Превентивная судебная психология
Обычно считают, что судебные психологи реактивных по своей натуре и реагируют на события лишь после того, как те произойдут — как было после обнаружения преступлений Джеффри Дэмера или когда открылось, что Унабомбер — это Теодор Качински. Хотя это и так, циклический характер системы правосудия (см. рис. 12.2) говорит о том, что реактивное подключение одновременно может быть проактивным. Иначе говоря, судебные психологи способны оказывать значительное влияние на предотвращение нежелательного поведения в будущем. Помимо рекомендаций насчет приговоров по уголовным делам и реабилитационных действий по предотвращению криминального поведения, они могут также просвещать общественных чиновников и обывателей в отношении многих проблем, чтобы можно было принимать оптимальные решения в надежде предотвратить проблемные ситуации. Между прочим, саму эту главу можно считать частью превентивной фазы судебной психологии, так как она дает основные представления о судебной психологии студентам, которые в дальнейшем намерены иметь дело с лицами, выносящими судебные решения. За годы работы психологи также предоставляли информацию и свидетельствовали в суде, пока законодатели формулировали законы.
Рекомендации по вынесению приговора. После процессуальной фазы задачи официальных лиц, выносящих решения, сводятся в основном к исправлению ситуации, приведшей к процессуальному действу. В уголовных делах это подразумевает вынесение и приведение в исполнение приговора или иные исправительные меры. Например, человек, признанный виновным в покушении на убийство, может быть обследован с целью определить вероятность опасного поведения в будущем и, следовательно, получить приговор, пропорциональный риску. А сексуального преступника судья может приговорить к всестороннему психологическому лечению, чтобы снизить возможность рецидивизма (повторной криминальной деятельности).
Что касается оценки вероятности криминального поведения в будущем, то большинство исследований сфокусировалось на опасном криминальном поведении в противоположность должностной преступности типа мошенничества и хищений. Вероятно, лучший обзор литературы по этой теме предложили Мелтон с коллегами (Melton et al, 1997). Они указали, что в 1980-х гг. произошел фундаментальный сдвиг в том, как профессионалы, занятые охраной психического здоровья, рассматривают оценку опасности. До тех пор предпринималась попытка составить категориальные прогнозы насилия в будущем. Но стало очевидно, что профессиональным психологам подобные прогнозы не даются. Один исследователь заключил, что точность подобных прогнозов в атом деле никогда не превышала 50% (подброшенная монетка) (Monahan, 1984).
В результате осознания подобных трудностей произошел сдвиг от составления категориальных прогнозов поведения с насилием к идентификации эмпирических факторов риска насилия (переменных, которые, как показано, коррелируют с насилием в будущем) и рекомендации методов по снижению этого риска. В табл. 12.1 перечисляются факторы риска, выявленные Мелтоном с коллегами (Melton et al., 1997).
Наличие переменных в табл. 12.1 увеличивает вероятность насилия. Эти переменные не позволяют, однако, определить абсолютный риск. Вкупе с анализом типичных методов, которыми индивид справляется с фрустрацией и враждебными чувствами (см. Megargee, 1993), они могут дать представление об относительном риске насилия.
