Кто клиент судебного психолога?
Вопрос о характере возможного влияния судебной характеристики на свободу индивида подводит нас к сопряженной теме. Это вопрос о том, кто клиент? В традиционной психотерапии идентичность клиента, как правило, бывает ясна — это любой человек, который представляется для характеристики и лечения. В этой ситуации клиент имеет права на соблюдение конфиденциальности и лояльность со стороны психолога. Иначе говоря, психолог является наемным работником клиента не только в финансовом, но и в этическом смысле. В некоторых судебных ситуациях такие отношения сохраняются. Когда, например, обвиняемые нанимают психологов для характеристики, они выступают клиентами. Однако во многих судебных ситуациях клиентом является бюрократическая организация, ответственная за назначение или запрос о каких-то услугах.
Наверное, самым наглядным примером этого является суд, который заказывает характеристику (например, психического состояния, компетенции, опеки над ребенком). В подобных случаях клиентом выступает суд. Когда прокурор или адвокат требует от психолога экспертных показаний, психолог формирует с таким юристом отношения по доверенности (отличающиеся формированием законного доверия), и этот юрист, следовательно, является клиентом. Еще один пример: юрист нанимает психолога, чтобы получить совет по какому-то психологическому вопросу. В этом случае клиентом снова оказывается юрист.
Во всех случаях до сведения заинтересованных лиц следует довести характер услуг, вопросы конфиденциальности и соблюдение этических принципов. Поэтому в ситуациях, когда человека характеризуют по запросу суда, этот человек должен четко понимать, что процесс не является конфиденциальным, но осуществляется в чужих интересах.
Однако, с другой стороны, судебные психологи должны проявлять осторожность и не вступать со своими клиентами в слишком прочный альянс. При тесном сотрудничестве с обвинением или защитой в уголовном или гражданском суде человек подвергает объективность потенциальной опасности, что следует преодолеть ради этически выдержанного выполнения функций судебного психолога. У каждой стороны есть естественное желание выиграть. Из социально-когнитивных исследований явствует, что люди наверняка заострят внимание на информации, которая засчитывается в их пользу, и принизят или проигнорируют информацию, которая поддерживает другую сторону (Higgins & Bargh, 1987; Higgins & King. 1981). Поэтому судебные психологи всегда должны помнить об этой потенциальной угрозе объективности, гарантируя, что их вклад окажется всесторонним и основанным на эмпирических данных.
В зале суда
В родственной ситуации клинические психологи должны быть готовы к даче свидетельских показаний в недоброжелательном и конфронтационном контексте суда. Давая экспертные показания, психолог высказывает мнение о вещах, которое окажет серьезное влияние на людей. Эти люди, естественно, намерены увериться, что слова психолога подвергнутся самому пристальному рассмотрению. Точнее, их адвокаты намереваются подвергнуть психолога жесткому допросу в попытке дискредитировать его и предоставленную им информацию. В этом еще одна причина того, что вклад психолога должен выдерживать доскональный эмпирический разбор, а сам психолог должен разбираться в вопросе от и до. Большинство психологов привлекают к работе в коллегиальной атмосфере сотрудничества. Как социальные ученые, мы развиваем в себе определенную наивность, полагая, что всем хочется узнать «истину». Однако при высказывании судебных мнений в таком недоброжелательном контексте, как зал суда, психологи могут измучиться и ощутить неуважение к себе, вызванное вопросами адвоката. На противодействующем адвокате лежит этическая обязанность гарантировать защиту своего клиента (обвиняемого или правительство) от воздействия непродуманных, ненаучных или в иных отношениях неблагоприятно представленных мнений. По этой причине суд всячески придирается к показаниям психолога. Он может также противопоставить его показания показаниям другого эксперта конфликтующей теоретической ориентации или профессии (например, столкнуть мнения психиатра и психолога) или усомниться в квалификации и подготовке психолога — все это в попытке найти слабое место и посеять сомнения в высказанном мнении.
Такие атаки бывают неприятным переживанием, потенциально вынуждающим психолога перейти в оборону и запутаться в фактах или «притянуть факты за уши», пытаясь переиграть суд. Чтобы защититься от такой возможности, судебные психологи должны помнить, что они предоставляют информацию суду, а не той или другой стороне, чтобы помочь принять законодательное решение. Цель свидетельствования перед судом не в улучшении собственной репутации и не в гарантии победы одной из сторон. Совершенно необходимо, чтобы показания судебно-психологического эксперта были: а) всесторонними с точки зрения наличия всей известной информации по данной теме; б) ограниченными лишь теми мнениями, которые можно подкрепить эмпирическими данными; в) ограниченными сферой знания и подготовки психолога. Психолог должен провести тщательный обзор релевантных исследований, касающихся разбираемой темы, и лишь потом свидетельствовать перед судом. Судебному психологу полезно ознакомиться с книгой Зискина и Фауста (Ziskin & Faust, 1988), где показано, как адвокаты нападают на психиатрические и психологические показания.
