Причины возникновения олигофрении

эндогенные (генетические) - более 50% экзогенные
1. Патология хромосомного набора (чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) 1.Пора­жение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)
2. Врожденные нарушения обмена аминокис­лот, металлов, солей, жиров и углеводов.   2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)
3. Полигенный тип наследования Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит

Клиника-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в це­лом с преимущественной незрелостью его коры, в первую оче­редь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебе­динский В.В., 1982 и др.]. Ряд исследователей [Лурия А. Р., 1956; Лубовский В. И., 1978 и др.], показали, что при олигоф­рении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов. Эта инертность в большей степени проявлялась в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомоторике [Лурия А. Р., 1973].

Психическое развитие в условиях патологической инертности имеет следующие особенности:

1) не происходит своевременной инволюции (свертывание) более ранних форм психического реагирования. Новообразования неустойчивы, имеются рег­рессивные тенденции, при возникновении трудностей происходит возвраще­ние к более ранним формам активности.

2) явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, постро­енных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы свя­зей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к услож­нению.

Физиологические исследования высшей нервной деятельности показали, что умственно отсталым свойственны:

1) слабость процессов возбуждения и торможения (больная клетка не может нормально возбуждаться-тормозиться);

2) инертность нервных процессов (трудность переключения);

3) склонность к частому охранительному торможению (требуется частый отдых, перерыв в работе)

4) недоразвитие второй сигнальной системы.

Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении:

1) то­тальность нервно-психического недоразвития и

2) его иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразви­тия находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции. Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражает­ся в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процес­сами отвлечения и обобщения.

Так, в восприятии, прежде всего, стра­дает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синте­зом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении веду­щих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

В непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются сниженный по сравнению с нормой объем запоминания.

При опосредованном запоминании (методика А. Н. Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы. У олигофре­нов включение в процесс запоминания интеллектуальной операции сопровождаются снижением результа­тов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет. Рассогласование результатов между непосред­ственным и опосредованным запоминанием — характерный симп­том при умственной отсталости.

Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на класси­фикацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отстава­нии вербально-логического мышления практическое мыш­ление у этих детей более сохранно. Относительная сохранность практического мышления являет­ся важным фактором адаптации олигофрена к окружающему.

Важной особенностью речи детей, страдающих олигофренией, является то, что нарушения у них возни­кают уже на уровне слова, что приводит к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.

Нарушения познавательной деятельности прояв­ляются в узости и недостаточной дифференцированности восприятия окружающих пред­метов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроиз­ведения воспринятого и заученного материала. Наиболее показательно недостаточное раз­витие интеллекта, который, как правило, страдает больше, чем другие психические функ­ции. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены слож­ные формы анализа и синтеза.

При олигофре­нии имеются особенности аффективного развития.

Структура дефекта: нарушение мышления при олигофрении оказывает влия­ние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз». Однако наблюдается и тормозящее влияние, обусловленное недоразви­тием (вторичным) базальных функций «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первич­ных и вторичных дефектов при олигофрении.

Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных на­рушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что ка­сается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е.,1959].

.

Наши рекомендации