Перенос по типу второго «я», или близнецовый перенос
Вменее архаичной форме активации грандиозной самости нарциссически катектированный объект воспринимается как тождественный грандиозной самости или очень похожий на него. Этот вариант активации при переносе грандиозной самости будет называться переносом по типу второго «я», или близнецовым. Сны и особенно фантазии, касающиеся отношений с таким вторым «я», или близнецом (или осознанные желания установить подобные отношения), часто встречаются при анализе нарциссических личностей. Патогномоничная терапевтическая регрессия характеризуется тем, что пациент предполагает, что по своим психологическим качествам аналитик либо совсем не отличается от него, либо во многом на него похож.
Зеркальный перенос в узком значении термина
Внаиболее зрелой форме терапевтической мобилизации грандиозной самости аналитик наиболее четко воспринимается как отдельная личность. Однако он важен для пациента и принимается им только в рамках потребностей, порожденных терапевтически реактивированной грандиозной самостью. Речь идет о форме аналитической реактивации грандиозной самости, для обозначения которой больше всего подходит термин «зеркальный перенос». В этом узком значении слова зеркальный перенос представляет собой терапевтическое восстановление нормальной фазы развития грандиозной самости, в которой свет в глазах матери, зеркально отражающий проявление детского эксгибиционизма, и другие формы материнского участия и отклика на нарциссическое эксгибиционистское наслаждение ребенка укрепляют его самооценку, а постепенно возрастающая избирательность этих ответов начинает направлять ее в реалистическое русло. Как и мать на данной стадии развития, аналитик теперь представляет собой объект, который важен лишь потому, что его приглашают разделить нарциссическое удовольствие ребенка и тем самым его усилить. Иногда, хотя и очень редко, в процессе анализа возникают сновидения, в которых отображаются отношения (самости) с кем-то, кого видят как в зеркале (с аналитиком как отражением грандиозной самости). Хотя, вероятно, подобные образы сновидений могут встречаться и при анализе неврозов переноса и просто-напросто символизировать аналитический процесс самопознания, я никогда не встречался с ними, кроме тех случаев, когда значительная часть инстинктивного ка-тексиса грандиозной самости начинала активироваться в отношениях с терапевтом. Зеркальные отношения и их значение иногда так же четко — хотя и косвенно — отображаются в фантазиях пациента, свободных ассоциациях и продуктах сублимации5, однако в явном виде фантазии о том, что кто-то смотрит на отражение в зер-
s В качестве наглядного клинического примера см. случай мистера Д.
кале, по-видимому, не создаются анализандом даже на пике терапевтической активации грандиозной самости. Возможно, такие фантазии не возникают из-за того, что ситуация легко может быть проиграна и рационализирована благодаря реальному действию пациента, когда он смотрится в зеркало. (Исчерпывающее обсуждение психологического значения зеркала см.: Elkisch, 1957.)
Наиболее важные базисные взаимодействия между матерью и ребенком обычно относятся к зрительной сфере: на телесные проявления ребенка мать отзывается тем, что ее глаза начинают светиться. Однако здесь необходимо отметить, что во многих случаях зеркального переноса, когда потребность в отклике, одобрении и поддержке со стороны аналитика играет главную роль в процессе переработки, открытое желание пациента, чтобы на него смотрели, обычно проявляется — в более или менее сексуализированной форме — в качестве временного регрессивного феномена после того, как были фрустри-рованы сдержанные в отношении цели потребности в понимании и внимании. Кроме того, у некоторых пациентов, устанавливающих зеркальный перенос, зрительная сфера часто оказывается перегружена катексисами, канализируемыми в нее после отказа от других способов взаимодействия (например, архаичных оральных и тактильных) в области нарциссических потребностей ребенка. При благоприятных условиях принятие тела ребенка (в частности, оральной и периоральной области [Rangell, 1954]) посредством тактильных реакций ведет к установлению базисного равновесия в сфере нарциссического катексиса связной телесной самости. Но если мать испытывает отвращение к телу ребенка (или не может предоставить в распоряжение ребенка собственное тело, чтобы гот испытал нарциссическое наслаждение, распространив свой нарциссический катексис на материнское тело), то тогда зрительное взаимодействие становится гиперка-тектированным, и, глядя на мать и ловя ее взгляд, ребенок стремится не только получить нарциссическое удовлетворение, соответствующее зрительной модальности, но и компенсировать неудачи в сфере физического (орального и тактильного) контакта.