Научная строгость
В связи с потенциальным влиянием судебных психологических служб на людей важно, чтобы эксперты в данной области брали на вооружение и придерживались самых строгих научных процессов, осуществляя свои профессиональные обязанности. В ряде процессов суды время от времени вновь и вновь возвращались к этой теме. Первой формальной попыткой проконтролировать представление экспертных мнений было «дело Фрая». В деле «Фрай против Соединенных Штатов» (1923) суд постановил, что научные результаты, чтобы быть принятыми в качестве доказательств, должны приобрести общее признание в конкретной научной дисциплине (например, в биологии, физике, химии). Тем не менее Мел-тон с коллегами (Melton et al., 1997) возразили на это, что психологические свидетельские показания не подпадали под правило Фрая. Суды либо не считали психологию наукой, либо полагали, что в области, касающейся психологических теорий, согласия неоправданно много.
Эта первоначальная попытка взять под контроль экспертные мнения была скорректирована постановлением Верховного Суда США в деле «Доберт против фармацевтической компании "Меррелл Доу"» (1993). Это дело изменило взгляд на экспертов и стандарты, которых они придерживаются. В «Деле Доберта» произошел отход от профессионального принятия научных выводов с переходом к акценту на научный процесс или методологию, которые подкрепляют выводы. Иначе говоря, допустимость экспертного мнения опиралась на вопрос о процессе научной аргументации эксперта (т. е. научный метод), а не на согласие или несогласие с ним остальных. (Объяснение того, как «Дело Доберта» повлияло на область судебной психологии», см. в Goodman-Delahunty, 1997.)
Несмотря на попытки в деле Доберта повысить научность экспертных показаний, в последующих делах все еще допускалось, чтобы псевдонаука оказывала значительное влияние на намерения присяжных. Так, в деле «Соединенные Штаты против Бигхеда» (1997) суд поддержал последнее установление, которое допустило показания эксперта при отсутствии малейших научных обоснований валидности эти показаний. Растет неопределенность в отношении того, как именно и конкретно «Дело Доберта» приспособится к психологической экспертизе и будет ли та считаться научной или ненаучной. Отдельные представители профессии обеспокоены тем, что многие судьи не понимают научных основ психологии и того, чем она может быть полезна судебному процессу (Sleek, 1998). По-видимому, это показательно в отношении широко распространенного неправильного понимания психологии общественностью как профессии, которая опирается на таинственные методы чтения мыслей с целью покопаться в человеческих душах. Многие люди, включая некоторых профессионалов законодательной системы, даже не видят разницы между психиатрами, психологами, социальными работниками и медиумами! По мере того как юридические прецеденты изменяют допустимость психологического свидетельствования, судебные психологи должны просвещать сотрудников законодательной системы в том, что может предложить психология для понимания человеческого поведения. У психологов есть уникальная возможность повлиять на эволюцию своего положения в системе юриспруденции, применив к ответам на вопросы проверенный временем эмпирический подход.
КОММЕНТАРИИ
Насколько адекватна судебная психология концептуально? Судебную психологию можно считать недавно развившейся отраслью психологии, которую породила масса психологов-ученых и психологов-практиков в попытке повлиять на деятельность системы правосудия. Получившаяся концептуализация была не менее расплывчатой. По мере того как мы минуем второе тысячелетие, область судебной психологии нуждается в серьезной работе, должной свести ее в единое целое силами сконцентрированного психологического устремления. Благодаря популярному изображению в средствах массовой информации судебных сыщиков, многие психологи и другие работники системы охраны психического здоровья были привлечены к судебной деятельности. К сожалению, это привело к созданию многих типов судебных интересов и подходов, при том что сторонники стойко провозглашают свои собственные позиции, неоднократно лишенные эмпирической поддержки и не имеющие четкой связи с общей системой уголовного, гражданского и административного правосудия. Для психологии настало время объединить различные области судебных интересов в единое концептуальное целое, которое с твердыми основаниями можно представить в качестве ценного инструмента. Настоящая глава пытается сделать лишь это, она выстраивает психологию в один ряд с процессом судопроизводства и заостряет внимание на ценности психологии как науки для юристов, выносящих решения.
Насколько практична судебная психология? Судебная психология, вероятно, самая прикладная из всех областей психологии. Она обеспечивает прямое руководство и инсайт, касающиеся конкретных проблем, с которыми мы ежедневно сталкиваемся. Исполнит ли Билли свою угрозу убить одноклассников? Нанесло ли сексуальное преследование психологический ущерб Мэри? Какого человека мы ищем, исходя из того, что нам известно об убийстве и уликах на месте преступления? Способна ли обвиняемая понять характер выдвинутых против нее обвинений? Как снизить уровень преступности в нашем городе? Все эти вопросы потенциально относятся к сфере судебной психологии. Ответить на них — с помощью психологической науки или без нее — должны сотрудники законодательных органов.
