Психотерапия и консультирование
Эта глава открывает серию глав, посвященных психологическим методам лечения. Вслед за ней мы обсудим лечение детских расстройств, патологии зрелого и пожилого возраста, а затем обратимся к более крупным (межличностным) системам. В настоящей главе мы сначала рассмотрим, что понимается под психологическим вмешательством и терапией. Мы будем опираться на материал, уже коротко рассмотренный в главе 3 и касающийся целей и планов вмешательства и терапевтических контрактов, после чего подробнее коснемся основных теорий, упомянутых в конце главы 2. После подробного знакомства с идеями и процессами, находящими применение в большинстве разновидностей терапии, мы рассмотрим сходство, существующее между разными подходами, и обсудим тему психологического консультирования.
ПРИРОДА И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ТЕРАПИИ
Почему мы используем термин вмешательство? Хотя в данной главе мы будем говорить главным образом о психотерапии, нам следует помнить, что
любой профессиональный контакт содержит элементы вмешательства. Как уже говорилось в главе 3, под вмешательством, intervening (от латинского слова, означающего «встревать (вступать) между»), понимаются попытки в том или ином отношении изменить человеческую жизнь. Эти изменения могут быть крупными и мелкими, негативными и позитивными. Иногда этот термин имеет негативный оттенок, подразумевая вторжение в личную жизнь индивида. Людей, занимающихся профессиональной помощью людям, объединяет общее благородное намерение приложить все силы к тому, чтобы способствовать благополучию своих клиентов и прежде всего не навредить. На профессионалах также лежит обязанность оценивать эффективность различных форм вмешательства и развивать наиболее эффективные из них. Психолог может предпринимать вмешательство самыми различными способами. Рассмотрим следующие ситуации.
Мать, охваченная истерикой, звонит но горячей телефонной линии и просит помочь успокоить орущего ребенка. Консультант по кризисным ситуациям начинает спокойно беседовать с ней, мать успокаивается и соглашается перезвонить через час. В конце дня курирующий работу консультанта навещает кризисный центр и разбирает с консультантом все случаи, произошедшие за день.
Девушка-подросток заходит в клинику и обращается к работающему на некоммерческой основе психолог,', желая обсудить, как быть с беременностью: сделать аборт или все рассказать маме и отдать ребенка на усыновление. Специалист помогает девушке встречается в тюрьме с заключенным, который в начале их контакта озлоблен, подавлен и необщителен. После второй встречи заключенный соглашается пройти несколько тестов. По окончании тестирования он говорит, что чувствует себя лучше, хотя никакой формальной психотерапии не проводилось.
Консультант при колледже беседует с новичком о выборе профессии. После вступительной дискуссии учащийся выполняет тест профессиональных интересов, а затем вместе с консультантом анализирует его результаты и показатели своей успеваемости. Он так и не приходит к окончательному решению, тем не менее после беседы он начинает намного лучше представлять себе имеющиеся у него возможности.
В День выбора профессии психолог проводит беседу с учащимися средней школы. Некоторые ученики решают посвятить свою жизнь психологии.
Родители убеждают свою испытывающую глубокую депрессию дочь побеседовать со священником, который прошел подготовку в области психологического консультирования.
Психолог, работающий в небольшом частном учреждении, договаривается по телефону о (первичной, предварительной) встрече с человеком, проявляющим признаки сильнейшей тревоги.
Психолог встречается с новым больным в психиатрическом отделении, чтобы приступить к серии тестов для определения характера и степени тяжести его расстройства.
Военного психолога привлекают к «психологическому вскрытию» лица, предположительно убившего нескольких человек, а затем покончившего с собой. Задача специалиста заключается в том. чтобы разобраться в обстоятельствах смерти 35-летнего военного, который, как считают, убил жену, двоих детей и себя, когда выяснил, что его жена завела через Интернет «виртуальный роман» с женщиной.
Работая консультантом при психиатрическом лечебном заведении, психолог разрабатывает программу тренинга базовых социальных навыков для регрессирующих шизофреников, находящихся на стационарном лечении.
