Оценка с экологическим акцентом
15-летняя Айрис — единственная дочь 50-летних родителей. Ее мать — социальный работник, а отец — менеджер в компьютерной фирме. В клинику они явились все втроем. Согласно их утверждениям, проблема заключалась в том, что на протяжении последних двух месяцев Айрис была угрюма и подавлена, и что ее исключили из школы. После первого сеанса психолог договорился с членами семьи о 2 двухчасовых встречах в их уютном особнячке, типичном для представителей верхних слоев среднего класса. Психолог проинтервьюировал каждого из троих отдельно, пока остальные заполняли вопросники, охватывающие такие области, как учебные условия, семейные отношения, производственная среда, здоровье и быт; при этом каждого члена семьи просили описать как фактические, так и идеальные, с его точки зрения, условия окружающей среды. Интервью, фокусирующееся на характерных для Айрис формах проведения досуга, показало, что она предпочитала бывать одна и была склонна к пассивному времяпрепровождению — много читала и смотрела телевизор. Ее ответы на вопросник показали, что она практически не ощущала * своей взаимосвязи со школьной средой. Кроме того, ответы Айрис указывали на большее число внутрисемейных конфликтов и меньшую степень семейной сплоченности, чем указали ответы обоих родителей. Ссылаясь на свою занятость на работе, они сообщали, что уделяли Айрис все меньше и меньше времени, и жаловались на то, что работа порой совершенно изматывала их. Помимо этого, выяснилось, что из-за сокращения финансирования в школе были ликвидированы программы по изобразительному искусству и музыке, которыми Айрис интересовалась больше всего. Родители не осознавали влияния этих внешних обстоятельств на их дочь, а потому был разработан план семейной терапии, в значительной степени основанный на обратной связи, полученной при заполнении вопросников, посвященных внешней среде. Данный случай иллюстрирует исходные предпосылки, лежащие в основе экологического подхода: люди рассматриваются как неотъемлемая составляющая своего окружения, и клиницист не может ни обследовать индивида, ни рекомендовать метод его лечения без понимания характера взаимодействия данного человека с внешней средой. (Более подробную информацию о данном клиническом случае и использованных в нем процедурах см. в работе; Fuhr, Moos S. Dishotsky, 1981 или Moos & Fuhr, 1982. Другой подход к поведенческой экологии см. в Dishion, 1990.1
Вторая сфера внимания клинициста — отклонения от нормы. Эти нормы могут являться статистическими, если речь идет о стандартизированных тестах, либо субъективными, как это часто бывает во многих клинических ситуациях. Так, при работе с любым отдельно взятым клиентом какая-либо его личностная характеристика может привлекать особое внимание своей необычностью или степенью проявленности, например, это может быть очень плохая память или чрезвычайно высокий уровень развития определенных навыков. Однако при рассмотрении отклонений от нормы важно помнить, что
у клиницистов, как у всех людей, сформировалась личная и профессиональная система ценностей под влиянием их культуры и профессиональной подготовки. Вследствие этого клиницисты придерживаются субъективных представлений о том, какое поведение является нормальным или анормальным, адаптивным или дезадаптивным, экономным или неэкономным, здоровым или нездоровым, приемлемым или неприемлемым и т. д. Пациенты, являющиеся представителями этнических меньшинств или других типов культур, могут придерживаться иных норм в суждении о собственном поведении.
Третьим элементом, тесно связанным с отклонениями от нормы, является характерность, или ярковыра-женностъ. Подобно тому как в пейзаже может выдаваться горный пик или бросаться в глаза озеро, могут выдаваться и некоторые аспекты психологического функционирования, личности или биографии. Речь может идти об особой манере говорить или внешнем виде, повторяющихся или привычных действиях, или о каком-то единичном событии — например, об инцесте в детстве. Список возможных ярко выраженных характеристик практически бесконечен. Подобно процессам, неразрывно связанным с определением отклонения от нормы, на степень выраженности любой характерной особенности индивида наверняка будет оказывать влияние уровень развития навыков наблюдения клинициста, а также система профессиональных и личных ценностей клинициста и клиента.