Квинси, Харрис, Райе и Кормье (Quinsey, Harris, Rice & Cormier, 1998) предприняли шаги в попытке исправить этот недостаток путем разработки многовариантного инструмента оценки для судопропроиз-водства, «Справочник по оценке риска насилия» (Violence Risk Appraisal Guide — VRAG). Квинси с коллегами (Quinsey et al., 1998) разработали также справочник по оценке риска сексуального рецидивизма, «Справочник по оценке риска нападения сексуального преступника» («Sex Offender Risk Appraisal Guide», или SORAG). VRAG устанавливает вероятность того, что в будущем преступник повторит свое деяние в пределах уточненного количества лет. Например, исходя из показателей VRAG, можно сказать, что преступнику свойственна определенная процентная вероятность повторить свое преступление в ближайшие 10 лет. Частота попаданий VRAG в цель (процент по-настоящему склонных к насилию людей, которые точно идентифицированы) постоянно превосходит частоту ложных тревог (процент людей, в действительности не склонных к насилию, которых ошибочно расценили как склонных к нему). Инструмент, который действует на случайном уровне, обладает равной частотой попаданий в цель и ложных тревог. Тем не менее, по мере того как частота попаданий VRAG в точку увеличивается, то же самое происходит и с ложными тревогами. Это порождает серьезную проблему, которая налицо во многих прогностических методах судопроизводства. Проблема заключается в том, что даже при неизменно высшей частоте попаданий по сравнению с частотой ложных тревог инструмент прогнозирует насилие со стороны многих безобидных людей. VRAG все еще нуждается в дальнейшем усовершенствовании, пока что его нельзя использовать для категорических или даже вероятностных утверждений о возможности насилия в будущем.
Прогнозируя насилие, мы должны задаваться следующими вопросами: насколько нужно быть уверенными, что наш метод прогнозирования выявляет действительно склонных к насилию людей и не затрагивает безобидных? Насколько уверены мы должны быть в том, что не занимаемся неправильным маркированием людей? В рекомендациях относительно приговора ошибочный прогноз о потенциальном насилии со стороны индивида может стать такой же катастрофой, как неспособность выявить подлинного насильника. Похоже, что по мере того как наша уверенность в идентификации склонных к насилию людей повышается, мы неизбежно наращиваем и ошибочную идентификацию безопасных индивидов. Более подробное объяснение этого см. на рис. 12.4.
Насилие в школе. Лица, принимающие решения в сфере образования касательно факторов, которые, как представляется, увеличивают риск насилия, тоже были задействованы в не связанных с приговорами контекстах, например, в школах. После убийств в средней школе города Колумбины, штат Колорадо, в 1999 г. школьные чиновники и лица, занятые обеспечением правопорядка по всей стране, напряженно решали, что делать во избежание будущих инцидентов. Этот инцидент завершал длинную череду освещавшейся в прессе стрельбы в школе (включая действия Кипа Кинкеля, об обследовании которого мы говорили в главе 5). История Колумбины стала хрестоматийной соломинкой, переломившей спину верблюда. Как доказательство этой исключительной обеспокоенности психологов, Американская ассоциация психологов и Музыкальное телевидение (MTV) сплотились, чтобы снабдить молодежь информацией по выявлению предвестников насилия и способах получить помощь в случае, если они обнаружат эти предвестники у себя или своих сверстников (Alvarez, Zabriske & Maker, 1999). Судебные психологи, занимавшиеся исследованием и практикой в области насилия и установления риска опасности, особенно подходят па роль просветителей общины и школьных руководителей, а также родителей в отношении этиологии насильственного поведения в школе.
Тех учащихся, которых учителя и администраторы считают входящими в группу риска применения насилия, можно освидетельствовать в индивидуальном порядке с целью определить уместность контроля над агрессией посредством тренинга разрешения конфликтов. Понятно, что этими обследованиями должны заниматься клинические или школьные психологи, получившие квалификацию в тестировании и процедурах обследования. В качестве альтернативы индивидуальной характеристике и лечению подобные превентивные усилия можно по договоренности реализовать в отдельных школах, которые, по сравнению с прочими, отличаются либо более высоким риском насилия, либо особыми обстоятельствами, указывающими на полезность тренинга.
