Усиление и расширение объектной любви
1.Усиление способности к объектной любви, которое
постоянно встречается при анализе нарциссических лич
ностей, следует расценивать как важный, но вместе с тем
неспецифический и вторичный результат лечения. В целом
вновь возникающая объектная любовь становится доступной
пациенту вследствие реактивации объектно-либидинозных
инцес туозных аффективных связей, которые прежде скры
вались за стеной регрессивного нарциссизма, вследствие
чего были недоступны для пациента. Поэтому возрастающая
в ходе анализа доступность объектно-инстинктивных катек-
сисов обычно не означает преобразования мобилизованного
нарциссизма в объектную любовь; скорее она обусловлена
высвобождением ранее вытесненного объектного либидо,
то есть является результатом успешной терапевтической
работы в секторах вторичной психопатологии (невроз пере
носа) у пациента, первично страдающего нарциссическим
нарушением личности.
2. Вместе с тем определенные аспекты возрастающей
способности к объектной любви нарциссического пациента
непосредственно связаны с процессом переработки именно
в первичной области психопатологии. Они характеризуются
не только усилением объектных катексисов пациента,
но и большей тонкостью и эмоциональной глубиной уже су-
ществующих (или вновь мобилизованных) объектных стремлений благодаря тому, что становится более доступным идеализирующее либидо. В результате систематической переработки идеализирующего переноса излишки идеализирующего либидо могут объединиться с объектно-либи-динозным катексисом. Присоединение идеализирующих катексисов к объектной любви выражается в более глубоких и утонченных переживаниях любви пациентом, будь то состояние влюбленности, длительная привязанность к другому человеку или посвящение себя любимому делу. В этом случае парциссический компонент общего любовного переживания является, в сущности, второстепенным. Нарциссические катексисы добавляют силу и свой колорит переживанию побви пациентом; однако основной инстинктивный катек-сис является объектно-либидинозным.
3. И наконец, важным неспецифическим результатом систематического анализа нарциссических позиций являет-ся усиление способности к объектной любви, обусловленное консолидацией самовосприятия и соответствующим повышением связности самости и более четким установлением ее границ. С усилением связности самости возрастает способность Эго к выполнению разного рода задач (например, профессиональных); это относится и к функционированию Эго как исполнительного центра объектной любви. Формулируя этот очевидный факт в поведенческих, феноменологических и динамических терминах, можно сказать: чем больше уверенность, с которой человек способен себя принимать, чем определеннее его представление о себе и чем надежнее интроецированы его ценности, тем уверенней и эффективней он будет выражать и предлагать свою побовь (то есть распространять свой объектно-либидиноз-i |ый катексис), не испытывая чрезмерного страха оказаться отверженным и униженным.
Прогрессивные и интегративные преобразования в нарциссической сфере
Первичные и основные результаты психоаналитического лечения нарциссических личностей связаны с нарциссической сферой, а произошедшие здесь изменения в большинстве
случаев представляют собой наиболее существенные и решающие в терапевтическом отношении достижения. Поскольку основная часть этой работы посвящена рассмотрению этих прогрессивных и интегративных терапевтических преобразований в нарциссической сфере, я могу ограничиться здесь кратким изложением того, о чем говорилось ранее, останавливаясь лишь на вновь приобретаемых комплексных психологических качествах, которые не были в достаточной мере рассмотрены выше.
1. В области идеализированного родительского имаго следующие терапевтические результаты достигаются благодаря функциональной интеграции этой нарциссической конфигурации с Эго и Супер-Эго.
(а) По мере постепенного отказа от ранних доэдиповых
(по-прежнему архаичных) аспектов родительского имаго
они интернализируются в нейтрализованной форме и ста
новятся частью базисной структуры Эго, контролирующей
и канализирующей влечения. Иначе говоря, психика па
циента постепенно (и незаметно) берет на себя функции
контролирования, нейтрализации и канализирования
влечений, которые вначале пациент мог осуществлять
только тогда, когда ощущал себя слитым с идеализирован
ным аналитиком.
(б) По мере отказа от поздних доэдиповых и эдиповых
(теперь уже более дифференцированных) аспектов идеа
лизированного родительского имаго они интернализи
руются и осаждаются в Супер-Эго, что приводит к идеа
лизации этой психической структуры и, таким образом,
к упрочению ценностей и норм, носителем которых она
является. Другими словами, Супер-Эго пациента начинает
все больше функционировать как источник целенаправ
ленного внутреннего руководства и стимулирующего одоб
рения, благотворно влияя на интеграцию Эго и дости
жение нарциссического гомеостаза, которые прежде были
доступны ему тогда, когда он ощущал себя связанным
с идеализированным аналитиком и чувствовал его отклик.
