Общие принципы развития ребенка

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Наблюдая за развитием ребенка первого года жизни, необходимо помнить общие принципы его развития, которые характерны для всех детей этого возраста.

Последовательность развития

Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, малыш не может овладеть ползаньем раньше, чем на­учится переворачиваться со спины на живот. Скорость освоения двигательных навыков у разных детей значительно отличается. На­пример, переворот со спины на живот один ребенок может освоить в 2,5, а другой — в 4 месяца. И этот факт не будет означать, что один ребенок отстает в развитии, а дру­гой его опережает. Эта разница может быть обусловлена темпераментом, телосложени­ем ребенка, его отношением к окружающе­му миру, а также взаимоотношениями с ма­мой. Вмешаться в процесс развития и нару­шить его могут различные причины, напри­мер, болезнь, травма, а также различные ме­тодики раннего развития, направленные на опережение естественных процессов.

Развитие различных форм поведения

Помимо развития двигательных на­выков и психоэмоциональной сферы, у ре­бенка первого года жизни формируется пи­щевое поведение, социальное поведение, поведение, связанное с отправлением есте­ственных нужд, а кроме того, он знакомит­ся со своим телом и окружающим миром. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность проявления, что отра­жается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсут­ствие какой-либо формы поведения свиде­тельствует о нарушении процесса развития.

Соотношение психоэмоционального и моторного развития

Успешное развитие моторных навы­ков далеко не всегда свидетельствует об ус­пешном психоэмоциональной развитии.

общие принципы развития ребенка - student2.ru Последовательность развития моторных навыков гораздо важнее, чем сроки, в которые ребенок ими овладел

Поэтому очень важно сначала оценить психическое состояние ребенка, а потом уже моторные навыки и ловкость. Доволь­но часто дети, находящиеся в условиях хронического стресса, бывают гиперак­тивными и довольно успешно осваивают моторные навыки, но это вовсе не означа­ет, что они абсолютно здоровы.

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на три периода:

- первый день и особенно первый час жизни, которые очень важны для поло­жительного импринтинга, а также для формирования привязанности к матери и положительного впечатле­ния об окружающем мире;

- адаптационный период, который длится первые 6 недель жизни, а точ­нее со 2-го по 42-й день. В это время малыш приспосабливается к новым условиям существования;

- грудничковый период длится до испол­нения малышу одного года, в течение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития являются грудное вскармли­вание и физический контакт с мамой.

 
  общие принципы развития ребенка - student2.ru

общие принципы развития ребенка первого года жизни

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Адаптационным называют период разви­тия ребенка со вторых суток после рожде­ния до 42-го дня или к седьмой неделе жизни. В этот период в его организме про­исходят основные перестройки, позволя­ющие приспособиться к новым условиям жизни вне утробы матери.

Первый час жизни

Первый час жизни чрезвычайно ва­жен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защи­щать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача — запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захваты­вать и сосать. Если в естественных услови­ях ребенок не сможет научиться прикла­дываться к груди сразу после рождения, его шансы выжить очень малы. Ведь имен­но грудное вскармливание является источ­ником всех стимулов, необходимых для его роста и развития. При кормлении ре­бенка грудью, помимо его питания, проис­ходит физический контакт с матерью, так­тильная стимуляция, а также пребывание малыша в ауре запахов и звуков матери.

Первые три дня жизни

Первые три дня после рождения ми­мика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица. Во сне и во время бодрствования малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать страдания. В периоды бодрствования он мо­жет недоуменно осматриваться, будто спра­шивая: что со мной произошло? Если роды были легкими, то такое напряженное обду мывание заканчивается сравнительно быст­ро, уже через несколько часов. Об этом сви­детельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования. Если малыш начал улыбаться — значит, он вспоминает счастливое время в животике у мамы и пре­одолевает родовой стресс.

Импринтинг — это запечатление, фиксация в памяти жизненно важных стимулов. В первые минуты после родов импринтинг происходит у матери, и у новорожденного ребенка.

общие принципы развития ребенка - student2.ru

Переживания, связанные с родами, нисколько не мешают малышу продолжать учиться правильно прикладываться к гру­ди. Он упорно повторяет урок от раза к ра­зу, чтобы к исходу третьих суток закончить обучение и больше к нему не возвращаться.

