ЭОТ в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью
С чувством потери сталкиваются многие люди в своей жизни. Это и беженцы, это и иммигранты, люди потерявшие любимую работу, разорившиеся, утратившие любовь и т.д. Но самой тяжелой утратой является смерть близкого человека. Для всех этих случаев стратегическая задача терапии состоит в том, чтобы помочь человеку отпустить недостижимое прошлое и начать жить в настоящем. Надо с чем-то попрощаться, иначе страдания не прекратятся, и будут иметь многочисленные последствия для жизни данного человека и связанных с ним людей.
Автор гештальттерапии Фриц Перлз разработал для этих случаев пятиступенчатую процедуру:
1. признание фактов;
2. завершение незаконченных дел;
3. прощальная церемония;
4. оплакивание;
5. приветствие нового дня.
Этот метод можно использовать в очень многих случаях (подробнее см. М. Гулдинг, Р. Гулдинг “Психотерапия нового решения”), но часто достаточно работы по модели ЭОТ и она оказывается более простой и эффективной.
Пример 1.На консультацию ко мне пришла пожилая женщина 63 лет, чей муж умер год назад. Мужа она очень любила, жили душа в душу больше 20 лет вместе, детей не было. Она страдала от бессонницы, постоянного давления в области груди, мешавшего ей дышать, депрессивного настроения, частых слез и т.д. Полгода она лечилась у врачей, от принимаемых лекарств ей становилось только хуже. Врачами не было найдено никаких физиологических нарушений в ее организме.
На первом сеансе я выяснил, что она признает факт смерти мужа и не имеет чувства вины перед ним или незаконченных дел, что она не имеет суицидальных желаний. При этом я заметил, что область глаз и лоб непосредственно над глазами несколько напряжены и темноваты. Оказалось, что во время похорон, друзья все время сдерживали ее, призывая не плакать, потому что это будет тревожить покойного. Я понял, что у нее скопилось много подавленных слез, и именно по этому они время от времени проливаются по любому поводу.
Я понял по некоторым наблюдениям за ней, что плакать передо мной она не станет, и я предложил ей просто представить перед собой идущий дождь и смотреть на него, пока он сам не закончится (практика показывает, что образ дождя у всех людей непроизвольно связывается со слезами). Она согласилась и увидела, что мелкий моросящий дождь идет над его могилкой. Некоторое время она наблюдала эту картину, пока дождь не закончился. Этого было достаточно для первого сеанса, когда она пришла во второй раз, то сказала, что на работе все удивляются, где это она была, что больше не плачет. “А то, - говорит, - любой вопрос меня спросят, а у меня слезы так и текут”.
Однако у нее остался еще более острый симптом – давление и боль в области груди, который мешал ей постоянно. Я предложил ей представить образ этой боли. Она сказала, что это комок. Я догадался, что этот комок как раз символизирует ее психологическую “руку”, с помощью которой она пытается удержать уже умершего мужа или важные для нее воспоминания о нем. Я спросил, что находится внутри комка. “Клубок мягкой, очень теплой и приятной сиреневой шерсти,” – был ответ.
Я понял, что этот клубок символизировал те теплые чувства, которые за много лет она накопила к своему мужу. “Что бы вы хотели с ним сделать?” – спросил я. “Размотать,” – ответила она. Я согласился с ее предложением, и нитка мотка постепенно стала уходить куда-то в пространство. Через некоторое время она поняла, куда нитка уходит. Она сказала, что уголок у его могилки открылся, и нитка уходит туда. Постепенно клубок размотался, и вся нитка ушла в могилку, тогда уголок у нее сам собой закрылся. В этот момент у моей клиентки произошли очень сильные психосоматические изменения: комок полностью исчез, вместе с ним исчезло давление в груди и, как она сказала, в глазах у нее посветлело. После этого она смогла легко дышать и почувствовала, что все, что давило ее долгое время полностью исчезло. Она несколько раз поблагодарила за этот результат, хотя все время спрашивала, не я ли все это сделал. Видимо она решила, что это гипноз или магия. На этом наша работа была закончена.
Работа с эмоциональной зависимостью также должна привести к тому, что субъект сможет с легким сердцем отпустить другого человека, перестанет к нему эмоционально привязываться, хотя может продолжать испытывать к нему те или иные чувства.
Пример 2.На семинаре, который я проводил в институте психоанализа у студентов третьего курса, одна девушка предложила мне помочь ей с проблемой несчастной любви. Она уже два года была под влиянием этого чувства, каждый день только о нем и думала, жила чисто механически, ничего ее по-настоящему не интересовало, не могла полюбить кого-то другого. Она посещала одно время психоаналитика, но это нисколько ей не помогло.
