Реактивная мобилизация грандиозной самости
Несмотря на большое практическое значение реактивной мобилизации грандиозной самости, здесь также нет необходимости детально обсуждать ее в данном контексте. Ее положение — как промежуточной позиции или поворотного пункта — в типичных регрессивных колебаниях, происходящих при анализе нарциссических нарушений личности, изображено на диаграмме в главе 4 (позиция 2А, диаграмма 2, с. 116), а ее проявления в процессе лечения проиллюстрированы клиническими примерами (см. случаи Ж. в главе 4 и М. в главе 10), в которых показаны некоторые последствия ошибочных реакций аналитика в ответ на установление идеализирующего переноса.
Отступление от идеализирующего переноса к (реактивной) мобилизации грандиозной самости связано с тактическими особенностями аналитического процесса, которые, в сущности, не отличаются от известных временных регрессий, возникающих после определенных фрустраций объектного либидо при анализе неврозов переноса. Эти типичные смещения катексиса происходят в самых разных условиях нарциссического переноса — термин «перенос» (и, в частности, «зеркальный перенос») не пригоден, однако, для обозначения клинических проявлений реактивной мобилизации грандиозной самости. То, что получается в данном случае, едва ли можно назвать позитивной терапевтической активацией грандиозной самости — речь скорее идет о стремительном гиперкатексисе архаичного грандиозного представления пациента о себе, жестко защищаемого враждебностью, холодностью, надменностью, сарказмом и молчанием (позиция 2А на диаграмме 2). Во многих случаях регрессия, возникающая вслед за разочарованием в идеализированном объекте, не останавливается на уровне архаичного нарциссизма, а продолжает свое движение в направлении к гиперкатек-сису аутоэротической, фрагментированной телесно-пси-
хической самости, сопровождающемуся болезненными переживаниями ипохондрического беспокойства и архаичным чувством стыда (позиция 3 на диаграмме 2). Между позициями архаичного нарциссизма (2А) и ауто-эротизма (3) мы иногда сталкиваемся с кратковременными проявлениями близких к галлюцинаторным фантазий о слиянии, связанных с отсутствием четких представлений пациента о своей личности.
Подобного рода примитивные идентификации, смешанные с ипохондрическими беспокойствами, нередко встречались, например, у мистера Д. (глава 5), которому, когда он испытывал разочарование в аналитике, казалось, что лицо и тело аналитика принимают черты его (пациента) умершей матери. Такая примитивизация выражения его неудовлетворенных орально-тактильных стремлений и потребности в нежности (сдержанной в отношении цели) и эмпатии (со стороны человека, воплощавшего образ матери) происходила даже на более поздних стадиях анализа, то есть в периоды, когда он уже стал способен подолгу заниматься сублимированной творческой деятельностью, которая пришла на смену примитивному визуальному слиянию в его вуайеристской перверсии (см. обсуждение этой фазы анализа мистера Д. в главе 12).
Какими бы зловещими ни казались проявления этих регрессивных состояний, в большинстве случаев ни аналитик, ни пациент не становятся слишком ими обеспокоенными. Существуют, правда, редкие исключения (см., например, в главе 4 краткое описание случая мистера Ж., у которого тяжесть регрессии, интенсивность элементов анального влечения и соответствующая паранойяльная установка действительно внушали тревогу), но в подавляющем большинстве случаев патологии, рассматриваемой в данной работе, эти регрессии, несомненно, являются частью терапевтического процесса и вскоре принимаются пациентом как материал; для нацеленной на осознание работы, которая ведет к постепенному расширению и усилению его Эго.