Например, пациент Д., мать которого была хронически больна и на протяжении всего его детства страдала депрессией, боялся смотреть на аналитика из страха обременить его своим пристальным взглядом. Однако пристальный взгляд выражал его желание, чтобы мать взяла его на руки (а также, скорее всего, чтобы припасть к ее груди), и он опасался, что исполнение этого желания больной матерью будет отвергнуто.
С другой стороны, слуховая модальность может преобладать над зрительной, если в зрительной сфере существует дефект. Наглядный пример такого развития убедительно представлен в фильме Барлингем и Робертсон (1966) о слепых детях, содержащихся в детском доме. В нем имеется трогательная сцена, в которой слепая девочка реагирует нескрываемым нарциссическим восхищением, когда вдруг узнает магнитофонную запись исполнения ею самой музыкального произведения. В данном случае магнитофонная запись выполняет функцию зеркала.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ликование матери как реакция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарциссизму — от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, — то есть способствует восприятию ребенком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени4. Однако восприятие изолированных психических и физических функций, предшествующее стадии связной самости (стадии нарциссизма), разумеется, следует рассматривать не как патологическое, а как соответствующее этой ранней стадии развития. Кроме того, нельзя забывать, что способность получать удовольствие от отдельных частей тела и их функций, равно как и от отдельных форм психической деятельности, появляется после того, как становится прочным восприятие связности самости. Вместе с тем
4 См. в этой связи работу Якобсон (Jacobson, 1964), где говорится о «развитии объекта и константности самости» (р. 55).
на этих более поздних стадиях и взрослые, и дети могут наслаждаться отдельными частями и функциями своего тела и психики, поскольку ощущают уверенность, что эти части тела и их функции принадлежат прочно сформированной целостной самости, то есть чувствуют, что ей не грозит фрагментация. Однако мы знаем, что дети получают удовольствие также от игр, в которых части тела опять являются изолированными, — например, пересчитывая пальцы ног: «Этот пальчик за водой ходил, этот мыл ложку, этот поварешку, этот блюдечко. А этот сам мал, круп не драл, за водой не ходил, ему каши не дадим». Подобные игры, по-видимому, основаны на оживлении страхов фрагментации в период, когда связность самости еще окончательно не закрепилась. Это напряжение, однако, имеет свои пределы (как и страх разлуки в игре в прятки [Klee-man,1967]), и когда, наконец, доходят до последнего пальчика, эмпатическая мать и ребенок устраняют фрагментацию, соединяясь в смехе и объятиях.
Чувство реальности самости (см. Bernstein, 1963), которое является выражением ее связности, обусловленной ее стойким катексисом нарциссическим либидо, иедет не только к субъективному ощущению благополучия, но и вторично к улучшению функционирования Эго, которое можно объективно подтвердить разными способами, например, констатацией возросшей работоспособности и эффективности труда пациента после того, как возросла связность его самовосприятия. С другой стороны, многие пациенты пытаются противодействовать субъективно болезненному ощущению фрагментации самости разного рода насильственными действиями — от физической стимуляции и занятий спортом до чрезмерной работы в своей профессиональной сфере деятельности или бизнесе5.
