Приведение вмешательств в соответствие с процессами
СТАРЕНИЯ
Марта Р. Кроутер, доктор философии, Университет Алабамы Антонетта М. Цейсе, доктор философии, Система здравоохранения Пало-Альто при Комиссии по делам ветеранов
Какой из четырех сценариев наиболее правдоподобен для преклонного возраста?
A. Госпоже Рузерфорд 70 лет, она здорова, бодра и
воспитывает 8-летнего внука.
Б, Госпоже Крауфорд 70 лет, она в здравом уме, но здоровье у нее неважное. Она живет в доме престарелых и нуждается в помощи, когда принимает ванну, ходит в туалет и одевается.
B. Госпоже Хейл 70 лет, и у нее появились когнитивные нарушения. Она живет в своем доме одна и до недавних пор была в состоянии заниматься почти всеми своими домашними делами. Теперь же она иногда забывает о назначенных встречах.
Г. Госпоже Эдварде 70 лет, она здорова, в здравом уме и проживает в квартале для пожилых людей. Она активно участвует в работе нескольких местных организаций, но ее беспокоят сексуальные проблемы.
ОБЩЕСТВО И СТАРЕНИЕ
С учетом роста в популяции доли престарелых и гетерогенности, сложных жизненных переживаний и изменения демографических показателей профессионалам из сферы охраны психического здоровья важно быть готовыми к оценке и лечению клиентов старшего возраста. Клиенты, которые встречаются в клинической практике, зачастую намного старше тех, с которыми сталкиваются студенты-психологи, и эта ситуация будет усугубляться. В начале этой главы представлены четыре сценария жизни реальных пожилых женщин. Несмотря на тенденцию считать престарелых гомогенной популяцией с точки зрения ценностей, мотивов, социального и психологического статусов и паттернов поведения, исследования показали, что взрослые преклонных лет представляют собой разнородную и гетерогенную популяцию (Jackson, Chatters & Taylor, 1993; Williams, Lavizzo-Mourey & Warren, 1994). Они обладают как сходными, так и отличными от других возрастных групп характеристиками.
Главный принцип старения заключается в том, что хотя возможности и способности к старости снижаются, диапазон возможностей в популяции престарелых достаточно широк. Если рассмотреть, например, функцию кратковременной памяти, то в более молодые популяции могут войти люди с весьма широким диапазоном возможностей, особенно если включить лиц с умственной отсталостью и остаточными явлениями мозговой травмы. Средний уровень функционирования среди молодых будет высок, и весьма значительная часть популяции окажется функционирующей на уровне, близком к среднему. Но если речь идет о взрослых более преклонного возраста, то средний уровень функционирования будет ниже, а распределение баллов, что еще важнее, подвергнется большему разбросу: мы получим диапазон от исключительно разумного перформанса до почти полного отсутствия способности сохранять краткосрочные воспоминания у слабоумных людей.
Кроме того, существует колоссальная вариативность в возрастном диапазоне, где мы объединяем людей под общим названием «престарелые, лица преклонного возраста». Нам следует помнить, что в этот слой популяции попадают как минимум два поколения с различными опытом и историческими перспективами. При концептуализации старения полезно проводить различие между пожилыми и долгожителями (Berger & Thompson, 1998). Под долгожителями понимаются люди 85 лет и старше. Разграничение между пожилыми и долгожителями помогло взглянуть на людей преклонного возраста как на разнородную популяцию с разными социальными и связанными со здоровьем проблемами и потребностями в долгосрочном уходе. Однако некоторых исследователей обеспокоило то. что разграничение может привести к стереотипизации в группе долгожителей (Binstock, 1992). Это важный момент, так как хронологический возраст — не единственный фактор, определяющий приспособление человека к старению. Приспособление к преклонному возрасту также определяется состоянием сознания, касающимися здоровья привычками и общим социальным и психологическим взглядом на жизнь.
Американское общество традиционно славило молодость и негативно относилось к старению. Американцы склонны рассматривать престарелых как гомогенную популяцию. Исторически сложилось так, что профессионалы-геронтологи непредумышленно пропагандировали эти негативные установки, где сфокусированность на проблемах старения противопоставлялась достоинствам и постоянству взрослых преклонного возраста. Так, они изучали лиц старшего возраста в домах-интернатах и домах престарелых, а также хронически больных. Ближе к нашему времени спектр исследований, касающихся престарелых, расширился, включив как престарелых, о которых заботится общество, но которые все еще социально и физически активны, так и больных и немощных стариков. К счастью, расширение программы исследования пусть медленно, но позитивно содействовало изменению социальных взгляд » на старение и престарелых.
Демографические сведения
В 2000 г. в Соединенных Штатах лица 65 лет и старше составили 12% популяции. Растет не только популяция лиц старше 65, но увеличивается и число людей 85 лет и старше — намного быстрее, чем популяция 65-летних. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в большинстве стран сам< * быстро растущей популяционной группой являются люди 80 лет и старше (ВОЗ, 1998)' К 2030 г. ожидается, что престарелые будут составлять пример! 21% популяции.