Психолог, сотрудник крупного полицейского департамента, проводит сеансы ролевых игр с целью помочь полиции научиться справляться со случаями бытового насилия. Сеансы предназначены для «тренеров тренинга»; это означает, что по завершении тренинга специально отобранные полицейские самостоятельно будут проводить программы тренинга в полицейских участках по всему городу.
Во всех перечисленных случаях люди вступали в контакт с профессионалом (или с лицом, прошедшим подготовку у профессионала) с целью решения своих личных проблем или избавления от эмоционального дистресса, после чего их представления о себе и об окружающем мире, а нередко и их дальнейшее поведение претерпевали те или иные изменения.
В этом смысле можно говорить о том, что имело место вмешательство. Первые встречи с клиентами или потенциальными клиентами особенно важны, поскольку они способны предопределить отношение клиента к лицу, оказывающему помощь, и к ситуации, в которой эта помощь оказывается. Как указывалось в предыдущих главах, методы оценки, применяемые психологом, во многих случаях оказывают влияние и на восприятие пациентами самих себя. Какое же место занимает психотерапия среди этих форм вмешательства в малые и большие (терапевтические) системы?
Что такое психотерапия?
Ответ клинического психолога на вопрос о том, что такое психотерапия, определяется его подходом к оказанию помощи, его конкретной теоретической ориентацией и его профессиональными обязанностями. Хотя при попытке дать точное определение психотерапии возникают значительные трудности, мы можем считать удачным рабочее определение, которое предлагает Норкросс:
Психотерапия представляет собой информированное и целенаправленное применение клинических методов и межличностных установок, выводимых из устоявшихся психологических принципов, с целью оказания помощи людям по изменению их поведения, когиниций, эмоций и/или других личных характеристик в направлениях, представляющихся желаемыми участникам (терапевтического процесса) (Norcross, 1990, р. 218).
Это определение носит весьма общий характер и во многом применимо ко всем вышеперечисленным формам вмешательства. Спросите любого прохожего, как он или она понимает психотерапию, и вам ответят, что психотерапия — это когда 2 человека беседуют друг с другом в приемной с глазу на глаз, сидя по обе стороны стола (или один из них лежит на кушетке). В их сознании сразу возникает диада, пара общающихся людей. Один из них является экспертом, оказывающим помощь, а другой — лицом, за этой помощью обратившимся. Именно такую ситуацию мы в общем и целом будем иметь в виду, говоря о психотерапии. При любых формах вмешательства и па любом системном уровне главным аспектом является коммуникация — вербальное и невербальное взаимодействие между людьми. Другим важнейшим аспектом являются доверительные и конфиденциальные отношения между теми, кто оказывает помощь, и теми, кому она оказывается, — достаточно доверительные и уважительные для того, чтобы можно было продолжить работу по выявлению и разрешению проблем. Как явствует из определения психотерапии, предложенного Норкроссом, ее задачи заключаются в продвижении личных чувств, мыслей и действий по направлению к желаемым целям. Желаемым — кем? Этот важнейший вопрос требует совместной проработки обеими участвующими сторонами.
Как мы периодически упоминали, терапевтическое вмешательство осуществляется в культурной среде, способной оказывать влияние на межличностные взаимодействия. На протяжении всей истории человечества в любой культуре происходил отбор и подготовка специальных людей, занимающихся избавлением членов общества от страданий и недееспособности. Джером Франк (Frank, 1974, р. 1-3) рассматривает психотерапию в широком смысле, видя в ней форму убеждения деморализованных людей. Социально узаконенный целитель встречается со страждущим ограниченное число раз. Эти встречи сопровождаются ритуалами, некоторые из которых могут носить физический или медицинский характер, но в целом представляют собой оказание влияния посредством действий и слов. В современной западной культуре психологи, психиатры, социальные работники и некоторые другие категории людей также наделены правом прибегать к ритуалам психотерапии и консультирования с целью помочь страдающим людям. Этот антропологический экскурс в историю напоминает нам о важности знания терапевтом условий, в которых живут его клиенты.