Здесь уместно упомянуть и сексуальную активность, имеющую диапазон от определенных форм мастурбации, к которым прибегает ребенок, страдающий от хронического нарциссического истощения, до потребности в беспрестанных, дающих самоуспокоение любовных подвигах донжуанов. Целью этой активности является противодействие чувству истощения самости или предупреждение угрозы фрагментации самости. Большинство сексуальных
Обманчивое впечатление, что психоз провоцируется переутомлением (см., например, Schreber, 1903), основывается на том, что пациент, ощущая стремительную и угрожающе усиливающуюся фрагментацию самости, которая предшествует вспышке психоза, пытается противодействовать ей бурной активностью6.
Можно добавить, что многие самые тяжелые и хронические нарушения работоспособности наших пациентов, по моему опыту, обусловлены недостаточным катексисом самости нарциссическим либидо, а также хронической угрозой фрагментации, сопровождающейся вторичным снижением эффективности Эго. Такие люди либо хронически не способны работать вообще, либо (если их самость не задействована) способны работать только автоматически (в форме изолированной активности автономного Эго без глубокого вовлечения самости), то есть пассивно, без удовольствия и инициативы, просто отвечая на внешние требования и сигналы. Иногда даже осознание пациентом этого типа нарушения работоспособности, часто встречающегося при нарциссических нарушениях личности, происходит лишь в процессе успешно протекающего анализа. Однажды пациент может сообщить, что его работа изменилась, что теперь она ему нравится, что теперь у него есть выбор — работать или нет, что теперь он, скорее, выполняет работу по собственной инициативе, а не как пассивно подчиняющийся автомат, и, наконец — но что не менее важно, — что теперь его подход стал более оригинальным, а не таким банальным и однообразным, как раньше: сохранившаяся живой где-то в глубинах психики самость стала организующим центром деятельности Эго (Hartmann, 1939, 1947).
5 (продолжение) действий подростков, которые, особенно в конце этого переходного периода, подвержены оживлению пугающих детских переживаний, связанных с истощением и фрагментацией самости, также служат первичным нарциссическим целям; то есть даже подростки с относительно стабильной психикой прибегают к ним прежде всего для того, чтобы повысить самооценку.
(| Дополнительные замечания по поводу взаимовлияний эффективности функционирования Эго и связности самости см.: Ко-hut, 1970a.
Хотя отношения с эмпатически одобряющим и принимающим родителем являются одной из предпосылок исходного установления прочного катексиса самости и хотя при анализе нарушений в этой сфере они снова оказываются доступными для коррекции, противоположную последовательность событий (движение от связной самости к ее фрагментации) часто можно наблюдать как при анализе, так и в отношениях ребенка с его патогенными родителями. Фрагментацию самости можно, например, изучать у пациентов, которые благодаря присутствию и вниманию аналитика восстановили чувство связности и непрерывности самости. Всякий раз, когда невозможно сохранить зеркальный перенос (в какой бы из трех его форм он ни возник), пациент ощущает угрозу распада нарциссического единства самости; он начинает испытывать регрессивно восстановленный гиперкатексис изолированных частей тела и психических функций (принимающий форму ипохондрии) и обращается к другим, патологическим средствам (например, к извращенным сексуальным действиям), чтобы сдержать поток регрессии. Иногда пациенты рассказывают о поведении родителей, которое, как им кажется, садистским образом было нацелено на то, чтобы противодействовать чувству удовольствия, получаемому от интегрированной самости, и вызывало болезненное ощущение фрагментации.
Например, пациент Б. запомнил из детства следующую деструктивную реакцию своей матери. Когда он пытался в ярких деталях рассказать ей о каком-нибудь своем достижении или переживании, она, по-видимому, была холодна и невнимательна и вместо того, чтобы каким-то образом откликнуться на описываемое им событие, вдруг делала критическое замечание по поводу его внешнего вида или текущего поведения («Не маши руками, когда разговариваешь!» и т.д.). Эта реакция воспринималась им не только как отвержение — вместо одобрения — того, чем он пытался похвастаться, но и как активное разрушение связности своего самовосприятия (в результате смещения внимания к части его тела) как раз в наиболее уязвимый момент, когда он предлагал всю свою самость для одобрения.
