Модуль 6.4 записи о пациенте
Профессионалы обязаны надлежащим образом документировать свою работу с пациентами. Однозначные и понятные записи нужны службам экстренной помощи, проверяющим комиссиям и судебным органам, не говоря уже о том, что четкая документация помогает осмыслить многие проблемы и разрешить их. Хотя никаких стандартов ведения записей не предусмотрено, на принципы составления медицинской и психиатрической документации оказала сильное влияние работа Уида [Weed, 1968, 1969).
Психологи, работающие в медицинских учреждениях, как правило, имеют дело с производными или усовершенствованными версиями «Проблемно-ориентированной системы документации по Уйду» (Problem Oriented Record System, PORS). Несомненно, относящаяся к медицинской модели и ориентации на патологию, PORS обладает некоторыми недостатками, когда применяется специалистами, придерживающимися научающего, эволюционного или экологического подхода. Тем не менее PORS требует последовательных шагов и систематического контроля, являясь важным позитивным подспорьем, содействующим эффективной работе клинического предприятия.
В целом PORS можно разбить на четыре основных раздела.
База данных. В базе данных содержатся важнейшие исходные сведения: основные жалобы, имеющаяся патология, психосоциальный анамнез, семейный анамнез и сведения медицинского характера, данные психиатрического обследования, результаты психологического тестирования и т. д.
Перечень проблем. Проблемы нумеруются. Номер остается неизменным по ходу ведения записей, так что перечень проблем по сути является предметным указателем. Вот как может выглядеть перечень проблем, имеющихся у 22-летней стационарной больной: 1) шизофрения: а) неадекватный аффект; б) размытые ассоциации; в) мания величия; г) чрезмерная склонность к разговорам на религиозные темы; 2] отказ от приема лекарств; 3) не работает; 4) не имеет постоянного места жительства; 5) покидает больницу без разрешения (добавлено позже).
Планы представляют собой формулировку стратегии лечения: как будет обработана или осмыслена каждая проблема? Каковы цели лечения и критерии их достижения? Какие методы лечения будут использованы? Какая информация будет сообщаться пациенту?
Контроль. К этому разделу относятся примечания к клиническим записям. После каждого сеанса или лечебной процедуры каждая проблема должна сопровождаться примечанием, которое отражает субъективные или симптоматические данные, объективные или полученные клиницистом данные, оценку прогресса или статуса пациента и план очередного шага в лечении. Контрольные обследования могут дополняться составлением таблиц приема лекарств.
По мере стремительного развития информационных технологий и компьютеризации психологи могут продолжить разработку систем ведения документации по нескольким новым направлениям, в то же время продолжая следовать указаниям Уида, обеспечивающим подотчетность клиницистов при принятии решений и ведении и документации.
б) они должны знать, каким образом знания, полученные социальными науками, используются, а какими — не используются для оказания влияния на социальное программирование; в) они нуждаются в ясной теории ценности, чтобы уметь отличать хорошие программы от плохих; г) они, наконец, нуждаются в способах построения валидных знаний о программах. Авторы предупреждают, что представители бихевиоральных наук должны быть готовы к работе в реальном мире, где руководители программ и законодатели могут оказывать серьезное влияние на получаемые ими результаты. Вероятно, найдутся многие, кто будет рассматривать оценку всего лишь как очередную политическую акцию, которая имеет место в контексте, где власть, идеология и интересы являются более могущественными детерминантами в принятии решений, чем обратная связь, касающаяся самих программ. Наиболее актуальный на сегодняшний день вопрос звучит так: «В каких целях и в какой степени спонсоры по-настоящему хотят проведения оценочных исследований?»