Продолжительность жизни различна в зависимости от пола. В 1993 г. в Соединенных Штатах средняя продолжительность жизни для мужчин была 72 гол_ а для женщин — 79, эти показатели увеличились почти на 6 лет с 1970 г. и почти на 30 — с 1900 г. Для доживших до 65 лет цифры являются еще более многообещающими: 65-летние мужчины могут рассчитывать прожить в среднем 77 лет, а женщины — 81.
Семья из четырех поколений — чем они отличаются друг от друга по задачам и трудностям развития? (Martha Crowther) |
В Соединенных Штатах, Европе и Японии в pезультате увеличения продолжительности жизни ее-; много семей с представителями трех, четырех и пяти поколений. Поскольку к каждому поколению по входящей принадлежит все меньшее число людей, семейные карты или древа оказываются меньше.
Число поколений, представленных в семьях, вкупе с пониженной численностью лиц в каждом поколении породило то, что Кволлз (Quails, 1996) описывает как «высокие п тонкие семейные древа». На фотографии на с. 254 изображена семья из четырех поколений: прадедушка, бабушка, дочь и правнучка. Они очень похожи, но каждый находится на своем этапе жизненного развития и имеет свои собственные проблемы и возможности.
Значительная доля этого роста в Соединенных Штатах приходится на этнические меньшинства, и ожидается, что скорость их роста за предстоящие 50 лет превысит таковую у белого населения. Например, предполагается, что в 2020 г. процент престарелых в группах меньшинств повысится до 15,3% по сравнению с 10,2% в 1990, а в 2050 - до 21,3% (Angel & Hogan, 1994). Демографические тенденции свидетельствуют о росте числа афроамериканпев старше 65 лет, а самый крупный сдвиг наблюдается среди лиц 85 лет и старше (Jackson, Chatters & Taylor, 1993).
Из-за вариативности демографических переменных и жизненного опыта манера индивидов справляться со своими проблемами и ресурсы, которыми они располагают для их улаживания, стали темами, которые выступили на первый план в геронтологической литературе, которая рассматривает приспособление к старению среди меньшинств (Chatters, 1988). Например, само по себе приближение преклонного возраста считается достижением, если учесть уникальную историю афроамериканцев и принять во внимание повышенный для них риск физического, социального и психологического ущерба (Chatters, 1988; Jackson et al, 1993). Джексон с коллегами (Jackson et al., 1993, с. 308) констатировали: «Так как престарелые черные американцы 2047 г. уже родились, сохранение несбалансированности соотношения полов, сегрегация (расквартирование в гетто) в распределении и процент бедняков среди прочих структурных факторов окажут глубокое влияние на структуру семьи, состояние здоровья и благосостояние престарелых чернокожих на протяжении следующих 60 лет».
С учетом гетерогенности, жизненного опыта и изменения демографических показателей мирового населения при выведении допущений насчет нормальных и анормальных паттернов старения уже неуместно заниматься генерализацией данных, полученных в высоко развитых индустриальных странах. Число людей старше 65 лет увеличивалось на 2,5% в год, в отличие от ежегодного прироста мирового населения, составлявшего 1,7%. Очевидно, что население в возрасте старше 65 лет численно возрастает во всем мире, как и в Соединенных Штатах. Сегодня в развивающихся странах престарелые составляют 7,5% популяции, тогда как в развитых странах стареет 18,3% популяции. В 2025 г. эти цифры составят соответственно 11,9 и 23,6% (ВОЗ, 1998). Странами с самым высоким процентом престарелых являются государства Европы, Япония и Соединенные Штаты. 18 из 20 стран с наивысшим процентом престарелых находятся в европейском регионе. Наиболее стремительные изменения демографических тенденций наблюдаются, однако, в развивающихся странах. Прогнозируется, что в развивающихся странах в ближайшем будущем процент престарелых возрастет в пределах 30-140%, а наименее развитые нации переживут резкий прирост пожилого населения в следующем столетии.
Изменения в экономическом росте и развитии, наряду с увеличением числа престарелых по всему миру, подчеркивают важность направления ресурсов и создания инфраструктуры, необходимой для поддержки растущего количества и потребностей пожилых людей. "Последние годы жизни часто сопровождаются усугублением недееспособности и болезнями. Существует необходимость в измерении функциональной независимости (физической и психической) престарелых, чтобы обеспечить информацию для приоритетных услуг, планирования и характеристики, а особенно для изучения потенциала к здоровому старению и независимости вопреки пониженному функциональному статусу (.Murray & Lopez. 1997). Однако во многих странах большей части более молодого поколения не хватит материальных ресурсов, которые можно было бы предложить для оказания хоть сколько-то значимой поддержки старшему поколению. Кроме того, поскольку большинство престарелых — женщины, взрослых женщин крайне важно проинформировать и наделить полномочиями в решении вопросов социального и экономического развития.