Клинические pecvpcbi в противовес статистическим
Даше обсуждение статистических и компьютерных вспомогательных средств для интерпретации тестов восходит к вышеупомянутой классической книге Пола Миля (Meehl, 1954), посвященной сравнению клинических прогнозов со статистическими. Невзирая на бурю откликов и исследований, которые она спровоцировала, основной постулат Миля не вызвал серьезных протестов: в ситуациях, относительно которых имеется достаточно полная статистическая информация, клиницисты, использующие ту же самую информацию, не в состоянии добиться более точных прогнозов, по сравнению с использованием статистических формул. Ловушка скрывается в словах, «относительно которых имеется достаточно полная статистическая информация». Случаи, когда по отношению к действиям, которые требуется предпринять клиницисту, имеются формулы, крайне редки, а данные, на которых основываются статистические прогнозы, как правило, собираются в контекстах, принципиально отличающихся от тех больничных, клинических и кабинетных условий, в которых работают современные клиницисты. Значительная часть клинических психологов (см., например: Nietzel, Bernstein & Millich, 1991; Sawyer, 1966), судя по всему, сходятся по следующим пунктам:
1.Если для интерпретации существуют доступные статистические процедуры, то клиницист должен
знать их и уметь их должным образом использовать.
2.Клиницисты должны пытаться представлять результаты обследования в количественной форме
и стремиться к повышению точности своих клинических суждений.
3.Некоторые клиницисты искуснее других в составлении прогнозов и выводов, но мы пока не знаем,
на чем основаны высокоразвитые клинические навыки, хотя и в состоянии описать многие проблемы и подводные камни, с которыми сталкиваются клиницисты.
4.Статистические вспомогательные средства и компьютеризация процедур клинического обследования обязаны своим существованием поступлению высококачественных клинических наблюдений и данных, и клиницисты достаточно хорошо подготовлены к получению таких данных даже несмотря на то, что человек не может сравниться с компьютером в точности обработки многочисленных
и подробных данных.
Проблемы, возникающие при составлении клинических выводов, вполне поддаются идентификации, а человеческие навыки наблюдения вполне поддаются усовершенствованию (Arkes, 1981; Dawes, 1986).
В общем и целом можно сказать, что клиницистам важно использовать как статистический, так и клинический подходы к осмыслению и предсказанию человеческого поведения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из методов в ущерб другому. В процессе анализа и обследования сложного
мира психологического здоровья и патологии и составления клинических заключений специалисты могут забыть о простом правиле: целью клинической психологии является достижение индивидуального и общественного благополучия. Это требует от клинициста значительно большего, чем диагностики и прогнозирования. Качественное клиническое обследование требует обширных познаний о людях и мире, в котором они живут, — знание, которое ведет к мудрым решениям и планированию своей деятельности. Здравое суждение и мудрость — вот идеалы, о которых мы должны стремиться получить значительно более полное представление.
СООБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Завершив интерпретацию полученных данных, клиницист переходит к важному этапу процесса обследования — передаче своих впечатлений и рекомендаций другим людям. При этом часто возникает необходимость в составлении письменных отчетов. Примерами таких отчетов являются как короткие записи, так и пространные аналитические тексты, заносимые в медицинскую карту пациента, письма адвокатам и судьям, наброски плана лечения для обсуждения с клиентом или его семьей и т. д. Типичный отчет для истории болезни занимает от одной до трех страниц. В большинстве случаев письменный отчет не является единственным средством коммуникации; кроме того, проводящий обследование психолог еще и непосредственно беседует с медсестрой, психиатром или социальным работником, которые работают с пациентом или семьей. Очевидно, что если полученные данные не используются, то клиническая оценка проделана впустую. В больничных архивах пылится много длинных отчетов, от которых не было никакого или почти никакого толка. Составляя отчет, компетентный психолог должен учитывать, кто будет пользоваться сообщаемой им информацией и для каких целей.
Составление отчета
Существует много способов составить хороший клинический отчет, о чем знает любой студент и преподаватель. Клинический отчет имеет некоторые общие черты с письменными заданиями, выполняемыми в классе. Отчет должен: а) соответствовать объему задания, его целям; б) быть упорядоченным, ясным и легким для понимания; в) быть реалистичным и, возможно, даже критичным, содержа в себе указания на имеющиеся ограничения действия, которые предстоит осуществить в будущем; г) содержать глубокий анализ и даже творческий подход к решению проблем; д) быть свободным от необоснованных утверждений и гипотез. Составление высокоэффективного и грамотного отчета — идеал, достичь которого нелегко, однако по мере знакомства с условиями своей профессиональной деятельности и приобретения опыта у клинициста, проводящего обследования, развиваются особый навык и стиль написания отчетов.