Стойкость детских расстройств
Когда родители или бабушки и дедушки описывают поведенческие проблемы детей, нередко можно услышать, что «у ребенка сложный период» и что «он его перерастет». По данным лонгитюдных исследований, некоторые проблемы развития специфичны для определенного возраста и со временем исчезают (Garbcr, 1984), что эмпирически подтверждает данное народное верование. Одним из важнейших вопросов детской психопатологии является установление того, какими считать проблемы ребенка — временными, безобидными фазами или аномальными и патологическими. У этого вопроса есть три аспекта: а) каков континуум между расстройствами с дебютом в детстве и взрослыми-расстройствами; б) сколько времени должен продержаться поведенческий паттерн, чтобы считаться патологическим: в) сколько времени он должен продержаться, чтобы вмешательство стало оправданным.
Континуум психопатологии. Традиционно психопатология детского возраста понималась как копия и предшественник аналогично именуемых состояний взрослого возраста. Из литературы по анализу континуума психопатологии от детства до взрослого возраста следует, что паттерн связи между этими двумя возрастными периодами широко варьирует в зависимости от диагностических категорий (Garber, 1984; Rutter, 1988, 1995, 1996).
Существуют расстройства, которые возникают в детстве и персистируют с переходом в зрелость (например, умственная отсталость и аутические расстройства), но есть и другие, которые возникают в детском возрасте и редко наблюдаются у взрослых, например энурез. Почти все случаи антисоциального личностного расстройства у взрослых предваряются детской формой, нарушением поведения, но лишь у половины (примерно) детей с нарушением поведения в зрелом возрасте проявляется антисоциальное личностное расстройство (Moffitt, 1993; Quay. 1986: Rutter, 1988). У детской шизофрении прогноз обычно плохой, но у большинства взрослых шизофреников в детстве не было ни психоза, ни замкнутости (Garber, 1984). И наоборот — около половины больных шизофренией, дебютировавшей во взрослом возрасте, в детстве демонстрировали поведенческий паттерн, отличавшийся социальной чудаковатостью, агрессивное поведение, дефицит внимания и аномалии развития нервной системы (Rutter, 1988). Из большинства детей с эмоциональными проблемами вырастают нормальные взрослые (Garbcr. 1984; Rutter, 1988), а большинство случаев тревожных и депрессивных расстройств дебютирует во взрослом возрасте (Rutter, 1988; Sroufe & Rutter, 1984). Однако в отличие от здоровых представителей контрольной группы, у детей с эмоциональными проблемами удваивался риск психиатрических нарушений в зрелости (Garber, 1984).
Подводя итог, скажем, что в общем и целом специфические паттерны трудностей с приспособлением в детстве не предвещают специфических расстройств у взрослых (Garber, 1984; Rutter, 1988; Sroufe & Rutter, 1984). Однако пространные индикаторы проблем с приспособлением в детстве (например, проблемы в отношениях со сверстниками, антисоциальное поведение и проблемы с успеваемостью) не предвещают отдельных проблем с приспособлением во взрослом возрасте (Sroufe & Rutter, 1984). Следовательно, эволюционные психопатологи настаивают, что в изучении детской психопатологии мы должны пойти дальше категоризации симптомов и включить более емкие идеи адаптации и приспособления.
Продолжительность проблем детского возраста: что означает «слишком долго»? Так как некоторые проблемы с приспособлением имеют возрастной характер и со временем исчезают, важно определиться с нормальным течением и длительностью детских эмоциональных и поведенческих нарушений. Затем, с учетом возраста ребенка и специфики ситуации, мы можем использовать эту информацию в ходе характеристики паттерна поведения ребенка, чтобы установить, нормален ли он. Например, первые два года после развода можно считать периодом кризиса, и дети, особенно мальчики, после развода родителей нередко выказывают поведенческие проблемы (Hetherington, 1988). Однако по истечении двух лет после развода большинство родителей и детей адаптируются и их состояние улучшается (Hetherington, 1988). Следовательно, если бы мать-одиночка привела в клинику 9-летнего сына с жалобами на оппозиционное и непокорное поведение, то было бы важно спросить, сколько времени прошло с момента расставания родителей. Если это произошло недавно и дебют оппозиционного поведения совпал с распадом брака, то его можно было бы счесть «нормальной» приспособительной реакцией, а не симптомом оппозиционного расстройства неповиновения или нарушения поведения.
