Особенности клиента, способные повлиять на терапевтический успех
Психологи написали о множестве потенциальных особенностей клиентов, могущих сыграть важную роль в качестве исходе лечения. Бывали даже времена, когда считалось, что на успех лечения влияет целых 176 различных характеристик клиента (Beut-ler, 1991). Некоторые из них, самые важные, мы обсудим на следующих страницах.
Первостепенную важность должны иметь системы ценности любого человека, обращающегося за терапевтическими услугами. Как упоминалось выше, жизненно важно, чтобы клиницисты старались понимать и уважать системы ценностей потребителей, и важно, чтобы пациенты восприняли такое уважение. Человек никогда не бывает свободным от своих личных и профессиональных ценностных систем. Компетентный клиницист попытается предвидеть все возможные сферы конфликта и направит пациента к другому клиницисту, если имеющийся комплекс ценностей подвергнет риску терапевтический успех. Сложность этой проблемы становится очевидной, если задуматься над многочисленными
ценностями и тонкостями, в которых терапевты могут разниться и расходиться; в их числе религия, суеверия, расовая и национальная идентичность, отношение к абортам, налоги и внутренняя политика -и это лишь некоторые. Так, Ди Блазьон и Бенда (DiBlasion & Benda, 1991) и Петит (Peteet, 1994) предлагают интересные дискуссии, касающиеся духовных ценностей. То, как клиенты воспринимают и терпят расхождения в этих вопросах, отразится на индивидуальности и может сказаться на терапевтических исходах (Alladin, 1993; Miller, 1999).
Еще одной важной характеристикой клиента является время, в которое он решает обратиться за помощью. Из обзора научной литературы следует, что клиенты, которые ждут, пока их борьба с жизненным стрессом или психологическими проблемами примет крайние формы, рискуют получить намного худший терапевтический результат, нежели люди, которые обращаются за помощью в момент, когда проблемы еще относительно невелики (Garfield, 1994). Это же относится и к тем индивидам, которым приходится выжидать из-за сил, находящихся вне их контроля (например, страховые ограничения или недоступность поставщиков услуг из сферы охраны психического здоровья). Поэтому социальный сдвиг в сторону представления о службах психического здоровья как об инструментах профилактики, аналогичного нашим понятиям о гигиене полости рта, способен чрезвычайно повысить общую эффективность терапевтических услуг в целом. В конце концов, не в наших обычаях дожидаться выпадения зубов, чтобы начать их чистить или отправиться на осмотр к стоматологу!
В научной литературе обсуждаются некоторые другие интерперсональные интеракции, способные помочь или воспрепятствовать прогрессу в лечении. Например, с лучшими исходами было увязано участие клиента. Иначе говоря, преуспевают, оказывается, те, кто больше старается! Похоже, что сравнительную важность представляет соответствие между ожиданиями терапевта и упованиями на успех со стороны клиента (Beutler, Machado & Neufeldt, 1994). Помимо этого, похоже, что некоторые исследования указывают на то, что когда клиенты и терапевты находят друг друга интересными и привлекательными, такая ситуация может привести к большему терапевтическому успеху (Alexander, Barber, Lubrosky & Crits-Christopher, 1993; Hollander-Goldfein, Fosshage & Bahr, 1989). Наконец, складывается впечатление, что в отдельных случаях лучшему исходу способствует более высокий интеллект пациента.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ
Выбор правильной или наиболее полезной терапии для любого отдельно взятого клиента с конкретным набором проблем часто бывает обескураживающим и трудным делом. В этом разделе представлено краткое рассмотрение научной поддержки психотерапии в лечении трех психологических расстройств: тревоги, депрессии и шизофрении. Всеохватный обзор психотерапевтической литературы по всем расстройствам выходит далеко за рамки настоящей главы. Заинтересованного читателя мы отсылаем к рекомендуемой литературе в конце главы, где он найдет более пространные и полные обзоры литературы по действенности психотерапии.
Тревожные расстройства
Тревожные расстройства — самые распространенные психические расстройства, как в Соединенных Штатах, так и во всем мире (Magee, Eaton, Witchen, McGonalcle & Kessler, 1996; Weisman et al, 1997). Термин «тревога», anxiety, происходит от латинского слова angere, означающего «давить» или «душить» — подходящее описание чувств, обычно испытываемых человеком, оказавшимся в муках тревоги. Греческая мифология предоставляет основу для терминов фобия и паника. Фобос, служитель греческого бога войны, выполнял задачу по вселению страха в сердца врагов, тем самым обращая их в бегство. Пан был веселым богом лесов и пастухов, обладавшим способностью наводить невыносимое чувство ужаса, растерянности и хаоса на других и тем самым обеспечивший основы для таких слов, как паника и пандемониум. Термин агорафобия буквально означает боязнь открытых пространств и незнакомцев, восходя к названию греческой рыночной площади agora (Schwartzberg, 2000).