Эти регрессивные колебания нельзя ни предотвратить, ни назвать терапевтически нежелательными. Они порождаются нарциссической уязвимостью анализанда, и их нельзя избежать, поскольку эмпатия аналитика не может быть
совершенной — во всяком случае по сравнению с эмпатией матери по отношению к потребностям своего ребенка. И, как уже отмечалось выше, понимание, полученное в результате тщательного терапевтического исследования этих состояний, имеет большую ценность для пациента. Однако аналитическая работа не фокусируется на регрессивной позиции как таковой, которая представляет собой отступление от благоприятного нарциссического переноса, а потому изолированная интерпретация содержания проявлений архаичной грандиозной самости или ипохондрических беспокойств пациента и переживаний стыда не принесла бы плодов и была бы технической ошибкой. Как только становится понятным динамический контекст текущего регрессивного колебания, уже нет больше надобности избегать эмпатической реконструкции детских чувств, соотносящихся с чувствами, которыми сопровождаются временные регрессивные отступления в процессе анализа. Таким образом, можно провести аналогию между ипохондрическими тревогами пациента и смутным беспокойством о своем здоровье у одинокого ребенка, не чувствующего себя защищенным и в безопасности, облегчающую понимание пациентом глубинного значения своего нынешнего состояния и его генетических корней. И все же основная задача аналитика на этой стадии состоит в выявлении общего направления терапевтического процесса, и его интерпретации прежде всего должны фокусироваться на травматическом событии, спровоцировавшем регрессивное отступление.
Вторичный зеркальный перенос
В большинстве случаев зеркальный перенос постепенно развивается с самого начала лечения (первичный зеркальный перенос); в некоторых случаях, однако, ему предшествует кратковременная начальная фаза идеализации. Значение вторичного зеркального переноса является менее очевидным, чем значение реактивной мобилизации грандиозной самости, и, в частности, здесь необходимо исследовать генетические причины его возникновения.
В ограниченный начальный период анализа центрированных на себе или поглощенных собой нарциссических
личностей возникновение на время идеализирующего пере-i юса не вызывает сомнений. Даже если эта идеализирующая установка пациента не разрушается преждевременными интерпретациями или каким-либо другим пассивным или активным вмешательством аналитика, как правило, она быстро исчезает, и вместо нее в поведении и в свободных ассоциациях пациента отчетливо проявляются признаки, свидетельствующие о том, что произошел переход от мобилизации идеализированного объекта к мобилизации грандиозной самости и установился зеркальный перенос (в одной из трех генетически детерминированных его форм). Затем он сохраняется в течение долгого времени, когда систематический процесс переработки фокусируется на интеграции реактивированной грандиозной самости. I Гервоначальную идеализацию аналитика следует понимать как проявление специфического промежуточного этапа в пока еще не завершившейся терапевтической регрессии анализанда. В таких случаях в сновидениях и воспоминаниях пациента мы обнаруживаем образы тех людей, которыми он восхищался и которых идеализировал в детстве, хотя их возникновение тесно связано с его нынешним отношением к аналитику; или мы сталкиваемся с непосредственным выражением пациентом сознательно переживаемого восхищения аналитиком.
Клинический пример первого вида идеализации (появление в сновидениях образов людей, вызывающих восхищение), предшествующий вторичному зеркальному переносу, будет приведен позже при обсуждении тенденции некоторых аналитиков (иногда обусловленной мобилизацией их контрпереноса) отвечать ошибочными или несвоевременными интерпретациями, когда пациенты их идеализируют. Случай мисс М. (глава 10), несомненно, является примером скоротечной установки к идеализирующему переносу, косвенно выражавшейся в сновидениях на ранних этапах анализа. В этом случае идеализация воспроизводила временную попытку справиться с натиском угрожающих нарциссических напряжений посредством идеализации священника, которым пациентка восхищалась в раннем подростковом возрасте. Патовая ситуация, возникшая из-за ошибки аналитика, не стала помехой для возобновления
идеализирующего переноса, но воспрепятствовала канали-зированию эксгибиционистских требований грандиозной самости в благоприятный зеркальный перенос.
