Условия нормального мышления.
1. способы восприятия и переработки информации должны быть адекватны объективной ситуации (нарушения – основа когнитивного расстройства).
2. выводы должны делаться в соответствии с законами формальной логики.
3. содержание мышления должно оцениваться человеком исходя их общепринятых эмпирических оснований.
4. процесс мышления должен быть организован по принципу системной регуляции.
5. мышление должно быть сконструированным и отражать в развернутой системе понятий общепринятую структуру мира.
Нарушение форм мышления.
При повреждении височных долей изменяются процессы памяти, следовательно нарушаются процессы категоризации.
Нарушение форм мышления также происходит при психотических расстройствах, больной перестаёт соблюдать законы логики и делает нереалистические умозаключения.
Типы нарушений:
1. бессвязность мыслей
2. разорванность мышления (связь между мыслями сохраняется только непродолжительного времени)
3. в мышлении отсутствует стержень (ориентация только на внешние обстоятельства)
4. снижение форм обобщения
5. искажение уровня обобщения (система подчинения отсутствует)
6. лабильность – необоснованная смена темпа мышления. Для замедленного мышления характерны нарушения подвижности мышления (способности менять скорость обработки информации), инертность, ригидность.
7. обстоятельность мышления – выраженная детализация и систематическое застрявание на побочных ассоциациях.
8. лабиринтное мышление – возврат неэкономным путём к основной теме.
9. вязкость мышления – постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей. Вязкость – крайняя степень обстоятельности, при которой детализация полностью закрывает основную тему, к ней нет возврата.
Основные когнитивные расстройства
(нарушаются способы познания)
- Аутизм организуется на внутреннем импульсе - информация во внутреннем мире блокируется.
- ЗПР: виды информации не могут быть восприняты.
- при повреждении височных долей нарушается память, способности категоризации.
- нарушение формы мышления при психозе - больной перестает соблюдать логику- нереалистические умозаключения. Бессвязность, разорванность мыслей в течение некоторого времени.
- В мышление отсутствует стержень, ориентируются на внешние обстоятельства.
Нарушения мышления по Б.В. Зейгарник:
Нарушение операциональной стороны мышления
Нарушения динамики мышления
Нарушения личностного компонента мышления.
Операциональная сторона
1. Снижение уровня обобщения
В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.
95 % — олигофрения
86 % — эпилепсия
70 % — энцефалиты
2. Искажение процесса обобщении. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67 %) и психопатов (33 %). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так, в задаче четвёртый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.
Содержательные расстройства.
Одна информация приобретает большую ценность по сравнению с другой, в качестве критерия истинности берётся субъективный конструкт. Нарушается объяснительная сторона событий.
Метакогниция – недостаточная системная регуляция; систематическое обращение в прошлому опыту и к личностному опосредованному мышлению. Одновременная обработка разных аспектов проблемы, поиск информации из разных источников, больной обращается к себе как к постороннему. Бывает при травматических поражениях мозга, опухолевых образованиях, нарушениях лобных долей. Сильный или хронический эмоциональный стресс понижает метакогницию.
Степень когнитивной структурированности мышления определяет то, как в своих словах и поступках человек использует информацию о внешнем мире. Признаки когнитивной структурированности:
1. дифференцированность (совокупность характеристик, которыми человек наделяет реальность)
2. дискриминантность (способность человека различать в многообразии явлений содержательные аспекты).
3. интегрированность (переплетение характеристик и аспектов одного предмета)
Высокая степень когнитивной структурированности определяет лучшее восприятие новой информации, человек полагается только на себя при решении задач.