Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии
ДИЗАРТРИЯ
Содержание
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии .
И. И. Панченко, Л. А. Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия
Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений
при реабилитации детей с церебральным параличом
Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича
К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича
М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье
Е. Ф. Архипова Логопедический массаж.
И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько Особенности логопедической работы
по преодолению дизартрических нарушений речи
Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения
М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре
Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.
Спастичность артикуляционных мышц
При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.
Гипотония артикуляционных мышц
Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии.
Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений, не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.
Нарушения дыхания
... Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох. Эти мышцы, как известно, являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, уменьшают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, прежде всего относятся передняя зубчатая мышца (m. serratus anterior), а также наружные межреберные мышцы (ram. intercostales externi). Мощной вдыхательной мышцей является диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы (m. pectoralis major), малые грудные мышцы (т. pectoralis minor), а также наружные межреберные мышцы (mm. intercostales externi). Тонкая координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с церебральными параличами определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т. е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох. Все эти нарушения координационной деятельности дыхательных мышц подтверждаются при помощи пневмографических исследований.
Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с церебральными параличами может иметь общий недостаточный объем их дыхания, который в значительной степени может зависеть от вынужденного неподвижного положения ребенка. Работами И. А. Аршавского (1961) было показано, что более совершенное функционирование дыхательного центра возникает у щенков после реализации позы стояния, а у детей — после реализации позы сидения. Более высокий уровень функционирования дыхательный центр приобретает под влиянием новой афферентной импульсации, возникающей из различных рецептивных полей в связи с началом передвижения в пространстве. Большое значение для совершенствования функции дыхательного центра имеет также мышечная активность. У детей с церебральными параличами это функциональное «дозревание» дыхательного центра часто бывает нарушенным.
Расстройства дыхания у детей с церебральными параличами наиболее часто зависят от нарушения центральной регуляции дыхания, а также от патологии двигательной функциональной системы.
Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с церебральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным. Дыхательные нарушения особенно выражены у больных с тяжелыми формами церебрального паралича. Так, у неходячих детей с вынужденным положением на спине при значительном недоразвитии всех выпрямительных рефлексов (двойная гемиплегия) нарушения дыхания обычно особенно тяжелы.
Четвертым разделом речевой терапии является работа над дыханием.Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение прежде всего для его общего соматического состояния, а также для стимуляции первых звуков.
С детьми после 1 года в процессе проведения логопедических занятий регулярно работают над развитием речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот (закрывая ребенку нос, просят его: «давай подышим, как собачка»). Затем учат ребенка вдыхать и выдыхать через нос (при отработке вдоха говорят ребенку: «давай понюхаем цветочек»). Наконец, учат ребенка вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот. С детьми более старшего возраста все эти занятия проводят в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку. Там, где позволяют двигательные возможности, подключают движения руками. Разработка речевого дыхания проводится в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя, стоя. С детьми раннего возраста и при тяжелом двигательном поражении дыхательные упражнения в основном проводятся в положении на спине — в «рефлекс-запрещающей позиции». В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутье в специальные бумажные трубочки. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические игры.
Оральная апраксия
У детей с церебральными параличами часто выявляется апраксия артикуляционных мышц. При дизартрии выявление апраксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще большему ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии происходит по мере развития всей речедвигательной функциональной системы, особенно ее афферентного звена.
Очень важным разделом речевой терапии является работа над развитием орального и ручного праксиса, кинестетических ощущений и кинестетического следового образа.
Важным разделом речевой терапии является правильна организация логопедических занятий: стремятся не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса как в скелетной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во многом зависят от раннего начала логопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика дизартрии имеет очень большое значение.
Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М 1972.— С. 339—255.
Л. А. Данилова
Е. Ф. Архипова
Логопедический массаж
С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания<...>.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.
Расслабление языка.Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-запрещающие позиции». Для расслабления языка и его корня используется:
1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);
3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, щей, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.
Расслабление губпредполагает проведение следующих упражнений:
1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа
куглам губ;
2) поглаживание верхней и нижней губ к центру;
3) постукивание губ;
4) точечный массаж губ.
Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз в день.
Расслабление мышц шеи.После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышцэтой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии».
Укрепление лицевой мускулатурыосуществляется путем проведения следующих упражнений:
1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
После 4—5 легких движений сила движений нарастает Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.
Укрепление губной мускулатуры.С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ:
1) от середины верхней губы к углам;
2) от середины нижней губы к углам;
3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа;
4) пощипывание губ.
Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза.
Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2—3 раза, не более 2 минут, через день.
Укрепление язычной мускулатуры.При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:
1)продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;
2)вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;
3) на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.
Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз.
Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка.
Точечный массаж при гиперкинезах языка:
а) перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;
б) указательный палец левой руки располагается в области середины носо-губной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;
в) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;
г) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носо-губной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны:
д) при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. <...>
Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности Массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на IIIи IV уровнях доречевого развития, логопедический Массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне большее число движений (10-12).
Apxunoвa E. Ф. Коррекционная работа с детьми с » ребральным параличом, доречевой период — м 1989. — С. 36—42.
Л. В. Лопатина
ДИЗАРТРИЯ
Содержание
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии .
И. И. Панченко, Л. А. Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия
Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений
при реабилитации детей с церебральным параличом
Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича
К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича
М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье
Е. Ф. Архипова Логопедический массаж.
И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько Особенности логопедической работы
по преодолению дизартрических нарушений речи
Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения
М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин
Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии
Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; Bohme, 1966, и др.).
Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.)» единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.). Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами.
Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебральными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта оральная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимый, нейродинамический характер, связанный с задержкой созревания определенных участков коры головного мозга.
Таким образом, наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменения произношения отдельных звуков, приводя к их удлинению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса артикуляционных мышц приводит к нарушениям динамических ударений.
Патологоанатомические изменения при дизартриях описаны многими авторами (Oppenheim, 1885; Л. Н. Шендерович, 1938; В. Слонимская, 1935; Thurel, 1929 и др.) и сводятся к повреждениям коры головного мозга в переднем участке прецентральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis, повреждениям и недоразвитию пирамидных путей и экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, мозжечка, ядер черепномозговых нервов в продолговатом мозге. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.
Большинство авторов у детей с церебральными параличами различают следующие формы дизартрии: 1) псевдобульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) корковую.
Особенностью дизартрии у детей с церебральными параличами является их смешанный характер, частое сочетание различных вариантов дизартрии у одного и того же больного. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждения нередко имеют распространенный характер, и с тем, что поражение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами нередко сочетаются также с общей задержкой речевого развития, с псевдоалалическими и алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой функциональной системы.
Несмотря на то, что дизартрия зависит от раннего органического поражения мозга, нельзя рассматривать эту форму речевой патологии только как резидуальные проявления. Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии всех элементов речевого развития ребенка...