Обследование с ориентацией на научение
8-летний Эдди 3. был единственным сыном родителей, которым уже перевалило далеко за 30. Интервью с родителями и учителями и систематическое наблюдение за Эдди в школе и дома подтвердили первоначальные впечатления консультирующего психолога, обнаружившего у Эдди ярко выраженное поведение, движимое духом противоречия. Было отмечено, что Эдди часто отказывается выполнять требования родителей и учителей, а также регулярно досаждает своими требованиями родителям и сверстникам — кричит, хлопает дверьми и швыряет вещи, пока его требования не удовлетворяются. Родители бранили его, а порой, выведенные из себя, и шлепали, но впоследствии испытывали вину за свой гнев и часто уступали сыну, едва он закатывал истерику. Опираясь на эту информацию, психолог-консультант предположил, что и ребенок, и значимые в его жизни взрослые непредумышленно обучали друг друга придерживаться негативных стратегий контроля, прибегая к аверсивным и силовым методам воздействия. Тщательный анализ данных позволил вычленить паттерны поведения Эдди, сформировавшие их прецеденты, а также их последствия. Соответственно, психолог-консультант остановил свой выбор на курсе «родительского тренинга». Тренинг был призван научить родителей и педагогов основным навыкам управления поведением, необходимым им для корректировки и изменения паттернов поведения Эдди, а также позволяющим научить его добиваться своего более конструктивными способами (такими как отслеживание поведения, заключение контрактов, постановка ограничений, различные стратегии подкрепления). (Подробное описание этих методов при работе с мальчиками, проявляющими антисоциальное поведение, см. в работе Patterson, Reid & Dishion, 1998.) Этот ориентированный на научение случай указывает на важность как можно более точного определения характера проблемы. При работе с реальным клиентом проблемные паттерны поведения и мышления следует описывать значительно более конкретно, чем мы перечисляем их в этом столь кратком очерке. Основополагающая цель подобного обследования — идентификация конкретных проблемных паттернов поведения и мышления наряду с указанием их прецедентов и последствий. Рекомендации, касающиеся методов лечения, в этом случае носят характер планов по изменению паттернов подкрепления в тех ситуациях, в которых имеет место проблемное поведение.
Обследование с ориентацией на личностный рост
Джинджер только что поступила в колледж. Родители предложили ей обратиться к консультанту и обсудить планы на будущее. Джинджер согласилась встретиться с консультантом отчасти с той же целью, которую имели в виду родители, не подозревавшие, однако, что Джинджер боится, а не забеременела пи она, и не знает, как поступить. В ходе беседы с Джинджер консультанту стало ясно, что перед ним запутавшаяся и расстроенная молодая женщина, которая нуждается в наставлении и более глубоком понимании себя. Во-первых, следовало выяснить, беременна ли она — консультант направил ее на медицинский осмотр, который показал, что она действительно беременна. Во-вторых, она нуждалась в информации, которая дала бы ей более полное представление о своих интересах и способностях. Она сообщила, что училась хорошо, но ничем особенно не интересовалась, а потому консультант предложил ей заполнить «Опросник интересов Стронга», который показал высокие результаты по шкале интересов в сфере социальных услуг. Эти результаты, в сочетании с отзывами из колледжа, помогли Джинджер осознать свои интересы. Консультирование сфокусировалось на помощи Джинджер в самопознании и исследовании сферы своих чувств, взаимоотношений, возможных альтернатив касательно ее беременности, коммуникации со значимыми для нее людьми и прояснения ее я-концепции по мере проектирования своего будущего. Она нуждалась в поддержке, которая помогла бы ей пройти через этапы становления личности, характерные для данного периода жизни, и предпринимать шаги по разрешению своих текущих проблем. Как упоминалось ранее, ориентация на развитие и личностный рост, как правило, не требует подробного тестирования и формального обследования. Работая с рядом производственных и личных проблем, клиницисты, придерживающиеся данной ориентации, рассматривают данные тестирования совместно с клиентом в качестве дополнительной информации к результатам самооценки.