Обладающий эмпатией аналитик — сознательно или интуитивно — обратит внимание на этот пример и поймет, что в процессе анализа действительно существуют моменты, когда даже самые убедительные и правильные интерпретации, касающиеся защитных механизмов или других деталей личности пациента, являются неуместными, например, оказываются неприемлемыми для пациента, который нуждается в отклике на недавние важные события в его жизни, такие, как новое достижение, и т.п. Можно добавить, что бесстрастный голос параноика, комментирующего некоторые стороны своего поведения, особенности выражения глаз и т.д., возможно, следует понимать не только как критику спроецированного Супер-Эго, но и как спроецированное проявление ощущения фрагментации, возникшей вследствие недостаточно развитой или снижающейся психической способности поддерживать устойчивый катексис самости.
Какими бы ни были трансформации в процессе развития инстинктивного инвестирования самости при основных психотических заболеваниях и какой бы ни была генетическая и динамическая основа нарушений при этих тяжелых расстройствах, при лечении группы нарцисси-ческих нарушений личности, которые мы рассматриваем в данном исследовании, флуктуации катексиса самости соотносятся с состоянием нарциссического переноса. Три формы реактивации при переносе грандиозной самости, которые, как отмечалось выше, соответствуют трем разным стадиям развития грандиозной самости, можно идентифицировать по их клиническим проявлениям. В силу того, что самая ранняя форма представляет собой восстановление при переносе архаичного единства с объектом посредством расширения грандиозной самости, объект переноса практически не отделен, а когнитивная конкретизация объекта в ассоциативном материале либо отсутствует, либо весьма ограничена и незаметна. Поскольку перенос по типу второго «я» (близнецовый перенос), при котором устанавливается не первичное единство, а подобие (сходство) с объектом, соответствует более зрелой фазе развития, чем фаза, к которой восходит перенос по типу слияния, когнитивная конкретизация
объекта в ассоциативном материале является более очевидной, а степень отделения от объекта определяется анализандом. И, наконец, поскольку отделение от объекта в когнитивном отношении наиболее четко происходит при зеркальном переносе в узком значении термина, когнитивная конкретизация объекта является здесь наиболее сильной. Но даже и здесь объект по-прежнему катекти-рован нарциссическим либидо, и на него реагируют лишь постольку, поскольку он способствует (или препятствует) сохранению нарциссического гомеостаза анализанда.
Однако, несмотря на эти важные различия, я попытаюсь определить специфическую форму грандиозной самости, которая мобилизуется и часто относится ко всем ее проявлениям в качестве зеркального переноса. Так как проявления зеркального переноса в строгом смысле представляют собой наиболее изученные и наиболее легко идентифицируемые продукты терапевтически мобилизованной грандиозной самости, этот термин (используемый a potion) является наиболее образным, если иметь в виду целую группу взаимосвязанных соответствующих феноменов. В конце концов, главное в этом вопросе — не специфический способ взаимодействия при переносе, посредством которого аналитик становится включенным в мобилизацию грандиозной самости пациента, а то, что перенос приводит к восстановлению (или установлению) связных и прочных нарциссических объектных отношений, которые обычно предшествуют полному развитию объектной любви ребенка и отнюдь не зависят от стадии развития, которой он достиг. В общем-то не важно, использует пациент аналитика (при слиянии) как продолжение своего собственного (отщепленного и/или вытесненного) архаичного величия и эксгибиционизма или воспринимает его (при переносе по типу второго «я») как отделенного от него носителя своего собственного (вытесненного) совершенства, или требует от него (при зеркальном переносе) отражения и подтверждения своего величия и одобрения своего эксгибиционизма. Главная терапевтическая выгода, которую можно извлечь из напоминающего перенос состояния, установленного благодаря активации грандиозной самости, состоит в том, что оно позволяет
пациенту мобилизовать и поддерживать процесс переработки, в котором аналитик служит терапевтическим буфером и способствует постепенному обузданию чуждых Эго нарциссических фантазий и импульсов.
