Общие принципы развития ребенка
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Наблюдая за развитием ребенка первого года жизни, необходимо помнить общие принципы его развития, которые характерны для всех детей этого возраста.
Последовательность развития
Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, малыш не может овладеть ползаньем раньше, чем научится переворачиваться со спины на живот. Скорость освоения двигательных навыков у разных детей значительно отличается. Например, переворот со спины на живот один ребенок может освоить в 2,5, а другой — в 4 месяца. И этот факт не будет означать, что один ребенок отстает в развитии, а другой его опережает. Эта разница может быть обусловлена темпераментом, телосложением ребенка, его отношением к окружающему миру, а также взаимоотношениями с мамой. Вмешаться в процесс развития и нарушить его могут различные причины, например, болезнь, травма, а также различные методики раннего развития, направленные на опережение естественных процессов.
Развитие различных форм поведения
Помимо развития двигательных навыков и психоэмоциональной сферы, у ребенка первого года жизни формируется пищевое поведение, социальное поведение, поведение, связанное с отправлением естественных нужд, а кроме того, он знакомится со своим телом и окружающим миром. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность проявления, что отражается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствует о нарушении процесса развития.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития
Успешное развитие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успешном психоэмоциональной развитии.
Последовательность развития моторных навыков гораздо важнее, чем сроки, в которые ребенок ими овладел
Поэтому очень важно сначала оценить психическое состояние ребенка, а потом уже моторные навыки и ловкость. Довольно часто дети, находящиеся в условиях хронического стресса, бывают гиперактивными и довольно успешно осваивают моторные навыки, но это вовсе не означает, что они абсолютно здоровы.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на три периода:
- первый день и особенно первый час жизни, которые очень важны для положительного импринтинга, а также для формирования привязанности к матери и положительного впечатления об окружающем мире;
- адаптационный период, который длится первые 6 недель жизни, а точнее со 2-го по 42-й день. В это время малыш приспосабливается к новым условиям существования;
- грудничковый период длится до исполнения малышу одного года, в течение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития являются грудное вскармливание и физический контакт с мамой.
общие принципы развития ребенка первого года жизни
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Адаптационным называют период развития ребенка со вторых суток после рождения до 42-го дня или к седьмой неделе жизни. В этот период в его организме происходят основные перестройки, позволяющие приспособиться к новым условиям жизни вне утробы матери.
Первый час жизни
Первый час жизни чрезвычайно важен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защищать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача — запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захватывать и сосать. Если в естественных условиях ребенок не сможет научиться прикладываться к груди сразу после рождения, его шансы выжить очень малы. Ведь именно грудное вскармливание является источником всех стимулов, необходимых для его роста и развития. При кормлении ребенка грудью, помимо его питания, происходит физический контакт с матерью, тактильная стимуляция, а также пребывание малыша в ауре запахов и звуков матери.
Первые три дня жизни
Первые три дня после рождения мимика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица. Во сне и во время бодрствования малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать страдания. В периоды бодрствования он может недоуменно осматриваться, будто спрашивая: что со мной произошло? Если роды были легкими, то такое напряженное обду мывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования. Если малыш начал улыбаться — значит, он вспоминает счастливое время в животике у мамы и преодолевает родовой стресс.
Импринтинг — это запечатление, фиксация в памяти жизненно важных стимулов. В первые минуты после родов импринтинг происходит у матери, и у новорожденного ребенка.
Переживания, связанные с родами, нисколько не мешают малышу продолжать учиться правильно прикладываться к груди. Он упорно повторяет урок от раза к разу, чтобы к исходу третьих суток закончить обучение и больше к нему не возвращаться.
Третий — двадцатый день
На 5—7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывания. С этого момента новорожденный становится обычным малышом. Он сосет, спит и отправляет естественные нужды. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки для общения с внешним миром, поэтому он не проявляет к нему интереса. В моменты пробуждений его интересует только мама.
Двадцатый — сороковой день
В этот период у ребенка появляется сознательная улыбка во время бодрствования, адресованная маме или другому близкому человеку. Кроме этого, при пробуждении малыш начинает сладко покряхтывать и попискивать, что вызывает у мамы умиление. Эти прелестные звуки бесследно исчезают к концу адаптационного периода.
Примерно с двадцатого дня начинается осознанное общение малыша с мамой, и она должна быть готова к этому важному моменту в жизни ребенка.
общие принципы развития ребенка первого года жизни
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
К СЕДЬМОЙ НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ
Моторное развитие
В этом возрасте малыш хорошо держит голову. Лежа на животе, он делает ползательные движения, высоко поднимает голову, переворачивается на бок. Кажется, что для переворота с живота на спину ему не хватает совсем немного ловкости. На руках сидит столбиком, но еще нуждается в поддержке. Поскольку мышцы грудного пояса еще слабые, он не способен самостоятельно держать спину.
К концу адаптационного периода дети начинают проявлять интерес к устройству своего тела и пытаются начать им управлять. Поэтому они начинают хорошо относиться к несложной пестовальной гимнастике, делая которую мама сопровождает каждое упражнение словами.