Третий — двадцатый день

На 5—7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывания. С этого момента новорож­денный становится обычным малышом. Он сосет, спит и отправляет естественные нужды. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки для общения с внеш­ним миром, поэтому он не проявляет к нему интереса. В моменты пробуждений его интересует только мама.

Двадцатый — сороковой день

В этот период у ребенка появляется сознательная улыбка во время бодрствова­ния, адресованная маме или другому близ­кому человеку. Кроме этого, при пробужде­нии малыш начинает сладко покряхтывать и попискивать, что вызывает у мамы уми­ление. Эти прелестные звуки бесследно ис­чезают к концу адаптационного периода.

Примерно с двадцатого дня начина­ется осознанное общение малыша с ма­мой, и она должна быть готова к этому важному моменту в жизни ребенка.

общие принципы развития ребенка - student2.ru

общие принципы развития ребенка первого года жизни



РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

К СЕДЬМОЙ НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ

Моторное развитие

В этом возрасте малыш хорошо дер­жит голову. Лежа на животе, он делает ползательные движения, высоко подни­мает голову, переворачивается на бок. Ка­жется, что для переворота с живота на спину ему не хватает совсем немного лов­кости. На руках сидит столбиком, но еще нуждается в поддержке. Поскольку мыш­цы грудного пояса еще слабые, он не спо­собен самостоятельно держать спину.

К концу адаптационного периода де­ти начинают проявлять интерес к устрой­ству своего тела и пытаются начать им уп­равлять. Поэтому они начинают хорошо относиться к несложной пестовальной гимнастике, делая которую мама сопро­вождает каждое упражнение словами.

Общение и речь

Малыш начинает отвечать на обще­ние примерно с двадцатого дня жизни. Но если этого не произошло, то обязательно произойдет к исходу адаптационного пери­ода. К месяцу практически все дети начи­нают гулить, говорить: а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т. д. В этот период ребенок ак­тивно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы желая ска­зать: «Очень хочется ответить что-нибудь на вашем языке, но я не могу, так хотя бы покашляю!». «Разговорный» кашель отли­чается от болезненного. Поэтому, если в возрасте 25—40 дней младенец начал по­кашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он так «разговарива­ет», и маме не следует волноваться.

С этого возраста ребенок способен продемонстрировать свое желание пооб­щаться. Мимикой и звуками он приглаша­ет к общению. В это время учащенное ды­хание и сопение малыша становится до­вольно важным средством для выражения эмоций. Когда к младенцу обращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы говоря: «Я тебя слышу!». Когда малыш хочет при­влечь к себе внимание взрослого, который попал в поле его зрения, он начинает часто сопеть, как бы сообщая: «Я тебя вижу!».

Малыш способен выражать просьбы, требования, звать маму к себе. Средствами общения ребенка, кроме перечисленных выше, являются плач, специфические зву­ковые сигналы и мимика.

общие принципы развития ребенка - student2.ru

Психоэмоциональное развитие

При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширя­ется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звуково­го сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2—3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем. К это­му времени вырабатывается условный си­гнал, с помощью которого малыш «сооб­щает» маме, что хочет в туалет, и просит, чтобы она его высадила.

Помимо этого, ребенок проявляет ог­ромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках «стол­биком» для обзора, и изучает место, где он находится. Малыш внимательно рассмат­ривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, сле­дит глазами за движущимся предметом, ищет источник звука глазами. О значитель­ном скачке в психоэмоциональном разви­тии говорит тот факт, что к этому возрасту младенец начинает отличать знакомые лица от незнакомых, увиденных впервые.

общие принципы развития ребенка - student2.ru К концу адаптационного периода на­блюдается необычайное богатство эмоцио­нального спектра младенца. Малыш не только переживает самые разные эмоции, но и может выражать их доступными сред­ствами. В ответ на ласковое обращение ма­лыш улыбается маме и другим родным, жи­вущим в доме. От удовольствия и радости он уже может беззвучно смеяться

общие принципы развития ребенка первого года жизни

ЭМОЦИИ И ОБЩЕНИЕ С МИРОМ

общие принципы развития ребенка - student2.ru общие принципы развития ребенка - student2.ru Эмоции ребёнка

Положительные эмоции.Когда к ре­бенку подходит ма­ма и наклоняется над ним, он начи­нает улыбаться, как бы говоря: «Я так рад тебя ви­деть!» Когда мама угадывает желания ребенка, его чувства, когда между ними царит покой и взаимо­понимание, малыш улыбкой, глазами и звуками выражает следующие чувства: «Я так рад! Мы так хорошо понимаем друг друга! Я так люблю тебя!» Во время этого полунемого диалога глаза малыша по-настоящему светятся, просто сияют. Иногда это проникновенное общение переходит в более активную фазу. Ма­лыш начинает смеяться и всем своим ви­дом говорит: «Как хорошо, что мы друг друга понимаем! Как хорошо, как я рад!» Раздражение.Если мама не поняла нужд ребенка, неадекватно отреагировала на его «просьбы» или ее реакция была за­поздалой, то он начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать.