Тревожные расстройства характеризуются диффузными, расплывчатыми, неприятными чувствами беспокойства, страха, дурных предчувствий и соответствующими неадекватными паттернами поведения. Среди расстройств, подпадающих под данную категорию, находятся паническое расстройство (либо с агорафобией в анамнезе, либо без нее), агорафобия (либо с паническим расстройством в анамнезе, либо без него), генерализованное расстройство тревоги, специфическая фобия, социальная фобия, обсессивно-компульсивное расстройство, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (DSM-1V, American Psychiatric Association, 1994).
Тревожные расстройства очень хорошо поддаются психотерапевтическим и консультационным вмешательствам, однако более тяжелые формы требуют подключения фармакотерапии (DHHS. 1999; Lueger, Lutz & Howard, 2000). Эти расстройства могут поддаваться сфокусированным и ограниченным во времени вмешательствам, в которых сочетаются когнитивные и поведенческие терапевтические процедуры (Barlow & Lehman, 1996). Подобные вмешательства фокусируются на связях между мыслями, чувствами и паттернами поведения и используют стратегии прямого вмешательства, призванные уменьшить симптоматику и сократить избегающее поведение. Кроме того, важнейшим элементом таких форм терапии обычно является усиление экспозиции с участием стимула или ситуации, провоцирующих тревогу при одновременном мониторинге и повышении у пациента навыков самоконтроля и самообладания. Как правило, терапевты успокаивают пациентов, покуда те участвуют в процессе приближения к пугающим ситуациям в постепенной, иерархической манере. Когда пациенты проходят через иерархию от менее пугающих до крайне отпугивающих ситуаций, их побуждают использовать реакции, которые заглушают их тревогу, например, релаксацию и навыки самоуспокоения. Благодаря таким переживаниям у пациентов обычно развивается повышенная самоэффективность и улучшается качество жизни. Описание успешного курса лечения женщины с тревожным расстройством см. в материале модуля 9.1.
Научная литература в поддержку применения подобных вмешательств обширна и хорошо разработана (Chambless et al., .1998; Rief, Trenkamp, Auer & Fichter, 2000). Однако в осложненных ситуациях нередко бывает трудно привлечь индивидов к участию в лечении, и в некоторых регионах Соединенных Штатов ощущается сравнительная нехватка квалифицированных специалистов для оказания подобных услуг (DHHS, 1999).
Индивидам с тревожными расстройствами часто назначают фармакотерапию. Чаще всего применяются бензодиазепины, антидепрессанты и буспирон. Бензодиазепины представляют собой сравнительно большой класс безопасных и широко используемых препаратов с быстрым и выраженным противотревожным и седативноподобным эффектами. Однако при длительном приеме медикаменты этого типа способны вызывать лекарственную зависимость, и они не столь действенны при лечении обсессивно-компульсивного и посттравматического стрессового расстройства (American Psychiatric Association, 1998). К антидепрессантам, найденным полезными при лечении тревожных расстройств, относятся трициклические антидепрессанты, СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина) и иМАО (ингибиторы моноаминооксидазы). СИОЗС как группа представляются более эффективными, чем трициклические антидепрессанты, а иМАО применяются сравнительно редко. Хотя полезность антидепрессантов доказана, их часто приходится принимать по 4-6 месяцев, а после отмены возможна внезапная активация симптомов тревоги, если терапия не проводилась надлежащим образом (American Psychiatric Association, 1998; DHHS, 1999). Наконец, из последних обзоров научной литературы следует, что сочетание медикаментозного лечения и разговорной терапии следует не практиковать в рутинном порядке, а держать в резерве для осложненных, трудных, тяжелых ситуаций или для больных с коморбидными расстройствами (использование прописанных лекарственных препаратов подробнее рассмотрено в главе 11, в разделе, посвященном психофармакологии.)
Депрессия
Ежегодно около 7% взрослого населения Соединенных Штатов страдает расстройствами настроения (см. табл. 9.1). Расстройства настроения означают серьезные и длительные нарушения в эмоциональной сфере, которые могут простираться от крайней эйфории до тяжелой депрессии
МОДУЛЬ 9.1. РАЗБОР СЛУЧАЯ ТРЕВОЖНОГО РАССТРОЙСТВА
Кончите 35 лет, она химик-исследователь и страдала от частых панических атак — внезапных эпизодов бесконтрольной тревоги, которые оставляли ее наполненной страхом. Помимо панических атак Кончита нередко испытывала депрессию. Эти проблемы продолжались много лет. В ходе оценки Кончита рассказала, что принимала ксанакс — проти-вотрееожный препарат, способный вызывать физическую аддикцию и имеющий в числе основных побочных эффектов сильную депрессию. Впоследствии она констатировала, что медикаментозные вмешательства ее не интересуют, но она предпочла бы попробовать психотерапию как средство справиться со своими трудностями.
