Насколько эффективна групповая терапия?
Как мы отметили, есть много разных групп в диапазоне от ориентированных на инсайт, индивидуалистических разновидностей групповой терапии до групп самопомощи. Поэтому дать общий ответ на вопрос об эффективности невозможно. Наибольшее число исследований провели когнитивно-поведенческие терапевты и некоторые первые групповые терапевты психодинамической ориентации. Беднар и Кол (Bednar & Kaul, 1994) отобрали 50 лучших работ по групповой терапии и оценили их с точки зрения исследовательских переменных. В отношении лечебных эффектов они пришли к следующему общему заключению: «Накопленные данные указывают на то, что групповое лечение эффективнее, чем полное отсутствие лечения, плацебо, неспецифическое лечение и другие признанные психологические методы, по крайней мере в некоторых обстоятельствах» (р. 632). В отрыве от общего и в целом позитивного впечатления от итогового исследования авторы резко критикуют невнимание к причинам, по которым групповая терапия оказывается действенной. Проведено несколько тщательно выстроенных процессуальных исследований. Они продолжают указывать на необходимость прояснения понятий и выработки более точных критериев. В исследовательской литературе авторы видят свидетельства в пользу ценности догруппового тренинга и некоторых концепций Ирвина Ялома, уже перечисленных в этой главе, например, сплоченности группы.
В общем и целом групповая терапия выглядит позитивно, а так как она имеет дело более чем с одним пациентом за раз, существует прочное убеждение в том, что группы экономичнее индивидуальной терапии. Однако многим частнопрактикующим терапевтам не удается собрать достаточно пациентов для формирования именно тех групп, которые они хотят, и поэтому работа в группах для них неприменима. Кроме того, терапевты, формирующие группы, нуждаются в поддержке администраторов, ибо группы отнимают больше времени, чем индивидуальные пациенты, — оно уходит на организацию встреч и ведение записей.
В 1985 г. давнишний практик групповой терапии Ирвин Ялом назвал познания в данной отрасли все еще «весьма и весьма примитивными». Он настоятельно ратовал за ориентацию па исследования: «Под исследовательской ориентацией я понимаю не эффективность, протестированную по методу хи-квадрат под прицелом стальных очков, а откровенное, самокритичное, пытливое отношение к клиническим и исследовательским фактам и выводам — позицию по отношению к опыту, которая совпадает с сензитивным и гуманистическим клиническим подходом» (р. 533-534). Беднар и Кол (Bednar & Kaul, 1994) откликнулись на мнение Ялома и констатировали: «Говоря в общем и целом, похоже, что изучение групп еще не достигло уровня семантической и измерительной точности, достаточной для четкой спецификации основных лечебных переменных, которыми оно занимается» (р. 658). Они заключили, что хотя для комплексной работы с группами необходимо трезвое статистическое исследование, фундаментально важны основные наблюдения и описания вкупе с тщательным разъяснением понятий.
Резюме
В настоящей главе мы обсудили широкий круг тем, касающихся психотерапии взрослых. Мы коснулись теорий, техник, эффективности терапии, удовлетворенности потребителя и влияния особенностей клинициста и клиента на прогресс и исход терапии. Мы обсудили индивидуальный и групповой подходы к оказанию услуг в сфере охраны психического здоровья и психотерапии для взрослых в возрасте от 18 до 54 лет. Помимо этого мы широко обсудили данные, представленные Главным врачом США касательно важных вопросов, связанных с психологическими и психиатрическими услугами в этой стране. Точнее говоря, мы увидели, что приблизительно один американец из пяти в любом отдельно взятом году будет нуждаться в таких услугах индивидуальной или групповой терапии, и что во всем мире психические расстройства являются одной из самых частых причин недееспособности, и все же многие такие люди так и не получат нужного им лечения. Из тех, кому подобные услуги в той или иной форме все же оказываются, многие впоследствии получают лекарственную терапию — а между тем в их случаях с тем же, если не с большим успехом могла бы помочь и психотерапия. Вдобавок мы увидели, что невзирая на манеру ограничивать доступ к психотерапии, практикуемую многими компаниями управляемого лечения и страховыми компаниями, психотерапия рентабельна во многих случаях даже больше, чем медикаментозное лечение. Поскольку столь многие люди за всю свою жизнь хоть раз пообщались либо с консультантом, либо с терапевтом, либо знают людей, которые с ними встречались, мы надеемся, что задели интересы читателя. Мы делаем вывод, что осмысление терапевтической беседы и окружающих ее ситуаций требует колоссальной работы. Мы видим возможности перемен и искренне надеемся на светлое будущее индивидуальной и групповой терапии и клинических дисциплин.
Рекомендуемая литература и источники
Осмысление характера и масштаба проблемы психических и поведенческих проблем в Соединенных Штатах уместно начать с доклада Главного врача (Department of Health and Human Services, 1999). Конспективное изложение доклада можно найти в Satcher, D. (2000) Mental health: A Report of the Surgeon General — Executive summary. Professional Psychology: Research & Practice, 31, 5-13.
Casebook of Psychological Disorders: The Human Face of Emotional Distress (Schwartzberg. 2000) дает представление о вещах, с которыми индивиды и семьи сталкиваются в обыденной жизни. Тщательный обзор разных видов психотерапии см. в справочнике, изданном Hen-sen & Bellack (1999), разнообразные теории и техники — у Prochaska & Norcross (1999). Чтобы ознакомиться с групповым поведением вообще, см. Tindale et al. (1998). Знаменитый эксперт в данной отрасли Ирвин Ялом (Yalom, 1995) выпустил несколько изданий The Theory and Practice of Group Psychotherapy. В специальном наборе статей, посвященных дебатам о применении телекоммуникации в психологии и здравоохранении, Ма-heu & Gordon (2000) поднимают вопросы о консультировании и терапии в Интернете, приводят данные опроса и призывают к дальнейшим исследованиям и вниманию к вопросам этики.
ГЛАВА 10
РАБОТА С ПРЕСТАРЕЛЫМИ