общие принципы развития ребенка - student2.ru Отчаяние и успоко­ение.Следующей реакцией на недо­гадливость мамы бывает отчаянный плач: «Ничего не понимает! Ну, сов­сем ничего не по­нимает! Мама на­зывается!» Если в этот момент мама, на­конец, поняла, что нужно малышу, он, всхлипывая, успокаивается: «Ну, нако­нец-то догадалась, слава Богу!»

Обида.Способен выражать обиду. Это особенно ярко выражается, когда мама подходит к малышу и вместо того, чтобы взять его на руки, куда-то уходит. Тогда ма­лыш начинает плакать резко, вдруг, выра­жая всем своим видом горькую обиду: «Я такой хороший, а ты меня не взяла! По­дошла ко мне, а меня не взяла! Обидела ме­ня, обманула маленького!»

Это может быть и обида другого ро­да: «Я так хочу быть с тобой, а ты меня по­ложила!»

Способы коммуникации и прояв­ления внутренней жизни ребенка

Описывая проявления младенца этого возраста, следует сказать, что многие из них мы пытаемся охарактеризовать лишь ус­ловно. Например, ребенок этого возраста невербально выражает просьбы относи­тельно своих психофизиологических по­требностей. Но мы не можем назвать это просьбой в полном смысле этого слова. По­этому некоторые пункты являются лишь попыткой охарактеризовать проявление ребенка, а не окончательным описанием.

Зов.После пробуждения малыш из­дает специфичные звуки, похожие на ти­хий зов. Этот зов адресован маме, и его со­держание можно передать так: «Я про­снулся. Подойди ко мне!»

Начиная с 10—14-го дня малыш до­вольно выразительно зовет маму, причем это может проявляться в самых разных си­туациях. Особенно ясно он звучит, когда малыш проснулся и некоторое время ле­жал сам. Зов малыша — это определенный специфический звуковой сигнал, доволь­но тихий. Понять специфику и смысл его звучания на первых порах может только опытная мама.

 
  общие принципы развития ребенка - student2.ru

общие принципы развития ребенка первого года жизни

общие принципы развития ребенка - student2.ru Просьбы.Ребенок выражает прось­бы: «Хочу пи-пи! Помоги мне!» Просится спать, хнычет: «Спать хочу!» Его просьбы могут касаться пребывания на руках. При­чем малыш может просить как о том, что­бы его взяли на руки, так и о том, чтобы его положили. Это выражается в разных типах звуков-команд: «Возьми меня на ру­ки! Надоело лежать!» или «Положи меня! Хочу полежать!»

Если у малыша что-то болит, он мо­жет плакать, выражая просьбу и даже мольбу: «Помоги мне! Мне больно!»

общие принципы развития ребенка - student2.ru общие принципы развития ребенка - student2.ru Удивление. Малыш начинает с боль­шим удивлением прислушиваться к тем процессам, ко­торые происходят в его теле. При этом он тихо лежит, со­средоточенно и удивленно слушает себя. На его лице от­ражаются следующие эмоции: «Что это? Ой, что это?»Когда у малыша выходят газы, на его лице отражается безмерное удивление: «Ой, где это? Это у меня или не у меня?»

общие принципы развития ребенка - student2.ru Жалоба. Часто просьбы-жалобы, граничащие с отчая­нием, ребенок вы­ражает по поводу болей или желания сделать «а-а»: «А-а хочу! Помоги мне, пожалуйста!» Жало­бы выражаются также и относительно бо­лее общих понятий: «Я лежу здесь такой ма­ленький, а меня никто не берет на ручки!»

Требования.Способен выражать тре­бование, при этом не плачет, а кричит ко­мандным голосом: «Сисю хочу! Скорее к груди прикладывай!» Если мама взяла ма­лыша на руки и не дала грудь, на которую он рассчитывал, начинает требовать: «На руки взяла — давай скорее грудь, а то сейчас заплачу!»