Клинический пример второго типа идеализации (непосредственное выражение сознательного восхищения аналитиком), предшествующей вторичному зеркальному переносу, содержится в подробном сообщении (приведенном, однако, в другом контексте) об анализе мистера Л. (глава 9). В течение короткого времени на ранней стадии анализа этот пациент открыто выражал огромное восхищение аналитиком и идеализировал его внешность, поведение, физические и умственные способности. Эта непродолжительная идеализация повторяла безуспешную попытку пациента (когда ему было примерно три с половиной года) идеализировать своего отца. После рождения второго сына отношение матери пациента внезапно изменилось от некритичного восхищения на критическое отвержение его самого и его потребностей во внимании, и ребенок попытался справиться с интенсивной нарцис-сической фрустрацией, идеализировав отца и относясь к нему как к достойному восхищения человеку, к которому у него могло возникнуть чувство привязанности. Однако по некоторым причинам эта попытка не удалась, в частности потому, что, несмотря на значительные внешние успехи, отец пациента, по-видимому, страдал специфическим серьезным нарушением самооценки, что не позволило ему принять роль, которую отводил ему сын. Таким образом, вместо того чтобы позволить возвеличить себя и дать сыну возможность испытать чувство нарциссиче-ского удовлетворения и равновесия, присоединившись к человеку, вызывавшему его восхищение, отец отверг, принизил и раскритиковал желание ребенка установить с ним связь посредством идентификации.
Поэтому попытки сына создать идеализированное родительское имаго оказались недолговечными, и он вернулся к установкам и формам поведения, восстанавливающим нарциссическое равновесие, которые были характерны для более раннего периода его жизни. Теперь он пытался повысить свою самооценку через прежнюю грандиозность и эксгибиционистские проявления, когда-то поощрявшиеся его
матерью. В частности, он реализовывал свои грандиозные и эксгибиционистские устремления, занимаясь спортом, увлечение которым сохранилось у него во взрослой жизни и который стал средоточием его последующих успехов и неудач. Мы не будем здесь подробно останавливаться на развитии личности пациента. Данный эпизод, относящийся к генетически наиболее важному периоду его детства, приведен лишь для того, чтобы показать, каким образом специфическая последовательность установления нарциссического переноса в процессе анализа (начальный период идеализации, за которым следует вторичный зеркальный перенос) повторяет последовательность событий в детстве пациента (кратковременную попытку идеализации, за которой последовало возвращение к гиперкатексису грандиозной самости). Как бы ни выражалась эта мимолетная идеализация — открыто или завуалированно, направлена ли она непосредственно на аналитика или лишь косвенно указывает на него, — в метапсихологическом отношении она восстанавливает возможность для продвижения в одном из важнейших направлений развития нарциссизма, которое не было успешно завершено в детстве. Речь идет о попытке сформировать надежное идеализированное родительское имаго, которое затем будет интроецировано в форме идеализированного Супер-Эго. Таким образом, в отличие от временных колебаний от идеализированного родительского имаго к грандиозной самости (реактивной мобилизации грандиозной самости), происходящих на более поздних стадиях терапии, переход от мобилизации идеализированного родительского имаго к мобилизации грандиозной самости в этих случаях повторяет специфическую последовательность событий детства анализанда: (а) пробную идеализацию детского объекта, (б) (травматическое) прерывание идеализации и (в) (повторный) гиперкатексис грандиозной самости. Ни кратковременный период идеализации, ни последующее спонтанное смещение в направлении грандиозной самости нельзя оставлять без внимания, поскольку при переносе важнейшие психологические события прошлого повторяются именно в этой последовательности. Поэтому аналитик не должен ни отвергать начальную идеализацию, ни пытаться продлить ее искусственно.
Клиническое значение идеализации терапевта, предшествующей установлению вторичного зеркального переноса, имеет три аспекта.
1. Идеализацию терапевта можно рассматривать как
особого рода проверку, которой пациент подвергает тера
певта во время их первых встреч (см. главу 10).
2. Идеализацию терапевта можно расценивать как благо
приятный прогностический признак, поскольку в этом слу
чае процесс переработки открывает две возможности реак
тивации нарциссического катексиса: (а) он делает возможной
терапевтическую трансформацию грандиозности и эксгиби
ционизма архаичной грандиозной самости в реалистичные
притязания и самооценку и (б) на поздних стадиях терапии,
когда возобновленная идеализация аналитика (вторичный
идеализирующий перенос) пришла на смену (вторичному)
зеркальному переносу, существует возможность для тера
певтической трансформации идеализированного родитель
ского имаго в интернализированные идеалы.
