Модуль 4.3 какими методами оценки воспользоваться?

Вы — клинический психолог, работающий в рамках «Программы психологической помощи сотрудни­кам», оказались в описываемой далее ситуации. Прочтите описание и решите, каким образом про­водить обследование. Какие основные вопросы вам необходимо выяснить? Какими методами сбо­ра информации вы воспользуетесь, чтобы дать психологическую оценку описываемому человеку? Если вы ограничены во времени, каким процедурам вы отдадите предпочтение?

модуль 4.3 какими методами оценки воспользоваться? - student2.ru Ситуация:

модуль 4.3 какими методами оценки воспользоваться? - student2.ru Диего Сантос, 37-летний женатый мужчина латино­американского происхождения, приходит к вам на прием по направлению его непосредственного на­чальника, который считает, что «тот не соответству­ет требованиям предприятия, на котором работает».

Руководитель описывает человека, которого вам предстоит обследовать, как испытывающего затруд­нения при выполнении инструкций, затягивающего выполнение заданий, не читающего технических ру­ководств, необходимых для адекватного выполнения профессиональных обязанностей, и имеющего «про­блемные установки», т. е. проявляющего недобросо­вестное отношение к работе. После полученной им производственной травмы, когда Сантос потерял со­знание от удара инструментом по голове, сотрудник постоянно вступает в перебранки с сослуживцами и начальством. Следует отметить, однако, что еще до травмы он плохо справлялся с письменными экзаме­нами на профпригодность, допускал проволочки в работе и часто принимал импульсивные решения. Кроме того, складывалось впечатление, что ему было трудно подолгу заниматься одним и тем же делом.

Другие сферы обследования и проблемные области

Существуют различные методы обследования групп людей и таких крупных систем, как организации и общины. Некоторые из них будут освещены в сле­дующих главах. Психологи распространяют вопрос­ники в школах, на предприятиях и в других органи­зациях, чтобы описать характеристики системы — ее социальный климат. В целях обследования более крупных систем могут использоваться официальные документы: истории болезни, архивы общественных учреждений и данные переписей населения (Mikawa, 1975). Психологи, занимающиеся проблемами эколо­гии и окружающей среды, разработали перспектив­ные методы оценки условий, в которых имеет место поведение индивидов, и особенностей их физическо­го окружения (Craik. 1971: McKerhnie. 1978: Wicker, 1981). Эти методы еще только предстоит адаптиро­вать к клинической практике, тем не менее перспек­тивные разработки, в особенности компьютеризация сбора, обработки и сведения данных, могут сделать оценку и более масштабных ситуаций применимой в клинических условиях.

Прежде чем закончить эту главу, посвященную инструментам сбора информации, мы предлагаем вам обдумать проблему, представленную в модуле 4.3. Какие процедуры обследования вы бы предпочли использовать, если бы были психологом и перед вами стояла задача собрать информацию, необходи­мую для адекватной оценки индивида?

Резюме

В этой главе кратко описаны основные инструмен­ты обследования, доступные для обычного психоло­га. Мы уделили внимание тому значению, которое имеет четкая формулировка целей обследования и осознание того факта, что, проводя эту работу, кли­ницист выполняет ее прежде всего для самого кли­ента. Процедура обследования выполняет три ос­новные функции: формирование рабочего образа, принятие решения и проверка гипотез. На процесс обследования неизбежно влияет терапевтическая ориентация клинициста, его теоретические воззре­ния, система профессиональных ценностей и личные убеждения. Процесс сбора информации во многом определяется тем, в какой мере клиницист владеет навыками интервьюирования и наблюдения. Интер­вью может быть структурированным или неструкту­рированным. Если структурированные интервью отличаются более высокой надежностью, то неструк­турированные интервью, как правило, легче приспо­собить к свободному течению беседы, при котором клиницист пытается придерживаться важных тем. На проведение интервью и наблюдений оказывают влияние многочисленные внешние факторы, особен­ности клиента и качества самого клинициста.

Навыки тестирования относятся к числу наиболее важных для клинициста профессиональных навы­ков. Проведение тестов требует соответствующей профессиональной подготовки и опыта. Тестирую­щий должен иметь представление о степени надеж­ности и валидности тестов. Кроме того, мы обсуди­ли важность норм, формируемых с учетом широко­го круга категорий клиентов, подлежащих оценке и признания культурных и других межгрупповых раз­личий. Такие сферы тестирования, как тестирование интеллекта, достижений и личностных черт, прочно опираются на тщательно сконструированные и стан­дартизированные объективные тесты. Проективные тесты в течение длительного времени играли очень важную роль в процессе клинического обследова­ния, поскольку с их помощью можно получать ин­формацию, связанную с подсознательными и скрытыми внутриличностными процессами. Однако субъективные интерпретации получаемых результа­тов вызывают сомнения, касающиеся надежности и валидности проективных тестов. Существует боль­шое количество инструментов тестирования, и кли­ницист всегда может выбрать наиболее подходящие из них для данного конкретного клиента и стоящей перед ним диагностической или лечебной проблемы.

Процедуры клинического обследования и исполь­зуемые для ее проведения инструменты несовершенны, а потому постоянно развиваются. Тем не менее клиницист, в отличие, например, от академическо­го ученого, не может отказаться от принятия даже несовершенных решений. В попытке помочь другим перед клиницистом встает вопрос: как лучше всего использовать несовершенные инструменты? Этот вопрос носит как этический, так и практический ха­рактер. В то же время исследование тестов, их статистических свойств и клинической пригодности непрерывно продолжается. Памятуя об этом, мы переходим к следующей главе, где обсудим способы посредством которых клиницисты интерпретируют данные, собранные во время клинического обследования — т. е. используют процесс, который мы на­зываем осмыслением.

Рекомендуемая литература и источники

Существует обширная литература, посвященная интервьюированию. Несколько глав книги Кучера и его коллег (Desk Reference. Koocher, Norcross & Hill, 1998) посвящены темам клинического интервьюирован» -определения психического статуса пациента и другие аспектам обследования. Создается впечатление, ч: интервьюирование становится все более специализир1 ванным на определенных проблемных сферах — напри мер, судебное интервьюирование (см. например, Satk: 1998).

В этой главе мы смогли рассмотреть многие тесты лиг.:; очень кратко. Подробные описания тестов и их критику можно найти в книге Анастази «Психологически тестирование» (Psychological Testing. Anastasi & Urbiii 1997, имеется русский перевод одного из первых издании Описания клинических тестов приводятся также в книге:» Нейропсихалогическое обследование (Neuropsychologk;. Assessment, Lezak, 1995). В 1938 г. Оскар К. Барос (Oscar К. Buros) приступил к выпуску серии ценных критн ческих материалов, касающихся тестов, опубликован ных на английском языке. Другие психологи продолжи ли эту серию изданием «Ежегодника психических из.«г рений* (Mental Measurement Yearbook); в качеств примера можно привести работу Impara & Plake, 1998.

ГЛАВА 5

Наши рекомендации