Общение и речь
Малыш начинает отвечать на общение примерно с двадцатого дня жизни. Но если этого не произошло, то обязательно произойдет к исходу адаптационного периода. К месяцу практически все дети начинают гулить, говорить: а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т. д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы желая сказать: «Очень хочется ответить что-нибудь на вашем языке, но я не могу, так хотя бы покашляю!». «Разговорный» кашель отличается от болезненного. Поэтому, если в возрасте 25—40 дней младенец начал покашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он так «разговаривает», и маме не следует волноваться.
С этого возраста ребенок способен продемонстрировать свое желание пообщаться. Мимикой и звуками он приглашает к общению. В это время учащенное дыхание и сопение малыша становится довольно важным средством для выражения эмоций. Когда к младенцу обращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы говоря: «Я тебя слышу!». Когда малыш хочет привлечь к себе внимание взрослого, который попал в поле его зрения, он начинает часто сопеть, как бы сообщая: «Я тебя вижу!».
Малыш способен выражать просьбы, требования, звать маму к себе. Средствами общения ребенка, кроме перечисленных выше, являются плач, специфические звуковые сигналы и мимика.
Психоэмоциональное развитие
При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2—3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем. К этому времени вырабатывается условный сигнал, с помощью которого малыш «сообщает» маме, что хочет в туалет, и просит, чтобы она его высадила.
Помимо этого, ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора, и изучает место, где он находится. Малыш внимательно рассматривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, следит глазами за движущимся предметом, ищет источник звука глазами. О значительном скачке в психоэмоциональном развитии говорит тот факт, что к этому возрасту младенец начинает отличать знакомые лица от незнакомых, увиденных впервые.
К концу адаптационного периода наблюдается необычайное богатство эмоционального спектра младенца. Малыш не только переживает самые разные эмоции, но и может выражать их доступными средствами. В ответ на ласковое обращение малыш улыбается маме и другим родным, живущим в доме. От удовольствия и радости он уже может беззвучно смеяться
общие принципы развития ребенка первого года жизни
ЭМОЦИИ И ОБЩЕНИЕ С МИРОМ
Эмоции ребёнка
Положительные эмоции.Когда к ребенку подходит мама и наклоняется над ним, он начинает улыбаться, как бы говоря: «Я так рад тебя видеть!» Когда мама угадывает желания ребенка, его чувства, когда между ними царит покой и взаимопонимание, малыш улыбкой, глазами и звуками выражает следующие чувства: «Я так рад! Мы так хорошо понимаем друг друга! Я так люблю тебя!» Во время этого полунемого диалога глаза малыша по-настоящему светятся, просто сияют. Иногда это проникновенное общение переходит в более активную фазу. Малыш начинает смеяться и всем своим видом говорит: «Как хорошо, что мы друг друга понимаем! Как хорошо, как я рад!» Раздражение.Если мама не поняла нужд ребенка, неадекватно отреагировала на его «просьбы» или ее реакция была запоздалой, то он начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать.
Отчаяние и успокоение.Следующей реакцией на недогадливость мамы бывает отчаянный плач: «Ничего не понимает! Ну, совсем ничего не понимает! Мама называется!» Если в этот момент мама, наконец, поняла, что нужно малышу, он, всхлипывая, успокаивается: «Ну, наконец-то догадалась, слава Богу!»
Обида.Способен выражать обиду. Это особенно ярко выражается, когда мама подходит к малышу и вместо того, чтобы взять его на руки, куда-то уходит. Тогда малыш начинает плакать резко, вдруг, выражая всем своим видом горькую обиду: «Я такой хороший, а ты меня не взяла! Подошла ко мне, а меня не взяла! Обидела меня, обманула маленького!»
Это может быть и обида другого рода: «Я так хочу быть с тобой, а ты меня положила!»
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка
Описывая проявления младенца этого возраста, следует сказать, что многие из них мы пытаемся охарактеризовать лишь условно. Например, ребенок этого возраста невербально выражает просьбы относительно своих психофизиологических потребностей. Но мы не можем назвать это просьбой в полном смысле этого слова. Поэтому некоторые пункты являются лишь попыткой охарактеризовать проявление ребенка, а не окончательным описанием.
Зов.После пробуждения малыш издает специфичные звуки, похожие на тихий зов. Этот зов адресован маме, и его содержание можно передать так: «Я проснулся. Подойди ко мне!»
Начиная с 10—14-го дня малыш довольно выразительно зовет маму, причем это может проявляться в самых разных ситуациях. Особенно ясно он звучит, когда малыш проснулся и некоторое время лежал сам. Зов малыша — это определенный специфический звуковой сигнал, довольно тихий. Понять специфику и смысл его звучания на первых порах может только опытная мама.
общие принципы развития ребенка первого года жизни
Просьбы.Ребенок выражает просьбы: «Хочу пи-пи! Помоги мне!» Просится спать, хнычет: «Спать хочу!» Его просьбы могут касаться пребывания на руках. Причем малыш может просить как о том, чтобы его взяли на руки, так и о том, чтобы его положили. Это выражается в разных типах звуков-команд: «Возьми меня на руки! Надоело лежать!» или «Положи меня! Хочу полежать!»