2. В области грандиозной самости следующие терапевтические результаты достигаются благодаря постепенной функциональной интеграции с Эго двух главных аспектов этой нарциссической конфигурации.
(а) Инфантильная грандиозность постепенно встраивается в цели и устремления личности, не только снабжая энергией зрелые стремления человека, но и поддерживая позитивное ощущение его права на успех. Таким образом, при благоприятных обстоятельствах это «чувство завоевателя» (Freud, 1917c, р. 26, или «feeling of a conqueror», как это было переведено Джонсом (Jones, 1953, р. 5]) становится полностью контролируемым, но вместе с тем активным дериватом прежнего солипсического абсолютизма инфантильной психики.
(а) Архаичное эксгибиционистское либидо, опять-таки будучи контролируемым (то есть нейтрализованным), постепенно отводится от инфантильных целей, связанных с достижением непосредственного удовлетворения в исходной форме, и вместо этого стимулирует адаптированное к реальности и социально значимое поведение взрослой личности. Таким образом, эксгибиционизм, провоцировавший ранее чувства стыда, становится главным источником самооценки пациента и получения им Эго-синтонного удовольствия от своих успехов и действий.
3. Хотя переработку нарциссического переноса следует расценивать как достижение личности в целом, тем не менее она зависит от терапевтической мобилизации архаичных нарциссических позиций. Она ведет к приобретению некоторых ценнейших социокультурных качеств (таких, как эмнатия, креативность, юмор и мудрость), которые, однако, настолько отдалились от своих истоков, что кажутся совершенно автономными свойствами наиболее зрелых уровней психики. В завершение данной работы я хотел бы остановиться на этих четырех качествах, поскольку понимание их роли и функций, их сдерживания и нарушения, а также их проявления в терапевтическом процессе имеет первостепенную важность для оценки терапевтических целей при анализе нарциссических нарушений личности.
Эмпатия
Эмпатия — это способ познания, при котором человек особым образом настроен на восприятие сложных психологических конфигураций. В оптимальных условиях Эго
будет использовать эмпатическое наблюдение, сталкиваясь с задачей сбора психологической информации, и неэмиати-ческие способы восприятия — когда собираемые сведения не относятся к внутреннему миру человека1. Существует множество патологических нарушений использования эмпатии, однако возникающие в результате искажения восприятия реальности можно разделить на две группы.
1. К первой группе относится неадекватное использо
вание эмпатии при наблюдении феноменов вн^сферы комп
лексных психологических состояний. Такое использование
эмпатии при наблюдении непсихологических областей приво
дит к неправильному, дорациональному, анимистическому
восприятию реальности и в целом представляет собой прояв
ление перцептивного и когнитивного инфантилизма.
В научной психологии эмпатия также понимается лишь как рабочий инструмент для сбора психологических данных; сама по себе она не дает им объяснения. Другими словами, эмпатия является способом наблюдения. За сбором данных должно следовать их упорядочение, тщательное исследование (например, причинных) взаимосвязей наблюдаемых феноменов в терминах, не имеющих непосредственного отношения к самому наблюдению (Hart-mann, 1927). Поэтому, если эмпатия вместо того, чтобы ограничиться сбором данных, начинает подменять фазы объяснения в научной психологии (которая в таком случае является лишь понимающей [см. Dili hey, 1924; Jaspers, 1920], а не объясняющей), то мы становимся свидетелями разрушения научных норм и сентиментализирующей регрессии к субъективности, то есть когнитивного инфантилизма в сфере научной деятельности.
2. Перцептивные нарушения, относящиеся ко второй
группе, основываются на ошибках использования эмпатии
при наблюдении феноменов в психологической сфере,
в частности в области сложных психологических конфи
гураций. Замена эмпатии в этой области другими спосо
бами наблюдения приводит к механистическому и безжиз
ненному пониманию психологической реальности.
1 Обсуждение границ между психологической и непсихологической сферами см. в работе Фрейда (Freud, 1915c).