3. И, наконец, тот факт, что, когда в этих случаях
наступает терапевтическая регрессия, временная приоста
новка в регрессивном движении нарциссического либидо
происходит на стадии идеализации, также можно рассмат-
ривать в качестве важной терапевтической задачи; цели
развития, не достигнутые в детском возрасте, словно
на короткое время высвечиваются в начале терапии, пре
жде чем снова исчезнуть из поля зрения.
Иногда, хотя и не столь регулярно и явно, идеализирующий перенос может устанавливаться также на поздних стадиях анализа, который с самого начала лечения характеризовался наличием зеркального переноса (первичным зеркальным переносом). В таких случаях — а также, разумеется, во всех случаях вторичного идеализирующего переноса, возникающего вслед за вторичным зеркальным переносом, — процесс переработки включает в себя две фазы: раннюю фазу, в которой анализ фокусируется на зеркальном переносе, и позднюю фазу (вторичный идеализирующий перенос), в которой аналитическая работа фокусируется на идеализации, проявляющейся теперь уже целостно.
ГЛАВА 7. Терапевтический процесс
ПРИ ЗЕРКАЛЬНОМ ПЕРЕНОСЕ
В чем состоит цель и каково содержание специфических процессов переработки, которые приводятся в действие при анализе грандиозной самости? Как и в предыдущем обсуждении процесса переработки при идеализирующем переносе, лучше всего начать со сравнения процесса переработки, фокусирующегося на грандиозной самости при зеркальном переносе, с хорошо известными аналогич-ными терапевтическими действиями при анализе неврозов переноса.
Важнейшим терапевтическим инструментом при психоаналитическом лечении неврозов переноса является интерпретация бессознательных направленных на объект
стремлений (и защит от них), которые были мобили-
зованы терапевтической ситуацией и которые используют
предсознательный образ аналитика в качестве главного
средства формирования переносов. Процесс переработ
ки, то есть повторная встреча Эго с вытесненными стрем-
лениями и его конфронтация с архаичными методами, используемыми для отражения этих стремлений, ведут к расширению сферы влияния Эго, что и составляет цель психоаналитической терапии.
Аналогично инвестициям инцестуозного объекта, которые становятся реактивированными в процессе ана-лиза неврозов переноса, грандиозная самость, активированная при зеркальном переносе, не интегрируется в ориентированную на реальность организацию Эго, л вследствие патогенных переживаний (например, длительных тесных отношений с нарциссической матерью, сопровождавшихся травматическим отвержением и разочарованием) становится диссоциированной от остальной части психического аппарата. Таким образом, эксгибиционистские побуждения и грандиозные фантазии остаются изолированными, отщепленными, отвергнутыми
и/или вытесненными и являются недоступными модифицирующему влиянию реальности Эго.
У меня нет здесь возможности подробно останавливаться на недостатках и преимуществах (для адаптации), которые возникают у развивающейся личности вследствие диссоциации и/или вытеснения грандиозной самости, и я лишь укажу на две основные с ними связанные психические дисфункции: (1) напряжение, вызываемое запруживанием примитивных форм нарциссического эксгибиционистского либидо (возросшая тенденция к ипохондрической озабоченности, застенчивость, чувство стыда и смущение), и (2) снижение способности адекватно оценивать самого себя, а также получать Эго-синтонное удовольствие от своей деятельности (включая Funktionslust1 [Бюлер]) и добиваться успехов, обусловленное тем, что нарциссическое либидо оказывается привязанным к нереалистичным бессознательным или отвергнутым грандиозным фантазиям и к грубому эксгибиционизму отщепленной и/или вытесненной грандиозной самости и, таким образом, недоступным для Эго-синтонных действий, стремлений и успехов, имеющих непосредственное отношение к (пред)сознательному самовосприятию.
Если, например, нарциссическое либидо пациента тесно связано с вытесненными нетрансформированными фантазиями о полете, он может быть лишен не только ощущения благополучия, которое происходит от здоровой двигательной активности, но и удовольствия от целенаправленной деятельности и «полета воображения» (Ster-ba, 1960, p. 166), то есть от сублимированного действия-мысли. Здесь можно добавить, что фантазии о полете, по-видимому, часто являются характерной чертой не-трансформированной инфантильной грандиозности. Ее ранние стадии одинаковы у обоих полов и, вероятно, подкрепляются экстатическими ощущениями, возникающими у маленького ребенка, когда о нем заботится всемогущий идеализированный объект самости. Однако ее поздние стадии связаны у мальчиков с переживаниями блаженства, которыми сопровождается поднятие пениса во время первой эрекции (Greenacre, 1964). Разумеется,
1 Функциональное удовольствие (нем.), — Примечание переводчика.