Для начала я предложил ей представить, что на стуле перед ней находится тот самый молодой человек и описать те переживания, которые она испытывает. Она ответила, что ее, все ее тело, безумно влечет к нему и это чувство прежде всего локализуется в груди. Дальше, следуя основной схеме, я предложил ей представить образ этого чувства на том же стуле, где раньше “сидел” молодой человек. Она ответила, что это ярко синий шар, который безусловно принадлежит ей. В то же время она хотела выбросить этот шар, но не могла этого сделать, потому что по ее словам, тогда она совсем как бы умерла.
Уже на этом этапе стала очевидной структура тупика, в котором она находилась. Она явно хотела вытеснить свои чувства, из-за которых страдала, но одновременно не хотела их лишаться. Ее способность любить в виде синего шара была спроецирована на молодого человека, и она была лишена контакта с этой частью личности, поэтому ощущала апатию, жила механически и не могла полюбить кого-то другого. Эта же проекция создавала мощное влечение, чтобы обрести снова этот синий шар.
Тогда я предложил ей для выхода из тупика попробовать и тот и другой вариант: выкинуть шар совсем, а затем принять его в себя как часть своей личности. После этого можно было убедиться, какое действие ей наиболее подойдет. Однако, в соответствии с законами терапии она проявила мощное сопротивление и наотрез отказалась и от того и другого варианта.
Для того, чтобы расшатать эту ригидную систему, я предложил поучаствовать в этом процессе членам группы. Каждый по очереди вставал за спиной девушки и от ее имени произносил речь, в которой обосновывал свое решение выкинуть или принять этот шар. Этот вопрос затронул всех и каждый выступил. После этого она все равно не приняла никакого решения.
Тогда я решил еще больше обострить ситуацию и применил прием гештальттерапии, предложив ей встать посреди комнаты, расставив руки в стороны, а всем другим – тянуть ее в сторону своего решения и уговаривать сделать именно так. Борьба разгорелась нешуточная, почему-то все мужчины были за то, чтобы выбросить шар, а все женщины за то, чтобы его оставить. Но главное произошло очень быстро, девушка буквально завопила: «Ни за что не отдам» - и бросилась к группе женщин, хотя мужчины держали ее очень крепко.
Поскольку решение было принято, я остановил “игру” и спросил ее о том, как она себя чувствует. Удивленно она признала, что чувствует себя очень хорошо, а шар сейчас находится в ее сердце.
Я предложил ей сесть на место и снова представить перед собой того молодого человека. На этот раз она сказала, что не страдает так как раньше, хотя и чувствует к нему некоторую нежность. “Но, - добавила она – это вряд ли надолго. Я столько мучилась, и к психоаналитику ходила…А здесь за час…Скорее всего это все вернется.”
Теперь я предложил ей свою интерпретацию. Я сказал, что вместе с теми чувствами, от которых она хотела избавиться, она выбрасывала и собственное сердце, которое и обеспечивает способность любить и чувствовать, поэтому она и была в апатии. Теперь, когда сердце на месте, она может не страдать и отпустить этого человека, одновременно сохраняя к нему теплые чувства. Так Пушкин в своем знаменитом стихотворении прощался с любимой: “Я Вас любил, любовь еще, быть может…”
После этого объяснения еще одна девушка произнесла: “Я поняла. Я все время тебя держала, мучила себя, мучила других, не могла по-настоящему жить и любить.” Она вскочила на стул и громко объявила, что отныне он свободен и может жить, как хочет и она свободна тоже…
Семинар закончился общим обсуждением.
Через неделю я снова встретил первую девушку на семинаре, она сияла от счастья. Она призналась мне, что впервые нормально прожила неделю, могла чувствовать, так как раньше, и не страдать. Тот же результат сохранился и до конца семестра, чему она была очень удивлена.
В других случаях разведенные мужья и жены не могут расстаться друг с другом, хотя реально уже давно не вместе. Для подобных случаев мы применяем две эквивалентные техники, которые работают одинаково эффективно.
Пример 3.На мой семинар пришла женщина средних лет, которая чувствовала, что эмоциональная зависимость от мужа еще осталась, что-то еще тянуло ее, хотя решение о разводе она приняла совершенно сознательно и ни в чем не сомневалась. Она действительно хотела только освободится и ничего больше.
