
8. С помощью какого инструмента выполняют прямую ларинго
скопию?
9. Какая анестезия используется в детском возрасте для прове
дения прямой ларингоскопии?
10. Какие жалобы возникнут при заболеваниях гортани?
Тема 7.