Правильный уход и воспитание
После появления на свет ребенок ожидает, что сначала он отдохнет от трудов рождения, а все последующие события развернутся так, как это было в древние времена. Он ожидает, что его мама будет рядом с ним, что она погладит его и приложит к груди, когда он будет к этому готов. В первые минуты жизни для него очень важны телесные ощущения и запахи. Все должно быть почти как в утробе и пахнуть мамой, только вместо матки теперь малыша должны обнимать материнские руки, а источником жизни для него теперь будет материнская грудь, а не пуповина. Если врожденные ожидания оправдаются, они навсегда останутся в его памяти как благоприятные, вселяющие веру в надежность матери.
После того, как малыш почувствует материнские прикосновения и запахи, у него появится потребность в зрительных ощущениях. Он начнет открывать глаза и искать лицо матери, чтобы запомнить его. Этот контакт очень важен для установления эмоциональных отношений с мамой. Новорожденный ожидает этого общения, поскольку оно важно для всей его дальнейшей жизни. С этого момента начинается его обучение, позволяющее впоследствии устанавливать контакты с другими людьми.
Новорожденный ожидает, что он будет постоянно согрет материнским теплом, что его будут носить на руках и качать в ритме материнских шагов. Он ожидает, что он будет спать под грудью у матери и если что-то испугает его или вдруг он почувствует дискомфорт, то всегда сможет успокоиться, приложившись к материнской груди. Он ожидает, что мама будет помогать ему справляться с естественными нуждами, что она будет ловкой и умелой. Новорожденный ожидает от матери взаимопонимания и уверенности. Он вполне справедливо ждет, что мама поможет ему безопасно познакомиться с новым миром, куда он только что вошел, и станет для него ведущей.
Итак, самым важным ожиданием младенца является продолжение физического контакта с мамой и грудное вскармливание. Ведь так было на заре человечества, и с тех пор для новорожденного ничего не изменилось.
Для нормального развития ребенка и установления комфортных отношений с родителями чрезвычайно важно, чтобы было строго выдержано соответствие между врожденными ожиданиями младенца и происходящими с ним событиями. Если это соответствие нарушается, ребенок испытывает стресс. Изначально заложенные несоответствия деформируют психику и порождают массу страданий, которые могут довлеть над человеком всю жизнь. Исследования в области психиатрии доказывают: чем раньше возникло несоответствие по отношению к врожденным ожиданиям ребенка, тем тяжелее будет нанесенная травма. В этом смысле чрезвычайно ответственен процесс рождения и первый год жизни малыша.
врожденные ожидания новорожденного
ЗНАЧЕНИЕ СТРЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА РЕБЕНКА
Родители младенца подобны садовникам, которые сажают цветы по заданному узору. Если нужное семя не будет заложено в землю в срок, на «клумбе» останется пробел, и общий узор уже никогда не удастся восстановить. При этом мы так и не узнаем, что конкретно было утеряно, какие способности, данные природой, остались не развиты из-за неправильного поведения мамы, каких психологических проблем и болезней во взрослом возрасте ребенок мог бы избежать.
Основная задача первого года жизни - развитие полноценного головного мозга ребенка. Сформировавшись одним из первых, мозг будет управлять развитием остальных органов и систем.
Процесс формирования мозга начинается на 16-й неделе внутриутробного развития. Основной период роста мозга — первые три года жизни после рождения. Вес мозга новорожденного ребенка составляет 30% от веса мозга взрослого человека. В течение первого года жизни головной мозг развивается на 60%, а к трехлетнему возрасту он будет составлять 90% от массы мозга взрослого. Чтобы обеспечить мозгу возможность такого быстрого роста, природа сохранила малышу мягкие черепные швы и обширные зоны хрящевой ткани, называемые родничками. Мама может убедиться в этом «на ощупь»: большой родничок на голове младенца находится на теменной части головы над границей волос и легко нащупывается пальцами. Еще его можно легко заметить по пульсации.
Поскольку основную массу мозг набирает в течение первого года жизни ребенка, то именно этот период становится решающим для его развития. Природой задана точная очередность развития зон головного мозга. И законы биологии таковы, что если на этапе формирования каждой из зон в нее не будут заложены необходимые «семена», доступ в нее будет закрыт, и наверстать упущенное не удастся никогда.
Формирование некоторых зон мозга очень быстротечно и может исчисляться часами, днями, неделями. Например, если в первый час жизни младенца не приложить к материнской груди или перерезать пуповину до окончания ее пульсации, очень важные «семена» уже не будут посажены.
