Ардха-урдхвасана (полуприподнятое положение)
Стоя на одной ноге, поднимите другую ногу как можно выше, чтобы обе ноги сформировали почти прямую линию. Захватите одноименной рукой лодыжку поднятой ноги, в то время как опорная нога должна остаться прямой. Другая рука вытянута вперёд (фото 164).
Есть несколько более сложных модификаций. В одной из них правая нога подтягивается правой рукой до такой степени, чтобы пальцы ноги касались лба; левая рука вытянута прямо вперед (фото 165).
Оба варианта должны быть повторены в другую сторону.
Эффекты и преимущества
Эта асана – настоящее благо для танцоров. Она даёт возможность выполнять многочисленные танцевальные па. Приносит пользу позвоночнику, стопам, коленям и бедрам. Поразительно то, что тело становится настолько гибким, что может быть изгибаться во всех направлениях, с абсолютной непринужденностью. Эффект этой асаны отражается прежде всего на мышцах. Акробаты прошлого (называемые Ната) имели обыкновение восхищать зрителей, показывая эстетические преимущества этой асаны. На западе, также, именно эта поза, с различными модификациями, используется танцорами.
ТРИБАНДХАСАНА (ПОЛОЖЕНИЕ ТРОЙНОГО ЗАМКА)
Сядьте на пол, левую пятку поместите на правое бедро около пупка. Затем правую ногу поместите на левое бедро так, чтобы пятки касались друг друга ниже пупа. Сидите прямо, руки положите на колени. Затем, вдохнув, выполните Корневой замок (Мула-бандха) втяните анус вверх и, выдохнув, выполните Брюшной замок (Уддияна-бандха). Горловой замок (Джаландхара-Бандха) должен сохранятся постоянно, то есть подбородок должен быть установлен в яремную ямку, глаза держите закрытыми. Выполнение всех трёх замков (Мула-бандха, Уддияна-бандха и Джаландхара-бандха) после полного выдоха, сидя в Падмасане - известно как Трибандхасана (фото 166). Процедура может выполняться также и в Баддха-падмасане.
Эффекты и преимущества
Практикой этой асаны устраняется множество заболеваний живота. Она стимулирует Сушумну, что спонтанно вызывает состояние медитации. Это положение, где Асана (положение), Мудра (печать, символ) и Пранаяма (контроль дыхания) выполняются одновременно.
Асана несомненно трудна в выполнении, но регулярная практика позволяет освоить её. Если, невозможно захватить пальцы ног, когда описанные действия выполняются в положении Баддха-падмасана, будет достаточным просто держать руки за спиной.
Асана помогает в лечении болезней селезёнки и печени.
Если асана выполняется регулярно и должным образом, Самадхи (состояние полной самореализация) может наступить спонтанно. Дрожь, вызванная холодом, может быть устранена за пятнадцать минут, если асана выполнена опустив лоб на пол (фото 63). Даже хроническая лихорадка может быть вылечена с помощью этой асаны.
НАТАРАДЖАСАНА
Натараджасана названа непосредственно по имени Господа Шанкары. Лорд Шанкара – создатель системы йоги, и описание восьми тысячи четырёх сотен асан было получено из инструкций, переданных из уст Бога. Господь Шанкара расценивается как источник знания йоги. В Упанишадах, Господь Шанкара был описан как преподаватель йоги у Господа Брахмы.
В Йога Сикхопанишад, Господь Брахма обращается к Господу Шанкаре таким образом:
Sarve jivah, sukhair duhkhair mayajalena vestitah Tesam muktih katham deva krpaya vada Sankara Sarva siddhikaram margam mayajala-nikrntanam Janama-mrtyu-jara-vyadhi-nasanam sukhadam vada.
( Y.S.U. 1, 1-2)
Все существа окружены сетью обмана, счастья и горя. O, Господь Шанкара, как они могут иметь избавление. Пожалуйста объясните дорогу, которая ведет к заверешенности и совершенствованию, которая рвет ткань (сеть) Майи. Которая уничтожает цикл рождение, смерть, старость и болезнь, и которая дает счастье и блаженство.
В ответ Господь Шанкара сказал:
Nana margaistu dusprapam kaivalyam paramam padam. Siddhi-margena labhate nanyatha padma-sambhava.
