ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – ВАРИАТИВНОСТЬ И УНИФИЦИРОВАННОСТЬ

Термин психотерапия в буквальном смысле означа­ет лечение или услужение психе (сознанию, духу жизни). В докладе Главного врача США психотера­пия определена как «учебный процесс, в ходе кото­рого профессионал по охране психического здоровья стремится помочь индивидам, имеющим психиче­ские paccTpoiicTBa и проблемы с психическим здоро­вьем» (DHHS, 1999, р. 65). Если бы вы справились с тезаурусом психологических терминов, то наверня­ка нашли бы массу синонимов, включая консульти­рование, терапию, лечение, вмешательство, трени­ровку и т. д. Психотерапевтические службы обычно призваны устранять проблемы и укреплять психи­ческое здоровье индивида, обращающегося за услу­гами. Но что мы понимаем под термином психиче­ское здоровье? Последняя статья-ориентир, опубли­кованная службой Главного врача США, определяет психическое здоровье так:

Успешное исполнение умственных функций, приводя­щее к продуктивной деятельности, реализация отноше­ний с другими людьми и способность адаптироваться к изменению и преодолевать невзгоды; с раннего дет­ства и до поздних лет жизни психическое здоровье вы­ступает трамплином для мышления и навыков комму­никации, научения, эмоционального развития, спо­собности к восстановлению и самоуважению (DHHS, . 1999, р. 12).

В профессиональной и научной литературе было описано более 400 типов психотерапии для взрос­лых, в прицеле которых более 300 типов аномально­го поведения (Kazdin, 1995). Несмотря на огромное количество разного рода индивидуальной терапии, существующей на сегодняшний день, все формы психотерапии подразумевают какого-то рода инте­ракцию и взаимообмен. Из этих терминов прямо сле­дует, что данные процессы могут быть по характеру вербальными и невербальными и что все они требу­ют участия человека, ищущего помощи, и специаль­но обученного профессионала, который оказывает необходимые услуге. Кроме того, из данных терми­нов ясно следует, что процесс по самой своей при­роде окрашен сотрудничеством: клиент и клиницист совместно устанавливают цели и разрабатывают стратегии для удовлетворения этих целей. Терапев­тические цели могут включать в себя сокращение трудностей, связанных с неадекватными путями мышления, манерой реагировать на ситуации, эмо­циональными проблемами и трудностями, касающи­мися окружающих людей и среды, но ни в коем слу­чае не ограничиваться этим.

В ходе индивидуальной психотерапии, независи­мо от подхода к оказанию помощи или используе­мой теоретической перспективы, клиницисты долж­ны выполнять три основные задачи: выслушивать, понимать и реагировать. Мы рассмотрим каждую задачу поочередно. Во-первых, клиницист должен выслушивать клиента. Часто люди, обращающиеся к терапевтам за помощью, ошибочно полагают, буд­то терапевт начнет осуждать их или перепрыгнет к выводам о том, как «уладить» их проблемы, еще не поняв фактического смысла или важности пробле­мы. Многие из тех, кто ищет помощи, ошибочно ду­мают: «Я совершенно одинок, ни с кем другим ниче­го подобного раньше не происходило, — наверное, помочь мне просто невозможно». Клиницист, явля­ющийся эффективным слушателем, «услышит» тре­воги и заботы пациента и примется составлять ги­потезы о возможных целях и планах действия. Иначе говоря, терапевты должны выслушать клиен­та, чтобы затем пользоваться техниками, которые предлагают их конкретные теоретические воззрения.

Следующая важная задача эффективного тера­певта — понимание проблем, затруднений и забот, поднимаемых обратившимся за помощью челове­ком. На этом этапе терапевты обычно укладывают собранную информацию в структуру координат, заданную выбранными терапевтическими методом и стилем. Как говорилось в главах, посвященных оценке, хорошие клиницисты используют предо­ставленную клиентом информацию и выводы, кото­рые они делают из этой информации, чтобы выпол­нить очередную задачу — в той или иной манере отреагировать. Клинические реакции могут состо­ять из вопросов, размышлений, резюмирования, интерпретаций или директив. Однако даже самые недирективные клиницисты хоть как-то, но реагиру­ют на боль и страдания, с которыми приходят к ним клиенты и пациенты.

Все до сих пор описанные процессы происходят в контексте «терапевтических отношений», которые развиваются между клиентом и поставщиком клини­ческих услуг. При обеспечении клинических услуг типичный клиницист руководит здоровым развити­ем этих отношений рядом способов. Во-первых, как говорилось в главе 3, этичный терапевт задает тон уважения и заботы, оговаривая, что обе стороны (клиент и терапевт) понимают причины их встреч, цели отношений, рамки отношений, а также возмож­ный риск и исходы (информированное согласие). Иными словами, терапевт делает все, чтобы клиент уразумел потенциальные плюсы участия в терапии, «работу» терапевта и ограничения психотерапии и психотерапевтических отношений. Многие виды те­рапии начинаются с заключения между клиници­стом и клиентом контракта — процесс, который

стремится придать клиенту полномочия активного участника терапии. Наконец, не менее важно и то как влияют на развитие терапевтических отношении личные и профессиональные качества терапевтов и личные особенности клиентов: особенности терапев­та и клиента обсуждаются далее в этой главе.

Наши рекомендации