сновидения и фантазии о полете повсеместно распространены и многообразны2.
Важнейший аспект процессов переработки при зеркальном переносе включает в себя мобилизацию отщепленной и/или вытесненной грандиозной самости, а также формирование предсознательных и сознательных дериватов, которые проникают в реальность Эго в форме эксгибиционистских стремлений и грандиозных фантазий. В целом аналитики знакомы с мобилизацией поздних стадий развития грандиозной самости, когда ее грандиозность и эксгибиционизм объединяются с прочно установленными направленными на объект стремлениями. Специфические внешние ситуации в эдиповой фазе развития
Иррациональный страх высоты (акрофобия), как я сумел убедиться благодаря психоаналитическому исследованию двух пациентов, не конструируется — по крайней мере в некоторых случаях — в соответствии с моделью психоневротического симптома (то есть как страх символической кастрации в ответ на мобилизацию инцестуозных желаний [см. в этом контексте Bond, 1952]), а обусловлен мобилизацией инфантильной грандиозной веры в способность летать. То есть нетрапсформированная грандиозная самость побуждает Эго совершить прыжок в пустоту, чтобы парить или плыть в пространстве. Однако реальность Эго реагирует тревогой на активность тех секторов собственной сферы, которые склонны повиноваться угрожающему жизни требованию.
Основная психопатология, которой объясняются эти случаи акрофобии, соответствует психопатологии, составляющей метапсихологический субстрат ряда двигательных расстройств (см. Kohui, 1970a). Другими словами, предрасположенность некоторых индивидов к возникновению двигательных расстройств также не формируется подобно истерическому симптому. То есть симптом возникает не из-за того, что ритмические движения реактивируют переживание сексуальной стимуляции, подвергшейся запрету в детском возрасте, а вследствие повторного нарушения надежного слияния с идеализированным объектом самости - например, в результате того, что человек оказался во внешней ситуации (такой, как поездка на автомобиле с лишенным эмпатии водителем), напоминающей лишенную эмпатии заботу идеализированного объекта о ребенке, который пытался через слияние с ним обрести психологическую стабильность и безопасность.
ребенка способствуют становлению этого типа грандиозности, которая в таких случаях воспринимается в рамках объектно-либидинозных стремлений (и подчинена им). Если у ребенка нет реального взрослого соперника, например в случае смерти или отсутствия в эдиповой фазе родителя того же пола, или если взрослый соперник обесценивается эдиповым объектом любви, или если взрослый объект любви стимулирует грандиозность и эксгибиционизм ребенка, или если ребенок подвергается воздействию этих констелляций в различных сочетаниях, то тогда фаллический нарциссизм ребенка и грандиозность, соответствующие ранней эдиповой фазе, не сталкиваются с противодействием со стороны реалистичных ограничений ребенка, которые возникают в конце эдиповой фазы, и ребенок остается фиксированным на своей фаллической грандиозности.
Разнообразные (зачастую, но не всегда, неблагоприятные) симптоматические последствия таких фиксаций всем хорошо известны — например, контрфобически преувеличенные демонстративные действия так называемых фаллических личностей (гонщики, сорвиголовы и т.п.), когда тревожное Эго отказывается от ранее приобретенного понимания того, что эдипова экзальтация была нереалистичной, и, отрицая интенсивный страх кастрации, утверждает свою неуязвимость перед лицом реальной опасности и требует для своего подкрепления постоянной подпитки в виде восхищения и оваций.