Какова социальная ценность судебной психологии? Судебная психология имеет крайне важное социальное значение, так как результаты психологического содействия в судебных делах оказывают прямое и ощутимое воздействие на свободу и безопасность индивидов. Без вклада судебной психологии в следственную методологию органов правопорядка, судебные процедуры и коммунитарную профилактику расхожие мифы восторжествуют и станут оказывать влияние на решения. Без содействия судебной психологии людей могут клеймить, называя их «склонными к насилию», «предрасположенными к сексуальным преступлениям» или «лжецами» сугубо из прихоти профессионала или, в лучшем случае, «исходя из моего опыта». Без судебной психологии факторы, влияющие на криминальное поведение, психическую деградацию и личные установки, остаются неясными, что вновь приводит к зыбким решениям, оказывающим важное социальное влияние.
Резюме
В этой главе представлена концептуальная структура судебной психологии посредством связывания ее с тремя фазами системы судопроизводства — следственной, процессуальной и превентивной. Сперва была предпринята попытка очертить границы понятия судебной психологии, сводя воедино разрозненные сферы профессионального интереса. Судебной психологией является любое использование психологической науки при содействии в принятии правового решения. Такие решения могут иметь место в структуре уголовного судопроизводства, гражданских тяжб и административных действий.
Было отмечено, что в следственной фазе законодательной системы судебная психология может помочь идентифицировать криминальных подозреваемых и жертв (профилирование неизвестных преступников и психологические аутопсии соответственно) вдобавок к усовершенствованию полицейских навыков интервьюирования. Следователи могут получить от интервьюируемых более надежную и валидную информацию, когда они понимают, как формируются и извлекаются воспоминания (когнитивные интервью и гипноз), как детские воспоминания и их когнитивные способности могут влиять на их реакции по ходу интервью (интервью по поводу сексуального насилия над детьми) и как ведут себя обманщики (индикаторы лжи). Более того, в проведении полицейского расследования могут помочь психологическое обоснование вынужденных ложных признаний и воспоминания при очных ставках.
Процессуальная фаза законодательной системы предоставляет судебным психологам многочисленные возможности оказать свою помощь. Повидимому, это фаза, в которой осуществлялась основная судебная психологическая работа. Были представлены 4 основные области: оценка психической компетенции, оценка психического состояния на момент совершения преступления, оценка психической травмы или инвалидизацин и характеристики в делах, касающихся опеки над детьми. Судебные психолога должны использовать многие методы и многие источники — т. е. свой обычный подход к сбору информации и выведению заключений насчет этих правовых решений.
Последняя область законодательной системы была определена как превентивная по своему характеру. В прошлом на профилактику, как правило, не обращали внимания, но существуют важные сферы, в которых судебная психология может оказать содействие. Помимо традиционных рекомендаций относительно приговора с целью определить адекватные исправительные меры, психологическая наука может помочь идентифицировать и контролировать насилие, издевательство над детьми и преступность.
Эта глава завершается комментариями насчет этических и правовых вопросов, встающих перед судебными психологами. Из-за того веса, который придается мнениям психологов касательно вопросов психической жизни и поведения, судебные психологи должны действовать с осторожностью. Они должны понимать оказанное им доверие или связанные с доверием обязательства перед своими клиентами, включая откровенность с клиентом касательно возможного использования мнения судебного психолога и сопряженного с этим риска. Кроме того, при вынесении заключений важно поддерживать научную строгость и не втягиваться в крайне скандальный характер законодательной системы. Наверное, самое трудное для судебного психолога — предоставить всестороннее и хорошо обоснованное мнение, не занимая ничьей стороны в конфронтациониом контексте судебного заседания.
Рекомендуемая литература и источники
Судебная психология - стремительно развивающаяся специальность, затрагивающая многие аспекты психологии. Хорошо начинать ее изучение с книги Каптера Criminal Shadows (Canter, 1994). Руководство Мелтона, Петрилы, Пойтресса и Слобогина Psychological Evaluations for the Courts: A Handbook for Mental Health Professionals and Larryers (Melton, Petrila, Poythress & Slohogm, 1997) дает всестороннее преставление как о юридической, гак и психолого-психиатрической деятельности.
Одна из самых трудных задач для судебного психолога — консультирование по поводу детей, особенно в делах о злоупотреблении и опекунстве Сеси и Брук (Ceci & Bruck, 1995) обсуждают эти и другие проблемы в работе Jeopardy in the Courtroom: A Scientific Analysis of Childrens' Testimony. Еще одна проблема для психолога заключается в распознавании симуляции или откровенной лжи не только в судебной практике, по и в клинической деятельности вообще Экман. специалист в данной области, написал Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage (Ekman. 1992). Квинси, Xappиc, Раис и Кормье (Quinsey, Harris, Rice & Cormier, 1998) осветили важную тему насилия в труде Violent Offenders: Appraising and Managing Risk.
Пользователи Интернета могут поискать информацию на веб-страницах АЛП (АРА) [www.psyclaw.org] и [www.apa.org/abont/division/4liv411. Они касаются соответствующего подразделения ЛАП и Американского общества психологии и права.
ГЛАВА 13