Модуль 11.4. ээг и геодезическая сенсорная сетка
При изучении активности человеческого мозга часто приходится изучать стремительно меняющиеся события. Это может быть невозможно при использовании нейровизуализации кровотока посредством, к примеру, позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) или функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), так как после когнитивного процесса успевает пройти несколько секунд. Из-за этой проблемы исследователи переходят к усовершенствованию электроэнцефалографии (ЭЭГ), способа регистрации электрических разрядов с различных участков волосистой части головы, который первоначально был разработан в 1920-х гг. Антоном Бергером, австрийским психиатром. С ЭЭГ работают многие психологи, так как эта процедура не инвазивна и не требует ни введения красящих веществ, ни подкожных манипуляций.
Геодезическая сенсорная сетка (ГСС) (Tucker, 1 993) — важная и прогрессивная техническая разработка, удовлетворяющая потребность в сгущенной и более экстенсивной записи. При ГСС используется куполообразный колпак, способный разместить много датчиков, распределенных по поверхности головы; каждый датчик помещен в пропитанную солевым раствором губку в составе геодезической натянутой структуры, образованной эластическими проводами (см. рисунки модуля). Если напряжение равномерно распределено по поверхности сферы, подобной мыльному пузырю, то поверхностное натяжение уравновешивается давлением, направленным из всех точек поверхности в центр сферы, как это бывает с воздухом внутри мыльного пузыря. Если между всеми парами сети датчиков существует равное натяжение, то сетка расположит все датчики так, чтобы все пары находились на одном расстоянии друг от дружки. Каждая линия является геодезической, будучи кратчайшим расстоянием между двумя точками на поверхности сферы, благодаря чему образуется система треугольников, приближающаяся к сферической поверхности. Крайне слабые электрические токи, вырабатываемые мозгом, проводятся от каждого датчика по проводам к прибору, который увеличивает токи и регистрирует посекундные изменения на экране компьютера. Их можно изучать в исследовательских или клинических целях.
Таккер и его коллеги выполнили много работ с применением ГСС. Помимо прочих находок, одна исследовательская программа (Chung et al., 1996) показала, что студенты, подверженные пессимистическому настроению, продемонстрировали предвзятость в ожидании негативных биографических итогов, и этот негативизм был виден по данным, снимавшимся с некоторых участков задней части скальпа. У субъектов с оптимистическим настроением также наблюдалась дифференциация между плохими и хорошими итогами, но изменения электрических потенциалов специфически отмечались в медиальных фронтальных зонах. Еще в одной работе (Tucker, Hartry-Speiser, McDougal, Luu & deGrandpre, 1999) проверялась гипотеза о том, что депрессивные лица выказывают нарушение пространственной когниции, что может отражать влияние аффективного возбуждения правополушарной когниции. Студенты-испытуемые, демонстрировавшие индивидуальные различия в настроении и уровне возбуждения, выполняли задание на пространственную память с подсоединением 64-канальной ГСС. Правополушарная специализация для этого задания на пространственную память была подтверждена, и эта полевая асимметрия возрастала при повышении сложности задания. Больший задний негативизм в отношении хороших (в от личие от плохих] наметок может говорить о том, что внимание было адресовано локализациям хорошего. Высказывалось предположение о правополушарной сензитивности к настроению. Интересно, что негативизм медиального отдела лобной доли вызывался плохими наметками. Для фронтального эффекта может быть важна мотивация: он был выражен больше у испытуемых, которые заявляли у себя высокое либо позитивное, либо негативное аффективное возбуждение в процессе выполнения задания. Как явствует из этих исследований, существуют серьезные возможности для дальнейших исследований с применением этого неинвазивного способа изучения мозговой активности
3.Право- и левосторонние сопоставления. Находятся ли правосторонний и левосторонний перформанс в нормальном отношении друг к другу?
