Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнский инстинкт, на который рассчитывают будущие мамы, — это замечательный инструмент, который дает определенные преимущества, если, конечно, он имел возможность включиться. Однако даже если он все-таки работает, без сформированного материнского поведения он почти бесполезен. Если бы для выращивания детей нужен был только инстинкт, то у женщин никогда бы не возникали многочисленные вопросы по уходу и воспитанию маленького ребенка.
Материнское поведение формируется у женщины только в результате обучения и наблюдения за действиями опытных матерей. Это давно и хорошо известный факт, который родители не хотят признавать. Материнская сноровка — качество, которое не дано женщине от природы. Оно приобретается в результате обучения и последующего накопления опыта в процессе постоянных тренировок.
Бесполезность материнского инстинкта при отсутствии материнского поведения хорошо видна на примере самок шимпанзе, выросших в неволе и никогда не наблюдавших за поведением матерей в природной стае. После родов такая самка берет своего детеныша и носится с ним по вольеру, не догадываясь даже о том, что давно пора перегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться с младенцем она не может, но ревностно
его защищает. Ее инстинкт говорит только о том, что детеныша надо защищать, а что с ним делать, она не знает. Работникам зоопарка приходится усыплять самку, чтобы забрать детеныша и спасти его от собственной мамаши.
Основой материнской сноровки является точное знание поведения ребенка и его адекватное толкование. Наверное, никто не будет спорить, что молодая мать, родившая первого ребенка, практически ничего не знает о его поведении, о значении тех или иных его проявлений и может толковать их неверно или неточно. Чтобы выяснить, в чем была причина того или иного поведения малыша, ей потребуется множество проб и ошибок. Чтобы избежать пагубных заблуждений, молодой матери необходима помощь и обучение у более опытной матери, искушенной в вопросах взращивания детей.
Передавать полноценный материнский опыт может только та женщина, которую кто-то ввел в новую роль матери и обучил ее этому. Материнский опыт не может передавать медсестра из поликлиники или инструктор по плаванию и динамической гимнастике. Материнский опыт не может добываться женщиной самостоятельно, в результате проб и ошибок или черпаться из книг и фильмов — такой опыт можно справедливо назвать необоснованным экспериментом над собственным ребенком.
Цену самостоятельного постижения материнского искусства хорошо иллюстрирует следующий пример из жизни млекопи-
врожденные ожидания новорожденного
тающих. Обратимся к наблюдениям кинологов. У собак не существует обучения материнскому поведению, как у приматов, поэтому первородящая мамаша может полагаться только на себя. Она осваивает материнское поведение на собственном опыте от помета к помету. Когда у собаки впервые появляются щенки, она стремится спрятаться от них, перепоручив заботы о своих детях хозяйке. Ее реакцию на щенков можно выразить восклицанием: «Боже, кто это?». К щенкам из второго помета она относится с большей заботой, как бы признавая, что это ее дети. В результате не все щенки из первых двух пометов выживают. Только к щенкам из третьего помета мамаша начинает проявлять трепетную заботу, поэтому выживаемость среди щенков из третьего помета выше, чем из первых двух.
Практически такая же ситуация наблюдается у кошек, хомяков и других животных, где обучение материнскому поведению отсутствует. Самостоятельно обучаясь ухаживать за детенышами, матери попросту жертвуют их жизнью. Эта трата биологически предусмотрена у тех видов, где самке самостоятельно приходится учиться материнскому поведению.
Человек относится к существам, которые нуждаются в обучении материнскому поведению и специальных знаниях о
ребенке и его потребностях. Поэтому если женщина не позаботилась о том, чтобы приобрести знания и навыки обращения с младенцем от непосредственного носителя позитивного материнского опыта, она не может рассчитывать на то, что вырастит полноценного ребенка.