Анамнез и диагноз
Кончита родилась в Испании, но в возрасте 4 лет переехала в Пуэрто-Рико. По ее словам, она была застенчивым и тихим ребенком. Свою мать она тоже описала как застенчивую, робкую и очень тревожную. Что до отца, то он, по мнению Кончиты, хоть и не был таким тревожным, но тоже казался беспокойным человеком. В возрасте 11 лет у Кончиты развился судорожный припадок, потребовавший врачебного наблюдения. Она превосходно училась, но вела очень скудную социальную жизнь и в школе, и в колледже, и в аспирантуре. Первая паническая атака возникла, когда она уехала из Пуэрто-Рико, чтобы поступить в аспирантуру. Затем панические атаки отступили на несколько лет, однако возобновились к окончанию аспирантуры, когда Кончита отправилась на поиски работы. После первой же панической атаки Кончита не могла путешествовать в одиночестве и жестко ограничила свою деятельность вне дома из страха пережить очередную паническую атаку в ситуации, где бегство окажется невозможным и никто не поможет. Кончите поставили диагноз «паническое расстройство с агорафобией».
Лечение
Лечение Кончиты продлилось 7 месяцев и состояло в основном из когнитивно-поведенческих вмешательств. На первых сессиях Кончиту главным образом просвещали на тему ее расстройства. Терапевт дал ей прочесть две книги: книгу о самопомощи и научный труд о расстройстве. Это задание положило начало библиотерапии. Помимо этого, первые сессии сфокусировались на установлении раппорта и развитии терапевтического альянса. Также были проанализированы, обсуждены и интегрированы культурные аспекты. Когда в терапии наметился прогресс, терапевт Кончиты начал фокусироваться на трех взаимосвязанных процессах: а) беспокойство по поводу возможных атак — упреждающая тревога; б) навыки, необходимые для контроля над атаками; в) противодействие паттернам избегающего поведения, которые развились в ответ на панические атаки. Стараясь ослабить упреждающую тревогу, терапевт стал фокусироваться на роли автоматических мыслей, например упорной мысли о том, что, случись паническая атака, поблизости не окажется никого, способного прийти на помощь. Вдобавок к этому при помощи когнитивного переструктурирования — процесса замены иррациональных мыслей более разумными — были затронуты такие иррациональные (неправильные) мысли, как: «Я просто не в состоянии контролировать мои мысли» и «Мне никогда с этим не справиться». Этот процесс подразумевал упражнение в разговоре с собой, остановку мышления и прочие когнитивные техники, как-то: использование аудио- и видеозаписей с повторением упражнений и диафрагмальное дыхание в сочетании с визуализацией. Эти стратегии заработали довольно быстро, и состояние клиентки начало улучшаться.
Поскольку Кончита уже вполне компетентно использовала примененные навыки, терапевт перешел к новой фазе лечения. Он побудил пациентку вызывать в себе панические атаки в его кабинете, тем самым предоставляя Кончите и себе как терапевту возможность охарактеризовать и усовершенствовать ее навыки копинга. Данный процесс называется интероцептивной экспозицией. Когда Кончита научилась управлять собой на фоне тревоги и паники в кабинете терапевта, это мероприятие было расширено и включило контроль над самостоятельно индуцированными паническими атаками дома. Это было сделано с целью убедиться, что навыки Кончиты генерализировались, вышли за пределы офиса терапевта и распространились на реальный мир. По ходу терапии способность Кончиты применять выученные навыки во многих реальных жизненных ситуациях резко повысилась, а частота, продолжительность и тяжесть панических атак значительно снизились. Кроме того, за это время она стала меньше избегать социальных ситуаций, и общее качество ее жизни улучшилось. Кончита с терапевтом решили завершить терапию приблизительно через 7 месяцев после ее начала, и около двух лет симптомы не возвращались. К тому моменту Кончита только что разорвала давнишнюю (5-летнюю) связь с мужчиной. После еще одного короткого курса терапии Кончита вновь почти избавилась от симптомов и вполне компетентна в контроле над своими тревогой и паникой.
Источник: по Schwartzberg, 2000, р. 16-30.
модуль э.а. призыв главного врача к действиям