В поведении мамы на первом году жизни практически нет места для импровизации. Если она хочет сформировать полноценный мозг ребенка, то самое надежное, что она может сделать, — неуклонно следовать законам природы, отказавшись от каких-либо фантазий. В этом смысле поведение матери можно разделить на «ожидаемое», т. е., соответствующее биологическим ожиданиям ребенка, и «парадоксальное», т. е. то, которое этим ожиданиям не соответствует.
Помешать процессу развития может стресс. Это фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для младенца стрессом будет являться любое несоответствие между ожидаемой и реальной ситуацией. «Парадоксальное» поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором, который оказывает неблагоприятное воздействие на развитие головного мозга и психики грудничка.
врожденные ожидания новорожденного
Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса — кортизола и кортизона. В результате замедляется процесс развития различных органов и систем. Действие гормонов стресса можно сравнить с действием кислоты, которая «разъедает» растущие ткани организма. Особенно это отражается на головном мозге и нервной системе. Все стрессы, переживаемые ребенком на первом году жизни, приводят к отставанию, а впоследствии к нарушению в его развитии.
Как свидетельствуют научные исследования Е. Науменко и других авторов, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь, Г. Дернер, на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические, психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития».
Эти исследования доказывают важность хорошего ухода в первые месяцы жизни ребенка и всецело возлагают на родителей ответственность за его здоровье.
Наибольшая активность
Наименьшая активность
Здоровый мозг:
Позитронно-эмиссионная томограмма мозга нормального ребенка показывает зоны высокой (помечены красным цветом) и низкой (синий и черный цвет) активности. При рождении ребенка вполне функциональны лишь самые «простые» области мозга — ствол, например. «Включение» височных долей происходит под воздействием впечатлений, получаемых в раннем детстве
Пораженный мозг:
Томограмма показывает, что мозг этого ребенка
поражен. Височные доли мозга, регулирующие
эмоции и принимающие сигналы от органов
чувств, недоразвиты. Эта томограмма
принадлежит мальчику-сироте, который вскоре
после рождения был помещен в интернат и
практически был лишен ухода. Такие дети
отличаются эмоциональной и познавательной
заторможенностью
врожденные ожидания новорожденного
МАТЕРИНСТВУ НУЖНО УЧИТЬСЯ
Мама имеет чрезвычайно важное значение в жизни каждого ребенка. Но чтобы она оказалась искусной и смогла вырастить полноценного малыша, сохранив весь его потенциал, она должна учиться быть мамой. В нашем обществе бытует мнение, что мама все почувствует и поймет без обучения, а ребенок как-нибудь да вырастет. Но это всего лишь миф, который, к сожалению, заставляет будущих мам ожидать, что у них все получится само по себе. Однако, когда появляется младенец, женщина очень часто оказывается в растерянности. Ребенок постоянно кричит, плохо набирает вес, травмирует маме соски, плохо спит, беспокоится, болеет. От этого нередко появляются раздражение, злость, паника, а спустя еще немного времени маленькое беспокойное существо начинает казаться просто тираном. И в голову новоиспеченной матери закрадываются мысли: «Где же счастливое материнство? Как же женщины все это терпели? Родить второго ребенка — никогда! Материнство — это мука!» Чтобы мать могла испытать счастье материнства и умиление от общения с собственным ребенком, она должна не только многое знать о малыше, но на практике постигать искусство взращивания и воспитания младенца.
Что такое материнство?
Материнство — это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, женщине необходим материнский инстинкт, на основе которого формируется материнское поведение.
Многие мамы рассчитывают на то, что они вполне могут опираться только на материнский инстинкт, который у них обязательно обнаружится, а материнское поведение сформируется как-нибудь само собой. Причем материнским поведением современные женщины считают любые действия матери по отношению к ребенку.
Для выяснения влияния лекарственных препаратов на взаимоотношения матери и детеныша после родов исследователями была проведена серия экспериментов над козами и оленихами. Оказалось, что введение любого препарата вызывало у животных ослабление материнского инстинкта. Самыми пагубными оказались стимуляция и обезболивание — самки отказывались от своих детенышей. После эпидуральной анестезии самки не только уходили от своих детенышей, они даже пытались их убить, если экспериментаторы настойчиво предлагали им обратить внимание на собственное чадо.
Однако на практике все оказывается не так просто. Как мы уже выяснили выше, если есть задача вырастить полноценного ребенка, материнское поведение не может быть произвольным. Очень важно, чтобы оно было ожидаемым, а не парадоксальным, и не стало причиной стресса для грудного младенца. Но как же узнать на практике, чего ожидает от нас наш новорожденный малыш?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, надо выяснить, какое значение для взаимопонимания с младенцем имеют материнский инстинкт и материнское поведение.