Модуль 10.6. команда в действии
Случай с Сэмом
Представленная ниже ситуация показывает, как команда разрабатывает и проводит лечение пожилого мужчины.
Сэм — 76-летний мужчина с сердечно-сосудистым заболеванием и артритом, направленный в гериатрическую клинику первой помощи. Геронтолог, лечивший Сэма, встревожился, когда в ходе самой последней беседы с ним Сэм расплакался и отказался отвечать на вопросы. Сэм 40 лет состоял в браке с Паулиной. Они любили работать в саду, гостить у друзей и родственников и участвовать в церковных мероприятиях.
Чтобы разобраться во фрустрации Сэма и трудностях, возникших при коммуникации с персоналом клиники, психолог выполнил оценку настроения (включая информацию о значимых потерях, уверенность Сэма в своей нынешней бесполезности и распад его супружеских отношений] и нейропсихо-логическую оценку. Медики рассмотрели лекарственные и хирургические методы лечения артрита и сердечно-сосудистого заболевания Сэма. Сестра-сиделка просветила Сэма и его семью в плане диагноза и причин суточных колебаний болей й функций. Специалисты по гигиене труда (эрготера-певты] рекомендовали использование кистевых шин для профилактики дальнейшего артритического поражения и вспомогательных устройств для выполнения обыденных дел вроде пришивания пуговиц или открывания банок.
Координация этой разнородной информации является важной чертой междисциплинарного лечения. В данном случае все члены команды были обеспокоены иммобилизацией больного, которая привела к лавине новых потерь — приятных занятий, комфорта, самостоятельности и физической близости с женой. Вдобавок, поскольку члены команды делились информацией друг с другом, стало ясно, что Сэм не получал адекватного лечения по поводу своей иммобилизации, так как до поступления в гериатрическую клинику лечился бессистемно. Ревматологи посоветовали протезирование тазобедренного сустава [из-за нараставшего вреда, причинявшегося артритом), однако хирурги-ортопеды сочли операцию необязательной и опасной. Взамен они порекомендовали медикаментозное лечение сердечных болей, полагая, что без них Сэм стал бы активнее. Однако Сэм перестал принимать препараты из-за невыносимых побочных эффектов. Приняв это решение, он больше не пошел ни к ревматологу, ни кардиологу, ни к ортопеду, поскольку решил, что все они видят в нем «безнадежный случай».
Гериатрическая команда сфокусировалась на восстановлении подвижности объединенными усилиями. Из команды был выделен человек для основного контакта (в данном случае психолог), чтобы сделать этот контакт более персонализированным и постоянным. Психология оказала на Сэма немедленное действие: он стал увереннее и откровеннее с теми, кто занимался его лечением. Затем команда и Сэм обратились к соответствующим специалистам, ратуя за координированные решения в плане лечения. В итоге Сэму сделали операцию по протезированию тазобедренного сустава, назначили новые препараты для улучшения кровообращения, и он ощутил, что боль уменьшилась, а подвижность выросла. Все перечисленное требовало консультаций с его женой.
Впоследствии он вернулся ко многим прошлым социальным и рекреационным занятиям, будучи направляем психологической службой. В результате у него прибавилось энергии и улучшилось настроение. Сэм работал с командой над планом установления уровня активности, который уравновесил бы его желание остаться активным и заниматься делами, требующими физических усилий, с реалистичным пониманием необходимости щадить пораженные артритом суставы и избегать физического стресса, который мог бы спровоцировать обострение артрита. План предусматривал, что психолог проведет с Сэмом краткосрочную терапию, фокусируясь на его негативных мыслях по поводу прогрессирования недугов и убежденности из разряда «все или ничего» на тот счет, что он обязан и впредь всегда делать все так же, как делал, или вообще от всего отказаться. Терапевт и Сэм совместно со специалистом по гигиене труда поработали над выбором дел и мест пребывания, которые удовлетворили бы интересы Сэма и соответствовали степени инвалидизации. Так, эрготерапевт обустроил садик на возвышений, так что Сэму больше не приходилось нагибаться или вставать на колени.
Из этого примера видно, как команды координируют лечение, как ключевые вмешательства могут оказать позитивное влияние на многие аспекты качества жизни и как можно избежать проблем, связанных с противоречивыми советами и фрагментированным вмешательством.
