ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – ВАРИАТИВНОСТЬ И УНИФИЦИРОВАННОСТЬ
Термин психотерапия в буквальном смысле означает лечение или услужение психе (сознанию, духу жизни). В докладе Главного врача США психотерапия определена как «учебный процесс, в ходе которого профессионал по охране психического здоровья стремится помочь индивидам, имеющим психические paccTpoiicTBa и проблемы с психическим здоровьем» (DHHS, 1999, р. 65). Если бы вы справились с тезаурусом психологических терминов, то наверняка нашли бы массу синонимов, включая консультирование, терапию, лечение, вмешательство, тренировку и т. д. Психотерапевтические службы обычно призваны устранять проблемы и укреплять психическое здоровье индивида, обращающегося за услугами. Но что мы понимаем под термином психическое здоровье? Последняя статья-ориентир, опубликованная службой Главного врача США, определяет психическое здоровье так:
Успешное исполнение умственных функций, приводящее к продуктивной деятельности, реализация отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменению и преодолевать невзгоды; с раннего детства и до поздних лет жизни психическое здоровье выступает трамплином для мышления и навыков коммуникации, научения, эмоционального развития, способности к восстановлению и самоуважению (DHHS, . 1999, р. 12).
В профессиональной и научной литературе было описано более 400 типов психотерапии для взрослых, в прицеле которых более 300 типов аномального поведения (Kazdin, 1995). Несмотря на огромное количество разного рода индивидуальной терапии, существующей на сегодняшний день, все формы психотерапии подразумевают какого-то рода интеракцию и взаимообмен. Из этих терминов прямо следует, что данные процессы могут быть по характеру вербальными и невербальными и что все они требуют участия человека, ищущего помощи, и специально обученного профессионала, который оказывает необходимые услуге. Кроме того, из данных терминов ясно следует, что процесс по самой своей природе окрашен сотрудничеством: клиент и клиницист совместно устанавливают цели и разрабатывают стратегии для удовлетворения этих целей. Терапевтические цели могут включать в себя сокращение трудностей, связанных с неадекватными путями мышления, манерой реагировать на ситуации, эмоциональными проблемами и трудностями, касающимися окружающих людей и среды, но ни в коем случае не ограничиваться этим.
В ходе индивидуальной психотерапии, независимо от подхода к оказанию помощи или используемой теоретической перспективы, клиницисты должны выполнять три основные задачи: выслушивать, понимать и реагировать. Мы рассмотрим каждую задачу поочередно. Во-первых, клиницист должен выслушивать клиента. Часто люди, обращающиеся к терапевтам за помощью, ошибочно полагают, будто терапевт начнет осуждать их или перепрыгнет к выводам о том, как «уладить» их проблемы, еще не поняв фактического смысла или важности проблемы. Многие из тех, кто ищет помощи, ошибочно думают: «Я совершенно одинок, ни с кем другим ничего подобного раньше не происходило, — наверное, помочь мне просто невозможно». Клиницист, являющийся эффективным слушателем, «услышит» тревоги и заботы пациента и примется составлять гипотезы о возможных целях и планах действия. Иначе говоря, терапевты должны выслушать клиента, чтобы затем пользоваться техниками, которые предлагают их конкретные теоретические воззрения.
Следующая важная задача эффективного терапевта — понимание проблем, затруднений и забот, поднимаемых обратившимся за помощью человеком. На этом этапе терапевты обычно укладывают собранную информацию в структуру координат, заданную выбранными терапевтическими методом и стилем. Как говорилось в главах, посвященных оценке, хорошие клиницисты используют предоставленную клиентом информацию и выводы, которые они делают из этой информации, чтобы выполнить очередную задачу — в той или иной манере отреагировать. Клинические реакции могут состоять из вопросов, размышлений, резюмирования, интерпретаций или директив. Однако даже самые недирективные клиницисты хоть как-то, но реагируют на боль и страдания, с которыми приходят к ним клиенты и пациенты.
Все до сих пор описанные процессы происходят в контексте «терапевтических отношений», которые развиваются между клиентом и поставщиком клинических услуг. При обеспечении клинических услуг типичный клиницист руководит здоровым развитием этих отношений рядом способов. Во-первых, как говорилось в главе 3, этичный терапевт задает тон уважения и заботы, оговаривая, что обе стороны (клиент и терапевт) понимают причины их встреч, цели отношений, рамки отношений, а также возможный риск и исходы (информированное согласие). Иными словами, терапевт делает все, чтобы клиент уразумел потенциальные плюсы участия в терапии, «работу» терапевта и ограничения психотерапии и психотерапевтических отношений. Многие виды терапии начинаются с заключения между клиницистом и клиентом контракта — процесс, который
стремится придать клиенту полномочия активного участника терапии. Наконец, не менее важно и то как влияют на развитие терапевтических отношении личные и профессиональные качества терапевтов и личные особенности клиентов: особенности терапевта и клиента обсуждаются далее в этой главе.