Терпение.Малыш способен подо­ждать маму, если он позвал ее, а она отозвалась, но не может подойти сра­зу. Ждет, терпит, при этом напря­женно сопит. Если мать заставит долго ждать себя, то сопе­ние смещается к грани плача.

Снисходительность.Если мама пра­вильно поняла просьбу малыша и сделала так, как он хотел, у него появляется очень довольный и покровительственный вид: «Какая умная мама! Очень хорошо, ты ме­ня радуешь!»

Поторапливание и назидательность.Если мама не угадывает, что нужно малы­шу, он начинает «ругаться», при этом не плачет, а раздраженно или серьезно и на­зидательно покряхтывает, как бы вынуж­дая мать поскорее искать верное решение. При этом малыш ждет, когда же мама, наконец, догадается, что ему нужно.

Демонстрация уве­ренности в надежно­сти матери.Если младенец убежден в надежности матери и полностью ей до­веряет, он начинает «важничать». Это выражается в том, что в ответ на обращенные к нему знаки внимания со стороны мамы он отворачи­вается и делает вид, что не замечает ее и занят совершенно другими делами. Это очень важный момент самоосознания и самоутверждения ребенка, это признак начавшейся адаптации младенца к новым условиям жизни и его первые проявления как социального существа. В такие мо­менты матери необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность. Если мать в этот момент положит его или передаст на руки кому-нибудь другому, он обидится и будет дол­го и безутешно плакать.

 
  общие принципы развития ребенка - student2.ru

общие принципы развития ребенка первого года жизни

МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО —

ЛУЧШЕЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Выходя из чрева матери, где все питательные вещества шли через пуповину, он получает относи­тельную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, явля­ется продолжением пуповины.

Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ребенка. За весь период развития человечества желудочно-кишечный тракт младен­ца не был приспособлен к искусственному вскармливанию. Грудное молоко — это не только полезный пищевой продукт, оно обладает необыкновенно активными биологи­ческими свойствами. Содержащиеся в нем гормоны, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока, активно участвующие в регуляции развития детского ор­ганизма, полностью отсутствуют даже в самых совершенных молочных смесях. Кроме того, состав материнского молока, меняясь за период кормления, точно соответствует возрастным и индивидуальным потребностям ребенка.

Возможность грудного вскармливания

Истинный недостаток молока встре­чается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Более того, к лак­тации способны женщины преклонных лет, матери-усыновительницы и даже не­рожавшие женщины.

Тем не менее, сегодня очень мало кормящих матерей. Причиной значитель­ного сокращения грудного вскармливания стали ошибочные идеи, распространивши­еся в медицине. Раздельное содержание ма­тери и ребенка после родов, кормление по часам, допаивание ребенка водой, отсут­ствие ночного совместного сна матери и ре­бенка, исключение ночных кормлений и т. д. — все это приводит к тому, что у матерей действительно уменьшается объем молока, и они вскоре прекращают кормление.

К сожалению, матери сами довольно часто неправильно подходят к организа­ции грудного вскармливания. В результате у них создается ложное впечатление, что ребенку не хватает молока, и они переста­ют кормить грудью. В этом случае мате­ринская неопытность приводит к самым неблагоприятным результатам. Поскольку женщина не знает, как именно должен ве­сти себя маленький ребенок, причиной любого беспокойства с его стороны она на­чинает считать недостаток молока Однако, как показывает опыт, «уважи­тельных» причин для отсутствия грудного молока практически не существует. Ни бы­товая неустроенность, ни нервное напряже­ние никак не влияют на лактацию.. общие принципы развития ребенка - student2.ru

Много­численные исследования доказали — если у мамы есть желание кормить ребенка грудью и она обучена приемам грудного вскармли­вания, ребенок сможет получать материн­ское молоко сколь угодно долго.

Грудное вскармливание будет успешным, если:

- женщина хочет кормить грудью;

- обучена технике и практике грудного вскармливания в первые дни жизни ребенка;

- своевременно решает проблемы грудно­го вскармливания с помощью консуль­тантов по лактации;

- выполняет основные правила грудного вскармливания;

- чувствует поддержку членов семьи и опытных матерей, имеющих положи­тельный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.

 
  общие принципы развития ребенка - student2.ru

материнское молоко — лучшее питание для ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ


Наши рекомендации