Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

ДИЗАРТРИЯ

Содержание

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии .

И. И. Панченко, Л. А. Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия

Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений

при реабилитации детей с церебральным параличом

Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича

К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича

М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье

Е. Ф. Архипова Логопедический массаж.

И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько Особенности логопедической работы

по преодолению дизартрических нарушений речи

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения

М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изме­нения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с ло­кализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус мо­жет изменяться по-разному. Остановимся на отдельных ва­риантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

Спастичность артикуляционных мышц

При спастичности артикуляционных мышц отмечается по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизар­трии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотония артикуляционных мышц

Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее ча­сто отмечается при мозжечковой форме дизартрии.

Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги­потонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений, не отмеча­ется атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточ­ный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариан­тах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточнос­тью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

Нарушения дыхания

... Для нормального функционирования голосового аппара­та необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох. Эти мышцы, как известно, являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, умень­шают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, прежде всего относятся передняя зубчатая мышца (m. serratus anterior), а также наружные межреберные мышцы (ram. intercostales externi). Мощной вдыхательной мышцей являет­ся диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы (m. pectoralis major), малые грудные мышцы (т. pectoralis minor), а также наружные меж­реберные мышцы (mm. intercostales externi). Тонкая коорди­нированная работа всех дыхательных мышц имеет особо боль­шое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с церебральными параличами определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха не­обходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдо­хе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемеща­ется вверх, т. е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко на­рушать речевой выдох. Все эти нарушения координационной деятельности дыхательных мышц подтверждаются при помо­щи пневмографических исследований.

Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с церебральными параличами может иметь общий недо­статочный объем их дыхания, который в значительной сте­пени может зависеть от вынужденного неподвижного положения ребенка. Работами И. А. Аршавского (1961) было показано, что более совершенное функционирование дыха­тельного центра возникает у щенков после реализации позы стояния, а у детей — после реализации позы сидения. Более высокий уровень функционирования дыхательный центр приобретает под влиянием новой афферентной импульсации, возникающей из различных рецептивных полей в связи с началом передвижения в пространстве. Большое значение для совершенствования функции дыхательного центра име­ет также мышечная активность. У детей с церебральными параличами это функциональное «дозревание» дыхательно­го центра часто бывает нарушенным.

Расстройства дыхания у детей с церебральными парали­чами наиболее часто зависят от нарушения центральной ре­гуляции дыхания, а также от патологии двигательной фун­кциональной системы.

Клинически нарушения дыхания у детей с церебральны­ми параличами проявляются в расстройствах ритма и глу­бины дыхания, в нарушении координации между артику­ляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечают­ся и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нару­шения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с це­ребральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто являет­ся невозможным. Дыхательные нарушения особенно выра­жены у больных с тяжелыми формами церебрального пара­лича. Так, у неходячих детей с вынужденным положением на спине при значительном недоразвитии всех выпрямитель­ных рефлексов (двойная гемиплегия) нарушения дыхания обычно особенно тяжелы.

Четвертым разделом речевой терапии является работа над дыханием.Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение прежде всего для его общего соматического состояния, а также для сти­муляции первых звуков.

С детьми после 1 года в процессе проведения логопедических занятий регулярно работают над развитием речевого ды­хания. Ребенка учат дышать через рот (закрывая ребенку нос, просят его: «давай подышим, как собачка»). Затем учат ребен­ка вдыхать и выдыхать через нос (при отработке вдоха говорят ребенку: «давай понюхаем цветочек»). Наконец, учат ребенка вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот. С деть­ми более старшего возраста все эти занятия проводят в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку. Там, где позволяют двигательные возможности, подключают движения руками. Разработка речевого дыхания проводится в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя, стоя. С детьми раннего возраста и при тяжелом двигательном поражении дыхательные упражнения в основном проводятся в положении на спине — в «рефлекс-запрещающей позиции». В процессе отработки речевого дыхания большое значение име­ют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пу­зырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, ду­тье в специальные бумажные трубочки. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; боль­шое значение в этой работе имеют специальные логоритмические игры.

Оральная апраксия

У детей с церебральными параличами часто выявляется апраксия артикуляционных мышц. При дизартрии выявле­ние апраксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще больше­му ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии происходит по мере развития всей речедвигательной функциональной системы, особенно ее афферентного звена.

Очень важным разделом речевой терапии является рабо­та над развитием орального и ручного праксиса, кинестети­ческих ощущений и кинестетического следового образа.

Важным разделом речевой терапии является правильна организация логопедических занятий: стремятся не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способство­вать диффузному повышению мышечного тонуса как в ске­летной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во многом зависят от раннего начала ло­гопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика ди­зартрии имеет очень большое значение.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М 1972.— С. 339—255.

