Фонематические представления
1.Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
- - - - - - - - - - - -
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
РАК ЗИ ВО
МА РО
ТА
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
КА-... (каша)
КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
...-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) !; !!; !!!; !!!!;
б) !" !!' !!!' !!!' !!!.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-иш-ши — ...
13. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК,
ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:
Логопед: Гуси! Гуси!
Ребенок: Га-га-га!
Логопед: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да!
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
Речевой материал,
Рекомендуемый для заучивания
На начальном этапе коррекционной работы
Потешки, прибаутки, стихи
1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
2. Дон-дон! Дон-дон!
загорелся кошкин дом!
3. Би-би-би,— гудит машина.
— Не поеду без бензина!
4. Ква-ква-ква, — кричит лягушка.
Ку-ку-ку, — кричит кукушка.
5. Ахи-ахи-ахи-ох!
Маша сеяла горох!
6. Наши уточки с утра:
кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
га-га-га-га!
А индюк среди двора:
бал-бал, балда-балда!
Наши гуленьки вверху:
гру-гру!
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
- Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
— Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружитесь на лугу!
10. Белые гуси вышли на луга,
Закричали гуси: «Га-га-га!».
11. Гуси начали опять по-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!..
12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!
Я с утра росинки пью».
13. Тили-тили-тили-тили!
Три козы траву косили!
14. «Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьей своей горжусь».
15. Петушок с утра не спит,
16. Громко-громко он кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
16. Я стройный и красивый,
Я потряхиваю гривой.
И копытами: топ-топ,
А по камню: цок-цок.
{Конь)
17. Цып-цып-цып, цыплятки.
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
— Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день, ку-ка-ре-ку!»
18. Во дворе стоит забор.
19. На забор полез Егор. —
«Куд-ку-да! — кричит петух.
-Разорвешь все перья в пух!»
20. Сели куры на забор
И пустились в разговор:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Мы взлетели высоко!»
21. Аи, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружись на лугу!
На лугу-то лужица,
Головушка закружится!
22. У леса на опушке,
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
23. Скок-скок-поскок!
Молодой дроздок!
По водичку пошел,
Молодичку нашел!
24. Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу!
Сидит ворон на дубу
И играет во трубу!
25. Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
26. Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Быстро к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?!
27. Загудел паровоз
И вагончики повез.
— Чох-чох-чох, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!
27. — Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи.
— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.
29. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
— Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я на волю улечу!
30. Люли, люли, люли!
Прилетели гули.
Сели на кровать, стали ворковать.
31. Баю-бай, баю-бай.
Ты, собаченька, не лай!
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.