В ответ на «поседение Америки» (и всего мира) и необходимость заниматься психическим здоровьем пожилых людей произошел сдвиг в сфере клинической геронтопсихологии. Люди, заинтересованные в психическом здоровье пожилых, должны обладать широким пониманием психологических, биологических и социальных аспектов старения. Психопатология пожилых включает в себя эмоциональную дисфункцию и когнитивные нарушения. В настоящее время доля психопатологии среди пожилых составляет приблизительно 22%, но существует огромная вариативность среди групп пожилых людей и в смысле разных видов психопатологии. Кроме психического здоровья, другими сферами, могущими быть в фокусе лечения в пожилом возрасте, являются физическое здоровье, злоупотребления по отношению к престарелым, бессонница, сексуальные проблемы и вопросы, касающиеся смерти и умирания.
Гсронтопспхологи оценивают пожилых людей на предмет наличия или отсутствия психопатологии, уровня когнитивных способностей, компетентности в принятии решении и злоупотребления психоактивными веществами. Тщательная и доскональная оценка проблем пожилых людей неоценима. Оценка молодых и пожилых одинакова, но при работе с пожилыми есть дополнительные моменты — необходимость использовать иные нормы и чаще проводить когнитивное тестирование. Кроме того, важно получить биографические сведения о сильных качествах и проблемах с копннгом у пожилых клиентов.
С точки зрения вмешательств в этой главе была подчеркнута важность междисциплинарного подхода. Поскольку проблемы старения зачастую многогранны, постольку важна совместная работа с профессионалами другого профиля (например, психологами, врачами, медсестрами, социальными работниками, эрготерапевтами, терапевтами общего профиля и фармакологами), Имеется ряд психотерапевтических вмешательств, зарекомендовавших себя успешными при работе с пожилыми людьми. В центре внимания настоящей главы находилась когнитивно-поведенческая терапия, так как она широко изучена в исследованиях; к другим вариантам относятся краткосрочная интерперсональная терапия и краткосрочная психодинамическая терапия.
Старение населения создает новые проблемы и возможности для заинтересованных работников сферы охраны психического здоровья. Хотя пожилые и молодые взрослые во многом схожи, в отношении пожилых был выдвинут ряд соображений с целью отреагировать на различия в стилях научения, сенсорные дефекты, хронические заболевания и по-стадийное жизненное развитие, а также подчеркнуть жизненный опыт и мудрость пожилых. Мы надеемся, что этот обзор подогреет интерес к проблемам пожилых людей, их семей и работникам здравоохранения, имеющим с ними дело. В конце концов, стареют и все читатели, и альтернативой смерти станет нахождение среди тех, кого называют «стариками».
Рекомендуемая литература и источники
Общий обзор применения клинической психологин в работе с пожилыми людьми см. в публикации ААП Clinical Geropsychology, изданной Nordhus, VandenBos, Berg & Fromholt (1998). Тестирование и другие процедуры индивидуальной характеристики хорошо рассмотрены в Lichtenberg, Handbook о/ Assessment in Clinical Gerontology (1999). В другой книге, изданной ААП, рассмотрена психотерапия пожилых людей (Zarit & Knight, 1996). Майлз (Miles, 1999) излагает факты, цели и рекомендации для стареющей нации в книге, изданной Геронтологическим обществом Америки: Full-Color Aging. Тем. кто работает с системой Интернет, лучше начать с веб-страницы, которая связана с Подразделением ААП по развитию и старению взрослых [www.aging.un.edu/apadiv20/apadiv20.htm].
ГЛАВА 11
УЧЕТ СОМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ,
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
И МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Лоренс Р. Берне
Кристофер Дж. Селк
Риса Дж. Стейн
Уолкер С. Карлос Постон-второй*
*- Первая часть этой главы, посвященная психологии здоровья, была первоначально написана Раисой Стейн (факультет психологии, Рокхерстский университет, Миссури) и уолкером Карлосом Постоном- вторым( факультет психологии, университет Миссури-Канзас-сити, соруководителем исследований в области поведенческой кардиологии, Средне-Американский институт сердца, больница Св. Луки) Вторая
, более объемная часть, посвященная нейропсихологии и психофармакологии, была изначально написана Лоренсом Р.Бернсом и Кристофером ДЖ. Селком, сотрудниками факультета психологии при государственном университете Великой Долины, Эллендейл, Мичуган. Обе части были пересмотрены и отредактированы основными авторами настоящей книги, как было сделано со всеми главами, написанными приглашенными авторами. *
Клиническая психология имеет долгую историю связи с медициной. Психологи сталкиваются с проблемами, обусловленными соматикой, часто и в разнообразнейших проявлениях, а потому, если они предполагают оказывать реальную психологическую помощь и эффективно контактировать с другими профессионалами, должны достаточно хорошо разбираться в физических явлениях. В этой главе мы выделяем три основные темы: психологию здоровья, нейропсихологию и психофармакологию.
