Эффективна ли индивидуальная психотерапия для взрослых?
Фундаментальный вопрос звучит так: эффективна ли психотерапия? Тщательный обзор психотерапевтической литературы, проведенный министерством Главного врача США, увенчался уверенным «да» -психотерапия, вне всяких сомнений, эффективна. Говоря словами этого доклада, «для большинства психических расстройств существует ряд методов лечения с хорошо задокументированной действенностью. Вмешательства, вообще говоря, бывают двух типов: это психосоциальные методы — например психотерапия или консультирование, — и психофармакологические методы; эффективнее всего эти методы работают в сочетании» (DHHS, 1999, р. 12). (Краткое резюме доклада см. в Satcher, 2000.) Однако столь позитивное мнение о психотерапии высказывалось не всегда. Для полноты обсуждения нам придется теперь пересмотреть кое-какой материал, вкратце упомянутый в предыдущих главах.
В историческом отношении наиболее цитируемым и озадачивающим обзором исходов психотерапии, который когда-либо был опубликован, является обзор Айзенка (Eysenck, 1952). Этот выдающийся британский психолог сравнил результаты двух исследований с участием невротиков, не получавших лечения, с результатами 24 исследований, в ходе которых невротики получали индивидуальную психотерапию. В группе, не получавшей лечения, были госпитализированные невротики и пациенты, претендовавшие на страховку. В обоих исследованиях 72% пациентов в течение 1-2 лет были сочтены «выздоровевшими» или «со значительным улучшением». Айзенк воспользовался цифрой 72%, чтобы указать на базовую линию для спонтанной ремиссии симптомов без всякой психотерапии. Что касается остальных 24 работ, Айзенк разбил субъектов на такие категории, как «излечился или продемонстрировал значительное улучшение», «продемонстрировал улучшение» или «улучшений нет или прекратил лечиться». Ученый заключил, что улучшение было достигнуто лишь у 44% пациентов, получавших психоанализ, и 64% тех, кто получал какое-то другое лечение. Вывод Айзенка о бесполезности психотерапии вынес клиническим работникам безжалостный приговор, особенно терапевтам фрейдистского толка. Нет нужды говорить, что психологическая и психиатрическая общественность преисполнилась яростью и ужасом и методы Айзенка вызывали многочисленную и ожесточенную критику. Критики указывали на то, что Айзенк пользовался при классификации результатов в группах лечения и контроля соответственными суждениями, и что спонтанную ремиссию в «контрольной группе» можно считать неформальной психотерапией, полученной от врачей и больничного персонала. Но брошенный вызов был слишком жесток и сила его не иссякла.
Ряд обзоров, последовавших за работой Айзенка, продемонстрировали похожие цифры. Те из них, например, где проводился обзор детской терапии (Barrett, Hampe & Miller, 1978; Levitt, 1971), сообщили примерно о двух третях улучшений независимо от наличия терапии. В одной книге (Strupp, Hadley & Gomes-Schwartz, 1977) были изучены 48 исследовательских работ и сообщалось о возможных негативных эффектах у клиентов, получающих психотерапию. Авторы опросили психотерапевтов на предмет подобных пагубных эффектов. Терапевты упомянули утяжеление симптомов, чрезмерную зависимость от терапевта и разочарование в терапии и терапевте. В исследованиях с использованием разнообразных индикаторов — оценок, данных клиентами или терапевтами, или результатов тестирования процент клиентов, демонстрирующих ухудшение, чрезвычайно колебался, и многие работы отличались серьезными изъянами. В одном исследовании, которое сочли безупречным, было выяснено, что негативные эффекты проявились у 3-6% амбулаторных пациентов, страдавших невротическими нарушениями и личностными расстройствами, и эти пациенты лечились у опытных терапевтов; данные показатели сходны с показателями очередников, не получавших лечения вовсе. Авторы говорят, что ухудшение и негативные эффекты действительно случаются, но причины этого нам неизвестны.
В 1980-х гг. стало ясно, что вынести психотерапии окончательный приговор невозможно и что обзор многих работ в этой области должен являть совокупность мнений. Техника, известная как метаанализ, предлагает статистический способ объединения результатов многих разных исследований на заданную тему. Размер эффекта вычисляется статистически для различий между группой лечения и группой контроля или контраста. Техника метаанализа явилась большим шагом вперед в решении проблемы характеристики большого объема исследовательской информации. Мак-Кун (McCoun, 1998, р. 277) констатирует: «Проведение метаанализа часто разоблачает ошибки или сомнительную практику, пропущенные журнальными рецензентами. И метаанализы достаточно эксплицитны, чтобы сомневающийся читатель, оспаривающий выводы метааналитнка, сумел без помех предпринять собственный повторный анализ, добавляя или изымая работы или кодируя новые переменные-модераторы». Подробнее об этом читатель может узнать из статьи Дерлака и Лииси (Durlak & Lipsey. 1991).