Сравнительный перформанс правой и левой кисти, отражающий сравнительный перформанс левого и правого мозгового полушария соответственно, известен из опыта. Выводы делаются исходя из аномальных результатов.
4.Патогномоничные признаки. Есть ли в записи какие-то признаки, которые патогномоничны или заставляют заподозрить органическую патологию? К таким признакам можно отнести очевидные ошибки при выполнении простых вербальных заданий, написании своего имени или копировании простых фигур. Также значимыми признаками являются персеверация (повторение
без надобности) и забывание инструкций в процессе выполнения задания.
Другие подходы. В ходе нейропсихологической характеристики широко применяется также ранее упоминавшаяся «Шкала Векслера для измерения взрослого интеллекта-Ill» (WAIS-III; Weschler, 1997). WAIS-III (наряду со своей предшественницей WAIS-R) — единственный часто используемый измеритель взрослого интеллекта. При тестировании детей наиболее распространенной версией является «Шкала Векслера для измерения детского интеллекта» (WISC-III). Эти тесты Векслера описаны в главе 4. Важно, что результаты тестов Векслера не только характеризуют общий интеллект у большинства нейропсихологических пациентов, но дают полезные указания насчет специфических когнитивных функций.
Популярна также обойма Голдена. Его стратегия состояла в том, чтобы создать и валидизировать обойму количественно определенных заданий для отражения концептуальной схемы мозга, впервые выдвинутой русским нейропсихологом Лурия. Согласно Мозесу (Moses, 1997), исследование надежности и валидное™ «Нейропсихологической обоймы Лурия—Небраска по Голдену» («Golden's Luria— Nebraska Neuropsychological Battery» LNNB-1 и ее дополнительной формы, LNNB-2) убедительно подтвердило достоинства этих клинических шкал.
Не все нейропсихологи согласны с тем, что самый подходящий метод обследования — это применение отработанной обоймы тестов и заданий. Стратегия Мюриель Лезак отличается большей гибкостью, начинаясь с нескольких стандартных интервью и процедур, после чего на основании первоначальных результатов продолжается отбор дополнительных, более специализированных измерений. При использовании этого метода труднее ответить на вопросы о стандартизации и валидизации, но Чичетти (Cic-chetti, 1994) делает вывод, что хотя «наилучшего» подхода может и не быть, вопросы валидности и надежности теста являются главными при принятии соответствующих решений. Вдобавок к этому в своих книгах Лезак (Lezak, 1983, 1995) дает превосходные всесторонние обзоры специализированных нейропсихологических измерений (см. также Spreen & Straus, 1998.)
Таким образом, при использовании фиксированной обоймы нейропсихолог дает всем пациентам одни и те же общие серии тестов. Напротив, при нейропсихологической оценке с использованием гибкой обоймы тесты отбираются в зависимости от вопроса, поставленного при направлении, и непосредственного наблюдения за перформансом пациента. Обойму можно применять наряду с отдельными компонентами других тестов. Бентон (Benton, 1992) сразу указывает на то, что это может растянуть и без того продолжительное тестирование. Другой выход — тщательный выбор специфических тестов. В зависимости от того, как пациент справляется с основной обоймой, а также от непосредственных наблюдений, анамнеза пациента и вопросов, звучащих в направлении, нейропсихолог может дополнить основную обойму избранными специфическими тестами.
