Гнев скрывает причину страданий

Если мы используем гнев как защитный механизм, он будет заставлять нас скрывать свои страдания. Иногда гнев быва­ет вызван чувствами одиночества, страха, вины, обиды или даже гордости. Хотя внешне это кажется гневом, за ним кро­ется более глубокая причина. Гордость в особенности пагуб­на. Если йогам или пандитам (ученым) недостает преданно­сти, то, несмотря на совершаемые ими аскезы, они будут развивать знание, могущество и даже гнев, но не любовь и сострадание. Гнев в тонкой форме часто присутствует у великих йогов, и поэтому они могут порой проклинать других. Дакша является одним из примеров такого поведе­ния. Сначала он проклял Господа Шиву, а затем Нандишва-ра, один из главных спутников Господа Шивы, проклял всех, кто поддерживал Дакшу. В конце концов мудрец Бхри-гу обрушил на всех последователей Господа Шивы ужасное проклятие, и все пошло кувырком. Все эти брахманы обла­дали огромной шакти, но из-за недостатка бхакти иллюзия покрыла их знание.

Гнев порождает неадекватную реакцию

Гнев может приводить к тому, что та или иная ситуация вы­зывает у нас гораздо больше беспокойств, чем нужно. Напри­мер, если чьи-то слова или поступки раздражают нас, наше видение ситуации затуманивается. Подавленный гнев также может приводить к неадекватной реакции, что заставляет нас действовать соответственно и лишает нас способности посту­пать разумно. Даже если ваш гнев оправдан, вместо того, что­бы потворствовать ему, можно попытаться отделить посту­пок от личности. Существует выражение «ненавидеть грех, а не грешника». Несмотря на то, что человек может грешить, мы должны все равно до некоторой степени ценить и любить его. Если поведение человека действительно неправильное, мы можем испытывать неприязнь к поступку, но не нужно навешивать ярлык на самого человека.

Мы не хотим, чтобы отрицательные эмоции, связанные с определенным дурным поступком человека, отразились на наших взаимоотношениях с ним в целом. Это неблагоприят­но, даже если продолжается всего несколько мгновений. Не нужно превращать отдельный эпизод в целую историю. Если человек действовал агрессивно, мы должны проявить заботу и поступить ответственно, целостно, сострадательно. Но если вместо разумного подхода мы навешиваем на человека ярлык, это уведет нас от бескорыстной любви. Это лишит нас способ­ности искренне помогать людям и проявлять заботу о них.

Умение справляться с гневом

Противодействуйте деградации

Умение справляться с гневом — важный навык духовного во­ина. Мы не должны преуменьшать серьезность последствий гнева, приводящего к насилию и даже войнам. Некоторые террористы испытывают такой сильный гнев, что готовы пожертвовать своей жизнью только ради того, чтобы причи­нить вред другим. Очевидно, что в обществе, в котором лю­ди чувствуют себя одинокими и незащищенными, влияние гнева будет продолжать усиливаться. Чтобы защититься от этих угроз и нападок, люди становятся агрессивными.

Более того, когда люди чувствуют, что их не ценят, куль­тура гнева возрастает еще больше. И хотя эта негативная культура продолжает усиливаться, духовные люди должны пытаться противостоять ей и помогать тем, кто стал ее жерт­вами. Если возможно, нужно сначала постараться изгнать этих врагов из собственного сознания, а уж потом становить­ся духовными воинами и помогать другим. Рассмотрим с разных точек зрения, как вначале помочь себе, а потом - другим.

Ведите дневник

Ведение дневника — одна из техник, позволяющих справить­ся с гневом. Делая записи, вы сможете глубже проанализиро­вать события вашей жизни. Это помогает повысить и уро­вень ответственности, поскольку если мы сами не выработаем план и стратегию, за нас это сделает майя, иллю­зия. Либо мы строим планы, как увеличить свою предан­ность, либо позволяем двойственности мартъя-локи, плане­ты смерти, постоянно бомбардировать нас временными, преходящими заботами. Если поддаться влиянию окружаю­щей среды, ум и чувства буквально утащат нас в сторону:

мамаивамшо джива-локе

джива-бхутах санатанах манах-шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати

«Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести су­ровую борьбу с шестью чувствами, к числу кото­рых относится ум»

(«Бхагавад-гита», 15.7)

Наши рекомендации