Продолжительность проблем детского возраста: как скоро нужно вмешаться? Ответ на этот вопрос часто путали с первыми двумя аспектами вопроса о стойкости. Он не обязательно вытекает из них, так как поведенческие или эмоциональные проблемы ребенка не являются прогностическим показателем расстройства у взрослого и могут исчезнуть самостоятельно, а потому вмешательство не будет ни благоприятным, ни полезным.
Например, если речь идет о кризисном периоде после развода, то в это время у детей, как уже говорилось, обычно проявляются паттерны проблемного поведения. Эти поведенческие проблемы могут привести к упадку школьного перформанса и отвержению со стороны сверстников, что повлечет за собой негативные последствия для развития в будущем. Кроме того, в результате разрыва супружеских отношении родители тоже переживают психологический дистресс. Когда ребенок начинает выказывать проблемы, это может усугубить их депрессию и заставить усомниться в собственной родительской компетентности.
Было выяснено, что родительский дистресс связан со срывом родительских навыков (Patterson, 1982). Таким образом, родительский дистресс может усугублять поведенческие проблемы у детей, которые способствуют депрессии у родителей. Поэтому вмешательство по поводу проблемного поведения ребенка может не только минимизировать потенциальный негативный эффект этих действий на школьное и социальное функционирование ребенка, но и облегчить процесс приспособления в семье. Действительно, многие исследователи, занимающиеся подобными вопросами, обнаружили, что побочным эффектом поведенческого родительского тренинга, призванного обеспечить контроль над поведенческими проблемами у ребенка, становится ослабевание депрессии у матери (см., например: Forehand & McMahon, i981). Как заявила в этой ситуации по завершении тренинга мать клиента одного из авторов: «Я снова чувствую себя матерью!» Следовательно, даже если ребенок не выказывает никакого поддающегося диагностике психологического расстройства и вероятно, что со временем родители и ребенок приспособятся к ситуации после развода и без вмешательства, психологическое вмешательство, адресованное ребенку, может все-таки оказаться и уместным, и полезным.
Еще одним поводом к раннему вмешательству являются относительная стабильность ситуации и отдаленные негативные последствия такого проблемного поведения, как агрессия и антисоциальные действия. Без систематического применения эффективных вмешательств 75% из всех маленьких детей с экстернализирующим и деструктивным поведением проходят через предсказуемую последовательность от менее тяжелых проблем с социальной адаптацией (непослушание, истерики) к более тяжелым (драки, воровство) (Quinn & McDougal, 1998). Такт-дети составляют около 6% от популяции, но несут ответственность почти за половину всех преступлений, совершаемых подростками (Conduct Problems Prevention Research Group, 1999).
Предпринимать вмешательства но отношению к данной популяции всегда было трудно и приводило лишь к посредственным успехам (Tharinger & Lambert, 1999). Вмешательства обычно инициируются к концу начальной школы. Эволюционное исследование, в котором описывается траектория, где поведенческие проблемы с ранним дебютом поставлены в пару с ограниченной эффективностью «слишком малых, слишком поздних» вмешательств, показывает настоятельную необходимость в проективном, профилактическом подходе к вмешательству при поведенческих нарушениях (Conduct Problems Research Group, 1999; Sprague & Walker, 2000). Профилактика, основанная на знании развития, и вмешательства, предпринимаемые на ранних этапах, приносят обнадеживающие результаты.