Причины возникновения олигофрении
эндогенные (генетические) - более 50% | экзогенные |
1. Патология хромосомного набора (чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) | 1.Поражение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды) |
2. Врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов. | 2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода) |
3. Полигенный тип наследования | Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит |
Клиника-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебединский В.В., 1982 и др.]. Ряд исследователей [Лурия А. Р., 1956; Лубовский В. И., 1978 и др.], показали, что при олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов. Эта инертность в большей степени проявлялась в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомоторике [Лурия А. Р., 1973].
Психическое развитие в условиях патологической инертности имеет следующие особенности:
1) не происходит своевременной инволюции (свертывание) более ранних форм психического реагирования. Новообразования неустойчивы, имеются регрессивные тенденции, при возникновении трудностей происходит возвращение к более ранним формам активности.
2) явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению.
Физиологические исследования высшей нервной деятельности показали, что умственно отсталым свойственны:
1) слабость процессов возбуждения и торможения (больная клетка не может нормально возбуждаться-тормозиться);
2) инертность нервных процессов (трудность переключения);
3) склонность к частому охранительному торможению (требуется частый отдых, перерыв в работе)
4) недоразвитие второй сигнальной системы.
Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении:
1) тотальность нервно-психического недоразвития и
2) его иерархичность.
Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции. Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта.
Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессами отвлечения и обобщения.
Так, в восприятии, прежде всего, страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов.
В непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются сниженный по сравнению с нормой объем запоминания.
При опосредованном запоминании (методика А. Н. Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы. У олигофренов включение в процесс запоминания интеллектуальной операции сопровождаются снижением результатов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет. Рассогласование результатов между непосредственным и опосредованным запоминанием — характерный симптом при умственной отсталости.
Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на классификацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отставании вербально-логического мышления практическое мышление у этих детей более сохранно. Относительная сохранность практического мышления является важным фактором адаптации олигофрена к окружающему.
Важной особенностью речи детей, страдающих олигофренией, является то, что нарушения у них возникают уже на уровне слова, что приводит к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.
Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недостаточной дифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного материала. Наиболее показательно недостаточное развитие интеллекта, который, как правило, страдает больше, чем другие психические функции. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза.
При олигофрении имеются особенности аффективного развития.
Структура дефекта: нарушение мышления при олигофрении оказывает влияние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз». Однако наблюдается и тормозящее влияние, обусловленное недоразвитием (вторичным) базальных функций «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первичных и вторичных дефектов при олигофрении.
Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных нарушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что касается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е.,1959].
.