Будущее профилактических вмешательств, исследований
И ПРАКТИКИ
Развитие и распространение программ эффективных профилактических вмешательств во многом зависит от двух общих процессов. Во-первых, применение систематических научных характеризующих процедур, основанных на применении надежных и валидных конструктов и показателей, важных для любого исследования или оказания услуг во всех областях психологии. Профессионалы, ориентированные на профилактику, погрязнут в море информации, если попытаются предоставлять профилактические услуги, не зная научной литературы и не будучи опытными потребителями подобной информации. Точно так же как эффективные клиницисты позволяют научной литературе направлять свои терапевтические вмешательства, так и профилактически ориентированные профессионалы должны пытаться как можно больше использовать эмпирически охарактеризованные и валидизированные технологии. Крайне важно, чтобы профессионалы профилактики развили в себе навыки, необходимые для того, чтобы потреблять научную литературу в должной мере разборчиво. Эти вопросы чуть подробнее освещены в главе 6.
МОДУЛЬ 14.5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ
Интересная лонгитюдная профилактическая программа была реализована и охарактеризована исследователями в Орегонском Центре социального научения (OSCL) (Reid et al., 1999; Reid & Eddy, 1997). Проект LIFT («Объединение интересов семей и учителей») разработал и реализовал вмешательство, отчасти направленное на повышение родительской эффективности как средство сократить поведенческие и связанные с ними академические проблемы в критические переходные периоды (например, в 1 -м и 5-м классах). По ходу проекта LIFT матери участников повысили частоту позитивных интеракций со своими детьми и сократили меры дисциплинарного характера. Эти сдвиги, вкупе с существенным улучшением родительских навыков преподавания после вмешательства, сделали матерей более эффективными педагогами и лицами, налагающими запреты по праву родителей. Дети родителей, участвовавшие в проекте LIFT, продолжали выказывать меньше затруднений в поведенческих, эмоциональных и академических навыках, чем дети в соответственном контрольном состоянии (пожалуйста, обратите внимание на то, что проект LIFT — продолжающееся лонгитюдное исследование). По сути оказывается, что протокол усовершенствования навыков воспитания помог участвующим родителям стать более эффективными педагогами и социализирующими агентами для своих детей. Кроме того, родители и учителя сообщили о возросшем удовлетворении в связи с протоколом усовершенствования навыков воспитания. Одним из выводов, к которым пришли изыскатели LIFT, явилось то, что мощные эффекты их программы можно было бы улучшить, если бы вмешательство осуществили еще на более ранней стадии развития участвующих детей (например, в дошкольном возрасте, не дожидаясь первого класса].
Вторым крайне важным вопросом является генерализуемостъ, или экологическая валидностъ. Разработка техник, которые можно использовать лишь в научных условиях, мало способствует профилактике клинически значимых проблем. Иначе говоря, разработчикам профилактических программ необходимо, в сущности, понимать, в какой естественной среде будут применяться их технологии. Но одного понимания мало — важно, чтобы подобные факторы принимались в расчет с самых первых моментов концептуализации и продолжали учитываться на протяжении всех фаз разработки и характеристики новых технологий. Многократно утверждалось, что основная масса исследований лечения и профилактики не смогла «удовлетворить ожидания потребителей и поставщиков, а также нужды тех, кто ведает государственной политикой» (Norquist et al., 1999) из-за отсутствия генерализуемости — невозможности перенести лабораторные исследования в реальный мир. Интересное обсуждение культурной генерализуемое профилактических вмешательств см. в модуле 14.6.
Обнадеживает, что одно из главных правительственных учреждений, финансирующих профилактику, Национальный Институт психического здоровья, осозначо важность гарантии полезности спонсируемых исследований в реальном мире (NIMH, 1998). В исследованиях вмешательств и профилактики эта организация взяла на вооружение модель общественного здоровья (Niederehe, Street & Lebowitz, 1999). Эта концепция включает в себя ряд идей, в том числе общие принципы профилактических вмешательств, применение систематических процедур характеристики и полезность вмешательств для учреждений по оказанию услуг, политиков и членов общин вообще. Чтобы фасилитировать этот здравый и ценный сдвиг, Государственный консультативный психолого-психиатрический совет по профилактическому исследованию психических расстройств (National Advisory Mental Health Council on Mental Disorders Prevention Research) порекомендовал ряд задач для профилактической ветви NIMH, изложенных в материале модуля 14.7.
