Первые ответвления фрейдовского психоанализа — Юнг, Адлер, Хорни и Салливен

ученых. Двумя наиболее значи­мыми фигурами, еще на ранних этапах отколовши­мися от фрейдовского кружка ради создания соб­ственных влиятельных теорий и практических мето­дов, были Юнг и Адлер. Первым отошел от Фрейда швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961). По­жалуй, наиболее значительной Как уже было сказано, идеи Фрейда вдохновили на творчество других заслугой Юнга яви­лось дополнение личного бессознательного идеей о коллективном бессознательном. Основное положе­ние его подхода гласит, что поведение человека в значительной мере управляется врожденными, бес­сознательными идеями и образами, получившими название архетипов. В юнгианском анализе внима­ние заостряется на исследовании сновидений и фан­тазий в силу не только их индивидуального смысла, но и раскрываемых в них культурных и духовных взаимосвязей. Юнгианские аналитики уделяли ос­новное внимание второй половине жизни, когда с приближением смерти поиск смысла начинает при­обретать особую важность. Идеи Юнга получили признание и даже были встречены с энтузиазмом со стороны священнослужителей и религиозно ориен­тированных консультантов. Настойчивые указания Юнга на цель и предназначение человеческой жиз­ни, поиск полноты и завершенности, а также на жаж­ду перерождения были близки целям группового консультирования и групповых семинаров, часто проводившихся под покровительством религиозных структур. Интерес Юнга к другим культурам и их символам оказал глубокое влияние на интерпрета­ции произведений искусства и идеи, касающиеся природы творчества. В сфере психотерапии юнгиан-цы уделяли особое внимание конфликтам между свойственными людям противоположными тенден­циями и присущей им потребности в выражении противоположных сторон своей личности. Юнг разработал первые тесты словесных (вербальных) ассо­циаций, а также понятие о типах и стилях личности. Особенно широкое применение нашла его концеп­ция интроверсии и экстраперсии. Хорошо известный тест, «Индикатор (психологических) типов Майерс-Бригтс» (MBTI, McCaulley, 1981), позволяет класси­фицировать людей по каждой из четырех юнгианских осей: интроверсия-экстраверсия, ощущение-интуиция, чувство-мышление и восприятие-суждение; в резуль­тате чего образуется 16 типов личности (Myers, 1980).

Альфред Адлер (1870-1937). выходец из Австрии, выступал с лекциями по всей территории США. где и обосновался окончательно в начале 1930-х гг. Он полагал, что людьми движут преимущественно соци­альные цели. Холл и Линдсей (Hall & Lindzey, 1978) указывают на то, что ее.™ Фрейд акцентировал роль сексуальных влечений, то Адлер подчеркивал врож­денный социальный интерес (Gemeinschaftsgefuehl), благодаря которому становятся возможными такие феномены, как межличностные отношения, совместная деятельность, предпочтение общего социально­го блага личным эгоистичным интересам и форми­рование социального стиля жизни. Другой крупной заслугой была идея Адлера о креативном «я», отлич­ном от фрейдовского понимания эго, основной фун­кцией которого считалась защита от врожденных инстинктов. Креативное «я» Адлера интерпретиру­ет личный опыт и извлекает из него смысл, способ­ствует нахождению человеком своего места в жизни. Если такие переживания оказываются недоступны­ми, то креативное «я» старается синтезировать их посредством воображения. Одно из рабочих адлерианских понятий известно как фикционный финализм (т. е. представления человека о конечном итоге его жизни и достижений). Если Фрейд выделил в каче­стве детерминант личности такие конституциональ­ные факторы, как инстинкты и ранние детские пе­реживания, то Адлер постулировал в качестве ос­новной мотивационной силы, движущей людьми, ожидания, связанные с будущим. Принципиальная разница между идеями этих психологов заключает­ся в том, что Фрейд верил в причинность* исходя­щую из прошлого, тогда как Адлер приписывал ру­ководящую роль в человеческой жизни представле­нию или образу о его конечном предназначении. Адлер рассматривал людей с точки зрения достиже­ния ими собственных целей. На ранних этапах дея­тельности Адлера им были выдвинуты такие понятия, как чувства неполноценности и усилия, направленные на их компенсацию. Такие понятия в совокупности с представлением о стремлении к конечной цели под­разумевали врожденную, всепоглощающую людс­кую потребность в «достижении высот», которую Адлер назвал стремлением к превосходству или вла­сти. Социальный интерес, опять-таки понимаемый как врожденное качество, резко контрастирует с представлениями Фрейда об эгоистических интере­сах. Как же Адлер сводит все эти идеи воедино в по­пытках понять природу индивида? Из основных компонентов его системы вытекает введенное им понятие о стиле жизни. Сегодня мы можем прибег­нуть к компьютерной аналогии и рассматривать жизненный стиль как главную программу (операци­онную систему), заведующую выбором и функцио­нированием всех прочих программ. Идеи Адлера, как и Юнга, приобрели всемирное влияние. В США Рудольф Дрейкурс (1897-1972), после переезда в Чикаго приблизительно в 1940 г., развил сформиро­вавшийся на поздних этапах интерес Адлера к вос­питанию детей, родительскому тренингу и профи­лактике психических заболеваний. Он много высту­пал с лекциями и способствовал основанию по всей стране групповых клиник для детей и родителей. Дрейкурс подчеркивал возможности анализа семей­ных интеракций и влияние очередности рождения детей на их семейные роли.