Следующий — и последний — набор аргументов в защиту использования термина «зеркальный перенос» для всей группы феноменов, возникающих при переносе, которые являются выражением терапевтической мобилизации грандиозной самости: вполне возможно, что зеркальный перенос в узком значении термина является единственным из тех, которые соотносятся — хотя бы приблизительно — с распознаваемой фазой развития, тогда как безмолвное слияние с аналитиком посредством расширения грандиозной самости анализанда и перенос по типу второго «я» (близнецовый перенос) представляет собой восстановление регрессивных позиций, занятых в раннем детстве (вдоэдипов период) после того, как не удался переход на стадию зеркала. Хотя, несомненно, существуют нормальные стадии развития первичной идентичности с объектом и первичных отношений со вторым «я» или второй самостью (либо возникающих до стадии зеркала, либо частично совпадающих с ее началом), клинический перенос, по-видимому, восстанавливает не эти первичные формы, а их вторичные проявления в детстве, возникшие после того, как выявилась несостоятельность осуществляемых матерью функций зеркального отражения. (Отношения во многом похожи на отношения, которые встречаются при неврозах навязчивости, где анальность, против которой возникла защита, является не оживлением изначальной анальной стадии, а реактивацией регрессивного возврата к анальности раннего латентного периода после отступления из-за сильнейших эдиповых страхов кастрации.)
Очень сложно реконструировать восприятие ребенком объекта в период первичной идентификации и первичных отношений с ним как со вторым «я» (близнецом). Эти стадии очень ранние, то есть настолько ранние, что вербальная коммуникация не в состоянии помочь нашей эмпатии. Однако стадия зеркала продолжается на вербальной стадии, а потому взаимодействия родителей и ребенка оказываются здесь более доступными наше-
му эмпатическому пониманию, даже тогда, когда они еще были довербальными (см., например, описание Тролло-ном «культа ребенка», цитируемое в: Kohut, 1966a). Вместе с тем вторичные, регрессивно возникающие предшественники последующего слияния и близнецового переноса более доступны в детском возрасте, а воспоминания о пугающем одиночестве в детстве с чуть ли не галлюцинаторным растворением в других, и о воображаемых товарищах по детским играм, и переходных объектах с чертами второго «я» нередко выявляются при анализе взрослых.
Необходимо отметить, что даже самые чистые формы зеркального переноса в узком значении термина, встречающиеся при анализе нарциссических нарушений личности, не являются точными копиями нормальной фазы развития. Они также представляют собой регрессивно измененные варианты потребностей ребенка во внимании, одобрении и подтверждающем отклике в ответ на его присутствие и всегда содержат примесь тирании и чрезмерного стремления обладать, свидетельствующих об усилении орально- и анально-садистских элементов влечения, порожденных сильнейшей фрустрацией и разочарованиями. Тем не менее зеркальный перенос в строгом значении слова имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлению нормальной фазы развития, нежели слияние и близнецовый перенос, и при правильно проведенном анализе последние имеют тенденцию постепенно превращаться в первый, зеркальный перенос имеет тенденцию все больше становиться похожим на нормальную стадию развития, то есть садистские элементы ослабевают, а потребности в любви, привязанности и отзывчивости становятся более сильными и приносят примерно такое же удовольствие, которое можно обнаружить в соответствующих определенной фазе развития взаимодействиях родителя и ребенка.