Наверное, самой важной задачей в деле усовершенствования исследования профилактических вмешательств, о котором говорится в модуле 14.8, является положение о необходимости для коммунитарных исследований расширить определение «профилактического исследования» (NIMH, 1998). Согласно NIMH, определение должно быть расширено так, чтобы вместить основные исследования в областях, способствующих развитию факторов риска и защиты во всех биологических, психологических и социокультурные сферах. Также было рекомендовано расширить область «профилактических исследований» на профилактику рецидивов (Dimefi & Marlatt, 1998), сопутствующих психических расстройств и негативного воздействия психологических нарушений на членов семьи. Исключительно важно утверждение о том, что в программах будущих исследований были объединены профилактические процессы до и во время вмешательства, а также процессы предоставления профилактических услуг (NIMH, 1998). В материале модуля 14.8 изложен ряд важных принципов, которые должны направлять усилия современной профилактической науки на развитие психологических, эмоциональных и поведенческих нарушений.
Еще одна достойная задача — положение об укреплении эпидемиологической основы профилактических исследований (NIMH, 1998). Проще говоря, это означает, что психологические исследования, связанные с профилактикой, должны руководствоваться расчетными показателями возникновения психологических расстройств. Эта информация, касающаяся популяции и обычно собираемая в сфере эпидемиологии, отражает важнейшие отправные пункты для идентификации факторов риска и защиты. Когда паттерны риска и защиты в определенных популяциях выявлены, данная информация используется для выявления каузальных связей, могущих существовать между риском, защитой и исходом для психического здоровья.
МОДУЛЬ 14.6. КУЛЬТУРНАЯ ГЕНЕРАЛИЗУЕМОСТЬ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПРОФИЛАКТИКИ
Если профилактические программы срабатывают, то годны ли они для всех, независимо от культурной и этнической разнородности? Развивающимся странам пошло бы на пользу, если бы демонстрируемые профилактические программы могли применяться повсеместно. Но «все ли и всем едино» в мире профилактики? Передаются ли программы кросс-культурным путем? В ходе исследовательского проекта Сандберг, Хадийоно, Латкин и Падилла (Sundberg, Hadiyono, Latkin S. Padilla, 1995) проинтервьюировали 27 информантов из развивающихся стран, которые имели представление о Соединенных Штатах. Развивающиеся страны отобрали в Азии и Южной Америке. Исследователи предъявили информацию в виде кратких описаний 5 профилактических программ, показавших свою эффективность в Северной Америке по данным книги ААП Fourteen Ounces of Prevent/on: A Casebook for Practitioners [Price et al., 1988). Программы охватывали диапазон от программы для пренатального периода и раннего младенчества до программы профилактики сердечных заболеваний у взрослых. Интервьюируемые прочитывали описания и после отвечали на вопросы об уместности прочитанного в их родном государстве. Как правило, информанты считали, что программы не очень-то поддаются генерализации. Главными проблемами быпи финансирование, тренинг, культурные традиции и потребность развивающихся стран в высших приоритетах. Программы, близкие к соматической медицине, показались более осуществимыми. Рекомендация заключалась в том, чтобы в других странах профилактические программы разрабатывались исходя из их нужд и культурных особенностей с использованием местных человеческих ресурсов. Информанты часто говорили, что западникам важно уразуметь различия в семейной сплоченности и большее принятие многих жизненных стрессов Однако информанты согласились с тем, что местным программам могут помочь общие принципы и процедуры характеристики, применяемые в профилактической деятельности на Западе.
. В этих подходах подчеркивается вариативность определенных популяций в их средовых контекстах за установленные периоды времени (NIMH, 1995). К сожалению, к концу 1990-х гг. базы данных с расчетными показателями возникновения психических проблем и соответствующих факторов риска устарели на 10-20 лет. В NIMH приступили к крупному лонгитюдному исследованию частотности и распространенности психических нарушений в репрезентативной выборке из 10 000 жителей Соединенных Штатов в возрасте 15 лет и старше (NIMH, 1999). Данные, собранные по реализации этого и будущих проектов, позволят и впредь развивать технологии целевых и эффективных профилактических вмешательств.