( Y.S.U. 1,3-4)
Есть много путей, но через них чрезвычайно трудно достигнуть этого превосходного и блаженного состояния, из них, о Лотосорожденный, самый прямой, только путь Сиддхи (т. е. путь йоги).
В другом месте, Господь Шанкара, инструктируя свою супругу Парвати, говорит:
Prana eva param mitram prana eva parah sakha. Prana-tulyah paro bandhur nasti nasti varanane.
( S.S. 219)
Прана – лучший друг, Прана – лучший компаньон, и нет абсолютно никакого другого равного или лучшего родственника, чем Прана, O Прекрасноликая!
Изобилуют случаи в литературе о Господе Шанкаре, инструктирующем ученых, но нет никаких свидетельств о проинструктировавшем самого Господа Шиву. Из этого следует вера в то, что Господь Шанкара – единственный источник науки и техники йоги.
Натараджасана очень известна и рассматривается как наиболее прекрасное произведение. Она, в то же время, причина уничтожения всего созданного (в своем макрокосмическом аспекте, как использованное Великим Богом Шивой). Когда Он, Господь Шанкара, Знаток танца (Натешвара), исполняет известный танец Тандава, именно Натараджасана обеспечивает основу для этого танца в счет того, что Земля растворяется и поглощается Водой. Вода в свою очередь сливается с Огнем, Огонь – в Воздухе (Вайю), и, наконец, Воздух – в Акаше. Так создание Брахмы уничтожается во всей полноте Великим богом танца, Господем Шанкарой, в ритме его великого танца, основанного на великой асане. Натараджасана так широко популярна, что медные и другие металлические образы этой асаны можно найти на любом рынке и в самых маленьких и больших магазинах. Кто-то использует их для художественного оформления домов, в то время как другие обращаются с ними как образом Господа Шанкары и поклоняются им. Поэтому Натараджасана является самой известной асаной. Есть много разновидностей этой асаны. Здесь представлены только шесть. Пятая – положение Господа Шивы в танце Тандава, вызвавшего разрушение всего созданного.
Эти шесть версий не исчерпывают неисчислимые формы Натараджасаны, некоторые из которых невозможно представить на фотографиях. Полагается, что Господь Шанкара, в танце имеет четыре руки, что является невозможным для смертных. Все же, практика Натараджасаны несравнимо ценна для танцоров. Она развивает осознание тайн искусства танца и ловкость в технике исполнения. Есть легенда о двух высших божествах, связанных с танцем – Натарадже (Господь Шива) и Натаваре (Господь Кришна). Господь Кришна был в прошлом мастером в искусстве танца и руководил танцовщицами, девушеками-пастушками, Гопи. Однажды, когда Господь Кришна был в группе, танцующий с пастушками Вирнадавасана, Господь Шанкара принял форму танцующей девы и тайком присоединился к их выступлениям. Но ничто не могло ускальзнуть от Господа Кришны - того кто является причиной происхождения и сохранения всего созданного. Он спросил ведущую Гопи: "Не правда ли, новая Гопи украшает нашу кампанию сегодня, выполняя наиболее очаровательный танец; её движения переполненные флиртом, тонкими, любовными выражениями и очаровательными взглядами?" Пастушки посмотрели на очаровательную незнакомку, которая была ни кем иным как Господем Шанкарой, замаскированным в виде Гопи. Поняв, что Господь Кришна обнаружил Его, Господь Шанкара, воплощенный в Гопи, переполненный блаженством и экстазом, начал исполнение самого необычного и красивого танца, который не может быть описан в словах обычными смертными. С того момента Господь Шанкара стал известен как Гопишвара Махадева.
Для практики Натараджасаны одна нога стоит на земле, в то время как другая поднимается в различных направлениях. Одна рука удерживается на лбу, а другая – двигается в требуемых направлениях. Голова сохраняет устойчивое положение, но пристальный взгляд перемещается в различных направлениях. Для выражения различных эмоций, используется мимика лица, взгляд и движение рук и ног; но невозможно и неблагоразумно со стороны любого, кто попытается вызвать чувства и мысли в уме Натешвары. Только сам Господь Шанкара может комментировать их. Существут мнение, что на земле нет никого, кто мог бы исполнить эту асану должным образом, как может Шанкара. Он знает детали и запутанные тайны этой асаны, поскольку Он один – источник всех восьми тысяч четырёх сотен асан.