Я предложил ей сначала рассказать о том, где она чувствует эту зависимость (конечно, по середине груди, там, где люди указывают на сердце, когда говорят о чувствах). А как она чувствует «это» там? Что-то тянет за это место и мучает. На что похоже это тянущее чувство? Как будто какие-то резиновые тяжи прикреплены к груди и тянут…
Первое предложение: расскажите этим тяжам, как они вас измучили, передайте им это мучительное чувство (прием выражения чувств). Рассказывайте мне, что происходит с образом. Клиентка сосредоточилась и в течение нескольких минут выражала свои чувства, в результате тяжи постепенно растаяли, и она ощутила полное освобождение.
Для пущей уверенности мы повторили опыт, попросив ее снова представить эти тяжи. Теперь я предложил ей дать тяжам свободу и сказать им, что она больше не будет их тянуть (парадоксальное разрешение). Точно также тяжи исчезли, а клиентка ощутила окончательное и бесповоротное освобождение. «Надо же, - удивилась она, - я два месяца ходила к психоаналитику, но ничего не помогало. Сама боролась – тоже. А сейчас за 20 минут, и я действительно по-настоящему чувствую себя свободной, меня ничто больше не мучает».
ЭОТ в разрешении конфликтов
Конфликты многообразны и существуют различные теории и методы их разрешения. Мы рассматриваем здесь только один специфический тип хронических конфликтов, когда кто-то страдает от постоянных нападок и притеснений со стороны более сильного или авторитетного агрессора и не может дать ему прямой отпор. Агрессором может быть свекровь, грозный отец или отчим, начальник и любой другой персонаж. Субъект, обращающийся с жалобой, терпит нападки и ощущает себя жертвой.
Клиенту предлагается представить два образа. Первый соответствует той части личности агрессора, которая нападает на него, или тому типу воздействия, который ему приходится терпеть. Образ должен быть абстрактным и обобщенным (скала, колючий шар, иголки и т.д.), но не образом конкретного человека. Далее клиенту предлагается найти то место в теле, или ту часть своей личности, на которое направлено это воздействие. Это конечно, какой-то слабый, но позитивный образ (маленький росток, маленькое солнышко и т.д.). После чего ему предлагается дать как можно больше энергии этой слабой части своей личности, разрешить ей расти и развиваться. Терапевт спрашивает его о ходе изменения и того и другого образа. По мере того, как слабый образ растет, усиливается, агрессивный образ теряет силу, разрушается и полностью исчезает или становится безопасным. Бывший слабый, но теперь сильный образ принимается клиентом как часть его личности. На воображаемой ситуации конфликта проверяется эффективность трансформации.
Этот метод основан на теории, проверенной практикой, что агрессор может нас задевать, только в том случае, если в нас есть какое-то слабое место, некая «дыра» в личности. Все его нападки направлены только в одно место в личности и теле клиента и единообразны по своей сути. Поэтому, когда клиент усиливает слабую часть личности, он становится недоступным воздействию агрессора, он сохраняет спокойствие и сам не проявляет ответной агрессии. Вреда агрессору не наносится, поэтому этот метод весьма гуманен и прост. Но бывает, по отзывам некоторых клиентов, что они сохраняют полное спокойствие и уверенность, а вот агрессор впадает в невротическое состояние, ощущая бесплодность своих попыток задеть их. Позднее агрессор прекращает свои нападки и успокаивается.
Примеры 1и 2см. выше в разделе о приеме энергитизации и в разделе о головных болях.
Пример 3.Молодой человек жаловался на то, что двоюродный брат, с которым он живет вместе, постоянно «доводит» его нелепыми придирками. Мы не стали подробно обсуждать, какими способами тот это делает, и как правильно реагировать на его поведение. Я предложил студенту представить образ того воздействия, которое оказывает брат. Это была некоторая сдавливающая сила, похожая на стальной обруч. Тогда я предложил ему определить, на какую часть тела воздействует это давление, а потом представить образ той части его личности, которая подвергается давлению. Помнится, что это был образ золотого шарика. Я предложил молодому человеку всячески усиливать, энергитизировать этот шарик до тех пор, пока давление не исчезнет. На этот процесс было затрачено достаточно много времени, молодой человек периодически останавливался, хотя стальной обруч еще не исчез, а только лишь расширялся и отдалялся. Я все-таки настаивал, чтобы он продолжал до «полной победы». Наконец, стальной обруч исчез, а золотой шарик стал большим шаром. В этот момент молодой человек почувствовал огромный прилив энергии и чувство освобождения. Этот результат мы закрепили, через неделю он отметил, что теперь брат не может его «достать», он сохраняет спокойствие. Он даже удивляется, почему он раньше обижался, теперь у них нормальные отношения.
Пример 4.Мужчина средних лет, успешный бизнесмен, рассказывает мне как его отец, человек агрессивного и властного типа, давил на него в детстве и юности, требовал полного подчинения. Из-за этого их отношения испортились, даже теперь, когда отец стал слабым и больным человеком, он не может с ним нормально общаться и сильно напрягается каждый раз, когда навещает его.
