Индивидуальная психотерапия: довольны ли потребители?
В склоке по поводу кругленькой суммы, которая либо должна, либо не должна быть выделена на исследование работоспособности или эффективности
терапевтических услуг (о чем мы говорили в главе 6), клинические исследователи нередко забывают спросить о мнении потребителей по этому вопросу. Впоследствии, в 1995 г., Consumer Reports задался целью ответить исключительно на этот вопрос, разослав опросные листы своим читателям в Соединенных Штатах (CR, 1995). Результаты этого опроса, судя по всему, указывают на то, что большинство людей, которых лечат хорошо подготовленные терапевты, находит это полезным. В действительности почти 9 из 10 из всех опрошенных 4100 людей, обращавшихся за помощью к терапевтам, ответили, что психотерапия им помогла. Примерно 43% из выборки сочли, что терапия «помогла весьма значительно», а 44% — что она «в чем-то полезна». Большинство людей, обратившихся услугами, оказались «очень» или «полностью» удовлетворены лечением, а 27% — «достаточно удовлетворены» (CR, 1995; Kotkin, Daviet & Gurin, 1996). К досаде догматических теоретиков и клиницистов, эти результаты, казалось, оставались неизменными применительно к Типам терапии и типам терапевтов (Seligman, 1996), за одним примечательным исключением. Выяснилось, что менее подготовленные и опытные терапевты (не имевшие степени доктора философии или медицины) считались не столь полезными, как более подготовленные терапевты, и потребители их услуг были не так довольны исходом терапевтических переживаний. Кроме того, оказалось, что индивиды, встречавшиеся с подготовленным терапевтом для консультаций на протяжении длительного времени, были удовлетворены больше, чем те, что виделись лишь со своими семейными врачами. Этот момент представляется особенно важным, если помнить, что по расчетам от 50 до 70% визитов к семейным врачам на предмет неопределенных соматических жалоб на самом деле наносится в связи с тем или иным психологическим дистрессом.
Итак, что же означают эти данные? Создается впечатление, что средний потребитель, принявший участие в исследовании Consumer Reports, верил в полезность терапии, и те индивиды, которые повидались с терапевтом, остались вполне удовлетворены (Seligman, 1995). Наверное, не менее важен тот факт, что потребители оценили менее подготовленных супружеских терапевтов (например с дипломом магистра) значительно ниже, чем тех, кто получил высшую подготовку и имел, к примеру, докторскую степень. Из этого можно сделать, в частности, вывод о том, что при обращении за помощью в случае простых и неосложненных проблем, диагноз которых был поставлен опытным и хорошо подготовленным терапевтом и для лечения которых можно воспользоваться лечебным справочником или «шпаргалкой», создается впечатление, будто менее искушенные поставщики услуг способны справиться с этим не хуже, чем специалисты с докторскими степенями (доктора медицины или философии). Однако если психологические проблемы более сложны или тяжелы, то обращение к более сведущему и опытному терапевту докторского уровня может улучшить исход для клиентов и повысить их удовлетворенность лечением (Seligman, 1996). По словам доктора Зелигмана, «7-летний ребенок может управлять одномоторным самолетом в погожий день, но это не означает, что он справится с "Боингом-747" в период шторма» (Seligman, 1996, р. 1077).
Из данных об удовлетворенности заказчиков, полученных в исследовании Consumer Reports, можно сделать еще один любопытный вывод: похоже, что среди людей, откликнувшихся на опрос, способность выбирать тип и продолжительность терапии позитивно повлияла на общее удовлетворение, испытанное людьми. Иначе говоря, возможность выбирать тип терапевта, конкретного терапевта и принимать решение о длительности терапии повышали вероятность того, что потребители терапевтических услуг будут удовлетворены опытом своего лечения. Кроме того, представляется, что общая удовлетворенность потребителя снижается, когда выбор терапии и временных рамок диктуется компаниями управляемого лечения или страховыми компаниями (Seligman, 1996).
На этом этапе нам важно указать на ряд проблем, которыми отмечено исследование Consumer Reports. Во-первых, выборка из 4100 человек, на которую опирается исследование, отражает лишь 2% респондентность; вопросник был направлен 180 000 людей. Эти крайне .малые цифры говорят о том, что большое число людей, получивших терапевтические услуги, предпочли не реагировать на опрос. Может выйти так, что лица, довольные своими результатами, решили ответить, тогда как те, кто остался недоволен, решили не утруждать себя (Nathan, 1998). Хотя эти проблемы нельзя сбрасывать со счетов, исследование Consumer Report действительно показывает важность выведения психотерапевтических изысканий из лаборатории и перевод их в реальный мир практического осуществления. Зелигман (Seligman, 1995) полагает, что подходы, подобные опросу на предмет удовлетворенности, предпринятому Consumer Reports, следует сочетать с хорошо проконтролированным исследованием работоспособности, если мы собираемся предпринять солидное исследование с внешней валидностью и учетом полезности для реального мира. Данные опроса Consumer Reports оказались полезными, но в то же время они указывают на важность дополнительных изысканий в этой области.