Четвертым и чрезвычайно важным аспектом является подтверждение информации данными, полученными из многих источников. Клиницисты должны помнить старую пословицу «Одна ласточка погоды не делает» и стараться избежать тенденции к переоценке бросающейся в глаза информации, при этом игнорируя паттерны, свидетельствующие об обратном. Однако когда клиницист подмечает факты, говорящие в пользу наличия какой-то конкретной проблемы или ценного положительного качества сразу в нескольких источниках — в самоотчете клиента, в интервью с членами семьи, в ходе клинических наблюдений или сразу в нескольких тестах, данные элементы информации приобретают дополнительный вес. Так, например, замедленная речь, виноватый вид, высокие показатели по шкале 2 (депрессия) теста MMPI и акцентирование на темных цветах при выполнении теста
МОДУЛЬ 5.3. ПРИМЕРЫ ПРИЗНАКА, ОБРАБОТЧИКА И КОРРЕЛЯТОРА
Нитцель и его коллеги (Nietzel et al., 1998) демонстрируют различные способы рассмотрения элементов информации в ходе обследования. В качестве примера они предлагают нам проанализировать следующий сценарий: постоялец гостиницы проглотил перед сном 16 таблеток снотворного. От смерти его спасла горничная, обнаружившая его в номере, после чего он был срочно доставлен в больницу. Мы выясним, насколько различаются между собой способы интерпретации этого происшествия в зависимости от того, рассматривать ли его как образчик, коррелят или признак поведения индивида.
Если видеть в совершенном индивидом поступке образчик его поведения, то данную суицидную попытку можно рассматривать как пример того, на что способен индивид при определенных стрессовых обстоятельствах. Такая интерпретация поведения клиента соответствует низкому уровню использования умозаключений — в ней не предпринимается попыток установить, почему возникла данная ситуация; вместо этого просто описывается, что произошло.
Рассматривая поведение индивида как некий коррелят, клиницист может прийти к определенным выводам более высокого порядка, объединив известные ему аспекты поведения клиента с собственными знаниями, касающимися самоубийц, почерпнутыми из
научной литературы. Чем прочнее корреляции между различными переменными, рассматриваемыми в научной литературе, тем более вероятно, что эти выводы окажутся правильными. Примерами выводов, которые могут быть сделаны на основе представленной здесь информации, являются следующие: а) клиент находится в состоянии депрессии;
б) клиент недавно пережил состояние депрессии;
в) клиент лишен социальной поддержки.
Если же рассматривать данную суицидную попытку как признак менее очевидных и более скрытых качеств клиента, то нам необходимо будет прибегнуть к выводам еще более высокого порядка, выходящим далеко за рамки имеющихся данных. Выводы, основанные почти исключительно на теории, нередко делаются в тех случаях, когда данные или паттерны поведения понимаются как признаки. Если, например, считать признаком суицидную попытку, о которой говорится в нашем примере, то можно сделать следующие выводы: а) клиент обращает агрессивные импульсы против себя; б) суицидная попытка отражает интрапсихические конфликты индивида; в) суицидная попытка представляет собой немую «мольбу о помощи». Как мы можем видеть, на выводы, касающиеся клиента, оказывают значительное влияние те способы, посредством которых клиницист рассматривает информацию в ходе обследования.
__________________________________________________________________________________
Роршаха убедительно свидетельствуют о наличии депрессивного расстройства.
Клинических интервьюеров обучают рассматривать отчеты клиентов о личных событиях как то, чем они фактически и являются — как предъявленные перцепции окружающего мира и самих себя, которыми клиент готов поделиться. Совершенно очевидно, что некоторые преступники лгут и уклоняются от рассказа о совершенных ими правонарушениях, и, как правило, этот факт четко осознают клиницисты, работающие с подобными группами клиентов. Однако подобного рода явные признаки избегания контакта и бессознательная оборонительная позиция в известной степени свойственны большинству людей. Более того, у некоторых людей недостаточно развита наблюдательность, а потому они и не способны к адекватному сопоставлению самих себя с другими людьми. Так, Нитцель и Бернштейн (Nietzel & Bernstein, 1976) продемонстрировали, что между оценками учащихся своей уверенности в себе и их фактическими ассертивными реакциями существуют значительные расхождения. Кроме того, последние исследования показывают, что учащиеся колледжей ошибочно сообщают о том, что большинство их однокашников регулярно злоупотребляют алкоголем, тогда как на деле их перцепции оказываются не точны — регулярным попойкам предается значительно меньше 50% студентов (Berkowitz, 1996).
Расхождения между различными источниками данных, равно как и совпадения, имеют немаловажное значение. Процесс рассмотрения различных источников информации как разных уровней или типов коммуникации был разработан Лири (Leary, 1957) и развит Клопфером (Klopfer, 1981, 1982). Например, оценивающий может отбирать информацию, касающуюся того, как человек воспринимается другими, как он воспринимает себя, пытаться глубоко проникнуть в систему символических аналогий или обращать внимание на всю информацию, относящуюся к когнитивному функционированию, и т. д. Клиницисту важно отметить совпадения и расхождения между различного рода данными.