Психологи, специализирующиеся в охране здоровья детей: педиатрическая психология и педиатрическая нейропсихология
Двумя относительно новыми областями, занимающимися здоровьем детей в сфере детской психологии, являются педиатрическая психология и педиатрическая нейропсихология.
Педиатрическая психология
Педиатрическая психология определяется как междисциплинарная область, касающаяся отношения физического, когнитивного, социального и эмоционального функционирования и развития к здоровью и болезням детей, подростков и семей (из титульных данных Journal of Pediatric Psychology, 2000, vol. 25, p. 6).
Педиатрическая психология зародилась в середине 1960-х гг. Термин педиатрическая психология был введен Райтом (Wright, 1967) в революционной статье, где были сформулированы рекомендации на будущее для данной отрасли. Специальность педиатрической психологии была создана потому, что средства педиатрической медицины и клинической детской психологии были не в состоянии справиться с трудностями проблем детского возраста в заданных системах координат (Roberts & McNeal, 1995). Педиатрическая психология быстро превратилась в специализированную отрасль в составе детской психологии со своей собственной организацией — Обществом педиатрической психологии — и собственным журналом —Journal of Pediatric Psychology. Совет представителей Американской ассоциации психологов (АРА) направил Обществу педиатрической психологии предложение стать 54-м подразделением ААП. Из этого действия вытекает признание педиатрической психологии жизненно важной областью помощи детям с целым рядом соматических и психологических потребностей.
Педиатрические психологи часто работают в медицинской среде — педиатрических клиниках и больницах, занимаясь детьми как с соматическими заболеваниями, так и с теми, у кого есть связанные с развитием, поведенческие или эмоциональные проблемы. Педиатрический психолог работает в режиме консультаций с медицинским персоналом по поводу контроля над болью, копинга при хронических заболеваниях, санитарного просвещения, ведения таких болезней, как диабет; участвует в семейном просвещении и поддержке и предотвращает развитие вторичных эмоциональных проблем, которыми сопровождается выставление диагноза соматического заболевания. Например, педиатрический психолог может помочь педиатру повысить калорийность рациона ребенка, у которого диагностирована задержка роста. Психолог должен обследовать ребенка и семью и разработать поведенчески ориентированный план кормления.
Педиатрическая психология требует специализированной подготовки и раннего знакомства с той уникальной ролью, которую играет в медицинской среде психология. Подготовка по педиатрической психологии может происходить на разных уровнях, как то: в составе программ для выпускников, интернатур и стипендий после получения докторской степени. Дротар (Drotar, 1998) призвал к разработке и описанию более специализированной подготовки на всех уровнях в связи с документально подтвержденной потребностью в таких программах (La Greca, Stone, Drotar & Maddux, 1988). Тренинг должен фокусироваться на краткосрочном лечении, поведенческих вмешательствах, сотрудничестве, постоянной оценке и сборе данных, а также на методах профилактики.
В педиатрической психологии есть три основных аспекта — эволюционный подход, всесторонний и непрерывный сбор данных на основе опенки и поведенческий лечебный подход (Harper, 1997). Нормальное развитие считается точкой отсчета для клинической концептуализации и вмешательства с особенным вниманием к тому, как проблемы медицинского характера воздействуют на детей но ходу развития. Стандартизированные протоколы оценки используются для сбора информации о поведении ребенка и как средство мониторинга лечения. Процесс сбора, анализа и характеристики данных — одна из уникальных функций психологии в медицинской среде (Harper, 1997). Поведенческий акцент позволяет психологам получить представление о функции такого поведения, как нарушение режима, и лечить нарушения при помощи последовательного, эмпирически обоснованного подхода. Поведенческие и психосоциальные вмешательства были в числе самых эффективных подходов к лечению детских соматических расстройств (см., например: Howe & Walker. 1992; Satin, La Greca, Zigo & Skyler, 1989).
Подобно многим областям психологии, педиатрическая психология претерпевает изменения в силу реформы здравоохранения и сокращения его ресурсов. Психологи должны выйти за рамки сосредоточения на психическом здоровье и влиться в систему оздоровления в более широком смысле. Если меняются условия здравоохранения, то должен меняться и педиатрический психолог. Современной тенденцией является движение в сторону модели общего лечения взамен специализации, и Харпер (Harper, 1997) полагает, что педиатрические психологи должны быть «не просто пони с одним трюком в запасе», обладая многими навыками в дополнение к одной-двум областям узкой специализации. Кроме того, педиатрические психологи должны владеть и другими ролями: например, вести больных с целью поддержания коммуникации между семьями, школами и агентствами социальных услуг.