Упражнения по определению положения губ
1.Произнести звук (И) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
2.Произнести звук (У) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
3.Произнести перед зеркалом сочетание звуков (ИУ), (УИ) и определить последовательную работу губ при их произнесении.
4.Произнести звук (И) без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
5.Произнести звук (У) без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
6.Произнести без зеркала сначала звук (И), затем звук (У) и определить, как работают губы при их произнесении.
7.Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У).
8.Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И... У, У... И) и произнесенных слитно (НУ, УИ).
9.Произнести слова (например: Ира, утро, иней, умный, игры и т. д.). Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.
10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй — вытягиваются вперед. Примерный перечень картинок: утка, иглы, ухо, ива.
11.По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например: Инна, У ля, искра, игры, улей и т. д.).
12.По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу губ при его произнесении (например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и т. д.).
13.По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ при его произнесении: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил и т. д.
Упражнения по определению положения кончика языка (поднят или опущен)
1.Произнести перед зеркалом звук (И) и определить местоположение кончика языка.
2.Произнести перед зеркалом звук (Д) и определить местоположение кончика языка.
3.Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И... Д) и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).
4.Произнести звук (ЙГ) без зеркала и определить положение кончика языка.
5.Произнести звук (Д) без зеркала и определить положение кончика языка.
6.Произнести без зеркала сначала звук (И) затем (Д) и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.
7.Определить звук по беззвучной артикуляции (И или Д).
8.Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков (Я ... Д, Д ... И).
9. Произнести слова, например: дом, иволга, дыня, дача, ива, ил, дума и т. д. Определить, при произнесении каких слов кончик языка поднимается вверх (опускается вниз).
10.Рассмотреть картинки, назвать их, разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых кончик языка поднимается вверх, во второй — опускается вниз. Например: дым, иглы, двор, доска, Ира и т. д.
11.Придумать слова, произнесение которых необходимо начать с поднятия кончика языка.
12.Придумать слова, произнесение которых необходимо начать с опускания кончика языка.
Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка
Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках (Н) и (Л), так как при их произнесении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука (Н) язык широкий, а (Л) — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).
Работе по коррекции нарушений артикуляторной моторики предшествуют упражнения по формированию произвольных дифференцированных мимических движений, которые включаются в структуру логопедических занятий и проводятся в игровой форме.
Логопед: «Сейчас мы с вами поедем на автобусе на прогулку. (Дети ставят стулья перед зеркалом и садятся.) Мы едем, а с неба светит яркое солнышко, прямо нам в лицо. Его лучи очень яркие, слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус повернул налево (дети поворачивают свои стулья), и солнышко ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети поворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее и солнышко нам больше не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Малыш плачет (логопед показывает эту сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети нахмуривают брови). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (логопед показывает картинку). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Проглотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают глотательное движение). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), за другую (дети надувают другую щеку), проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали обратно домой».
Упражнения по развитию статики артикуляторных движений
Эти упражнения направлены на активизацию:
1) двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц: открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5 или от 1 до 7, закрыть;
2) крылонёбной наружной мышцы: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение;
3) квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 или 7, вернуть в исходное состояние; поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5 или 7, вернуть в исходное состояние;
4) мышц смеха и щечных мышц: растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
5) квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы: поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
6) поперечных вертикальных мышц: высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги: па — па — па — па. После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; высунуть кончик языка между зубами, «пожевать» язык зубами, произнося слоги: та — та — та — та. После произнесения последнего слога оставить рот открытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
7) шилоязычной мышцы: положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; положить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; прижать кончик языка за верхние резцы, удерживать заданное положение под счет от 1 до 7, вернуть в исходное состояние; движение «слизывания» сончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы;
8) подъязычно-язычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц: беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук (И); беззвучно произносить звук (И), одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению средней и задней части спинки языка, но и является своеобразным массажем при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза, в зависимости от поражения, весь язык располагается вправо или влево и боковыми зубами «разжевывается» соответствующая боковая сторона языка); открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; открыть рот, положить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы;
9) продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
10) подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы: подуть на кончик языка, высунутого из ротовой полости (при этом можно использовать зрительный и тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки для ощущения выдыхаемой центральной холодной воздушной струи); высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.
Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений
1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой».
2.Оскалить зубы, а затем высунуть язык.
3.Оскалить зубы, высунуть язык, зажать его зубами.
4.Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
5.Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
6.Сделать язык широким, затем узким (повторить это движение несколько раз).