Некоторые из вышеприведенных коротких примеров касаются консультантов и консультирования. Существуют ли какие-то отличия психотерапии от того, что именуется консультированием? В слове консультирование заложен гораздо более широкий смысл, чем в слове «психотерапия». Юристы, священнослужители, реабилитационные работники, школьные консультанты-наставники, подготовленные парапрофессионалы (лица без специального образования) по борьбе с наркоманией и многие другие лица, не являющиеся психологами, нередко именуются консультантами и консультируют клиентов. Консультанты часто предоставляют клиентам информацию, касающуюся решения их личных проблем и преодоления жизненных трудностей. Кроме того, существует путаница между расхожим употреблением слова консультирование и термина консультационная психология. Как мы объяснили в главе 1, когда мы говорим о докторских степенях, мы наблюдаем значительное пересечение между профессиями клинической и консультационной психологии. Главное различие, следовательно, заключается в том, что консультирование — более общий термин, касающийся всех возможных проблем, тогда как психотерапия работает с более конкретными психологическими расстройствами и затруднениями. Психологи, имеющие докторскую степень, обычно называют свою профессиональную деятельность психотерапией, если она осуществляется в рамках медицинской ориентации; тогда как психологи, работающие в системе образования, нередко употребляют слово консультирование. В конце (заключительной части) этой главы мы еще раз вернемся к консультированию.
В типичной клинике или больнице вновь поступившие пациенты, которым в дальнейшем предоставляется психотерапевтическая помощь, проходят через несколько этапов:
1. Они обращаются за помощью по направлению от профессионала — врача, социального работника или психолога. Если речь идет о частной практике, то люди чаще всего приходят самостоятельно, либо найдя профессионала по телефонному справочнику, либо воспользовавшись рекомендацией друзей. Новый пациент, приходящий в клиническое учреждение, обычно обеспокоен — его волнуют вопросы: нет ли у меня психического заболевания? Что скажут люди, узнав, что я был на приеме у психолога? Что они со мной будут делать? Ребенок обычно приходит с кем-то из родителей и, как правило, плохо понимает, зачем его привели.
2.Первый контакт происходит в приемной. Обычно будущий клиент заполняет анкеты и получает некоторую информацию о деятельности клиники или больницы, а также ответы на некоторые свои вопросы.
3.Далее, как правило, проводится оценка состояния и потребностей новых пациентов, которая может варьировать от короткого интервью до длительного тестирования с применением многочисленных тестов.
4.На основании оценки принимается решение о показанности психотерапии, и если она показана, то это решение дополняется ориентировочными задачами лечения. На этой стадии у пациента снова может возникнуть беспокойство: что такое психотерапия? Как будут протекать встречи? Понравится ли мне психолог, и будет ли он по настоящему заинтересован в разрешении моей проблемы?
На ранних этапах работы с пациентом психолог объясняет ему и анализирует совместно с ним смысл и природу психотерапии, добиваясь
5.согласия или договоренности, касающейся плана работы. Это обеспечивает своего рода контракт, который в дальнейшем можно изменить с учетом новой информации и дальнейшего развития ситуации.
6.За этим следуют терапевтические сеансы, которые в итоге приводят к следующему этапу, завершению.
7.Завершение может быть как спланированным, так и констатироваться по факту. Иногда пациенты перестают посещать терапевтические сеансы или прекращают лечение вопреки рекомендациям, но, если завершение протекает запланировано, обе стороны понимают, что происходит, и могут оценивать результаты.
8.Можно запланировать одну или несколько контрольных сессий — через несколько недель или месяцев.
9.Сознательные психологи осуществляют также профессиональную оценку результатов и процесса психотерапии, иногда проводящуюся в составе плана исследования.
Теперь вернемся к более детальному рассмотрению основных (наиболее значительных) теоретических подходов, представленных в конце главы 2. В главе 2 мы предложили вашему вниманию короткое введение в психоанализ и биографию Зигмунда Фрейда, рассмотрели поведенческие и когнитивные теории Б. Ф. Скиннера и Альберта Эллиса, а также гуманистическое направление на примере полхода Карла Роджерса.