Однако ненадежность Эго в таких случаях фиксации на ранней эдиповой грандиозности едва ли обусловлена исключительно нереалистическим характером желаний и притязаний фаллической грандиозной самости. В действительности не сопровождающиеся психологическими осложнениями фиксации этого типа иногда приводят к тому, что Эго пытается действовать — не выстраивая защит, то есть в первую очередь не для того, чтобы почувствовать себя уверенным перед лицом угрозы страха кастрации — в соответствии с требованиями фаллической грандиозности, которая в свою очередь при доле везения и наличии определенных способностей может добиться ценных реалистических достижений.
И все же в большинстве случаев взаимосвязь причины и следствия является более сложной. Например, за образами, касающимися отношений грандиозной самости мальчика с обесцененным отцом (в случае девочки — с обесцененной матерью), очень часто стоит глубинное имаго опасного, могущественного соперника-родителя, и, как отмечалось выше, защитный эдипов нарциссизм сохраняется прежде всего для того, чтобы усилить отрицание страха кастрации.
Важно понимать не только то, что эдипова грандиозность ребенка имеет защитный характер; заслуживает внимания и тот факт, что за обесценивающей установкой эдипова объекта любви (в случае мальчика — матери) по отношению к эдипову сопернику (отцу) и явным предпочтением (гиперстимулированного таким образом) ребенка (сына) у эдипова объекта любви (матери) обычно скрывается восхищение и благоговение перед собственным эдиповым объектом любви (отцом матери). Таким образом, мать, которая явно принижает взрослого мужчину (то есть отца мальчика) и, по-видимому, предпочитает сына, испытывает глубокое восхищение, смешанное с чувствами благоговения и страха, по отношению к бессознательному имаго ее собственного отца. Сын принимает участие в защитном принижении матерью его отца и конкретизирует эту эмоциональную ситуацию с помощью грандиозных фантазий; однако он ощущает страх матери перед сильным мужчиной, обладающим взрослым пенисом, и (бессознательно) понимает, что ее восхищение им, сыном, будет сохраняться лишь до тех пор, пока он не вырастет и не станет независимым мужчиной. Другими словами, он функционирует как часть защитной системы матери.
Однако в большинстве случаев, которые рассматриваются в данной работе, речь не идет о последствиях фиксации на эдиповой грандиозности (характеризующейся смешением сильного объектного катексиса и страха кастрации) — в них основные фиксации связаны с ранними этапами развития детского нарциссизма. Оставляя в стороне структурные сложности, возникающие, когда фаллическая фиксация скрывается за проявлениями
защитных регрессивных инфантильных установок или когда ранние фиксации представлены посредством более поздних (например, эдиповых) переживаний («наложение»), я бы хотел теперь обратиться к обсуждению содержания и роли дофаллической грандиозной самости и с нею связанной аналитической работы.
Цель анализа, разумеется, состоит в том, чтобы включить во взрослую личность (в реальность Эго) вытесненные или иным образом дезинтегрированные (изолированные, отщепленные, отвергнутые) аспекты грандиозной самости независимо от того, какое место они занимают в процессе развития, и заставить служить их энергию зрелому сектору Эго. Таким образом, основная деятельность в клиническом процессе при установлении зеркального переноса вначале связана с раскрытием пациентом своих инфантильных фантазий об эксгибиционистской грандиозности. Однако осознание и все большее принятие реальностью Эго ранее диссоциированных грандиозных стремлений и, как следствие предшествовавших этапов, сообщение об этих фантазиях аналитику наталкивается на сильное сопротивление.
Мы не будем подробно останавливаться на содержании грандиозных фантазий3 и перипетиях их болезненного столкновения с реальностью Эго в процессе терапии, поскольку нас здесь прежде всего интересует напоминающее перенос состояние, которое возникает во время анализа, и, в частности, его психоэкономическое и психодинамическое значение в клиническом процессе.
Кроме того, необходимо признать, что аналитик нередко испытывает разочарование, обнаруживая совершенно тривиальные фантазии, которые после стольких
3 Относительно происхождения и функций «фантазий о грандиозности и всемогуществе» см. соответствующие замечания, разбросанные в ряде эссе Ж. Лампль-де Гроот (Lampl-de Groot 1965, в частности р. 132, 218, 269, 314, 320, 352, 353). По поводу типичных фантазий, в частности фантазий об умении летать, см. также работу Кохута (Kohul, 1966a, р. 253 etc., 256-257), где приводится конкретная иллюстрация фантазии о полете, которая была интегрирована в адаптированное к реальности поведение.
