Консультирование по вопросам развития
Многие профессионалы, занимающиеся оказанием помощи людям, предоставляют услуги но решению жизненных проблем, которые не обязательно аномальны или даже не дезадаптивны. Похоже, что многие клиенты нуждаются в том, чтобы им помогли «найти себя», решить, что делать в жизни, испытать переживания, которые позволят им развиваться и добиваться того, чего они способны добиться. Выступая в качестве фасилитатора, способствующего этим усилиям, клинический работник опирается на свои познания в эволюционной, социальной и дифференциальной психологии в большей степени как консультант, нежели как терапевт. Такие услуги часто именуются консультированием, однако это слово неоднозначно, оно уже давно присутствует в обыденном языке и употребляется во многих смыслах. Консультантами могут называть консультантов по туризму, консультантов по капиталовложениям, юридических консультантов и многих других специалистов, не имеющих ничего общего в отношении характера своей деятельности. Стремясь подобрать более удачное наименование для данного типа психологических услуг, мы будем говорить о консультировании по вопросам развития. Его объединяет ряд общих черт с другими техниками вмешательства, но существуют и собственные отличительные особенности, и многих клиницистов можно считать консультантами, а консультантов — клиницистами.
Наиболее явным отличием этого рода психологической деятельности от других специальностей, которые занимают клиницисты, является ее акцент на нормальном развитии и росте. Основное положение этой области консультирования гласит, что жизнь от начала и до конца сопровождается эволюционным прогрессом и что психолог может выполнять функции фасилитатора, помогая развитию клиентов в желаемых направлениях. Леона Тайлер (Tyler, 1960) предложила для такого рода консультирования термин терапия минимальными изменениями. Такая терапия предоставляет поддержку и информацию, способствующую непрерывному личностному росту. Один из аспектов, по которым консультирование по вопросам развития отличается от рассмотренных нами видов психотерапии, состоит в том, что оно предназначено для всех, а не только для людей, имеющих психологические расстройства или проблемы в отношениях с другими членами семьи или партнерами. Людей, обращающихся за консультированием, называют не пациентами, а клиентами. Все мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам трудно решить, что делать, и оказываемся вовлеченными в сложные отношения с другими людьми. Всем нам приходится выбирать карьеру, укреплять свое положение в ней пли менять сферу деятельности при изменении обстоятельств. Каждый из нас сталкивается с, проблемой формирования или отыскания адекватной жизненной философии в рамках организованных религиозных групп либо вне их рамок. Нам представляется, что во всех этих областях направлением, в котором движется наше общество, является все большее и большее усложнение. Не только молодежь, но и пожилые люди, а также люди среднего возраста нередко чувствуют, что заблудились в жизни, не знают, чего хотят и в какую сторону двигаться дальше. Консультирование по вопросам развития может помочь людям справиться с жизнью во все более запутанном окружающем мире.
Концепция нормального развития включает в себя понятие позитивной адаптации к жизненным трудностям и возможностям. Кажется, что в начале XXI в. в целом психология взяла курс на изучение таких позитивных, вознаграждающих эмоций, как счастье, и адаптивных психических состояний, осознав, наконец, что и теория и практика уделяли чересчур много внимания патологии и негативному (см. январский выпуск журнала American Psychologist за 2000 г.). Читатель отметит также некоторое сходство между бихевиористскими идеями о позитивном подкреплении и гуманистическими целями личностного роста и самоактуализации.
Особенностью, отличающей консультирование по вопросам развития от многих других видов терапии, является то, что клиенты продолжают нести полную ответственность за свои решения. Психолог не дает прямых советов, он ничего не предлагает и не планирует за клиентов, хотя в ходе интервью и могут упоминаться возможные варианты дальнейших действий. Это справедливо даже для тех случаев, когда консультирование, как это нередко бывает, выступает в качестве составной части лечения, которое клиенты получают в больницах, психиатрических клиниках и реабилитационных учреждениях. И даже несмотря на то, что лица, страдающие психозами или иными тяжелыми формами психопатологии, могут находиться под присмотром врача, они в то же время являются клиентами, которые сами принимают решения, касающиеся собственной жизни, в ходе общения с консультантом по развитию. С этой особенностью консультирования по вопросам развития согласуется тот факт, что консультационные встречи всегда имеют ограниченную продолжительность. Клиент всегда приходит к консультанту, имея в уме некую цель, пусть даже и расплывчатую, и на решение поставленной задачи изначально отводится достаточное количество сеансов (хотя в ряде случаев в результате участники приходят к тому, что поставленная задача является невыполнимой).
Консультанты по вопросам развития используют гораздо больше типов фактической информации и прибегают к сотрудничеству со значительно большим числом специализированных социальных служб, чем терапевты. Чтобы достойно справиться со своей задачей, им необходимо знать, где следует искать соответствующие источники информации — например если
речь идет об ознакомлении с тенденциями на рынке труда в той или иной области, с возможностями финансирования обучения в колледже или со специальными программами для ветеранов и инвалидов. Для этого необходимо поддерживать контакты с местными социальными агентствами и образовательными учреждениями, располагать информацией о детских садах, яслях, интернатах или автобусных маршрутах. Для таких специалистов полезно иметь возможность порекомендовать клиенту хорошего адвоката по бракоразводным процессам или высококвалифицированного педиатра. Приходится выяснять и подробности, касающиеся условий проживания клиента, его семейной ситуации и округа, в котором он живет, о его прошлом и настоящем, а также о его навыках, способностях и личностных чертах. Деятельность консультанта может пересекаться с деятельностью социальных работников и других специалистов, профессионально помогающих людям. Помощь в случаях проблем с адаптацией требует внимания как к самому адаптирующемуся лицу, так и к той среде, к которой он должен адаптироваться.
До сих пор мы описывали процесс консультирования по вопросам развития — деятельность, осуществляемую при работе с клиентами. Следует отметить, однако, что консультационная психология как профессия представляет собой нечто иное. Она выросла из более узкой сферы деятельности, ранее носившей название профессиональной ориентации. Хотя аспект жизни, связанный с выбором карьеры, и сегодня продолжает оставаться предметом пристального внимания, в последние годы диапазон консультирующей психологии расширился и охватил множество новых сфер, которые прежде невозможно было и представить. Психологи-консультанты делят с клиническими психологами все большее число общих инструментов, среди которых первое место занимают подходы и методы, связанные с когнитивно-бихевиоральным обследованием и вмешательством. Корзини (Corsini, 1989) подсчитал время, уделяемое психотерапевтами и консультантами 9 формам профессиональной активности, к числу которых, в частности, относятся слушание, расспрашивание и интерпретация, и обнаружил, что все эти формы присутствуют в арсенале представителей обеих специальностей, однако терапевты больше времени отводили слушанию, тогда как консультанты больше информировали и объясняли. Вследствие этого сходства имело место неизбежное расширение круга ситуаций, в которых работают сегодня психологи-консультанты. Более того, принимая на работу психологов, некоторые учреждения будут обращать большее внимание на конкретную среду, в которой осуществлялась их подготовка, и на их специализацию, нежели на общие названия их специальностей: клинический или консультационный психолог.