Фонематические представления

1.Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

- - - - - - - - - - - -

2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

РАК ЗИ ВО

МА РО

ТА

3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыду­щему.

4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...

8. Придумать слова к схемам:

КА-... (каша)

КА-...-... (калина)

...-КА-....... (рукавицы, макароны)

...-КА (ложка, ручка)

9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

11. Придумать слова, соответствующие ритмическому ри­сунку:

а) !; !!; !!!; !!!!;

б) !" !!' !!!' !!!' !!!.

12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хоро­шо; ши-иш-ши — ...

13. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...

14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, па­рикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, ча­совщик; милиция, милиционер.

15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением со­гласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не­обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК,

ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запо­минают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэ­тому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на пред­метные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движения­ми. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровож­дающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответст­вующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесо­образно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в ко­торых присутствует многократное звукоподражание; это подго­тавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется со­пряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ре­бенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение сти­хотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:

Логопед: Гуси! Гуси!

Ребенок: Га-га-га!

Логопед: Есть хотите?

Ребенок: Да-да-да!

Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух стро­чек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточне­нию звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.

Речевой материал,

Рекомендуемый для заучивания

На начальном этапе коррекционной работы

Потешки, прибаутки, стихи

1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!

Ушли кони со двора!

2. Дон-дон! Дон-дон!

загорелся кошкин дом!

3. Би-би-би,— гудит машина.

— Не поеду без бензина!

4. Ква-ква-ква, — кричит лягушка.

Ку-ку-ку, — кричит кукушка.

5. Ахи-ахи-ахи-ох!

Маша сеяла горох!

6. Наши уточки с утра:

кря-кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

га-га-га-га!

А индюк среди двора:

бал-бал, балда-балда!

Наши гуленьки вверху:

гру-гру!

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!

Пи-пи-пи! Воды попить!

Мур-мур-мур! Пугаю кур!

Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!

Му-у! Молока кому?

  1. Две собачки очень строго

Нам сказали у порога:

— Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!

9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

Не кружитесь на лугу!

10. Белые гуси вышли на луга,

Закричали гуси: «Га-га-га!».

11. Гуси начали опять по-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!..

12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!

Я с утра росинки пью».

13. Тили-тили-тили-тили!

Три козы траву косили!

14. «Га-га-га! — гогочет гусь.

— Я семьей своей горжусь».

15. Петушок с утра не спит,

16. Громко-громко он кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

16. Я стройный и красивый,

Я потряхиваю гривой.

И копытами: топ-топ,

А по камню: цок-цок.

{Конь)

17. Цып-цып-цып, цыплятки.

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

— Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день, ку-ка-ре-ку!»

18. Во дворе стоит забор.

19. На забор полез Егор. —

«Куд-ку-да! — кричит петух.

-Разорвешь все перья в пух!»

20. Сели куры на забор

И пустились в разговор:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Мы взлетели высоко!»

21. Аи, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

Не кружись на лугу!

На лугу-то лужица,

Головушка закружится!

22. У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

23. Скок-скок-поскок!

Молодой дроздок!

По водичку пошел,

Молодичку нашел!

24. Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу!

Сидит ворон на дубу

И играет во трубу!

25. Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон! Динь-дон!

26. Куд-куда! Куд-куда!

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Быстро к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?!

27. Загудел паровоз

И вагончики повез.

— Чох-чох-чох, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!

27. — Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи.

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на дереве сижу.

29. Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

— Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я на волю улечу!

30. Люли, люли, люли!

Прилетели гули.

Сели на кровать, стали ворковать.

31. Баю-бай, баю-бай.

Ты, собаченька, не лай!

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Наши рекомендации