трудов, затраченного времени и сильного внутреннего сопротивления в конце концов обнаруживает пациент и описывает аналитику, нередко испытывая при этом сильнейшее чувство стыда. Parturient monies, nascetur ridiculus mus. (Гора будет трудиться и родит смехотворную мышь. Гораций, ArsPoelica, 139.) Разочарование аналитика (в противоположность сильнейшим эмоциям, которые испытывает анализанд, когда впервые делится с другим человеком самым сокровенным секретом и, таким образом, в сущности, с самим собой) отчасти может быть обусловлено сопротивлением аналитика регрессии, которой потребовал бы полный эмпатический резонанс с архаичным материалом. Однако то, что откровенность пациента не всегда оказывает сильное эмоциональное воздействие на аналитика, может быть также обусловлено тем, что в предшествующем длительном процессе переработки материал первичного процесса постепенно приобрел форму вторичного процесса, стал, так сказать, доступным для передачи и уже отнюдь не тем, чем был когда-то, даже если пациент по-прежнему ощущает в этом откровении отзвуки прежней огромной силы4.
Иногда, правда, как раз содержание фантазии позволяет эмпатически понять стыд, ипохондрию и тревогу, которые испытывает пациент: стыд, возникающий из-за того, что откровение сопровождается порой разрядкой грубого, необработанного, ненейтрализованного эксгибиционистского либидо, и тревогу, возникающую из-за того, что грандиозность изолирует анализанда и угрожает ему постоянной потерей объекта.
Например, пациенту В. в период жизни, когда он стремился к общественному признанию и известности, приснился следующий сон: «Встал вопрос о поиске для меня преемника. Я подумал: как насчет Бога?» Отчасти этот сон
4 По поводу изменений, которым подвергаются бессознательные фантазии в процессе осознания, а также о том, что не претерпевшие изменений первично-процессуальные фантазии могут существовать «за пределами (сенсорного органа) сознания, подобно невидимым для глаза ультрафиолетовым лучам» (см.: Kohut, 1964, р. 200).
явился результатом не совсем безуспешной попытки смягчить грандиозность с помощью юмора; тем не менее он вызвал возбуждение и тревогу и привел на фоне возобновившегося сопротивления к воскрешению в памяти пугающих детских фантазий, в которых пациент ощущал себя Богом.
Однако во многих случаях грандиозность, формирующая ядро фантазий, раскрываемых анализандом, проявляется лишь в виде намека. Например, пациент Г., испытывая сильнейшее чувство стыда и сопротивление, вспомнил, что в детском возрасте часто представлял себя регулировщиком на улицах города. Фантазия выглядела вполне безобидно; однако чувство стыда и сопротивление стали более понятными, когда пациент пояснил, что регулировал уличное движение с помощью «мысленного контроля», исходившего из его головы, и что его голова (по-видимому, отделенная от остального тела), оказывая свое магическое влияние, находилась над облаками.
В других случаях грандиозные фантазии содержат элементы магического садистского контроля над миром: пациент воображает себя Гитлером, Аттилой Варваром и т.д., и под его (магическим) контролем находятся массы людей, на которые он воздействует, словно они являются неодушевленными частями некоего механизма. Магическое разрушение зданий и городов и их магическое восстановление играет ту же роль, какую порой играет абсолютная власть над отдельным другим человеком, который, однако, остается единственной реальностью в безлюдном мире. Некоторые пациенты рассказывают о своей детской вере в то, что все без исключения люди являются их рабами, слугами или собственностью (пациент 3.) и что каждый, кого встречал ребенок, знает это, но об этом не говорит. У другого больного (пациента Ж., который во взрослом возрасте страдал гораздо более тяжелыми нарушениями, чем другие упомянутые здесь люди) существовало убеждение — а не просто фантазия! — что все в школе знали его имя, тогда как он их имен не знал — Румпелыптильцхен наоборот — и что это обстоятельство свидетельствовало о его уникальности, особом положении среди других детей, а не являлось всего лишь результатом
того, что он не был способен установить отношения с ними, хотя, разумеется, они и в самом деле знали имена друг друга, равно как и его. В конечном счете здесь присутствует повторяющаяся тема «особенности», «уникальности», часто «утонченности» («как очень тонкий инструмент», «как очень изящные часы»), являющаяся главным пунктом множества пугающих, постыдных и изолирующих нарциссических фантазий, которые не могут найти более точного выражения, чем выражение, передаваемое с помощью этих слов.