Наиболее серьезные изъяны в использовании эмпатии, которые относятся к этой группе, имеют первичный характер, то есть они обусловлены нарциссическими фиксациями и регрессиями и, в частности, непосредственно связаны с архаичными стадиями развития самости. Их можно свести к ранним нарушениям отношений между матерью и ребенком (обусловленным эмоциональной холодностью матери, отсутствием постоянного контакта с матерью, врожденной эмоциональной холодностью ребенка, неприятием матерью неотзывчивого ребенка и т.д.). Эти нарушения, по-видимому, являются одновременно причиной неудачи в формировании идеализированного родительского имаго (сопровождающейся задержкой появления важных начальных этапов эмпати-ческого взаимодействия ребенка с матерью), гиперкатексиса примитивных стадий развития (аутоэротической) телесной самости и архаичных (пред)стадий развития грандиозной самости с последующей фиксацией на них. Дальнейшее развитие грандиозной самости также приостанавливается из-за отсутствия у ребенка необходимых ему реакций восхищения со стороны матери.
Часто встречающиеся менее серьезные нарушения эмпатии — такие, как неспособность некоторых студентов психоаналитических учебных заведений добиться необходимого эмпатического отношения к своим анализандам, — по-видимому, имеют вторичный характер; они представляют собой реактивные образования, возникшие из-за недостатка эмпатии, при этом подавление эмпатии обычно обусловлено защитой от тенденции к анимистическому восприятию мира. Эти помехи в использовании эмпатии в большинстве случаев следует понимать как часть общего личностного нарушения обсессивно-компульсивного типа, при котором подавление обусловлено стойкими реактивными образованиями, которые сохраняют магические верования и анимистические тенденции либо вытесненными, либо (что бывает гораздо чаще) изолированными, либо отщепленными.
Иногда эмпатия рассматривается как эквивалент интуиции, что ведет к ложному противопоставлению (а) сентиментальных и субъективных (то есть ненаучных) интуитивно-эмпатических реакций на чувства других
людей и (б) разумной и объективной (то есть научной) оценки психологических данных.
Однако интуиция в принципе не связана с эмпатией. Реакции, суждения, распознавание или восприятие и т.д., которые стороннему наблюдателю кажутся интуитивными, скорее всего не отличаются в сущности от неинтуитивных реакций, мнений и т.д. за исключением скорости, с которой совершаются умственные операции. Например, удивительное умение одаренного и опытного клинициста ставить диагноз может показаться наблюдателю интуитивным. Но на самом деле этот результат обусловлен тем, что тренированная психика одаренного врача с большей скоростью (и во многом предсознательно) собирает и анализирует многочисленные нюансы и, словно специализированный компьютер, оценивает различные сочетания. Поэтому то, что мы называем интуицией, в принципе можно разложить на быстро выполняемые умственные операции, которые сами по себе не отличаются от тех умственных операций, не кажущихся нам необычными в этом конкретном смысле. Следует, однако, добавить, что вера в магию и у того, кто совершает интуитивные умственные действия (возникающая из его желания сохранить неизменное всеведение архаичной грандиозной самости), и у того, кто наблюдает за ним со стороны (возникающая из его потребности во внушающем благоговение идеализированном родительском имаго), разумеется, может способствовать возникновению сопротивления, противодействующего реалистичному разложению интуитивных действий на их компоненты.
Талант, тренировка и опыт могут иногда сочетаться и давать в разных областях результаты, которые кажутся нам интуитивными; таким образом, мы можем обнаружить интуицию не только в эмпатическом наблюдении в сфере сложных психологических состояний (проводимом, например, психоаналитиком), но и, как отмечалось выше, в постановке клинического диагноза или в стратегических решениях чемпиона по шахматам, или в планировании научных экспериментов физиком. С другой стороны, медленные и скрупулезные неинтуитивные психические процессы не ограничиваются неэмпатическим исследованием физи-
ческого мира, а могут использоваться также при эмнати-ческом наблюдении. В принципе можно сказать, что одним из достижений психоанализа явилась трансформация интуитивной эмпатии художников и поэтов в инструмент наблюдения обученного научного исследователя, хотя некоторые суждения опытного психоаналитика-клинициста могут показаться наблюдателю такими же интуитивными, как и, скажем, постановка диагноза терапевтом.
Ученые-психологи в целом и психоаналитики в частности должны не только обладать свободным доступом к эмпатическому пониманию — они должны также уметь отказываться от эмпатической установки. Если они не мо-гут быть эмиатическими, то и не могут наблюдать и собирать необходимые данные; если они не могут отказаться от эмпатии, то и не могут выдвигать гипотезы и создавать теории и, таким образом, в конечном счете не могут дать объяснения полученным фактам.