Я предложил ему представить того юношу, на которого особенно давил отец, а также образ отцовского воздействия на него. Он представил юношу и огромную скалу, которая острым концом давила юноше в середину груди, подавляя его способность свободно дышать. Я предложил ему направить этому юноше в точку, подавляемого дыхания много энергии.
Он начал это делать и скала в его воображении стала сначала раскалываться, а потом рассыпаться на мелкие камни, которые засыпали землю, а скала исчезла. Дыхание юноши освободилось, а камни не угрожали ему. Мужчина удивленно констатировал, что его дыхание тоже стало свободным, хотя он работал не с собой, а с образом. Юноша в его воображении стал сильнее, увереннее, стал лучше себя чувствовать. Мужчина принял его как свою родную часть личности и соединился с ним. После этого, мы проверили результат на воображаемой ситуации общения с отцом. Мужчина почувствовал, что больше он не зависит от отца и не злится на него, и не напрягается больше. Теперь он мог общаться с ним совершенно свободно и даже чувствовал к нему некоторую жалость.
Через неделю он подтвердил, что это новое отношение к отцу полностью проявилось и в реальной ситуации общения. Он мог свободно с ним разговаривать, больше не напрягался, увеличилось понимание им отца. Этот результат сохранился и через год после данной работы.
ЭОТ в работе с гневом
Гнев – это эмоциональная защитная реакция, побуждающая субъекта активно противодействовать нападению или преодолевать препятствия. Гнев помогает нам справляться с трудными ситуациями, требующими проявления агрессии и способности к риску. Но гнев может быть избыточен, часто в нем нет необходимости или он совсем неуместен. Мы знаем, что гнев в некоторых ситуациях проявлять нельзя, но он все равно возникает, мы его сдерживаем, подавляем, но он накапливается и потом может прорваться совершенно неожиданным и катастрофическим образом. В других случаях он может разъедать человека изнутри, приводя к невротическим или психосоматическим заболеваниям. В этих случаях он представляет серьезную психологическую проблему.
Психология накопила много знаний о природе гнева и агрессии, много методов избавления от избыточного и неадекватного гнева. Здесь мы будем касаться только тех возможностей, которые открывает перед нами эмоционально-образная терапия в работе с этой проблемой.
Метод отреагирования
Наиболее известная процедура в работе с гневом, известная уже давно, называется отреагированием. Человеку предлагается безопасным способом выразить свой гнев, например, рубить дрова, бить подушку или боксерскую грушу, громко кричать, изрыгать ругательства там, где это не будет услышано. Иногда на такое выражение тратится несколько часов или оно повторяется небольшими дозами каждый день.
Пример 1. Я предложил одному студенту, который был очень перенапряжен, сделать это, то есть безопасным способом выпустить свою агрессию. В нем накопилось очень много злости, ему в детстве доставалось по полной программе. В школе с первого класса его ставили на весь урок стоять у парты, к концу урока у мальчика ноги тряслись от усталости. Он был непослушным двоечником и остался им, чем больше его «воспитывали» тем больше он злился. А при окончании школы директриса сказала ему: «А ты, не смотри на меня, как свинья!» В семье его тоже «строили» с первых лет жизни, но я не буду рассказывать все подробности.
Просто я заметил, когда он шел рядом со мной по залу института, насколько перенапряжены его ноги, они двигались как ноги робота в фантастическом фильме. Поэтому я предложил ему пойти в лес, покричать там и побить что-то ногами в воздухе или пеньки.. К моему удивлению, он послушался, 2 часа он орал в лесу и бил что-то ногами. Вернулся он удивительно мягким, каким-то светленьким даже. «Хорошо тебе?» - спрашиваю. «Хорошо, Николай Дмитриевич, только я не знаю, как так жить. Я многое успеваю, что раньше не успевал, мне как-то легче, но я не знаю, как так жить». «Что-то я тебя не понимаю…» «На меня тут папаня наехал, а я не знаю, что ему сказать, сижу и молча смотрю на него. Он, правда, тоже замолчал, но я не знаю, как так жить! Вижу, двое дерутся, раньше я бы встрял в драку. А сейчас смотрю на них, дураки и дураки, чего дерутся? Но я не знаю, как так жить?» У него были уже отработаны все поведенческие навыки под исходное озлобленное состояние, теперь нужны были новые навыки, которых еще не было, нужно было создавать новую жизнь. Я объяснил ему это и дал свои советы как этого добиться. Но на этом работа с ним не закончилась.