Нормального перформанса может не быть иногда и до черепно-мозговой травмы или заболевания мозга. В подобном случае любое нормативное сравнение после травмы наверняка окажется не слишком полезным, а потому нейропсихологам, скорее всего, придется устанавливать преморбидный уровень интеллекта индивида. Одним из способов сделать это является прямое сравнение результатов тестирования, полученных до травмы или заболевания. Иногда удается раздобыть результаты школьных тестов интеллекта или другие записи, но в подавляющем большинстве случаев выясняется, что до возникновения патологии никакого тестирования не проводилось. Таким образом, прямое сравнение осуществляется сравнительно редко, и прибегают обычно не к нему, а к примерной оценке преморбидного интеллекта. Этот расчет опирается на то допущение, что давние словарные навыки и навыки узнавания при травме страдают реже, чем усвоенное недавно. Специально для этой цели был разработан «Национальный тест чтения для взрослых» («National Adult Reading Test», NART; Nelson, 1982; Nelson & Willison, 1991). Грейвз, Карсвелл и Сноу (Graves,
Carswell & Snow, 1999) хорошо отзываются о сензи-тивности NART и других инструментов примерной оценки преморбидного интеллекта. У здоровых индивидов влияние возраста и образования на когнитивные навыки и способности относительно неизменно, но может быть чрезвычайно вариативным в сочетании с поражением мозга (Martin, 1999; Vega, 1997).
В заключение мы можем сказать, что в комбинации с неврологическими осмотрами и техниками нейровизуализации нейропсихологическне тесты являются важными инструментами для измерения эффектов любых мозговых поражений. Техники визуализации не могут сказать нам, в чем нарушены поведенческие функции или насколько легко будет пациенту усвоить новые навыки. Потребность в нейропсихологии весьма велика, так как в последние годы число выживших после черепно-мозговых травм возросло. Таким же образом имеет место наращивание программ реабилитации для больных, перенесших такие травмы, в которых принимают участие многие клинические нейропсихологи (Nelson & Adams, 1997).
ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ
Клинические психологи обязаны знать о влиянии лекарств на эмоции, мышление и поведение. Они часто работают с пациентами, которые принимают и другие назначенные им препараты. Помимо необходимости в общем представлении об основных функциях фармакологии, у некоторых клинических психологов могут быть более прямые обязанности. В некоторых американских штатах была идея наделить психологов со специальной подготовкой по психофармакологии правом назначения лекарств. Дунивин и Орабона (Dunivin & Orabona, 1999) описали двухлетний демонстрационный проект Министерства Обороны, в рамках которого психологи выписывали лекарства. Уигшнс (Wiggins, 1999) сообщил, что психологи имеют право выписывать лекарства на американской территории острова Гуам и что аналогичные меры были приняты в ЮАР. Эта тенденция может продолжиться, однако среди психологов идут серьезные споры по поводу желательности дальнейшей «медикалпзации» психологии и расширения специализации и широты охвата данной области. В любом случае данное поветрие заостряет внимание на важности знания некоторых общих классов и специфических функций лекарств в их влиянии на людей.
Психофармакологией называется изучение препаратов, которые изменяют действия, контролируемые нервной системой. Нейрофармакологическпе средства — широко назначаемое и важное семейство терапевтических средств, применяемых для лечения патологии в диапазоне от депрессии до болезни Паркинсона. Речь здесь идет о прописываемых фармацевтических психотропных средствах, т. е. о лекарствах, которые врачи и другие наделенные таким правом специалисты применяют из-за их эффектов, воздействующих на сознание или настроение. Существуют и другие психотронные средства, неохваченные в данном разделе, которые в Соединенных Штатах и большинстве государств запрещены, например, ЛСД и метамфетамин, представляющие важность для клиницистов, работающих с наркоманами и токсикоманами. Мы не будем говорить о некоторых распространенных наркотиках, разрешенных законом, к примеру кофеине и алкоголе, которые часто употребляются из-за их психологических эффектов (Snel & Lorist. 1998). Кроме того, многие люди занимаются самолечением, применяя травы, например зверобой, обладающий, как считают, антидепрессивным действием, однако трав мы здесь касаться не будем. Ценность трав и прочих народных средств вызывает серьезные сомнения, так как они не подвержены сертификации и исследованиям, которых требуют прописываемые препараты. Мы сосредоточимся на тех прописываемых лекарствах, которые часто применяются в клинической практике. Похоже, что скорость, с которой во второй половине XX в. появлялись новые психотропные средства (влияющие на сознание или настроение), по мере углубления в век XXI сохраняется и даже нарастает.