В объемном раннем метаанализе психотерапевтических изысканий Смит и ее коллеги (Smith & Glass, 1977; Smith, Glass & Miller, 1980) закодировали детали свыше 400 итоговых исследований и перевели результаты в обычное метрическое исчисление размера эффекта. В своей емкой системе кодирования авторы учитывали проблемы классификации разных видов терапии, клиентов и прочие характеристики. Усредненное для 475 проконтролированных исследований, различие в средствах между группами, получавшими ту или иную психотерапию, и группами контроля, не получавшими лечения, составило 0,85 единиц стандартного отклонения (Smith et al., 1980, p. 85). Интерпретируя эту цифру, авторы утверждают, что состояние среднего индивида, получающего терапию, к ее завершению улучшается больше, чем состояние 80% тех, кому она не проводится. Они также не нашли серьезных доказательств негативного эффекта. В отношении неклинического сопоставления Смит и ее коллеги отметили, что результатом 9-месячного обучения чтению в начальной школе явилось стандартное отклонение лишь в 0,67 единиц — значительно меньше, чем для эффектов психотерапии. Их общее заключение звучит так: «Психотерапия благоприятна; это неизменно и проявляется во многих различных отношениях. Ее выгоды находятся на одном уровне с другими дорогостоящими и неоднозначными вмешательствами, как-то: школьное обучение и медицина. Выгоды, приносимые психотерапией, не вечны, но ничто не вечно под луной» (Smith et al.. 1980, p. 183). При последующем скрупулезном повторном анализе данных Ландман и Доус (Landman & Dawes, 1982) тоже пришли к позитивному заключению о работоспособности психотерапии — соображение, нашедшее отклик в уже упомянутом обзоре Главного врача (DHHS, 1999).
Смит и коллеги (Smith et al., 1980) обратились к ряду других интересных вопросов, в том числе о том, можно ли считать, что одни формы терапии лучше других. Хотя из некоторых анализов следует, что наибольший эффект оказывает когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия и что при определенных проблемах отдельные виды терапии срабатывают лучше других (например, поведенческие подходы при фобиях и тревоге), авторы пришли к общему выводу о том, что «различные типы психотерапии (вербальная или поведенческая, психодинамическая, центрированная на клиенте или систематическая десенсибилизация) по степени своего воздействия мало чем отличаются друг от друга» (р. 184). Примерно в то же время Цейсе, Левинсон и Мунос (Zeiss, Lewinsohn & Munoz, 1979) экспериментировали с разными формами когнитивно-поведенческого лечения депрессии и выяснили, что все они были в равной степени эффективны, после чего заключили, что терапия вела к неспецифическому улучшению самоэффективности. В более недавнее время Уомполд и его коллеги (Wampald et al., 1997) подтвердили «гипотезу Додо», названную так в честь достопамятного забега из «Алисы в стране чудес», где все участники были объявлены победителями, проведя метаанализ, который показал, что у всех методов лечения эффективность одинакова.
Работу Смит и ее коллег можно подвергнуть известной критике. Так, при повторном анализе данных, полученных Смит и коллегами, Ландман и Доус (Landman & Dawes, 1982) выявили изъяны в методиках, результатах и статистике многих работ. Например, они обнаружили, что во многих исследованиях экспериментальные и контрольные группы не были должным образом рандомизнрованы. Они также нашли, что было важно классифицировать проблемы-мишени, чего Смит и ее коллеги не сделали; большая доля работ показала, как можно было ожидать, более позитивные результаты в отношении таких очерченных проблем, как простые фобии и разные виды тревоги, чем в отношении более серьезных синдромов. Интерес к этой статистической процедуре изменился со времени обзора метаанализов психотерапии, выполненного Брауном (Brown, 1987). Самая серьезная проблема заключена в том, что так как нельзя сравнить субъектов, условия и терапевтов, переходя от исследования к исследованию, то выводов о в общем-то равной эффективности различных видов психотерапии делать нельзя; речь идет лишь о сопоставимых размерах эффекта в несопоставимых исследованиях. Действенность любой работы, в конечном итоге, ограничена популяцией, участниками-терапевтами, применявшимися процедурами и сопутствующими обстоятельствами. Общий показатель очень утешителен, однако это не искупает недостатков в методике эксперимента. После того как было показано, что практика суммирования или объединения психотерапевтических исследований имеет своп серьезные ограничения, стало очевидно, что данная отрасль должна рассматривать специфические процессы и конкретные расстройства. Голдфрид, Гринберг и Мармор (Goldfried, Greenberg & Marmor, 1990, p. 671) заявили: «Осмысленно охарактеризовать работоспособность психотерапии можно только в контексте специфических клинических проблем». Итоговые психотерапевтические исследования с умноженной силой сфокусировались на конкретных проблемах. Например, было доложено о значительном прогрессе в отношении панического расстройства с агорафобией при использовании режимов релаксации, переучивания дыханию, когнитивного переструктурирования, имитации панических атак для упражнения в копинге по ходу терапевтической сессии и экспозиции с применением провоцирующих стимулов. Хорошие результаты показали и аналогичные процедуры для генерализованных тревожных расстройств.