Иногда аналитик может стать свидетелем специфического сопротивления полной интеграции грандиозной фантазии даже после того, как она, казалось бы, была целиком раскрыта и признана. Это сопротивление принимает форму неспособности пациента использовать свои инсайты как средство к достижению реалистичного поведения. В этом случае интерпретации аналитика должны быть сфокусированы на противоречии воображаемого величия и реальных успехов. Он должен показать, что пациент пока еще не способен с терпением относиться к двум вещам: (а) к тому, что в любом деле всегда есть риск неудачи, каким бы хорошо подготовленным оно ни было, и (б) к тому, что любой, даже самый крупный реальный успех имеет свои пределы. Другими словами, пациент справился с иррациональным содержанием своих грандиозных фантазий, но пока еще не трансформировал потребность во всемогущей уверенности в результатах своих усилий, в неограниченном успехе и восхвалении в Эго-синтонные установки настойчивости, оптимизма и в стабильную самооценку.
Мистер О., физиолог, в процессе анализа достиг заметного прогресса в изживании ярко выраженного и глубоко укоренившегося торможения в работе. Но он продолжал испытывать серьезные трудности, когда ему приходилось подготавливать результаты своих научных исследований к публикации. Его грандиозные фантазии стали достаточно интегрированными с реалистичными честолюбивыми устремлениями и способами поведения, чтобы создать устойчивый импульс к деятельности, который помог бы ему довести до конца основную часть своей
исследовательской работы. Однако его упорная фиксация на архаичной потребности в полной уверенности в успехе, в безграничных достижениях и в безграничном восхвалении по-прежнему не позволяла ему продемонстрировать свое конечное достижение, рискнуть оказаться в ситуации неопределенности в связи с реакцией научного сообщества и принять тот факт, что похвала, которую он, возможно, получит, в лучшем случае окажется ограниченной.
Однако соприкосновение определенных аспектов грандиозных фантазий с реальностью может быть не только временно заблокировано вышеупомянутыми специфическими трудностями, но и осознание их во всех их аспектах — или их интеграция со структурой Эго, если они находились в отщепленном состоянии, — а также высвобождение связанных с ними эксгибиционистских потребностей, как правило, наталкивается на сильное сопротивление. В своей эдиповой форме (фаллическая грандиозность и фаллический эксгибиционизм) грандиозная самость оказывается в тени прочных объектных конфигураций, а бросающиеся в глаза напряжения, вызванные чувством соперничества, и страхи кастрации, присущие этой фазе, могут скрывать специфическую тревогу и сопротивления, вызываемые мобилизацией нарциссических аспектов эдипова комплекса. Однако в тех случаях, когда спонтанная терапевтическая регрессия приводит к активации дофаллической грандиозной самости — особенно на стадии, когда ребенок нуждается в безусловном принятии всей его телесно-психической самости и восхищении ею, то есть примерно на поздней оральной стадии развития либидо — тревоги и защиты, специфически связанные с нарциссическими структурами, различить значительно проще. Правда, наличие анальных и оральных элементов влечений является очевидным; однако беспокойство в первую очередь вызывают здесь не цели этих влечений (и уж тем более не специфические вербализируемые фантазии, касающиеся их объектов), а их примитивность и интенсивность. Другими словами, опасность, от которой защищается Эго, удерживая грандиозную самость в диссоциированном и/или вытесненном состоянии, состоит в недифференцирован-
ном наплыве ненейтрализованного нарциссического либидо (на которое Эго реагирует тревожным возбуждением) и во вторжении архаичных образов фрагментированной телесной самости (которые Эго конкретизирует в форме ипохондрической озабоченности).
Постулировав эти принципы, я должен признаться, что в реаль