Карен Хорни (1885-1952) родилась в Германии и в 1932 г. эмигрировала в Соединенные Штаты. Она оспорила многие концепции Фрейда, хотя и сохра­нила многие из них, такие как психический детер­минизм, бессознательную мотивацию и эмоциональ­ные мотивы. Ее причисляют к авангарду современных психодинамических мыслителей. Хорни была убеждена, что психоанализ должен перерасти огра­ничения, навязанные его инстинктивистским и ге­нетическим характером. Хорни считала, что нару­шения в сфере человеческих взаимоотношений, особенно в раннем детстве, как правило, вызывают базальную тревогу. Различные попытки преодоле­ния базалыюй тревоги, изоляции и беспомощности могут проявиться в форме невротических потребно­стей, которые являются невротическими потому, что представляют собой иррациональные способы решения базальных проблем. Согласно Хорни. не­вротические потребности — например чрезмерная потребность в партнере, могущем взять на себя контроль над индивидом, — обычно присутствуют у людей, боящихся остаться в одиночестве. Позднее Хорни сгруппировала невротические потребности в соответствии с тремя основными ориентациями: а) движение к людям — например потребность в любви; б) движение от людей — например потреб­ность в независимости; в) движение против людей — например потребность во власти. По ее мнению, внутренних конфликтов, проистекающих из невро­тических потребностей, можно избежать или разре­шить их, если воспитывать человека в атмосфере любви, безопасности и доверия. В отличие от Фрей­да и Юнга, Хорни не считала, что конфликты изна­чально заложены в человеческой природе.

Гарри Стэк Салливен (1892-1949), американский современник Хорни, получил медицинское и психо­аналитическое образование, однако также во многом следовал традиции Чикагского института социоло­гии, находясь под сильным влиянием интерперсо­нальных и интеракционистских воззрений на пове­дение человека и человеческие проблемы. Согласно Салливену, личность является отражением совокуп­ности всех связанных с межличностными отношени­ями мыслей и паттернов поведения, а не самостоя­тельной сущностью. Салливен соглашался с Фрей­дом, признавая существование четкой и достаточно строго фиксированной последовательности стадий развития, но уделял значительно большее внимание социальным переменным, чем конституциональным и инстинктуальным. Предложенные им стадии ин­дивидуального развития охватывали намного боль­шую часть периода жизни человека, чем стадии развития по Фрейду. По отношению к западному обществу он выделял а) младенчество; б) детство; в) ювенильный период; г) доподростковый возраст и д) поздний подростковый возраст, за которым на­ступает е) зрелость. Он выдвинул ряд задач, харак­терных для каждой стадии, обращая особое внима­ние на роль в процессе развития, которую играют близкие и тесные отношения между молодыми людьми (сначала одного пола, а затем противопо­ложного). Являясь практикующим клиницистом, Салливен проделал огромную работу по интервью­ированию клиентов, активно преподавал и стимули­ровал появление многочисленных исследований. Его книга «Психиатрическое интервью» (Sullivan, 1954) является классическим трудом в данной обла­сти психиатрии. Последними достижениями в интерперсональнои терапии, о которых речь пойдет ниже, мы во многом обязаны идеям Салливена.

Итак, мы можем сказать, что Адлер, Фромм, Хор-ни и Салливен дополнили психодинамические пред­ставления ключевыми социальными измерениями. Хотя идеи всех четверых психоаналитиков явно про­тивостоят доктринам Фрейда, делающим акцент на инстинктах и неизменности человеческой природы, ни один из них не занял сугубо энвайронменталистскую позицию, согласно которой индивидуальная личность является всего лишь порождением соци­ального и физического окружения. Все четверо стре­мились к равновесию между сугубо психологиче­ским и сугубо социальным, однако в дебатах о роли наследственности и окружающей среды они больше склонялись к преобладанию последней. В терапии они продолжали применять техники, сходные со сво­бодными ассоциациями, и признавали важность бес­сознательного. Поток творческих идей, вызванный к жизни Зигмундом Фрейдом, — идей, защищающих его теорию, опровергающих ее, либо альтернативных ей — все еще не иссякает.

Наши рекомендации