Если ненадолго обратиться к более широкому контексту, то я мог бы добавить здесь, что различие между эмпатией, нацеленной на собирание данных, и психическими процессами, используемыми в поисках объяснений, соотносится (но не соответствует в полной мере) с часто встречающимся противопоставлением теории и практики. Даже клиническая работа даст лишь эфемерные результаты, если не будет включать в себя возрастающее понимание (то есть инсайт), выходящее за пределы эмпатии. А теоретическая работа без постоянного контакта с материалом, который можно получить лишь благодаря эмпатии, вскоре станет бесплодной и бессодержательной, тяготеющей к чрезмерному увлечению нюансами психологических механизмов и структур и потеряет контакт с разнообразием и глубиной человеческих переживаний, на котором в конечном счете и должен основываться психоанализ.
Таким образом, принимая во внимание эти факты, специфической задачей учебного анализа является ослабление нарциссических позиций студента-анализанда в тех секторах его личности, которые связаны с эмпатическими способностями. Об успешности процесса переработки в этой области можно говорить лишь тогда, когда мы видим свидетельства установления власти Эго, то есть когда студент
достигает свободной (автономной) способности использовать эмпатическую установку или отказываться от нее в зависимости от стоящих перед ним профессиональных задач.
Ряд специфических нарушений эмпатической способности аналитиков и некоторые генетические факторы, обусловливающие (а) значительное развитие эмпатии (и, таким образом, косвенно выбор профессии, предполагающей использование эмпатии), а также (б) задержку или отклонения в ее развитии, уже обсуждались (глава 11), и мы не будем здесь к ним возвращаться. Однако необходимо сделать некоторые замечания, касающиеся усиления, совершенствования и углубления эмнатической способности, достигаемых в результате терапевтической мобилизации скрытого архаичного нарциссизма анализанда. Как правило, успешный анализ нарциссической личности (будь то учебный анализ или терапевтический анализ в чистом виде) усиливает эмпатическую способность анализанда, но вместе с тем нередко происходит ослабление его прежней способности к интуиции. Действительно ли происходит подобное ослабление интуитивной способности или оно представляет собой лишь субъективное переживание, оценить сложно, поскольку психологическое изменение, лежащее в основе уменьшения склонности прибегать к интуитивным выводам и решениям, заключается в замене магического мышления и желания всеведения (индуктивной) логикой, эмпиризмом и признанием реальных ограничений знаний и умений как в психологической, так и в непсихологической сферах деятельности. Во многих случаях отказ от интуитивных психических действий обусловлен просто-напросто ослаблением потребности в них, а также новоприобретенной способностью не делать поспешных выводов, а с терпением относиться к задержкам, обусловленным внимательным наблюдением и тщательной оценкой данных.
Бывают, однако, и исключения. В частности, у людей, у которых сформировались сильнейшие реактивные образования против магического мышления и веры в собственное всеведение — психологических тенденций, связанных с фиксациями на двух основных архаичных нарциссических конфигурациях, —возрастание рациональности в процессе ана-
лиза мобилизованного нарциссизма может привести к большей свободе, связанной не только с наблюдением феноменов и оценкой их смысла и значения, но и — если условия содействуют таким когнитивным процессам — со способностью наблюдать и оценивать феномены быстро и на предсозна-тельном уровне без чрезмерной траты времени и сил и без использования воображения, как это было раньше.
Но в каком бы направлении ни развивалась интуитивность, расширение эмпатии при успешном анализе всегда является настоящим. Мобилизация архаичных нарциссических структур и их переработка в сферах идеализированного объекта и грандиозной самости приводит к усилению эмпатической способности. В случае мобилизации и переработки идеализированного объекта речь скорее идет об эмпатии, касающейся других людей, в случае мобилизации и переработки грандиозной самости — прежде всего об эмпатии к самому себе (например, об эмпатии анализанда к своим прошлым и различным нынешним переживаниям или об антиципирующей эмпатии, касающейся того, что ему может понравиться, что он может почувствовать и как он будет реагировать в будущем). Хотя пациенты всегда воспринимают свою возрастающую эмпатию как нечто доставляющее удовольствие и часто выражают глубокую удовлетворенность этим результатом анализа, существуют определенные сопротивления, способные заблокировать движение анализа в этом направлении или временно нивелировать то, что было достигнуто.