Ранее философы и психологи ожесточенно спорили, обсуждая так называемую проблему сознания и тела. Как нам осмыслит!, связь между идеями сознания и тела? В последние века набрало силу представление о взаимном влиянии: физические процессы влияют на поведение и эмоции и наоборот. Другие дебаты в психологии были открыты в XIX в. Гальтоном, интересовавшимся исходными причинами интеллекта, личности и других человеческих характеристик: с чем связаны индивидуальные различия — с тем, какими мы рождаемся, или с тем, что происходит в дальнейшем; с врожденными факторами или с воздействием окружающей среды? Спор продолжается по сей день. Совершенно очевидно, что некоторые свойства передаются по наследству, например, цвет глаз и кожи. Другие же свойства приобретаются благодаря социальному окружению и образованию (язык и навыки). Помимо того, что нам даровано от рождения — скажем, пола, — на нас продолжает влиять большое число других биологических факторов, но сохраняется и влияние окружающей среды: например ожидания родителей и сверстников в отношении надлежащих тендерных ролей.
В понимании больших психопатологических нарушений старое представление о коренном отличии «функциональных» психозов от «органических» сменила концепция взаимного влияния — интеракционистская точка зрения. По мере прогресса в изучении психических расстройств становится все яснее, что генетические и другие физиологические аномалии имеют отношение (и даже являются необходимыми условиями) для развития таких серьезных нарушений, как шизофрения и биполярные расстройства. Вину за детский аутизм (ограниченная способность к речи и некоторые необычные паттерны поведения) в свое время возлагали на матерей и ранний уход за ребенком, но теперь признаются его генетические, или биологические, корни. И в то же время большую разницу в жизнь аутичных детей вносит то, как их воспитывают, тренируют и учат.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Область психологии здоровья является относительно новой. Она произошла от психосоматической медицины и поведенческой медицины. Психосоматическая медицина основывалась, главным образом, на психоаналитическом признании взаимодействия между эмоциями и процессами организма (Alexander, 1950). Такие соматические заболевания, как гипертония, язвенная болезнь и астма, считались вызванными бессознательными конфликтами, например, вытесненной враждебностью. В 1939 г. начал выходить журнал Psychosomatic Medicine («Психосоматическая медицина»). В 1970-х гг. исследователи, занимавшиеся изучением связи между сознанием и телом с поведенческой точки зрения, сформировали направление, названное поведенческой медициной. Бихевиористы, беря за основу модели классического и оперантного обусловливания, продемонстрировали, что связь между сознанием и телом более непосредственна, чем полагали психоаналитики. Главным итогом этого нового образа мышления стала разработка методов лечения, специфически нацеленных на психофизиологические расстройства (т. е. на те соматические проблемы, которые вызываются, поддерживаются или заканчиваются психологическими осложнениями). Трибуной поведенческого направления стал журнал Behavioral Medicine («Поведенческая медицина»), а в качестве официальной организации движения было создано Общество поведенческой медицины. Отличительной чертой поведенческой медицины является ее междисциплинарный характер. Множество профессиональных работников здравоохранения, в том числе психологи, психиатры, врачи различной специализации, средний медицинский персонал и диетологи, обеспечили многообразие точек зрения для анализа связи между сознанием и телом. Примерно с 1980 г. психологи, работавшие в данной сфере, начали использовать термин психология здоровья, чтобы обозначить свое место в этой крупной области. Многие психологи здоровья работают в больницах и клиниках и помогли этой специальности определиться (Mata-razzo, 1994: Newman & Reed, 1996; Sheridan & Silver 1999). Как правило, психологи здоровья работаю: совместно с врачами и связаны с сетью больниц и клиник, находящихся вне ведения психиатрии.