7.Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
8.«Построить мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, образуя с твердым нёбом щель, задняя опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам), «сломать» его, снова «построить», снова «сломать» и т. д. несколько раз.
Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений
1. Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.
2. Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.
3. Высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой».
4. Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо.
5. Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.
Последовательность речевого материала для автоматизации звука (С)
1.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочетании с гласным (У): (У... С), (УС).
2.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (УС) с ударением на нем (ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.).
3.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (УС) без ударения на нем (уснул, устал, успел, фокус, парус, автобус и т. д.).
4.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (УС) с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке и т. д.
5.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочетании с гласным (О): (О ... С), (ОС).
6.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (ОС) с ударением на нем (нос,рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.).
7.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (ОС) с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес и т. д.
8.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочетании с гласным (.А): (А ... С), (АС).
9.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (АС) с ударением на нем (таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас).
10.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (АС) без ударения на нем (остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.).
11.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (АС) с ударением и без ударения на нем: Мы пили квас. На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер.
12.Автоматизация звука (С) в слогах в сочетании с гласным (Ы): (Ы... С), (ЫС).
13.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обратный слог (ЫС) с ударением на нем (мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.).
14.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (ЫС) с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк и т. д.
Автоматизация звука (С) в сочетании с любым гласным осуществляется от слога к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст.
После автоматизации звука (С) в сочетании поочередно с разными гласными в структуре слога типа гласный — согласный звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога согласный — гласный.
Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой формой дизартрии имеют место нарушения целого ряда просодических элементов речи, мы разработали методику формирования интонационной выразительности речи, учитывающую современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей.
Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее разлитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.
Упражнения по развитию восприятия ритма
1. Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
2. Прослушать серии простых ударов: // // // //; /// ///; //// ////• Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
3. Прослушать серии акцентированных ударов: / и ,и/; /ии, ии/; / и/и и т. д. Определить, сколько и какие удары были предъявлены путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
Упражнения по развитию воспроизведения ритма
1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.
3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
Логопед дважды читает один и тот же рассказ («Добрый лев» Н. Майбороды). Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше нравится и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменить, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически: ---». Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме такие предложения заканчиваются точкой. Показывается соответствующая карточка, выучивается стихотворная строчка: «Про точку можно сказать: это точка — точка одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой. Примерный текст: «Два цвета. Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку». Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить (логопед задает вопрос). Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически: . Для обозначения вопроса предлагается знак: «Вопрос будем обозначать таким знаком ? ». Показывается карточка и выучивается стихотворение про вопросительный знак:
«Это кривоносый вопросительный знак, Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросы, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст:
Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать.
Затем детям предлагается при предъявлении стихов, текстов выложить перед собой столько фишек, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Детям предлагается последовательно несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа «Ой!», «Ax!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по содержанию каждой из картинок: «Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!) Девочка уронила чашку. Как она воскликнула? (Ах!) Мальчики играют солдатиками. Что они кричат? (Ура)», и т. д. Затем снова последовательно показываются те же картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее картинке (Ой! Ура! Ах! и т. д.). Логопед задает вопрос: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого логопед показывает, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком (!)», выучивается стихотворение про восклицательный знак:
«Чудак — восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.
Примерный текст:
Самый важный
— Я самый важный! Я всех бужу, — говорил будильник.
— Я важнее! Всех вожу, — говорил автобус.
— А я важнее вас! Я построил этот дом, — говорил подъемный кран.
Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:
— Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!
Затем детям предлагается при предъявлении текстов, стихов выложить перед собой столько фишек, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
С детьми повторяется, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Затем уточняется, какими грамматическими знаками обозначается спокойное проговаривание, вопрос, восклицание. Повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения дети поднимают карточку с соответствующим знаком. Примерный текст:
Сорока и мышь
— Мышка-трусишка, ты треска боишься?
— Ни крошечки не боюсь!
— А громкого свиста?
— Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева?
— Ни сколечки не боюсь!
— А чего же ты боишься?
— Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
Задания по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции.
Упражнения по развитию силы голоса
1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):
У ... У И ... И
о... о э... э
А ... А 3 ... 3
АУ... АУИ... УЗО...
АИ... ОУИ... УЗА...
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):
0000 ИИИИ
АААА ЭЭЭЭ
УУУУ
3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция).
Проводится, как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.
Упражнения по развитию высоты голоса
Проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения. 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных.
/А А
2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух, трех звуков.
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
Упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения