Психолог в руководящем звене
В прежние времена — либо по необходимости, либо по традиции — во главе многих психиатрических отделений, больниц и психиатрических клиник стояли психиатры. С переменами, которые принесло с собой управляемое лечение, большинство руководящих постов сейчас занимают социальные работники, психологи или специально подготовленные администраторы. Как вытекает из критериев модуля 15.1, роль руководителя подразумевает наличие особых навыков межличностного общения и специальных управленческих познаний и лексикона. Она требует понимания параметров организационного здоровья или преуспевания и неизменно проактивной позиции, нацеленной на стремление к единой цели, а также на гарантии того, что программы усовершенствования претворятся в реальное усовершенствование. Весьма вероятно, что у многих психологов достаточно быстро в той или иной форме появится возможность руководить. В больницах и университетах психологу часто предлагают заведование небольшим отделением или программой; можно возглавить коммунитарное агентство или занять один из постов, ранее сохранявшийся за психиатрами, вместо профессионалов охраны психического здоровья штатного или федерального уровня. Представляется вероятным, что если дела пойдут так и дальше, то изрядная доля непосредственного лечения и ухода за пациентами в общественных и частных учреждениях будет передана в руки не столь дорогостоящих профессионалов и непрофессионалов, а клинические психологи займутся супервизией, консультированием и управлением.
Психологи привносят в управление услугами определенные ценные навыки и знания. Однако, как настойчиво подчеркивает Бисно (Bisno, 1988), психологам следует осознать, что навыки клинической и консультационной работы с клиентами (на микроуровне) — не то же самое, что интерперсональные навыки, которые необходимы при руководстве (в большей мере на макроуровне). В роли администратора приходится иметь дело и с коллегами, и с организационными структурами и процессами, и с особенностями власти и политики, которые обычно не представлены в индивидуальных и групповых клинических ситуациях. Менеджеры стремятся продвинуть преуспевание организации по одному или нескольким критериям из модуля 15.1. Как бы между прочим говорится, что «служащие работают в системе, а лидеры — над системой, усовершенствуя ее».
Главное — уяснить, что менеджеры стоят в качестве мостиков между людьми внутри организации и вне ее. В их обязанности входят связи с более крупными системами, но в то же время они должны быть сензитивными к вопросам внутреннего структурного и кадрового характера. Неопытный менеджер должен также быть знаком с отчетностью, трудовым кодексом, планированием и заключением контрактов, чтобы обеспечить исправное отправление этих функций в организации. Организации — конгломераты разнообразных ролей и профессий. Неплохо держать в уме, что многие жизненные чаяния реализуются трудом, а между работой и остальной жизнью нередко возникают конфликты (Krau, 1997; Ncff; 1985; Statt, 1994). В книге Неффа особенно хорошо охвачены клинические вопросы и сделан акцент на труде.
МОДУЛЬ 15.1. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРЕВОСХОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПЕРФОРМАНСЕ
Данный обзор указаний по присуждению Делаверской премии качества за 2000 г. являет картину сфокусированности движения за качество на результатах, постоянном и рациональном самоусовершенствовании, умении ценить людские ресурсы и укреплении партнерских связей. Объем ходатайства ограничен 50 страницами.
1. Лидерство
Организационное лидерство: Опишите, как руководители старшего звена управляют вашей организацией и обозревают организационный перформанс.
Общественная ответственность и гражданственность: Опишите, как ваша организация реализует свою ответственность перед обществом и занимает достойную гражданскую позицию.
2. Стратегическое планирование
Стратегическое развитие: Опишите процесс развития стратегии вашей организации по улучшению организационного перформанса и конкурентоспособности. Резюмируйте ваши ключевые стратегические цели.
Стратегическое развертывание: Опишите процесс стратегического развертывания вашей организации. Резюмируйте планы действий и соответствующие производственные мероприятия вашей организации. Спроецируйте выполнение этих ключевых мероприятий на будущее.
3. Потребитель/инвестор и сфокусированность на рынке
Знание потребителя и рынка: Опишите, как ваша организация определяет кратко- и долгосрочные требования, экспектации и предпочтения потребителей и рынков, чтобы гарантировать релевантность выпускаемой продукции и услуг и развитие новых возможностей.
Связи с потребителем/инвестором и его удовлетворение: Опишите, как ваша организация определяет удовлетворенность потребителей/инвесторов и налаживает связи для сохранения существующего бизнеса и развития новых возможностей.
4. Информация и анализ
Измерение организационного перформанса: Опишите, как ваша организация обеспечивает эффективные системы измерения перформанса для понимания, выравнивания и усовершенствования перформанса на всех уровнях и во всех частях вашей организации.
Анализ организационного перформанса: Опишите, как в вашей организации анализируют данные и информацию о перформансе с целью оценки и осмысления общего организационного перформанса.
5. Сфокусированность на человеческих ресурсах
Рабочие системы: Опишите, как работа вашей организации и дизайн работ, компенсации, карьерное продвижение и соответствующая практика использования рабочей силы позволяют работодателям добиваться успешного перформанса. Образование, тренинг и развитие сотрудников: Опишите, как образование и тренинг в вашей организации поддерживают достижение задач вашего бизнеса; вооружают сотрудников знаниями, навыками и умениями, способствуя тем самым улучшению их перформанса. Благополучие и удовлетворенность сотрудников: Опишите, как ваша организация поддерживает трудовую среду, а сотрудники поддерживают атмосферу, которая способствует благополучию, удовлетворению и мотивации всех служащих. 6. Управление процессами Процессы производства и предоставления услуг: Опишите, как ваша организация управляет процессами разработки и осуществления основных производственных процессов и услуг. Процессы поддержки: Опишите, как ваша организация управляет своими ключевыми процессами поддержки. Процессы снабжения и партнерства: Опишите, как ваша организация контролирует интеракции и процессы со своими главными поставщиками и партнерами. 7. Результаты Результаты,сфокусированные на потребителе: Резюмируйте результаты деятельности вашей организации, сфокусированные на потребителях, включая удовлетворенность потребителей и результаты предоставления услуг. Соответственно разделите ваши результаты по группам потребителей и сегментам рынка. Присовокупите соответствующие данные для сравнения. Финансовые и маркетинговые результаты: Суммируйте ключевые результаты финансового и маркетингового перформанса вашей организации, разбив их в соответствии с сегментами рынка. Результаты, касающиеся человеческих ресурсов: Резюмируйте результаты деятельности вашей организации в отношении человеческих ресурсов, включая благополучие, удовлетворенность, развитие сотрудников и перформанс системы труда. Разбейте результаты по типам и категориям сотрудников и присовокупите сравнительные данные. Результаты, связанные с поставщиками и партнерами: Резюмируйте основные результаты работы вашей организации с поставщиками и партнерами. Результаты, касающиеся организационной эффективности: Резюмируйте основные результаты действующего перформанса вашей организации, способствующие достижению организационной эффективности. Присовокупите сравнительные данные. Источник: Из материапое, требуемых для соискания Депаверской премии качества за 2000 г. [Delawere Quality Consortium, 1999.
__________________________________________________________________ Организации — системы живые, и поэтому подвержены изменению. Ключевой фигурой при этом является менеджер или руководитель. Между инициированием и поддержанием изменений часто делается различие, так как они могут требовать разных навыков управления. Администраторы, «переворачивающие все вверх дном», наверняка очень сильно отличаются от тех, кто «удерживает корабль на плаву и ровном курсе». Вон к и Квшш (Weick & Quinn, 1999) обсуждают развитие организаций и различия между эпизодическими и постоянными изменениями. Эпизодическое изменение подразумевает «размораживание» организации, после чего следует переходный период, по завершении которого замораживается новый паттерн. Постоянное изменение постепенно. Все изменения сталкиваются с проблемой инерции — сопротивления организации новым обычаям и связям. Наблюдатели за такими организациями, как школы и разного рода бизнес, находят, что многие из них проходят через чередующиеся периоды рутины и перемен на протяжении лет, иногда — под нажимом извне, а иногда — из-за внутренней неудовлетворенности. Организация проходит цикл «4А» — от апатии (или рутины) к осознанию (awareness) проблем, к действию (action) в их отношении и к ассимиляции изменения (Fehnel & Sund-berg, 1976). Спустя какое-то время цикл.может повториться. Чем же занимаются менеджеры? Классические обязанности менеджеров — планирование, организация, указания, пересмотр и нововведения. К ним можно добавить более современные — кларифика-ция ценностей, целей и задач, мотивация и наделение персонала полномочиями ради гарантии того, что их общие усилия сольются с общими задачами организации, а также определение, проведение и осуществление усовершенствующих процессов. Опять же обзорный перечень диапазона требуемых мероприятий представлен в модуле 15.1. Каждая область требует специальных познаний; многочисленные источники нетрудно найти в литературных сериях, посвященных .менеджменту и управлению. Хотя большинство книг и статен касается бизнеса, некоторые фокусируются на гуманитарных службах, например, основополагающая работа Ньюмана и Соренсона (Newman & Sorenson, 1985), посвященная интеграции клинического и финансового менеджмента в здравоохранении. В уже упомянутой книге Неффа (Neif, 1985) есть важный раздел, посвященный связи между трудом и психическим здоровьем. Наконец, важно осознавать распространенные подводные камни и опасности. Психолог, принимающий властный пост в управлении, принимает на себя и ответственность за свою организацию. Расхлябанность неуместна, когда дело касается таких вещей, как сохранение архивов, несокрушимость конфиденциальности и гарантия правильного расходования денежных средств. Для отправления и поддержания функций планирования обязательного и постоянного просмотра основных отчетов и показателей необходимо укреплять дисциплину. Создание и поддержание достаточной структуры в организации — наличие четкого представления о том, кто чем занят и как гарантируется качество продукции — тоже, бывает, дается нелегко. Область связей со средствами массовой информации, а именно суть журналистики, ее власть и воздействие на общественный имидж, — сфера основного интереса для некоторых менеджеров, особенно занятых в общественном секторе. Если спросить администратора, что самое трудное в его работе, он наверняка назовет конфликты — и на уровне персонала, и на уровне отношений с другими частями учреждения, и с внешними финансирующими учреждениями. В конфликте человеку виден предел собственных сил. Герберт Бисно (Bisno, 1988), опытный администратор и социальный работник, в материале модуля 15.2 указывает, что конфликт неизбежен и «столь же естествен, сколь и гармония». Члены и аутсайдеры отличаются друг от друга не только личными предпочтениями и жизненным стилем, но и пониманием того, какой должна быть организация — точно так же, как люди различаются по своим политическим пристрастиям и твердо стоят на своем. Конфликт предоставляет информацию, которую менеджеру не удается получить обычным путем. Конфликт может быть управляемым, и контроль над конфликтом — важный навык. Менеджеры должны быть подготовлены к периодическим стрессам и одиночеству, и важно иметь эффективную личную сеть поддержки. Модуль 15.3 откровенно рассказывает о чувствах доктора Конин Кляйн (имя вымышлено) по поводу ее работы в должности заведующей психиатрическим отделением. Наряду с внешними наградами, состоящими в почестях и повышенном жаловании, психолог, «взбирающийся по карьерной лестнице», приобретает внутренние награды и тяготы. Констатируя это, мы в силах различить прессингующие конфликты вокруг ресурсов, имущества и попыток сбросить или переложить ответственность. Но ясно и то, что при хорошей работе организации роль лидера доставляет значительное внутреннее удовольствие. Как выразилась д-р Кляйн: «Мы — застрельщики перемен».