Поскольку генетические факторы, вызывающие нарушение эмпатии, чрезвычайно варьируют (см. главу 11), соответствующие формы сопротивления обретению этой способности также значительно различаются. Если, как это чаще всего бывает, нарушение эмпатии в первую очередь связано с отсутствием эмпатии у родителей (или с их недостаточной или ненадежной эмиатией), ребенок формирует защитные механизмы, оберегающие его от травматического разочарования в том, что он оказался неправильно понятым и не получил надлежащего отклика. (Ср. эти замечания с обсуждением защит шизоидной личности в главе 1.) Когда в процессе анализа реактивированных нарциссических
конфигураций снова открывается доступ к эмиатическим откликам, существует двоякого рода опасность, которую ощущает пациент в этой области. (1) Несмотря на возникающее у анализанда сознательное желание находиться в эмпатическом контакте с другими людьми и непосредственное удовольствие от эмпатического понимания душевного состояния другого человека, это удовольствие часто сменяется чувством болезненного возбуждения и тревогой в связи с угрозой регрессивных переживаний слияния, которые иногда проявляются в форме временных иллюзий телесной идентичности с другим человеком и ведут к попыткам связать или разрядить напряжение посредством откровенной сексуализации (см. общее обсуждение травматических состояний в главе 8). (2) В отличие от сопротивлений, обусловленных вышеупомянутым психоэкономическим дисбалансом, сопротивления, соответствующие более высокому уровню психического функционирования, связаны со страхом пассивности, нередко воспринимаемым мужчинами как угроза оказаться в присущей женщинам роли повинующегося. Такие страхи с чаще всего возникают в ответ на новоприобретенное эмпатическое понимание того, что аналитик тоже является человеком, способным реагировать на анализанда эмоционально и эмпатически.
Защита, которую дает личности нарциссическая изоляция, и угроза отказа от этой безопасности, возрастающая, когда анализ предоставляет возможность эмпатического контакта с другим человеком и соприкосновения с миром, драматически отображена в сновидении пациента С. Этот мужчина в раннем детстве потерял мать и вслед за этим еще нескольких женщин, обладавших качествами матери. Ему приснилось, что он находится один в своем доме, смотрит в окно, а рядом лежат его рыболовные снасти. За окном он видит плавающих рядом многочисленных рыб, больших и маленьких, очень красивых, и ему хочется отправиться на рыбалку. Но он понимает, что его дом находится на дне озера и что, как только он откроет окно, вода хлынет в дом и затопит его самого.
Сопротивления подобного рода нередко принимают более мягкую форму отвержения покровительственного, по мнению пациента, отношения аналитика. Эмпатия,
особенно если она связана с желанием исцелять непосредственно благодаря заботливому пониманию, может и в самом деле стать властной и назойливой, то есть она может основываться на неустраненных фантазиях терапевта о всемогуществе. Но даже если аналитик в значительной степени справился со своим желанием исцелять непосредственно, используя волшебство своего заботливого понимания, и действительно не ведет себя покровительственно по отношению к пациенту (то есть использует эмиатию как инструмент наблюдения и соответствующей коммуникации), сам факт того, что пациент перестал защищаться от возможности быть эмпатически понятым и получить обратную реакцию, вызывает у него архаичный страх ранних разочарований. На некоторое время он может стать подозрительным, ему будет казаться, что аналитик им манипулирует, что аналитик руководит им, чтобы затем садистским образом его разочаровать и т.д. Такие временные паранойяльные установки встречаются довольно часто, но какими бы настораживающими они ни казались, обычно их век недолог, и их можно устранить с помощью корректных динамических и генетических интерпретаций. Тем не менее, какова бы ни была судьба сопротивлений, при надлежащим образом проведенном анализе нарциссических личностей с большим постоянством можно наблюдать постепенное усиление способности к эм-патическому пониманию других людей и постепенно крепнущую надежду, что и другие люди тоже будут способны понять чувства, желания и потребности пациента.
Креативность
Креативность, варьирующая от новоприобретенной способности увлеченно и с энтузиазмом выполнять ряд определенных задач до возникновения блестящих художественных замыслов и проницательных научных решений, также может проявляться — внешне спонтанно — в процессе анализа нарциссических личностей. Ее проявление опять-таки специфически связано с мобилизацией ранее сдерживаемых нарциссических катексисов в областях грандиозной самости и идеализированного родительского имаго.