Л. А. Данилова

Е. Ф. Архипова

Логопедический массаж

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедичес­кий массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят диффе­ренцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечает­ся повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следую­щие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускула­туры методом разглаживания<...>.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежед­невно.

Расслабление языка.Расслабление языка и кор­рекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-запрещающие позиции». Для расслабления языка и его корня используется:

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, кото­рый производят в течение 15с, вибрирующие движения ука­зательным пальцем под нижней челюстью;

2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);

3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в тече­ние 15 с языка деревянным шпателем, который накладыва­ется на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С деть­ми, находящимися на II уровне доречевого развития, диф­ференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, щей, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губпредполагает проведение следу­ющих упражнений:

1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа

куглам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губ к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление мышц шеи.После легких расслаб­ляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про­водят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслаб­ление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры про­водят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышцэтой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатурыосуществ­ляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука­зательные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис­ка, производят спиралевидные движения по скуловой и щеч­ной мышцам к подбородку.

После 4—5 легких движений сила движений нарастает Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения по­вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.

Укрепление губной мускулатуры.С этой це­лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза.

Одним из приемов укрепляющего массажа является виб­рация, которая производится ручным методом или при по­мощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, рит­мично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с ин­струкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насад­ки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2—3 раза, не более 2 минут, через день.

Укрепление язычной мускулатуры.При вя­лости языка проводят массаж с помощью деревянного шпа­теля:

1)продольные мышцы языка массируют путем поглажи­вания его от средней части к кончику;

2)вертикальные мышцы укрепляются с помощью рит­мичного надавливания на язык;

3) на поперечные мышцы воздействуют посредством по­глаживания языка из стороны в сторону.

Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка.

Точечный массаж при гиперкинезах язы­ка:

а) перекрестный точечный массаж в области губ. Ука­зательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Ука­зательный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опус­кается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;

б) указательный палец левой руки располагается в облас­ти середины носо-губной складки слева, а указательный па­лец правой руки помещается под угол нижней челюсти спра­ва. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;

в) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фик­сируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Ус­тановив пальцы в данных точках, проводят глубокий то­чечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;

г) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носо-губной складки или под углом губ слева, то палец пра­вой руки занимает точку под внутренним углом правой ло­патки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с про­тивоположной стороны:

д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя­щиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губ­ных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства бо­лезненности, неудобства, дискомфорта. <...>

Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности Массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на IIIи IV уровнях доречевого развития, логопедический Массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор­рекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне большее число движений (10-12).

Apxunoвa E. Ф. Коррекционная работа с детьми с » ребральным параличом, доречевой период — м 1989. — С. 36—42.

Л. В. Лопатина

ДИЗАРТРИЯ

Содержание

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии .

И. И. Панченко, Л. А. Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия

Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений

при реабилитации детей с церебральным параличом

Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича

К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича

М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье

Е. Ф. Архипова Логопедический массаж.

И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько Особенности логопедической работы

по преодолению дизартрических нарушений речи

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения

М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин

Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с це­ребральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; Bohme, 1966, и др.).

Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.)» единого определения этой формы речевого наруше­ния не существует. Одни авторы относят к дизартриям толь­ко те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены пареза­ми и параличами артикуляционных мышц. Другие толку­ют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, воз­никающие в результате поражения различных уровней цен­тральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.). Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами.

Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформле­ния и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебраль­ными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта ораль­ная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимый, нейродинамический характер, связанный с задержкой созре­вания определенных участков коры головного мозга.

Таким образом, наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрони­зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изме­нения произношения отдельных звуков, приводя к их удли­нению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса ар­тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичес­ких ударений.

Патологоанатомические изменения при дизартриях опи­саны многими авторами (Oppenheim, 1885; Л. Н. Шендеро­вич, 1938; В. Слонимская, 1935; Thurel, 1929 и др.) и сво­дятся к повреждениям коры головного мозга в переднем участке прецентральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis, повреждениям и недораз­витию пирамидных путей и экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, моз­жечка, ядер черепномозговых нервов в продолговатом моз­ге. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.

Большинство авторов у детей с церебральными парали­чами различают следующие формы дизартрии: 1) псевдобульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор­ковую.

Особенностью дизартрии у детей с церебральными пара­личами является их смешанный характер, частое сочета­ние различных вариантов дизартрии у одного и того же больного. Это связано с тем, что при воздействии вредонос­ного фактора на развивающийся мозг повреждения неред­ко имеют распространенный характер, и с тем, что пора­жение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей с церебральными парали­чами нередко сочетаются также с общей задержкой рече­вого развития, с псевдоалалическими и алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой функциональной системы.

Несмотря на то, что дизартрия зависит от раннего орга­нического поражения мозга, нельзя рассматривать эту форму речевой патологии только как резидуальные про­явления. Поражение отдельных звеньев речевой функци­ональной системы в период развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии всех эле­ментов речевого развития ребенка...

Наши рекомендации