Подталкиваемые как научным интересом, так и нажимом со стороны управляемого лечения, психологи и психиатры опубликовали ряд выводов касательно эффективности методов при выборе намеченных терапевтических вмешательств и эмпирически валидизированных методов лечения (см., например Beutler & Clarkin, 1990; DHHS, 1999; Nathan & Gorman, 1998; the Task Force on Promotion and Dissemination of Psychological Procedures, 1995). Так, Task Force перечисляет конкретные проблемы и методы, которые получили эмпирическую поддержку, — в их числе когнитивная терапия депрессии, лечение энуреза, семейное просвещение при шизофрении и применение десенсибилизации при простых фобиях. В своем обзоре посттравматического стрессового расстройства Фоа и Медоуз (Foa & Meadows, 1997) выдвинули для итоговых исследований следующий золотой стандарт: четко определенные симптомы-мишени, надежные и валидные измерения, привлечение слепых оценщиков (лиц, которые не знают, каких пациентов лечили, а каких — нет), тренинг оценщиков, специальное руководство по лечению, непредвзятое распределение в группу лечения и соблюдение лечебных предписаний. Большинство эффективных разновидностей терапии, обнаруживаемое в этих компиляциях, относится к когнитивно-поведенческому типу, так как психологи, придерживающиеся этой ориентации, издавна и привычно проводят научные исследования. Одним упреком здесь может быть то. что даже среди этих исследований большинство было выполнено в контролируемой лабораторной среде, а не в полевых условиях.
Следует также отметить рост числа руководств по психотерапии — руководств, где для исследователей и практиков четко прописано, каким протоколам следовать так. чтобы гарантировать получение пациентами именно того лечения, которое предусматривалось. Было констатировано, что использование подобных руководств гарантирует соответствие методов, применяемых клиницистами, стандартам эмпирически валидизированного лечения (Nathan, 1998) и общим лечебным стандартам. Иначе говоря, эти руководства призваны гарантировать применение надлежащих техник, и они пытаются исключить бесполезную вариативность, вытекающую из таких клинических факторов, как ошибочные клинические суждения и разница в подготовке. Люборски и Де Рубе (Luborsky & DeRubeis, 1984) назвали использование лечебных справочников «малой революцией» в стиле психотерапевтического исследования, и за последние годы эти пособия брали на вооружение все чаще и чаще. Впоследствии количество аннотированных списков расписанных методов психотерапевтического лечения стало поистине огромным: например, то, что содержится в книге Sourcebook of Psychological Treatment Manuals for Adult Disorders (Van-Hasselt & Hersen, 1996). Такие подходы были сочтены особенно эффективными при работе с очевидными проблемами малой выраженности. На деле получается, что когда руководствами пользуются парапрофессионалы и терапевты со степенью магистра, имея в прицеле не слишком выраженные проблемы, эти пособия окалываются не менее эффективными, чем в случаях, когда ими пользуются клиницисты с докторской степенью (Rae, Worchel & Brunnquell, 1995).
Вопреки всеобщему восторгу, применение справочных материалов натолкнулось и на серьезную критику. Гарфилд (Garfield, 1996) поднимает вопрос внешней валидности. Точнее говоря, с учетом того обстоятельства, что большинство таких справочников и руководств разработано и получило характеристику в обстановке исследования, способность среднего клинициста применять эти техники, не оперируя ресурсами, доступными для ученого-исследователя, вызывает сомнения. Этому сродни и проблема сверх упрощения. Когда ученые-исследователи разрабатывают руководства для применения в работе с гомогенизированными выборками, их пособиям не удается отразить сложность интеракций между клиентами и клиницистами (Kazdin, 1991a, 1991b), и сложности, предъявляемые диагностической коморбидностью (наличием у пациента более одного диагноза). Вопрос, к примеру, мог бы звучать так: насколько поможет руководство в терапии брачной пары, если жена удовлетворяет диагностическим критериям депрессии и пограничного личностного расстройства, а муж — критериям антисоциального личностного расстройства и к тому же злоупотребляет наркотиками? При всем существующем несовершенстве предпринимаются постоянные попытки сделать опирающийся на пособия подход более валидным, и эти усилия могут увеличить широту применения эмпирически валидизированных методов лечения (Nathan, 1998).
Из-за огромного числа психологических расстройств и способов их лечения работа по отысканию и выполнению более добротных исследований остается важной, но недостаточной. Еще одну трудность представляет задача по выведению исследований за пределы клинической лаборатории, где как раз и проводятся едва ли не все изыскания, и по переводу их в реальные жизненные ситуации клиентов и пациентов, которые подразумевают тот или иной культурный контекст (Sue & Sundberg, 1996). Практикующие психологи должны следить за обзорами исследований в области психотерапии, изменения поведения и консультирования, а ученым и исследователям необходимо основательно познакомиться с реальным миром, в котором осуществляется психотерапия.