Вначале я хотел бы обратиться к весьма деликатной проблеме и ответить на вопрос, следует ли научную и художественную деятельность рассматривать как творческую, по какой бы причине человек к ней ни обращался — спонтанно или вследствие психоэкономических, динамических и структурных изменений, возникающих в процессе анализа. Мы должны рассмотреть этот теоретический вопрос, поскольку художественная и научная деятельность возникает и прекращается в процессе анализа нарцис-сических нарушений личности в одном и том же важнейшем контексте, то есть та и другая представляют собой трансформации архаичного нарциссизма анализанда.
Если рассматривать объективно, то строгое разграничение науки и искусства prima facie1 является оправданным. Оно основывается на представлении о том, что целью науки является открытие уже существующего, тогда как искусство привносит в мир нечто новое (Eissler, 1961, р. 245-246). Но даже в объективном смысле (то есть без учета психологических процессов, происходящих при совершении научного открытия и создании художественного произведения) это принципиальное разграничение не является таким четким, как кажется на первый взгляд. Великие научные открытия не просто описывают уже существующие феномены, но и дают миру новый способ видения их значения или их взаимосвязи с другими явлениями. Великий ученый, совершивший фундаментальное открытие, может направить развитие науки в особое русло, точно так же как гениальный художник, создающий новый стиль, может определить направление, в котором будет развиваться данная область искусства. Вера в то, что наука может идти только в том направлении, в котором она до сих пор развивалась, пожалуй, является следствием завышенной оценки актуального состояния научного мировоззрения3. С другой стороны, мы также
2 На первый взгляд (лат.). — Примечание переводчика.
3 Детальное обсуждение квазихудожественных процессов при
совершении некоторых великих открытий в физике см. в работах
Александра Койра, в частности л его эссе «Метафизика и изме
рение: очерки о научной революции XVII века» (Коугё, 1968).
не должны забывать, что некоторые из величайших художественных произведений являются не созданием чего-то нового, а отражением уже существующего и становятся бессмертными благодаря (творчески избирательному) использованию художником красок на полотне или слов на печатной странице. И тем не менее если мы будем оценивать и сравнивать научные и художественные работы в объективных, непсихологических рамках, мы будем склонны закрепить атрибут креативности за последними и почувствуем, что говорим метафорически, относя его к первым.
Если от объективной оценки мы перейдем к сравнению личности ученого и художника и к исследованию психологического отношения ученого и художника к своей деятельности (в частности, к рассмотрению проявлений нарциссического катексиса в специфическом контексте данной работы), то мы сможем увидеть нечто новое в данном проблемном поле и провести дальнейшую дифференциацию.
Вообще говоря, нарциссические катексисы художника, как правило, менее нейтрализованы, чем нарциссические катексисы ученого, а его эксгибиционистское либидо, по-видимому, более плавно, чем у ученого, перемещается между ним самим и его нарциссически катектированным произведением. Выражаясь иначе — и опять-таки полностью отдавая себе отчет в том, что существуют многочисленные исключения, — можно сказать, что, с одной стороны, слишком строгий контроль над эксгибиционизмом художника, как правило, препятствует его продуктивности, тогда как, с другой стороны, вторжения не подвергшихся изменению грандиозных и эксгибиционистских требований архаичной грандиозной самости являются помехой для эффективной научной деятельности.
Сравнение восхитительной самонадеянности и эксгибиционизма молодого Фрейда в письмах к Гизеле Флюсе4 с его все более усиливавшимся контролем над всяким
1 Эти письма написаны в 1872-1874 годах (см. Freud, 1969). См. также проницательное обсуждение этой переписки в работе Гедо и Вольфа (Gedo, Wolf, 1970).
потворством своим эксгибиционистским желаниям (его настороженность по поводу смеси лицемерия и проявлений магического мышления в адресованных ему поздравительных посланиях, его отказ от участия в торжествах, организованных с целью его публичного чествования) является прекрасной иллюстрацией типичной жизненной кривой в развитии личности ученого. Другими словами, великий ученый, пример которого являет собой Фрейд, с течением времени становится все менее терпимым к непосредственной стимуляции своего подавляемого эксгибиционизма и ограничивается проявлением сдержанных в отношении цели и нейтрализованных нарциссических катексисов в своей работе.
