Контекст обоснования и контекст открытия
Философ Ганс Рейхенбах (Reichenbach, 1938) указал на важное различение, касающееся эволюции знания. Развитие исследования и теории зависит не только от «жесткой» стороны науки — операциональных определений, строгих схем проведения исследований, позволяющих контролировать внешние переменные, тщательно разработанных методик и проверки гипотез, но и от его «мягкой» стороны: интуитивных догадок, полета воображения игрового подхода к решению проблем. Рейхенбах назвал одну сторону науки контекстом обоснования, а другую — контекстом открытия.
Исследования научного творчества изобилуют примерами важных научных событий, рожденных полетом воображения. Образ химической структуры молекулы бензола возник в голове Кекуле, когда тот дремал в кресле; ему снились танцующие змеи, которые сворачивались в кольца, заглатывая хвосты друг друга, и вдруг перед ним явилось бензольное кольцо, структура которой представляет собой одну из важнейших химических концепций. Флеминг случайно открыл пенициллин, когда нашел плесень, которая убивала бактерий в чашке с питательной средой, оставленной на ночь открытой. Дарвин во время своего кругосветного путешествия обнаружил останки морских раковин на вершинах Анд и отметил внутривидовые различия у птиц Галапагосских островов, что в итоге способствовало созданию теории эволюции. Фрейд черпал вдохновение в своих собственных сновидениях и глубинном изучении единственного испытуемого, исследование которого доступно каждому из нас — самого себя. Творческие идеи многих психологов родились случайно или в минуты фантастических грез, когда устоявшиеся стереотипы мышления ломались, делая возможной перестройку мыслей и образов. Однако, как писал в своей «Элегии, написанной на сельском кладбище», Томас Грей, «Сколь многие цветы рождаются на свет, чтобы отцвести незамеченными». Людям часто приходят в голову мысли, важность которых они либо не понимают, либо позволяют им бесследно исчезнуть из-за недостатка упорства и ресурсов. Случайные открытия становятся важными и полезными лишь в тех случаях, когда человек готов к их восприятию, понимает их значимость и доводит их до реализации. Догадки должны проверяться фактами, и именно в этот момент в игру вступает контекст верификации или обоснования. Знание приобретается путем переключения между гипотетическими построениями и критической проверкой.
Уильям МакГвайр (McGuire, 1997) указал на тот факт, что учебные курсы психологии страдают однобоким подходом, отдавая предпочтение методам, которые излишне сфокусированы на проверке гипотез, при этом уделяя слишком мало внимания их Созданию. Он приводит 49 рекомендаций по развитию креативности, к числу которых относит попытки объяснить странные события, интроспективное самонаблюдение, использование открытых вопросов и тщательный анализ «блестяще» зарекомендовавших себя техник. Перед началом исследовательской программы полезно обдумать различные варианты ее реализации — поставить «мысленный эксперимент». Один из авторов рекомендует студентам не ограничиваться изучением письменных отчетов о проведенных исследованиях и дополнять эти материалы интервьюированием небольших выборок испытуемых. Алан Уикер (Wicker, 1985) обрисовал стратегии, направленные на постановку новых вопросов и расширение своих представлений о возможностях исследований. Человеку свойственно идти в своем мышлении проторенными путями. Уикер же предлагает такие стратегии, как обыгрывание идей посредством метафор и рисунков, учет и изменение контекста при изучении поведения или проблемы, а также детальный анализ условий, в которых проблема возникает естественным образом. Клиническая деятельность предоставляет собой особенно плодотворную почву для выработки творческих гипотез благодаря тому, что клиницисты часто имеют возможность наблюдать и непосредственно сталкиваться с наиболее тяжелыми и глубинными проблемами, преследующими людей. Именно подробное изучение Фрейдом его пациентов явилось отчасти той причиной, по которой он сумел разработать теорию и методы психоанализа. Пиаже при разработке своих теорий в значительной мере основывался на клинических наблюдениях за детским мышлением, и в особенности на наблюдениях за своими собственными детьми. Бихевиоральная терапия явилась новаторским методом благодаря своему пристальному вниманию к отдельным клиентам и тщательному отслеживанию изменений, которые претерпевали их стимулы и реакции. У работников гуманитарных служб также есть немало возможностей наблюдать за развитием фундаментальных навыков и ошибок в сфере межличностного восприятия, сферы, на протяжении длительного времени остающейся проблемной для психологии (Toch & Smith, 1968).
Научное новаторство и поддержка развития знаний в значительной степени подвержены прихотям и влияниям Zeitgeist, «духа времени». Серьезное влияние оказывают на развитие науки средства массовой информации, политические и экономические условия. Обратите внимание, к примеру, на всплеск научного интереса к проблеме подросткового насилия после нашумевших школьных перестрелок в конце 1990-х гг. в Колумбине, штат Колорадо; в Спрингфилде, штат Орегон, и в Джонсборо, штат Арканзас. Имеет место также и неприятие новых идей, если те не отвечают духу времени. В своей популярной книге по генетике Шапиро (Shapiro, 1991) описывает воображаемое рассмотрение финансовым комитетом просьбы, с которой в 1865 г. к нему обращается Грегор Мендель; это описание наводит читателя на серьезные размышления.
В результате терпеливого наблюдения за многочисленными поколениями гороха, выращиваемого в монастырском саду, этот монах изложил соображения, которые легли в основу современной генетики, но за которые над ним посмеялись бы дарители грантов его эпохи. Ботаники тех времен проигнорировали немногочисленные статьи Менделя и его прозрения получили признание лишь 34 годами позже. Клиническая психология развивается в окружении контекстов, которые в одни периоды времени поощряют выдвижение на первый план бихевиоризма, в другие — когнитивизма, а в третьи — способствуют повышенному интересу к эмоциональной сфере и бессознательной мотивации. Иногда противостояние различных лагерей — психоанализа и бихевиоризма, гуманизма и эмпиризма — способствует активным изысканиям и развитию знания, но в другие моменты конфликты между теоретиками приводят лишь к напрасной трате драгоценного времени и энергии на бесплодные дебаты и споры.
Кун (Kuhn, 1970) ввел в обиход слово парадигма (по-гречески — «паттерн») как общее обозначение совокупности общепринятых научных убеждений, ценностей и процедур исследования, характерных для той или иной эпохи. Так, например, до путешествия Колумба, состоявшегося в 1492 г., большинство людей верило, что земля плоская. Куп показа, каким образом сдвиг парадигмы приводит к исторической революции в науке. Парадигма представляет собой паттерн или набор образчиков, или проблем, которые исследователи признают как научные и распространяют знания, касающиеся этих областей, среди студентов и широкой общественности. Рассматривая развитие науки с этой выигрышной точки зрения, нетрудно заметить, что человеческая природа настолько богата и многообразна, что причины, по которым различные группы психологов выбирают различные образчики или объекты внимания при построении своих систем, кажутся вполне естественными. Так, психоаналитиков интересуют совершенно иные проблемы, чем те, над которыми работают бихевиорнсты. Засилие измерений, статистики и экспериментальных схем в тех образчиках, с которыми сталкиваются студенты-клиницисты, порождают исследователей особого типа. И если мы пополним их программы образчиками полевого опыта, компьютерных технологий и наблюдений за экологическими системами, рассматриваемыми как целое, мы, быть может, сумеем воспитать психологов, способных задавать вопросы нового типа и получать столь же новые данные.