Таким образом, три типа терапевтической реактивации грандиозной самости не только соответствуют различным стадиям развития этой психологической структуры, но и четко отличаются своими клиническими проявлениями. И все же, несмотря на генетические и феноменологические различия, динамические и клинические последствия трех
этих подвидов происходящей при переносе реактивации грандиозной самости являются одинаковыми: (1) во всех трех формах аналитик становится фигурой, благодаря которой может быть достигнута значительная степень константности объекта в нарциссической сфере, и (2) с помощью этого более или менее стабильно нарциссически инвестированного объекта перенос — во всех трех его формах — способствует сохранению связности самости анализанда.
Способность привлечь на свою сторону аналитика для поддержки этой связанно катектированной структуры является свидетельством того, что: (а) формирование (зачастую лишь с трудом сохраненной) связной грандиозной самости в известной степени действительно произошло в детстве, и (б) присутствие слушающего, воспринимающего, зеркально отражающего аналитика теперь укрепляет психологические силы, поддерживающие связность этого образа самости, каким бы архаичным и (по меркам взрослого) нереалистичным он ни был.
Клинические примеры
Эффективность зеркального переноса в обеспечении связности самости лучше всего можно продемонстрировать, приведя клинические примеры, в которых угроза глубокой психологической регрессии нарушает установленное при переносе равновесие. Противопоставляя таким образом зеркальный перенос более примитивным — в психологическом отношении — регрессивным состояниям, мне будет проще продемонстрировать их специфическое психологическое содержание и воздействие. Наряду с обеспечивающими инсайт и, следовательно, неоценимыми для терапии контролируемыми, временными смещениями в направлении дезинтеграции идеализированного родительского имаго, возникающей при нарушении идеализирующего переноса', мы встречаемся с аналогичными регрессивными состояниями, которые возникают при нарушении зеркального переноса. Мета-
7 См. обсуждение этой темы в главе 3; см. также случай мистера Ж. в главе 4.
психологически они объясняются временной фрагментацией нарциссически катектированной связной (телесно-психической) самости и временной концентрацией инстинктивного катексиса на отдельных частях тела, отдельных психических функциях и отдельных действиях, которые затем воспринимаются как опасно оторванные от едва сохраняющейся или распадающейся самости.
Нарушение равновесия зеркального переноса и возникающая в результате него угроза фрагментирующей регрессии далее будут проиллюстрированы на примере конкретных случаев.
Мистер Б. в течение трех месяцев проходил анализ у моей коллеги. Пациент, которому было около тридцати лет, преподаватель колледжа, обратился за помощью к аналитику в связи с сексуальными расстройствами и распадом своего брака. Однако несмотря на, казалось бы, четко очерченные предъявляемые симптомы, он страдал диффузным и обширным личностным нарушением, воспринимавшимся то как состояние сильнейшего напряжения, то как болезненное ощущение пустоты — и в том, и в другом случае на границе телесных и психологических переживаний. Кроме того, пациент боялся внезапных вспышек своего безудержного гнева.
В течение нескольких недель после начала анализа (и без каких-либо особых усилий со стороны аналитика) пациент стал воспринимать анализ как приносящий большое успокоение. Он описывал его как «пребывание в теплой ванне» (выразительное сравнение, основанное на переживании того, что внешняя, но вместе с тем обволакивающая регуляция температуры, обеспечиваемая теплой ванной, приводит к восстановлению нарциссиче-ского равновесия купальщика и благодаря мягкой физической стимуляции, которую она оказывает, — к усилению чувства связности телесной самости). В процессе анализа с каждой неделей пациент, казалось, аккумулировал эффект от регулярных сеансов, его напряжение и болезненное ощущение пустоты уменьшились, работоспособность, по его словам, улучшилась, и он стал работать гораздо продуктивнее. Однако в выходные дни напряжение значительно возрастало, он начинал беспокоиться о своих
физических и психических функциях, ему снились сны о насилии и угрозе разрушения, и он был склонен реагировать вспышками гнева на самое незначительное раздражение. Однако пациент уже стал понимать, что его напряжение возникало из-за разлуки с аналитиком (хотя внешне его по-прежнему в первую очередь беспокоило то, что его бывшая жена забудет его или не будет о нем думать).