Если у малыша что-то болит, он может плакать, выражая просьбу и даже мольбу: «Помоги мне! Мне больно!»
Удивление. Малыш начинает с большим удивлением прислушиваться к тем процессам, которые происходят в его теле. При этом он тихо лежит, сосредоточенно и удивленно слушает себя. На его лице отражаются следующие эмоции: «Что это? Ой, что это?»Когда у малыша выходят газы, на его лице отражается безмерное удивление: «Ой, где это? Это у меня или не у меня?»
Жалоба. Часто просьбы-жалобы, граничащие с отчаянием, ребенок выражает по поводу болей или желания сделать «а-а»: «А-а хочу! Помоги мне, пожалуйста!» Жалобы выражаются также и относительно более общих понятий: «Я лежу здесь такой маленький, а меня никто не берет на ручки!»
Требования.Способен выражать требование, при этом не плачет, а кричит командным голосом: «Сисю хочу! Скорее к груди прикладывай!» Если мама взяла малыша на руки и не дала грудь, на которую он рассчитывал, начинает требовать: «На руки взяла — давай скорее грудь, а то сейчас заплачу!»
Терпение.Малыш способен подождать маму, если он позвал ее, а она отозвалась, но не может подойти сразу. Ждет, терпит, при этом напряженно сопит. Если мать заставит долго ждать себя, то сопение смещается к грани плача.
Снисходительность.Если мама правильно поняла просьбу малыша и сделала так, как он хотел, у него появляется очень довольный и покровительственный вид: «Какая умная мама! Очень хорошо, ты меня радуешь!»
Поторапливание и назидательность.Если мама не угадывает, что нужно малышу, он начинает «ругаться», при этом не плачет, а раздраженно или серьезно и назидательно покряхтывает, как бы вынуждая мать поскорее искать верное решение. При этом малыш ждет, когда же мама, наконец, догадается, что ему нужно.
Демонстрация уверенности в надежности матери.Если младенец убежден в надежности матери и полностью ей доверяет, он начинает «важничать». Это выражается в том, что в ответ на обращенные к нему знаки внимания со стороны мамы он отворачивается и делает вид, что не замечает ее и занят совершенно другими делами. Это очень важный момент самоосознания и самоутверждения ребенка, это признак начавшейся адаптации младенца к новым условиям жизни и его первые проявления как социального существа. В такие моменты матери необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность. Если мать в этот момент положит его или передаст на руки кому-нибудь другому, он обидится и будет долго и безутешно плакать.
общие принципы развития ребенка первого года жизни
МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО —
ЛУЧШЕЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА
Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Выходя из чрева матери, где все питательные вещества шли через пуповину, он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины.
Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ребенка. За весь период развития человечества желудочно-кишечный тракт младенца не был приспособлен к искусственному вскармливанию. Грудное молоко — это не только полезный пищевой продукт, оно обладает необыкновенно активными биологическими свойствами. Содержащиеся в нем гормоны, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока, активно участвующие в регуляции развития детского организма, полностью отсутствуют даже в самых совершенных молочных смесях. Кроме того, состав материнского молока, меняясь за период кормления, точно соответствует возрастным и индивидуальным потребностям ребенка.
Возможность грудного вскармливания
Истинный недостаток молока встречается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Более того, к лактации способны женщины преклонных лет, матери-усыновительницы и даже нерожавшие женщины.
Тем не менее, сегодня очень мало кормящих матерей. Причиной значительного сокращения грудного вскармливания стали ошибочные идеи, распространившиеся в медицине. Раздельное содержание матери и ребенка после родов, кормление по часам, допаивание ребенка водой, отсутствие ночного совместного сна матери и ребенка, исключение ночных кормлений и т. д. — все это приводит к тому, что у матерей действительно уменьшается объем молока, и они вскоре прекращают кормление.
К сожалению, матери сами довольно часто неправильно подходят к организации грудного вскармливания. В результате у них создается ложное впечатление, что ребенку не хватает молока, и они перестают кормить грудью. В этом случае материнская неопытность приводит к самым неблагоприятным результатам. Поскольку женщина не знает, как именно должен вести себя маленький ребенок, причиной любого беспокойства с его стороны она начинает считать недостаток молока Однако, как показывает опыт, «уважительных» причин для отсутствия грудного молока практически не существует. Ни бытовая неустроенность, ни нервное напряжение никак не влияют на лактацию..
Многочисленные исследования доказали — если у мамы есть желание кормить ребенка грудью и она обучена приемам грудного вскармливания, ребенок сможет получать материнское молоко сколь угодно долго.
Грудное вскармливание будет успешным, если:
- женщина хочет кормить грудью;
- обучена технике и практике грудного вскармливания в первые дни жизни ребенка;
- своевременно решает проблемы грудного вскармливания с помощью консультантов по лактации;
- выполняет основные правила грудного вскармливания;
- чувствует поддержку членов семьи и опытных матерей, имеющих положительный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.
материнское молоко — лучшее питание для ребенка
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