Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период

Содержание коррекционно-логопедической работы зави­сит от того, на каком этапе доречевого развития находится ребенок. Логопедические занятия осуществляются с первых месяцев жизни ребенка.

Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, харак­теризуются отсутствием ориентировочных реакций на зри­тельные и слуховые раздражители. Голосовая активность от­сутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орально­го автоматизма.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе:

-нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов;

-коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания);

-вокализация выдоха (дыхательные упражнения);

-развитие «комплекса оживления» с включением голосо­вого компонента;

-стимуляция голосовых реакций;

-развитие зрительного и слухового сосредоточения;

-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляцион­ного аппарата (логопедический массаж, пассивная артику­ляционная гимнастика);

-нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий.

Использование рефлекс-запрещающей позиции, при ко­торой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе.

У детей, находящихся на IIэтапе доречевого развития, име­ются начальные элементы доречевой активности в виде не­дифференцированных звуков. Выражены нарушения зри­тельного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-мо­торной координации. Патология артикуляционного аппа­рата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автома­тизма.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе:

-стимуляция гуления;

-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляцион­ного аппарата (дифференцированный массаж, точечный мас­саж, пассивная артикуляционная гимнастика);

-формирование потребности общения со взрослым;

-подавление рефлексов орального автоматизма;

-развитие зрительной устойчивой фиксации и прослежи­вания за движущимся предметом;

-формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого;

-увеличение объема и силы выдоха с последующей вока­лизацией (дыхательные упражнения);

-развитие хватательной функции рук.

III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный харак­тер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения ки­сти и пальцев рук патологические, манипулятивные функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерность развития сенсорного восприятия зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфе­ра намного опережает двигательное и доречевое развитие).

Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе:

-стимуляция интонированного голосового общения и ле­пета;

-нормализация мышечного тонуса и моторики артикуля­ционного аппарата (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляцион­ная гимнастика);

-выработка ритмичности дыхания и движений (дыхатель­ная гимнастика);

-выработка зрительных дифференцировок;

-выработка акустической установки на звук и голос; раз­витие слуховых дифференцировок;

-формирование подготовительных этапов понимания речи;

-развитие кинестетических ощущений и на их основе паль­цевого осязания (развитие движений рук). IV этап

Для детей, находящихся на IV этапе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного то­нуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиваться импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифферен­цированные движения пальцев рук.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе:

-стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов;

-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляцион­ного аппарата;

-развитие манипулятивной функции рук и дифференци­рованных движений пальцев рук;

-формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации); увеличение силы и длительности выдоха.

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обуче­ния и воспитания детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата. — М., 2001. — С. 40—50; 53—67; 142—149; 154—175.

Наши рекомендации