Таблица 12.1. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПОВЕДЕНИЯ С НАСИЛИЕМ
Диспозиционные | Биографические | Контекстуальные | Клинические |
Пол — больший риск для мужчин. Юный возраст — больший риск для молодых людей [подростки и молодые взрослые). Антисоциальное личностное расстройство — связано с криминальностью у взрослых. Психопатия — связана с рецидивизмом насилия | Аресты в прошлом — лучшим предиктором является история многочисленных правонарушений. Нарушение поведения или делинквентность — повышают риск поведения с насилием в зрелом возрасте. Раннее возникновение делин-квентности — связь с делин-квентной карьерой и преступностью в зрелом возрасте. | Доступность оружия — повышает риск насилия. Социальная поддержка — социальные сети выступают буфером против поведения с насилием. Доступность жертвы — повышенный риск для преступников, выбирающих жертв из широкого диапазона, или многочисленные преступления, направленные против узкого класса жертв. | Психотические симптомы -текущее проявление пер-секуторных бреда и мыслей повышает риск. Злоупотребление психоактивными веществами — текущее употребление веществ, изменяющих состояние сознания. |
Помимо идентификации факторов, повышающих риск насилия, само понимание судебными психологами научного процесса и тенденциозности при когнитивной «экономии временных затрат» (см. Tversky & Kahneman, 1974) квалифицирует их для умеренного публичного обсуждения таких сенсационных вопросов, как насилие в школе. Они могут развеять расхожие мифы, одновременно побуждая к разумным профилактическим подходам.
Например, объем, в котором насилие в школе подается средствами массовой информации, создает впечатление, что эта проблема неуклонно возрастает и, следовательно, является национально приоритетной. Обзор трех крупных информационных интернет-сайтов, предпринятый на исходе XX в., выявил списки прошлых инцидентов со стрельбой в школе. На рис. 12.5 указаны годы, в которые, по сообщениям средств массовой информации, были совершены убийства. Из числа сообщений явствует рост числа школьных убийств.
И все же ситуация представляется прямо противоположной. На самом деле насилие в школе, измеренное в школьных убийствах, идет на спад. Национальный Центр школьной безопасности при Пеппер-дайнском университете сообщает о 27% сокращении числа смертей от насилия в школе с 1992 по 1998 г. (National School Safety Center, 1999). На рис. 12.6 показана 6-летняя статистика школьных убийств.
.
Кроме того, в Центрах по контролю заболеваемости рассчитали вероятность пасть жертвой убийства или суицида в период между 1992 и 1994 гг. и нашли, что она меньше одного случая на миллион (Do-nohue, Schiraldi & Ziedenberg, 1999). Здесь налицо могущество средств массовой информации в создании популярного мифа и воздействия на общественное мнение. Еще один тревожный сигнал — данные ФБР показали, что в период между 1990 и 1995 гг. число убийств сократилось на 13%, тогда как телерадиокомпании ABC, CBS и NBC за тот же период увеличили освещение убийств на 240% (Donohue et al., 1999).
Насилие на рабочем месте. Судебные психологи в силах также помочь тем, кто принимает решения в случаях насилия на рабочем месте. В конце XX в. печальную известность приобрела профессия почтальона — считалось, что почтовые служащие часто становятся жертвами насилия. Однако Булатао и Ван-денбос (Bulatao & Vandenbos, 1997) сообщили, что но сравнению с другими предприятиями Почтовая служба США отличается уровнем насилия ниже среднего. При изучении насилия накопился большой объем данных о факторах, связанных с прогнозированием насилия, даже при том, что профессионалы делали эти прогнозы не слишком успешно (Lidz, Mulvey & Gardner, 1993). Как и в случаях насилия в школе, судебные психологи способны внести рациональное зерно в проблему, которая в противном случае настораживает, и дать промышленным предприятиям советы касательно вероятного потенциала к насилию у конкретного человека.
Сексуальное насилие над детьми. Еще одна область, привлекает пристальное внимание школьных работников и обывателей — это сексуальное насилие над детьми, особенно так называемое ритуальное насилие. Беспокойство по поводу сексуального насилия над детьми широко распространилось чуть раньше, чем по поводу насилия в школе. В 1970-х гг. господствующая правоохранная позиция по отношению к заявлениям о сексуальном насилии над детьми сместилась от неверия в столь чудовищное злодейство к вере в правдоподобность таких событий (Ceci & Bruck, 1993). Балкли (Bulklcy, 1989) доложил, что в период между 1976 и 1985 гг. сообщения о неподобающем обращении с детьми увеличились в целом более чем на 2700/6. Имело место соответственное повышение и в эмпирическом исследовании, посвященном правдивости этих детей (Yuille, 1988).
