Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период
Содержание коррекционно-логопедической работы зависит от того, на каком этапе доречевого развития находится ребенок. Логопедические занятия осуществляются с первых месяцев жизни ребенка.
Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе:
-нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов;
-коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания);
-вокализация выдоха (дыхательные упражнения);
-развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента;
-стимуляция голосовых реакций;
-развитие зрительного и слухового сосредоточения;
-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика);
-нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий.
Использование рефлекс-запрещающей позиции, при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе.
У детей, находящихся на IIэтапе доречевого развития, имеются начальные элементы доречевой активности в виде недифференцированных звуков. Выражены нарушения зрительного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-моторной координации. Патология артикуляционного аппарата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе:
-стимуляция гуления;
-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный массаж, точечный массаж, пассивная артикуляционная гимнастика);
-формирование потребности общения со взрослым;
-подавление рефлексов орального автоматизма;
-развитие зрительной устойчивой фиксации и прослеживания за движущимся предметом;
-формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого;
-увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения);
-развитие хватательной функции рук.
III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения кисти и пальцев рук патологические, манипулятивные функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерность развития сенсорного восприятия зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфера намного опережает двигательное и доречевое развитие).
Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе:
-стимуляция интонированного голосового общения и лепета;
-нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика);
-выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика);
-выработка зрительных дифференцировок;
-выработка акустической установки на звук и голос; развитие слуховых дифференцировок;
-формирование подготовительных этапов понимания речи;
-развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания (развитие движений рук). IV этап
Для детей, находящихся на IV этапе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиваться импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе:
-стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов;
-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
-развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;
-формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации); увеличение силы и длительности выдоха.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — С. 40—50; 53—67; 142—149; 154—175.