В этот период во время аналитического сеанса он внезапно испытывал интенсивное чувство целостности, благополучия, возросшую уверенность в себе, а также снижение напряжения и уменьшение ощущения внутренней пустоты после того, как аналитик произносил фразу: «Как вы говорили мне примерно неделю назад...» Пациент выражал явное удовольствие от того, что аналитик помнил его слова, сказанные на предыдущем сеансе, и в связи с реакцией пациента у аналитика сложилось отчетливое впечатление, что связность его самовосприятия — здесь, в частности, вдоль временной оси — поддерживалась тем, что его слушали, помнили и на него эмпатически реагировали (то есть тем, что осуществлявшиеся аналитиком функции зеркала позволяли пациенту катектировать реактивированную грандиозную самость нарциссическим либидо).
Здесь можно добавить, что многие пациенты с нарцис-сическими нарушениями личности жалуются на чувство фрагментации, состоящее, в частности, из ощущения оторванности их самовосприятия от различных физических и психических функций. Возникающая в процессе терапии кратковременная фрагментация пока еще недостаточно надежно катектированной самости, когда пациент увлекается какими-то внешними делами, чаще всего встречается на более поздних стадиях успешного анализа нарциссических нарушений личности. Большая связность самости, которая достигается в процессе анализа, вызывает улучшение различных функций Эго, приводя к ка-нализированию интереса в сферу профессиональных и межличностных отношений. Воодушевленный новыми переживаниями, пациент может уйти с головой в какое-либо конкретное дело и вдруг начать испытывать тревожную ипохондрическую озабоченность по поводу своих физических и особенно психических функций. Однако это
напряжение, как правило, быстро проходит, когда — сначала с помощью интерпретаций аналитика, а затем спонтанно — пациент понимает, что оно вызвано тем, что его самость временно лишилась связного нарциссического катексиса, который бесконтрольно оказался перемещен на его действия.
Например, пациент Н., тридцатилетний мужчина (проходивший анализ у студентки под моим наблюдением), несмотря на внешние успехи в своей профессиональной деятельности, считал, что не справляется со своей работой, и постоянно занимался самыми разными общественными делами, чтобы избавиться от тягостного ощущения внутренней пустоты. В процессе анализа он осознал свой сильный эксгибиционизм, который не нашел отклика в его детстве. Процесс переработки позволил ему значительно укрепить свою ядерную грандиозную самость, и он стал способен не только предаваться эксгибиционистским фантазиям (например, представляя, как он играет на скрипке перед огромной воображаемой аудиторией), по и выполнять свою обычную работу (которая на самом деле давала ему возможность осуществлять свои эксгибиционистские желания в социально приемлемой форме), проявляя все большую инициативу и интерес. Однако в переходный период он был подвержен приступам тревоги — и когда играл на скрипке, и когда позволял себе увлечься своей повседневной работой. В каждом случае детальное исследование его переживаний показывало, что эта тревога была обусловлена не только угрозой гипо-маниакальной стимуляции из-за вторжения его пока еще неприрученного эксгибиционизма, но и — в еще большей степени — ощущением потери себя (декатексисом самости с угрозой возобновления ее фрагментации), когда он отдавался своей деятельности и стремлениям, то есть инвестировал их нарциссическим либидо. Однако эти переживания тревоги возникали только в ограниченный переходный период. Позже он научился сочетать нарцис-сический катексис интересовавших его Эго-синтонных видов деятельности и Эго-синтонных целей с повышением связности самости, которым обычно сопровождается успешное осуществление функций Эго.
Специфические критические ситуации, возникающие в процессе анализа (подобные той, что возникла при анализе мистера М.), когда катексис самости оказывается под угрозой из-за увлечения пациента новыми занятиями, следует отличать от хронического психологического состояния, которое заставляет людей быть вовлеченными в какую-либо деятельность постоянно, поскольку только так они могут испытывать ощущение полноты жизни. Их действия не кажутся им результатом их планов, стремлений, целей и идеалов (они не основаны на устойчивом самовосприятии), а являются суррогатами самости. Аналогичный симптом, наличие которого часто удается выявить только в процессе анализа, состоит в том, что пациент не ощущает себя связным по оси времени. Вначале такие пациенты часто жалуются, что на следующий день не могут вспомнить содержание аналитических сеансов. Обычно это впечатление субъективно сохраняется даже тогда, когда удается продемонстрировать, что объективно оно неверно, поскольку на самом деле пациент может вспомнить предыдущие сеансы. И наоборот, такие пациенты (например, мистер Б.) начинают субъективно чувствовать целостность и единство (включая ощущение своей непрерывности во времени), когда аналитик приводит свидетельства того, что помнит их прошлые высказывания и чувства — несомненный признак того, что аналитик (при зеркальном переносе) начал выполнять важную (иред)структурную функцию поддержания связности самости пациента.
Эпизод из анализа мистера Б. служит иллюстрацией той функции, которую выполняет зеркальный перенос в подкреплении связности реактивированной самости пациента по оси времени. Следующий эпизод (который относится к ситуации, также возникающей на ранних этапах анализа) представляет собой другую, особенно наглядную иллюстрацию временной регрессивной фрагментации терапевтически реактивированной грандиозной самости. Однако он демонстрирует не угрозу связному переживанию самости во времени (то есть переживанию самости как континуума), а угрозу восприятию ее связности в пространстве.
Мистер Д., выпускник университета, в возрасте около тридцати лет, обратился за помощью к терапевту из-за распада брака. Вскоре, однако, у него обнаружились многие другие проблемы, в частности склонность к разнообразным извращенным фантазиям и действиям. Мы не будем здесь обсуждать особенности его психопатологии и шаткость его личностной структуры. Достаточно будет сказать, что он пытался избавиться от болезненных состояний нарциссического напряжения с помощью многочисленных извращенных способов, в которых непостоянство различных поверхностно катектированных объектов и многообразие его сексуальных целей свидетельствовали о том, что он не мог довериться ни одному источнику удовлетворения и даже не мог предаваться тем действиям, с помощью которых надеялся получить удовольствие и уверенность в себе. Однако когда начал устанавливаться (нарциссический) перенос, стало понятно, что особую роль в его перверсиях играют вуайеристские и эксгибиционистские цели и что он пытался получить удовлетворение в этой области, если чувствовал угрозу отвержения.
Я не буду вдаваться здесь в обсуждение специфических генетических детерминант, впечатление о которых можно получить в процессе анализа (см., однако, главу 1). Я ограничусь кратким описанием переживаний пациента в конкретные выходные дни на ранней стадии его продолжительного анализа. Хотя пациент уже начал понимать, что расставание с аналитиком8 нарушает его психическое равновесие, он пока еще не понимал, в чем состояла суть той особой поддержки, которую обеспечивал ему аналитик. Первое время, когда они расставались на выходные, он пытался справляться со смутно ощущаемой внутренней угрозой, используя разные средства. Например, он обращался к относительно сохранной сфере интеллектуальных занятий; у него усиливались гомо- и гетеросексуальные желания, обычно выливавшиеся в небезопасные вуайеристские действия в общественных туалетах, в результате которых он достигал чувства слияния с мужчиной,
8 Этот анализ под моим постоянным наблюдением проводился студентом Чикагского психоаналитического института.
за которым подглядывал. Однако в эти выходные благодаря сублимации в художественной деятельности он сумел не только обойтись без этих грубых средств защиты от угрожающего распада самости, но и объяснить причину той уверенности в себе, которую давал ему аналит