В 1983 г. многие учащиеся из дошкольного учреждения Мак-Мартина на Манхэттен-Бич, штат Калифорния, заявили, что педагоги и персона.'! подвергали их сексуальному насилию. При последующих обзорах ведения данного дела возникло серьезное беспокойство насчет валидности претензий — частично вследствие неадекватных методов расследования. Вне непосредственной осведомленности в изъянах этого последнего расследования указанный инцидент воспламенил крайнюю тревогу и сензитивность по поводу сексуального насилия над детьми. За несколько следующих лет в стране произошел еще ряд похожих случаев.
К сожалению, представляется, что этому сопутствовал рост неправильного понимания указаний на сексуальное злоупотребление и степень ритуального насилия. Как и в делах о насилии в школе, судебные психологи могут воспользоваться результатами исследований, посвященных сексуальному насилию над детьми, чтобы предложить серьезные услуги в помощь сотрудникам школ и родителям, и выработать у них правильную точку зрения на происходящее (см., например, Bottons, Shaver & Goodman. 1996; Friedrich et at., 1992; Hibbard & Harman, 1992; Wells, McCann, Adams, Voris & Ensign, 1995).
Терроризм. Просвещение и тренинг в отношении терроризма и его последствий также могут попадать в сферу общего ведения судебной психологии. Многим государственным служащим приходится путешествовать и работать за рубежом, где высока угроза терроризма. Взрыв бомбы в здании Мурроу в Оклахома-сити в 1995 г. и та же ситуация с Всемирным торговым центром в 1993 г. в Нью-Йорке — примеры подобной угрозы вблизи нашего дома (книга составлялась до 11 сентября 2001 г. — Прим. ред.). Психологи, обладающие подготовкой и опытом в отношении терроризма, способны просвещать этих людей — либо выезжающих, либо других, кто подвергается повышенному риску — в отношении способов уменьшить шансы на то, чтобы стать жертвами террористов, и того, что следует делать, если они окажутся в этой прискорбной ситуации (Ruby, 1998a). Вот пример ценности подобного тренинга: многие считают, что если террористы возьмут их в заложники, то важно приобрести контроль над собственным положением или хотя бы не сотрудничать с захватчиками. Однако Штренц и Ауэрбах (Strentz & Auerbach, 1998) обнаружили, что такие ориентированные на владение ситуацией навыки копинга, как коммуникация с другими заложниками, взаимопомощь и сбор сведений о захватчиках менее эффективны для приспособления после освобождения, чем эмоционально-сфокусированные навыки копинга наподобие релаксации и когнитивных упражнений.
Преступление. Психологи, которые изучают другие виды криминального поведения, также являются ценными судебными ресурсами для принимающих решения в их попытках предотвратить разрушительную деятельность. В частности, военные власти озабочены тем, как определенная криминальная деятельность сказывается на обороноспособности их личного состава. Содействие судебных психологов военному руководству было предложено в таких областях, как сексуальные преступления (Ruby, 1998b, 1999) и межличностное насилие (Ruby, 1998c). Подобные просветительские попытки могли бы также помочь коммунитарным и правительственным руководителем, которые должны принимать решение о финансировании правоохраны.
Неклинические роли. Вдобавок к предыдущим вопросам, больше касавшимся клинической психологии, судебные психологи из других областей психологии (например социальной и когнитивной) обычно проводят исследования и знакомят адвокатов, судей и других представителей закона с психологическими явлениями, влияющими на применение закона. Примерами такого рода являются реакция присяжных на показания эксперта (Cooper, Bennett & Sukel, 1996), валидность восстановленных воспоминаний (Loftus & Ketcham, 1994) и влияние анонимности на вердикты присяжных (Hazelwood & Brigham, 1998).
ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ СУДЕБНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
Судебные психологи оказывают уникальное и могущественное влияние на жизнь людей. По определению, любая судебная психологическая характеристика является продвижением правового решения, которое может значительно, в известной степени, лишить человека свободы. Этот факт возлагает на судебных психологов важное бремя предельно держаться этических и законных стандартов. Помимо Этических принципов психологов и Кодекса поведения (American Psychological Association, 1992a, 1992b) и Стандартов для Педагогического и психологического тестирования (American Psychological Association, 1985b) существует отдельный комплекс указаний для судебных психологов — «Специализированные рекомендации для судебных психологов» (Committee on Ethical Guidelines for Forensic Psychologists, 1991). Более того, многочисленные профессиональные организации обеспечивают этические рекомендации для судебных психологов (например Американская академия судебной психологии, Американский колледж судебной психологии, Американский колледж для судебных экспертов и Американская академия судебных наук).
Судебные характеристики могут лежать в основе отрицания права клиента на посещение своих детей, отказа рабочим в выплате компенсации, увеличения срока тюремного заключения или называния человека мучителем детей. В этом отношении ситуация судебной характеристики резко контрастирует с традиционными психотерапевтическими услугами, когда клиенты контролируют процесс и сами решают, что им делать в ту или иную минуту. Даже когда клиентов направляют на психологическое тестирование в помощь лечению, они обладают контролем над тем, что происходит с результатами характеристики. Если, например, в судебной характеристике сделан вывод, что клиент удовлетворяет диагностическим критериям психического расстройства, он может отправиться на психотерапию, чтобы изменить эмоциональные, поведенческие и когнитивные проблемные сферы, или же просто проигнорировать результаты характеристики. (При этом, разумеется, исходят из того, что во время характеристики не возникает никаких данных за то, что клиент представляет опасность для себя или для окружающих.) В большинстве областей клинической психологии человек, которому оказывают услуги, сидит на водительском месте.
Несудебные психологические услуги оказывают меньшее воздействие, ибо они не держат клиента «заложником» выводов и мнений обследователя. В ранее приведенном примере диагноз генерализованного тревожного расстройства можно использовать для фасилитации своего рода сфокусированности лечения. Если в ходе характеристики клинические критерии не подтверждаются, клиент ничего не теряет с точки зрения свободы. Иначе говоря, несудебные характеристики не угрожают свободе клиента — возможных результатов только два: а) никакого воздействия на свободу или б) позитивное или усовершенствующее воздействие на свободу.
С другой стороны, в большинстве случаев судебная деятельность подвергает людей риску и добавляет третью возможность: негативное воздействие на свободу индивида. Оценка психического состояния в момент совершения преступления по предписанию суда, например, может привести к позитивным или негативным изменениям в жизненных обстоятельствах обвиняемого. Если подсудимого объявляют невменяемым, то он защищен от санкций закона (позитивный эффект), хотя его могут подвергнуть «санкциям» в виде психиатрического лечения. Если характеристика не подтверждает защиту ссылкой на
невменяемость, то подсудимый отвечает за свои действия законным образом (нейтральный пли негативный эффект в зависимости от исхода суда).
Единственная ситуация, когда субъект судебной характеристики может избежать негативных эффектов, — это дела, в которых он самостоятельно нанимает психолога для обследования. В подобном случае, если характеристика выгодна индивиду, она может быть предъявлена конкретным судебным властям. Но если характеристика пагубна для индивида или нейтральна, от нее можно и отказаться. Вот пример: во время слушаний по вынесению приговора конкретный обвиняемый может заявить, что никакого риска рецидива нет, и потребовать, чтобы для демонстрации этого психолог выполнил характеристику, оправдывая мягкий приговор. Если характеристика подтверждает малый риск нового преступления, она может способствовать защите (позитивное воздействие на свободу). Если она показывает, что клиент рискует совершить преступление вновь, то ее можно не оглашать в зале суда (нейтральный эффект).