Таким образом, в целом можно сказать, что работа ученого обычно включает в себя гораздо более нейтрализованные нарциссические катексисы и бульшую примесь объектных катексисов, чем создание произведений искусства. Это различие становится особенно очевидным, если обратить внимание на тот факт, что законченное произведение искусства (созданное композитором, скульптором, живописцем, поэтом или романистом) становится неприкосновенным и в принципе не может быть изменено кем-то другим, какие бы несовершенства и какие бы потенциальные возможности улучшения оно ни имело. Художественное произведение бессознательно воспринимается как неразрывно связанное с личностью его создателя, и в него не позволено вмешиваться другому. Отличие научного творчества в этом смысле очевидно. Если один ученый сформулировал новую теорию, а другой ученый обнаруживает в ней слабые места и изменяет предыдущую формулировку, то он не оскорбляет этим предшествующую работу. На самом деле он с благодарностью признает, что новое открытие или усовершенствование было бы невозможно без предыдущей работы, какой бы неполной и несовершенной она ни была. Другими словами, работа ученого более отдалена от его личности и касается более независимого объекта, нежели работа художника.
Хотя приведенные выше общие положения, возможно, нуждаются в небольших изменениях, я полагаю, что они верно выражают основную тенденцию. Я оставляю в сто-
роне исключительные случаи, когда открытие ученого появляется на свет в форме, напоминающей произведение искусства, и поэтому мы реагируем на него так, словно оно представляет собой продукт художественного творчества. Однако необходимо добавить, что в сфере искусства на самом деле существуют великие произведения, которые созданы неизвестными мастерами (или группой, или поколениями художников), что, казалось бы, противоречит принципу внутренней неотъемлемой связи произведения искусства с его создателем. Соответствующими примерами являются скульптуры и средневековые соборы, в частности относящиеся к раннему готическому периоду, создатели которых нам не известны. Что касается скульптур, то легко увидеть, что мы все равно реагируем на творение неизвестного автора как на не подлежащее изменениям выражение его творческого акта: никому, например, не приходит в голову мысль заменить несовершенное по форме ухо или нос средневековой мадонны на доставляющее большее эстетическое удовольствие. Что же касается поколений строителей великих готических соборов, то здесь ситуация более сложная. Действительно ли они представляют собой художественные творения, в которых нарциссические катексисы творца являются нейтрализованными, а конечный продукт не зависит от творца, как в случае научной работы? Или, быть может, величие задачи, которая ab initio' зависит от самозабвенных усилий нескольких поколений строителей, создает здесь исключительные условия, не позволяющие провести сравнение с другими художественными стремлениями человека?
Однако мы не можем здесь подробно останавливаться па этих вопросах. Достаточно будет сказать, что по сравнению с ученым художник в целом вкладывает в свой труд менее нейтрализованное нарциссическое либидо и в большей степени идентифицируется со своим произведением. Тем не менее не стоит придавать чрезмерное значение этим различиям. Они основаны не на качественных критериях, а на оценке степени нейтрализации нарциссических энергий и степени нарциссического инвестирования работы.
Изначально (лат.). - Примечание, переводчика.
Кроме того, как уже отмечалось, нет сомнений в том, что научная и художественная деятельности, возникающие на определенных стадиях анализа нарциссических нарушений личности, являются сходными феноменами и занимают аналогичные позиции в аналитическом процессе. Поэтому в дальнейшем клиническом обсуждении эти два вида деятельности будут рассматриваться не отдельно, а вместе — как важнейший способ проявления нарциссических катексисов, возникающий благодаря их трансформации в процессе терапевтического психоанализа нарциссических личностей.
Активизация художественной и научной деятельности, нередко встречающаяся в качестве вспомогательной меры на стадиях процесса переработки при анализе нарциссических личностей, когда относительно неподготовленное Эго пациента сталкивается с внезапным наплывом ранее вытесненного нарциссического либидо, как правило, является кратковременной. Если процесс переработки осуществляется последовательно, грандиозно-эксгибиционистское или идеализирующее либидо обычно инвестируется в разного рода новые устойчивые образования (например, в повышение самооценки или в формирование идеалов), которые уже нами упоминались, а обращающая на себя внимание временно мобилизованная художественная и научная деятельность постепенно сходит на нет (см., например, кратковременное увлечение танцами мисс Е.).
Разумеется, ситуация совершенно иная, когда сублимированная деятельность н