КОММЕНТАРИИ
Ключевой интерес для клинических профессионалов представляет задача NIMH (NIMH, 1998) по разработке паттерна систематических исследований в сфере «профилактических услуг». Этой задачей признается простой факт: ни одна программа изучения профилактики и вмешательства не должна завершаться до применения и характеристики технологии в реальных условиях. Несмотря на свое давнишнее положение в качестве главного догмата коммунитарной психологии, в недавней истории этим этапом процесса исследования часто пренебрегали и уклонялись от него (Leaf, 1999; NIMH, 1998). Как говорилось выше, в обзоре 1998 г. не было найдено почти никаких работ такого рода, спонсированных NIMH.
У неудач, постигших организацию научных исследований, направленных на характеристику полезности технологий профилактики и вмешательств и разработанных в искусственной научной среде, но для условий реального мира и для применения комму-нитарными учреждениями по оказанию соответствующих услуг, есть несколько причин. Наверное, одна из главных — остры!! недостаток профессионалов, владеющих и хорошо развитыми навыками исследования профилактики и вмешательств, и адекватным опытом оказания клинических и профилактических услуг на коммунитарной основе. Существует много искусных и опытных методистов и много опытных профессионалов по оказанию клинических услуг, но мало кто владеет обеими квалификациями. Такое положение дел отражает трещин}', пролегавшую между исследователями и клиницистами на протяжении большей част» XX п. в клинических дисциплинах. Остается лишь сожалеть, что большинство исследователей клинической психологии, занимающих посты в крупных научно-исследовательских институтах, обладают весьма небольшим опытом практической деятельности. Основная масса опыта по оказанию услуг, находящаяся в распоряжении исследователей клинической психологии, образована тем, что эти ученые усвоили в интернатурах и при повышении квалификации по получении докторских степеней. Большая часть их знаний получена в научных лабораториях. С другой стороны, у многих профессионалов но оказанию клинических услуг нет времени, ресурсов или подготовки, необходимых для проведения аффективной систематической характеристики своих собственных профилактических вмешательств. Они часто прибегают к непроверенным методам
МОДУЛЬ 14.7. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ NIMH В ОТНОШЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Взять на вооружение и пользоваться расширенным определением профилактики.
2. |
Упрочить эпидемиологическую основу профилактических исследований.
3. Сфокусироваться на исследовании риска для неблагоприятного развития и исходов у детей раннего детского возраста до и во время вмешательств.
4. Распространить фокус внимания на депрессию и тревогу пожизненно.
5. Улучшить и усовершенствовать эмпирические основы для исследования нарушения поведения.
6. Расширить типы расстройств и популяций, попадающих в прицел профилактических исследований.
7. Расширить изучение профилактики развития коморбидности.
8.Разработать программу профилактических услуг исследования в сфере профилактической политики.
9. Стимулировать и поддерживать отдаленный контроль по завершении профилактических исследовательских программ.
10. Создать возможности для проведения профилактических исследований с особым вниманием к дотациям в области подготовки.
Источник: По данным NIMH [1998).
Следовательно, чтобы достичь этой цели, скорее всего, потребуется сочетание нескольких условий: пересмотра приоритетов финансирования, пересмотра возможностей подготовки, признания важности опыта деятельности в реальном мире и организации команд, которые занялись бы как исследованием, так и непосредственной практикой. Наверное, резонно ввести в обиход двусторонние семинары — систему обмена опытом между культурами исследования и оказания услуг. Благодаря этому трения между группами сделаются креативными и продуктивными и послужат общему благу.
Еще две причины, лежащие в основе нехватки научных работ, характеризующих применение своих технологий в реальных общинах и реальными учреждениями, — это расходы и «экспериментальный контроль». Приходится рассмотреть обе половины расходного уравнения. Сколько стоят не организация и не усовершенствование профилактических программ? Плюсы и минусы могут быть не только финансового характера. Представьте себе мучения, которых можно было бы избежать, и ресурсы, которые могли бы оказаться в распоряжении у общества (скажем, 142 миллиарда долларов — именно эта сумма ежегодно расходуется Соединенными Штатами на охрану психического здоровья и лечение злоупотребления психоактивными веществами), если бы удалось предотвратить хотя бы малую часть новых случаев психических заболеваний и токсикомании.
