Модуль 7.3. основные принципы и отличительные особенности психодинамической терапии

1. Интрапсихические и бессознательные конфликты занимают центральное место в индивидуальном развитии.

2. Внутренние психические структуры формируют защиты с целью избежания неприятных послед­ствий конфликта; терапевты изучают попытки избегания определенных тем или форм актив­ности, препятствующие терапевтическому про­грессу.

3. Психопатология развивается, главным образом, из переживаний раннего детства.

4. Внутренние репрезентации переживаний орга­низованы вокруг межличностных отношений с другими людьми.

Ожидается, что важные жизненные проблемы и динамика проявятся повторно в отношениях, которые пациент формирует с терапевтом, при­водя к переносу (чувствам, направленным на терапевта) и

5. контрпереносу [чувствам терапев­та в отношении пациента), причем и те и дру­гие могут быть как позитивными, так и негатив­ными.

6. Свободные ассоциации — основной метод вскры­тия внутренних конфликтов и проблем, особенно путем глубинного анализа желаний, сновиде­ний и фантазий.

7. Интерпретации фокусируются на переносе, ме­ханизмах защиты, имеющихся симптомах и на проработке этих проблем.

8. Инсайт, а не только катарсис или выражение чувств, является залогом успеха терапии, или, по меньшей мере, крайне желателен для него.

Источник: Частично основано на общих концепциях и целях, изложенных в работах Фонеги [Fonagy, 1998), а также Блзгиса и Хилзенрота (Blagys S. Hilsenroth, 2OOOJ.

модуль 7.3. основные принципы и отличительные особенности психодинамической терапии - student2.ru аналитические труды ФреЕсли в целом психойда и нельзя сравнивать со священными книгами, то в одном немаловажном отношении сходство действительно есть. И те и другие допускают самые различ­ные интерпретации. Классическая версия психоана­лиза, тесно примыкающая к идеям Фрейда, весьма уязвима в ряде серьезных аспектов, чему не препят­ствуют ни ее почтенный возраст, ни статус. В той степени, в которой психоанализ по сути провозгла­шает детерминизм, которым проникнут весь внут­ренний мир индивида, он мало учитывает другие системы — семью, малые группы, организации и об­щество. Психоанализ имеет тенденцию поощрять в пациентах глубокую поглощенность самими собой. Однако несмотря на его ограниченность, психоана­лизу нужно отдать должное за то новаторство, кото­рым он отличался для своей эпохи, явившись попыт­кой объяснить поведение чисто психологически, не прибегая ни к биологии, ни к демонологии. Главным достоинством психоанализа является его готовность заглянуть в самые темные глубины человеческой природы, рассматривая агрессивные, сексуальные и крайне нетипичные психические феномены как по­вседневные реалии человеческого существования. Обратной стороной медали является недостаток его внимания к позитивным и нормализующим аспек­там личности и развитию навыков, которые позво­ляют человеку адаптироваться к условиям окружа­ющего мира. Многие психологи критиковали Фрей­да за его взгляды в отношении женщин, особенно за его представление о свойственной им врожденной «зависти к пенису». Холт (Holt, 1989, р. 338-344), изучавший психоанализ на протяжении всей своей жизни и будучи старейшим членом этого движения, именует его теорию

громоздкой мешаниной... изобилующей взаимоисклю­чающими гипотезами... После стольких лет работы не­легко признать, сколь мало доказанными являются все без исключения психоаналитические гипотезы, когда эта теория уже выглядит столь ценной с клинической точки зрения, и столь значительная часть интеллекту­ального мира приняла эту клиническую теорию как она есть, целиком, и видит в ней не просто набор любопыт­ных гипотез, но достоверное знание.

Холт указывает на то, что психоанализ и психо­аналитическая традиция используют настолько большое количество понятий и моделей — динами­ческую, топографическую, экономическую и эволю­ционную — что любую мысль или паттерн поведе­ния с ее помощью удается объяснить пост-фактум, но практически ничего не удается предсказать. Мно­гие психоаналитические концепции не поддаются наблюдению и количественной оценке. В своей ре­цензии на книгу о бессознательном Килстром (Kilstrom, 1999, р. 376) заходит настолько далеко, что утверждает следующее: «С научной точки зре­ния, классический фрейдовский психоанализ мертв, и как теория сознания, и как метод лечения». Одна­ко в защиту Фрейда можно привести последний до­вод: он был еще и исследователем, не боявшимся подвергать свои взгляды радикальному пересмотру, когда этого требовали обстоятельства. Наверное, Фрейд был бы немало огорчен последовавшим в дальнейшем окостенением своей теории с перерож­дением ее в ортодоксию. Кроме того, ограниченность ранних психоаналитических воззрений была в зна­чительной мере скорректирована дальнейшими пси­ходинамическими разработками. Как уже говори­лось выше, краткосрочная психодинамическая терапия представляется весьма перспективной.

Чтобы защитить «гильдию» психоаналитиков, в Соединенных Штатах вплоть до последних десяти­летий XX в. существовала практика обучения в психоаналитических институтах лишь лиц, имеющих степень доктора медицины, вопреки открытым воз­ражениям самого Фрейда против подобной дискри­минации (Freud, 1927/50). Фрейд считал, что лицам, не имеющим степени, можно проходить подготовку на «мирских аналитиков» и занимать преподава­тельские или исследовательские должности. Одна­ко претензии, предъявленные психологами к Меж­дународной и Американской ассоциациям психоана­лиза, были удовлетворены в лишь 1989 г. Помимо других мер по либерализации психоаналитического движения, было достигнуто соглашение о квоте на квалифицированных соискателей без медицинского образования, могущих быть допущенными Американской ассоциацией психоанализа к обучению.

Наши рекомендации