Психологи, специализирующиеся в охране здоровья детей: педиатрическая психология и педиатрическая нейропсихология

Двумя относительно новыми областями, занимаю­щимися здоровьем детей в сфере детской психоло­гии, являются педиатрическая психология и педиат­рическая нейропсихология.

Педиатрическая психология

Педиатрическая психология определяется как междис­циплинарная область, касающаяся отношения физи­ческого, когнитивного, социального и эмоционально­го функционирования и развития к здоровью и болез­ням детей, подростков и семей (из титульных данных Journal of Pediatric Psychology, 2000, vol. 25, p. 6).

Педиатрическая психология зародилась в середи­не 1960-х гг. Термин педиатрическая психология был введен Райтом (Wright, 1967) в революционной ста­тье, где были сформулированы рекомендации на бу­дущее для данной отрасли. Специальность педиат­рической психологии была создана потому, что средства педиатрической медицины и клинической детской психологии были не в состоянии справить­ся с трудностями проблем детского возраста в задан­ных системах координат (Roberts & McNeal, 1995). Педиатрическая психология быстро превратилась в специализированную отрасль в составе детской пси­хологии со своей собственной организацией — Об­ществом педиатрической психологии — и собствен­ным журналом —Journal of Pediatric Psychology. Со­вет представителей Американской ассоциации психологов (АРА) направил Обществу педиатричес­кой психологии предложение стать 54-м подразде­лением ААП. Из этого действия вытекает признание педиатрической психологии жизненно важной обла­стью помощи детям с целым рядом соматических и психологических потребностей.

Педиатрические психологи часто работают в ме­дицинской среде — педиатрических клиниках и больницах, занимаясь детьми как с соматическими заболеваниями, так и с теми, у кого есть связанные с развитием, поведенческие или эмоциональные про­блемы. Педиатрический психолог работает в режи­ме консультаций с медицинским персоналом по по­воду контроля над болью, копинга при хронических заболеваниях, санитарного просвещения, ведения таких болезней, как диабет; участвует в семейном просвещении и поддержке и предотвращает разви­тие вторичных эмоциональных проблем, которыми сопровождается выставление диагноза соматическо­го заболевания. Например, педиатрический психо­лог может помочь педиатру повысить калорийность рациона ребенка, у которого диагностирована за­держка роста. Психолог должен обследовать ребен­ка и семью и разработать поведенчески ориентиро­ванный план кормления.

Педиатрическая психология требует специализи­рованной подготовки и раннего знакомства с той уникальной ролью, которую играет в медицинской среде психология. Подготовка по педиатрической психологии может происходить на разных уровнях, как то: в составе программ для выпускников, интер­натур и стипендий после получения докторской сте­пени. Дротар (Drotar, 1998) призвал к разработке и описанию более специализированной подготовки на всех уровнях в связи с документально подтвержден­ной потребностью в таких программах (La Greca, Stone, Drotar & Maddux, 1988). Тренинг должен фо­кусироваться на краткосрочном лечении, поведен­ческих вмешательствах, сотрудничестве, постоянной оценке и сборе данных, а также на методах профи­лактики.

В педиатрической психологии есть три основных аспекта — эволюционный подход, всесторонний и не­прерывный сбор данных на основе опенки и поведен­ческий лечебный подход (Harper, 1997). Нормальное развитие считается точкой отсчета для клинической концептуализации и вмешательства с особенным вни­манием к тому, как проблемы медицинского характе­ра воздействуют на детей но ходу развития. Стандар­тизированные протоколы оценки используются для сбора информации о поведении ребенка и как сред­ство мониторинга лечения. Процесс сбора, анализа и характеристики данных — одна из уникальных фун­кций психологии в медицинской среде (Harper, 1997). Поведенческий акцент позволяет психологам полу­чить представление о функции такого поведения, как нарушение режима, и лечить нарушения при помощи последовательного, эмпирически обоснованного под­хода. Поведенческие и психосоциальные вмешатель­ства были в числе самых эффективных подходов к ле­чению детских соматических расстройств (см., напри­мер: Howe & Walker. 1992; Satin, La Greca, Zigo & Skyler, 1989).

Подобно многим областям психологии, педиатри­ческая психология претерпевает изменения в силу реформы здравоохранения и сокращения его ресур­сов. Психологи должны выйти за рамки сосредото­чения на психическом здоровье и влиться в систему оздоровления в более широком смысле. Если меня­ются условия здравоохранения, то должен меняться и педиатрический психолог. Современной тенденци­ей является движение в сторону модели общего ле­чения взамен специализации, и Харпер (Harper, 1997) полагает, что педиатрические психологи дол­жны быть «не просто пони с одним трюком в запа­се», обладая многими навыками в дополнение к одной-двум областям узкой специализации. Кроме того, педиатрические психологи должны владеть и другими ролями: например, вести больных с целью поддержания коммуникации между семьями, шко­лами и агентствами социальных услуг.



Наши рекомендации