В главе 6 мы обсудили важность систематической характеристики. Без этих характеристик мы не можем определить, действительно ли какое-то конкретное вмешательство привело к улучшению или предотвратило проблемы в будущем. Без использования групп произвольного распределения и контрольных групп идентификация «активных ингредиентов» любое вмешательство — дело трудное, так как невозможно исключить влияние неконтролируемых факторов (или «третьих переменных»). Однако, как упоминал Зелигман (Seligman, 1998), чем больше
в исследовании экспериментального контроля, тем меньше возможность генерализации, распространения данных за пределы конкретной среды, в которой их получили... Чудовищная дилемма!
С проблемами экспериментального контроля связан и вопрос стоимости, особенно стоимости длительных контрольных изысканий, обязательных для профилактических исследований. Оценка перемещающихся популяций, представляющих интерес, и проведение вмешательств в коммунитарных условиях может обойтись чрезвычайно дорого. Возьмем простой пример: аренда места, необходимого для курсов родительского тренинга в городе, обходится намного дороже, чем оказание тех же услуг в университетской клинике или пустующей аудитории. Поэтому нередко путем наименьшего сопротивления является проведение профилактических и клинических исследований в условиях школы. Когда клинические дисциплины будут усовершенствованы, они столкнутся с эволюционным выбором: идти или не идти по пути наименьшего сопротивления. Взамен им следует гарантировать, чтобы деньги правительства и фондов, которые они тратят на технологии вмешательств, пошли на разработку программ, имеющих реальную ценность не столько для исследователей, сколько для общины. В материале модуля 14.9 описан 5-этапный цикл профилактического исследования, который может помочь в достижении этих целей.
В будущем актуальной станет и потребность в исследованиях, посвященных продвижению позитивного психического здоровья и высокого качества жизни. Внимание почти любого профилактического исследования остается прикованным к нарушенному поведению и заболеваниям. Профилактика и продвижение- не одно и то же. Первая фокусируется на том, что нарушено и нуждается в излечении, а второе- на том, что желательно и требует приращения. Продвижение относиться к наличию счастья,
доброты, ответственности и даже мудрости в жизни людей
МОДУЛЬ 14.9. ЦИКЛ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цикл профилактического исследования [Mrazek S. Haggerty, 1994] состоит из пяти этапов;
1. Эпидемиология: Идентификация психического заболевания или расстройства и определение выраженности проблемы в популяции, представляющей интерес.
2. Ход развития: Идентификация факторов риска и защиты, которые влияют на развитие психического заболевания или расстройства в популяции, представляющей интерес.
3. Испытания работоспособности: Разработка и выполнение пилотных исследований, полномасштабные испытания и повторные испытания программы профилактики и вмешательства, мишенью которой являются поддающиеся воздействию факторы риска и защиты в популяции, представляющей интерес.
4. Испытания эффективности: Разработка и выполнение крупномасштабных испытаний работоспособной профилактической программы.
5. Распространение: Крупномасштабное распространение и оценка эффективных профилактических программ.
В настоящее время большинство психологов, занимающихся профилактикой, выполняют исследовательские проекты, сосредоточенные на этапах 1-3. В частности, изыскания на этапе 3 оказались весьма полезными в плане наполнения и модификации моделей развития, созданных на этапе 2. В последнее время ряд программ по исследованию профилактики начинает переходить к этапам 4 и 5. Цикл профилактического исследования официально завершается, когда программы коммунитарных услуг выходят из штопора и прочно становятся на ноги, обретая самобытность.
Источник Вклад J. Mark Eddy, Ph. D., Орегонский Центр социального научения.
(Для углубленного изучения позитивной психологии см. выпуск American Psychologist, представленный Seligman & Csikszentmihalyi, 2000.) Позитивный подход мы уже частично обсуждали, когда говорили о жизнестойкости. Эквивалентом нынешней, ориентированной на заболевания эпидемиологии для программ продвижения должно стать изучение качества жизни с использованием коммунитарных данных и национальных индикаторов.
Резюме
В данной главе мы предложили читателю широкий руг вопросов. Мы указали на огромные людские и экономически с затраты нашего общества, которое предпочитает эксплуатировать традиционную мо-ель, ориентированную на патологию: эта модель рассчитана на то, чтобы ждать, когда люди превратяться в «пациентов», а не предпринимать в первую очередь шаги по профилактике развития психологических проблем.
Профилактика психологических, эмоциональных поведенческих проблем требует понимания Клюевых процессов развития и важности коммунитарого мышления. Профилактические вмешательства получают возможность реализоваться благодаря пониманию относительной роли факторов риска и защиты, а также их взаимодействия; возможно, со временем они помогут сократить количество новых случаев заболевания или хотя бы, в самом крайнем случае, уменьшить тяжесть уже развивающихся расстройств и нарушений. Профилактические программы, обращающиеся к факторам риска и защиты, тяготеют подпасть под три общие категории, часто именуемые первичной, вторичной и третичной. Мы выделили альтернативную классификацию — универсальные, селективные и показанные программы. Профилактическим исследованиям препятствуют дилеммы, с которыми часто сталкиваются в психологии: как проделать обобщения и перенести результаты кропотливого исследования в условия реального мира? Важность применения эмпирически валидизированных подходов очевидна — и все же проблемой реальной полезности часто пренебрегали как исследователи, так и финансирующие их учреждения. Другой вопрос заключается в том, как могут сотрудничать и объединять свои усилия различные дисциплины и службы, участвующие в профилактических исследованиях. Мы также вкратце поговорили о продвижении качества жизни, которое сменит обычную профилактику расстройств по мере движения к общей цели улучшения человеческого бытия.
Наконец, мы хотим завершить главу, выразив надежду на то, что будущие поколения клиницистов признают важность интегрирования профилактических концептуализации в свою терапевтическую практику. Качество терапевтических вмешательств не просто сфокусировано на устранении имеющихся симптомных паттернов. Скорее, клиницистам всех теоретических направлений сослужит хорошую службу замена имеющегося аппарата на перспективный подход, учитывающий важность пожизненного влияния на развитие.
Рекомендуемая литература и источники
Во второй половине XX в. признанным лидером в продвижении профилактической психологии — особенно первичной профилактики —Во второй половине XX в. признанным лидером в продвижении профилактической психологии — особенно первичной профилактики — стал Джордж Олби. Чтобы хоть сколько-то охватить историю его взглядом и отразить шпроту его и взглядов его коллег, можно порекомендовать статью Primary Prevention's Evolution (Albee & Gullotta, 1997), комментарий Олби к специально посвященному профилактике выпуску журнала по консультированию (ноябрь 2000 г.) и книгу Children's Lives: Global Perspectives on Prevention (Albee. Bond & Monsey, 1992). Прочтите также Fourteen Ounces of Prevention: A Casebook for Practitioners (Price, Covven, Lorion & Ramos-McKay, 198S) — доступное описание 14 тщательно охарактеризованных и отобранных профилактических программ. Рейд, Эдди, Фетроу и Стулмиллер (Reid, Eddy, Fetrow & Stoolmiller, 1999) описывают влияние профилактических вмешательств на проблемное поведение. О профилактических исследованиях можно узнать из двух источников: это работы Mrazek & Haggerty, 1994 и постановление Priorities for Prevention Research at NIMH, опубликованное Национальным Институтом психического здоровья (1998).
Психологи, интересующиеся профилактикой, заняты и ряде профессиональных организаций. Наиболее заметными среди них являются Американская ассоциация общественного здравоохранения (Americam Public Health Association), Общество поведенческой медицины (Society for Behavioral Medicine), Общество комму-нитарных исследований и мероприятии (Society lor Community Research and Action) (27-е подразделение ААП) и Общество профилактических исследований (Society for Prevention Research, SPR). Ссылки на веб-страницы этих организаций, а также страницы профилактических исследований и центров тренинга находятся на веб-странице SPR [www.prcventionresearch.orgl или [www.oslc.org.ecpn]. Информацию о карьере в области профилактики можно найти на веб-странице Early Career Preventionists, куда также можно попасть со страницы SPR.
ГЛАВА 15
РАБОТА С КРУПНЫМИ СИСТЕМАМИ
ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
На протяжении всей нашей книги мы твердили читателю, что профессия клинической психологии намного расширилась и вышла за рамки помощи отдельным личностям. Все люди задействованы в более крупных системах. Клиническая психология как отрасль знания и профессия в итоге касается познания групп, организаций, общин и внутренней политики. У клинических психологов в ходе карьер^! часто возникает возможность стать руководителями программ или занять некие посты по оказанию услуг в общинах, штатах и государстве вообще. Многие клиницисты работают и на деловые организации. Начинающим клиницистам или тем, кто только подумывает о подобной карьере, полезно взглянуть на картину в целом. Уже в предыдущих главах указывалось на важность школ, групповой терапии, закона и прочих аспектов общества. В настоящей главе мы излагаем клинико-психологические аспекты организационных, коммунитарных и социальных проблем.
Как нам осмыслить сложные вопросы, завязанные на многих индивидах? Теория общих систем, о которой мы говорили в главе 2 и других главах, вооружает нас некоторыми способами выявления сходства и осмысления взаимозависимостей между различными уровнями. Применяя идеаторные инструменты систем и субсистем, мы могли бы, к примеру, задать следующие вопросы: четко ли разграничены системы в составе более крупной системы? Не сосредоточилась ли функция группового принятия решения в руках одного-единственного лица? Являются ли причиной неадекватной работы организационной памяти неполадки в протоколе и политике? Нуждаются ли перцептивные и связанные с обратной связью коммунитарные процессы (например коммунитарные методы отчета в своих мероприятиях, планах и проведении собраний) в такой реконструкции, чтобы политики прислушались к проблеме непривилегированной группы? Мы должны отметить, что хотя точка зрения общих систем позволяв нам изучать общие элементы, большинство груш организаций и общин исходят из уникальных точек зрения и лексиконов соответствующего уровня области знания. Системы, как полагают, позволяв взглянуть на ситуацию лишь мимолетно, однако такой поверхностный взгляд может оказаться полезным в качестве первого знакомства.
0РГАНИЗАЦИИОрганизация — социальная структура или учреждение с неизменной задачей — это может быть, скажем бизнес или общественная служба. Организация е сообщество людей, однако обладает статусом и продолжительностью существования, выходящим за рамки любого отдельного индивида. Она обычно либо инкорпорирована по закону, если состоит в частной собственности или имеет некоммерческий характер, либо организована согласно закону, если речь идет о правительственных организациях. В зависимости от конкретных целей организации отличаются друг от друга служащими, правилами, уставами, разделением труда, а также материальными условиями и особенно рисками, на которые они идут или которые преодолевают, а также областями конкуренции, в которой они участвуют. У организаций есть адреса и имущество, что подкрепляет их стабильность. Организации интересуют клиническую психологию по нескольким причинам. Во-первых, они являются производственной средой для большинства клиентов — средой, которая глубоко влияет на жизнь клиентов и, соответственно, их близких. Как обсуждалось в главе о работе с детьми, уникальными возможностями по объединению молодежи и влиянию на нее обладает организация особого типа — школа. Кроме того, большинство клинических и консультирующих психологов работают и в таких организациях, как клиники, центры, больницы и университеты, выполняя еще большее число ролей — оценивая и разрабатывая лечебные программы, давая характеристику их эффективности, обеспечивая клиническую супервизию и тренинг, руководство и т. д. Поэтому в клинической деятельности важно понимать и оценивать значимость организаций.
Что такое эффективная организация и как ее опознать? В материале модуля 15.1 мы обобщаем требования, содержащиеся в инструкциях одного из штатов по присуждению ежегодной Премии качества.
Все больше коммерческих компаний, некоммерческих организаций и правительственных учреждений применяют к себе подобные критерии. Критериальные области, представленные в индустриально-организационной литературе за последние несколько десятилетий, демонстрируют довольно резкий отход от иерархического, пирамидного стереотипа в организациях. Современные критерии признают ценность индивидуальной инициативы, ответственность руководства за воспитание подчиненных и четкое требование того, чтобы силы и новаторство всех и каждого полностью совпадали с целями организации. Другим ключевым элементом является то, что организации должны распознавать и документировать непрестанное усовершенствование. Соискательский формат предоставляет прагматическую модель организаций и позволяет увидеть возможную роль психологов в организациях.